рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Брызгалова Лилия Шамильевна

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по учебнику Ефросининой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochno_liter_chtenie_3_klass.docx103.47 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс

Название раздела и тема урока

Колво

ча- сов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контро-

ля

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Устное народное творчество (16 часов)

1

 Загадки. Какие бывают загадки.

Загадка-сказка.

В.Даль "Старик-годовик"

1

Комбинированный

Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть. Конкурс "Знаток русских пословиц"

Воспринимать на слух произведения фольклора (сказки, былины, песни, загадки), понимать их содержание, определять жанр.

Слушать и слышать прозаические и стихотворные тексты художественных произведений, воспринимать и эмоционально реагировать на художественное слово, поэтические произведения.

Определять жанр и тему прослушанного произведения, понимать его содержание и аргументировать свою эмоциональную реакцию на произведение.

Выделять информацию в научно-популярных и учебных текстах.

Определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Формулировать вопросы к прослушанным произведениям, слушать вопросы учителя и ответы одноклассников и дополнять их

Читать вслух целыми словами,словосочетаниями, речевыми +звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту.

Читать тексты произведений фольклора, отечественных и зарубежных писателей с соблюдением знаков препинания, расстановкой пауз и выделением ключевых слов в предложениях.

Сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа.

Сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха.

Сравнивать русскую народную сказку с загадками, немецкую (братьев Гримм) и башкирскую (в пересказе А. Платонова).

Классифицировать скороговорки по особенностям построения текстов, используя материал учебника и учебной хрестоматии.

Определять тему пословиц, их прямой и скрытый смысл.

Участвовать в конкурсе «Знатоки пословиц» и проектной деятельности «Народная мудрость».

Различать виды загадок, народные и авторские.

Сочинять загадки о предметах, явлениях природы, животных.

Участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, пред+ставлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

+

2

 Пословицы. Какие бывают пословицы.

Дополнительное чтение. "Загадка","Пословицы"

1

Комбинированный

 Пословица, темы пословиц. Особенности

построения пословиц

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

3  - 4

 Русские народные сказки.

"Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую".

2

Комбинированный

Присказка. Виды присказок. Рассказывание

знакомых сказок с разными присказками.

Определение смысла ( главной мысли) сказки.

Рассказывание сказки от лица одного из героев

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

+

5 Слушание и работа с детскими

книгами.

 Сказки о животных.

Дополнительное чтение:  русские народные сказки. "Лиса и Котофей Иванович", "Дрозд Еремеевич"

1

Комбинированный

Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Русская народная сказка "Лиса и Котофей Иванович". Работа с книгой: предисловие, послесловие.

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

Работа с мультимедиа-сообщения-ми (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты, ссылки)+

6

 Сказки с загадками. Русская народная сказка "Дочь-семилетка".

1

Комбинированный

Особенности сказок с загадками, развитие сюжета. Сравнение героев положительных и отрицательных. Сравнение сказок с загадками

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

+

7 – 8

 Волшебные сказки. "Царевич

Нехитер Немудёр". Русская

народная сказка. О присказках

2

Комбинированный

Понятие: волшебны е сказки. Их особенности:

чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла.

Выразительное чтение эпизодов о чудесах.

Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и

волшебных сказок

познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Текущий

+

9 Слушание и работа с детской книгой.

 Дополнительное чтение: народные сказки "Елена Премудрая", "Умная внучка" ( в пересказе А.Платонова)

1

Комбинированный

Слушание русской народной сказки "Елена

Премудрая" или "Умная внучка". Сравнение книг с

бытовыми, волшебными и сказками о животных

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Ткущий

+

10

 Скороговорки. Потешки.

Повторение: малые жанры фольклора.

1

Комбинированный

Дополнительное чтение из хрестоматии

скороговорок, потешек. Понятие о скороговорке.

Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора"

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

Тест

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам рисунков.

11

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

Контрольный

12 -

14

 Былины. "Добрыня и Змея",

"Илья Муромец и Соловей-разбойник",

"Алеша Попович и Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула»

3

Комбинированный

Комбинированный

 Понятие о былине как жанре устного народного

творчества. Былинные герои: их внешний вид,

поступки, служение родине. Персонажи

положительные и отрицательные.

 Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты. Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию отдельных эпизодов

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

+

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

15 Слушание и работа с детскими

книгами.

 Былины.

Дополнительное чтение:

 "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша Попович".

1

Комбинированный

Слушание былины "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча". Сравнение ее с былиной "Добрыня и Змея". Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

+

16

 Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

Контрольный

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Тест

Работа в образовательном пространстве (тестирование)

Басни ( 5 часов )

17 – 18

Эзоп "Лисица и виноград"

И.А.Крылов "Лисица и виноград"

И.А.Крылов "Ворона и Лисица".

Дополнительное чтение : Эзоп

"Ворон и Лисица"

2

Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ

(развитие действия), олицетворение. Сравнение басен Эзопа и И.Крылова, героев и формы ( стихотворная и прозаическая). Упражнения в выразительном чтении басен. Особенности записи басни. Сравнение героев.

Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение или наизусть.

Находить в тексте слова с трудными звукосочетаниями, с подвижным и неподвижным ударением и уточнять их правильное произношение по словарю или у учителя.

Соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д.

Читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения.

Использовать алгоритм (памятку) работы над выразительностью чтения произведений, отрывков или эпизодов.

Выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Отрабатывать умение читать молча абзацы, отрывки.

Определять жанр и тему произведения до чтения, используя просмотровое чтение молча.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

+

19

Басни И.А.Крылова.

Дополнительное чтение. И.Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работнок»

1

Комбинированный

Понятия: аллегория, мораль, вступление. Выразительное чтение басен. Сравнивать басни (структура, мораль).

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

+

20 Слушание и работа с детской

книгой.

Дополнительное чтение:

 басни Эзопа "Голубь, который

хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж"

1

Комбинированный

Слушание басен Эзопа, И.А.Крылова,

А.Е.Измайлова. Книги "Басни И.А.Крылова",

"Русские баснописцы", "Басни Эзопа". Работа с

аппаратом книги: титульный лист, внутри текстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

Поиск информации в контролируемом Интернете.

21

Обобщение по теме «Басни». Рубрика «Проверь себя».

1

Контрольный

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Самопроверка и самооценка работы.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Тест

+

Произведения А.С.Пушкина (10 часов )

22 – 23

"У лукоморья дуб зеленый…".

Дополнительное чтение:

Отрывок из поэмы "Руслан и

Людмила" – "Бой Руслана с головой…"

2

Комбинированный

Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты.

Понятие об олицетворении. Упражнения в

выразительном чтении: определение задачи чтения, наблюдения за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения

Пользоваться умением читать молча для первичного (ознакомительного) чтения нового произведения.

Использовать умение читать молча для поиска информации в произведении, для работы со структурой текстов разножанровых произведений, вошедших в круг чтения третьеклассников.

Пользоваться поисковым чтением и умением читать молча для работы с текстом произведений, составления плана, выделения смысловых частей и эпизодов.

Находить в произведении описания, повествования и рассуждения, пользуясь умением читать молча.

Выделять название произведения (фамилия автора и заглавие), смысловые части, озаглавливать каждую часть

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты, ссылки)

24 – 26

А С.Пушкин "Сказка о царе Салтане…"

3

Комбинированный

Сравнение "Сказки о царе Салтане…" с русской

народной сказкой "Царевич Нехитер-Немудёр":

схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений.

Наблюдение в сказке за изменением состояния

моря, движения кораблика и изменением настроения автора

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

27 – 28  Слушание и работа с детской книгой

"Сказки А.С.Пушкина"

К.Г.Паустовский.

Дополнительное чтение:

 "Сказка о попе и о работнике его Балде" А.С.Пушкина и "Там лес и дол видений полны…" Э.Бабаева

2

Комбинированный

Работа с книгами сказок А.С.Пушкина.

Рассматривание книг со сказками разных изданий

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

+

29

 А.С.Пушкин. "Вот север, тучи

нагоняя,…", "Зимний вечер",

1

Комбинированный

Сравнение стихотворений: определение их тем,

наблюдение за построением строф и рифмой

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

30

 А.С.Пушкин "Няне"

1

Комбинированный

Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне

Текущий

31

 Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

Выполнение заданий в учебнике и тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

+

Стихи русских поэтов ( 5 часов )

32

 Стихи Ф.И.Тютчева. "Есть в осени первоначальной…", "Чародейкою Зимою…"

1

Комбинированный

Работа с текстами стихотворений Ф.Тютчева.

Сравнение их содержания ( о чем говорится), какие использованы эпитеты, сравнения. Сравнение строф: четверостишия и пятистишия.

Выразительное чтение стихотворений

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

+

33

 А. Н. Майков "Осень"

1

Комбинированный

Работа с текстом стихотворения. Выполнение

заданий в учебнике. Упражнение в выразительном чтении

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

34

 Стихи А.А.Фета

"Мама! Глянь-ка из окошка…", "Кот поет, глаза прищуря…"

1

Комбинированный

Сравнение стихотворений А.А.Фета, выделение

эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдения за употреблением автором знаков препинания. Работа с иллюстрацией и соотнесение ее с текстом. Заучивание одного из стихотворений наизусть.

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

Работа в образовательном пространстве (тестирование)

35 Слушание и работа с детской

книгой

 Стихи русских поэтов

Дополнительное чтение:

 И.А.Бунин "Листопад"

1

Комбинированный

Работа с к нигами со стихами для детей. Слушание стихотворения И.А.Бунина "Листопад"

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

+

36

Контрольный урок. Рубрика «Проверь себя».

1

Контрольный

выполнение заданий в учебник е и тетради)

или комплексная разноуровневая контрольная работа  ( один из вариантов) Контрольные работы, тесты. Литературные диктанты. Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2008. – 416 с. - Стр. 21

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Контрольная работа

+

Произведения Л.Н.Толстого (11 часов)

37 -38

Л.Н.Толстой  сказка «Два брата», басня «Белка и Волк».

Дополнительное чтение. Л.Н.Толстой «Ореховая ветка

2

Комбинированный

Сравнение жанров произведений и выделение

особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Заучивание наизусть .Выполнение заданий к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям

Определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности.

Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения.

Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план.

Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности).

Учиться воспроизводить текст произведения, пользуясь алгоритмом учебных действий: читать наизусть, читать выразительно наизусть и по учебнику, пересказывать подробно и кратко.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения, подтверждая ответы словами из текста и подчёркивая особенности и специфику текста (жанр, тема, форма, язык автора).

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

Поиск информации в контролируемом Интернете.

39–40 Слушание и работа с детскими

книгами.

 Дополнительное чтение:

 Л.Н.Толстой. "Работник

Емельян и пустой барабан"

2

Комбинированный

Особенности сказок Л.Н.Толстого ( сюжет, герои).

Определение вида сказок ( волшебная, бытовая)

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

41 – 42

 Научно-познавательные и

художественные рассказы.

Л.Н.Толстой "Лебеди","Зайцы",

Дополнительное чтение:  Л.Н.Толстой "Лев

и собачка"

2

Комбинированный

Выделение фактов из текста "Зайцы" и их описаний.

Определение главной мысли рассказа "Лев и

собачка". Сравнение этих рассказов: особенности повествования, эмоциональное состояние, позиция автора в каждом рассказе. Пересказ одного из рассказов. Упражнение в выразительном чтении рассказа "Лебеди":выделение описания отдельных  эпизодов, определение отношения автора.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

+

43 - 44

 Разножанровые произведения.

Рассказ "Прыжок" Л.Н.Толстой

2

Комбинированный

 Художеств енный рассказ "Прыжок", его сюжет ( показать на сюжетно-композиционном

треугольнике). Чтение молча.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Текущий

+

45

 Разножанровые произведения

Былин  "Как боролся русский богатырь» Л.Н.Толстой

1

Комбинированный

 Обучение рассказыванию былины

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

+

46 Слушание и работа с детской

книгой.

 Книги Л.Н.Толстого. Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение:

А.Сергеенко "Как Л.Н.Толстой рассказывал сказку об огурцах"

1

Комбинированный

Слушание сказки Рассматривание книг

Л.Н.Толстого разных изданий

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

47

 Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

Контрольный

Выполнение заданий в учебнике и тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

+

Произведения Н.А. Некрасова ( 7 часов)

48

Н.А.Некрасов "Крестьянские дети" (отрывок). "Мужичок с ноготок".

К.И.Чуковского "Мужичок с

ноготок"

1

Комбинированный

Чтение и сравнение двух отрывков. Выделение

эпитетов. Сравнение интонационных рисунков,

выявление позиции автора-рассказчика, автора-героя. Аналитическое чтение статьи К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок"

Анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических.

Определять тему и жанр произведения.

Моделировать обложки. Сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора.

Сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки.

Определять главную мысль произведения, отвечать на вопросы к тексту произведения, находить в тексте слова и предложения, подтверждающие главную мысль.

Делить текст на смысловые части, озаглавливать каждую часть, составлять план.

Овладевать умением составлять план любого текста, пользуясь алгоритмом учебных действий.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

49 Слушание и работа с детской

книгой.

 Дополнительное чтение:

 стихотворение (полный текст)

Н.А.Некрасова "Крестьянские

дети"

1

Комбинированный

Упражнение в выразительном чтении отрывка

"Крестьянские дети". Выразительное чтение

наизусть одного отрывка

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

+

50 – 51

Н.А.Некрасов "Славная осень…".

 Дополнительное чтение:

К.И.Чуковского "Зеленый Шум" Н.А.Некрасов "Зеленый Шум".

 

2

Комбинированный

 Сравнение описания поздней осени и наступающей весны. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Заучивание наизусть

 Сравнение своего прочтения "Зеленый Шум" с прочтением его К.И. Чуковским.

Выполнение заданий в тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других

Текущий

Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

52

 Стихи о природе. Н.А.Некрасов "Мороз- воевода" (отрывок из поэмы Мороз, Красный нос")

1

Комбинированный

Сравнение описаний героев стихотворений (

сказочный герой и герой реальный), их чувств,

поведения. Определение тона, темпа и ритма

чтения. Выразительное чтение стихотворений

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

+

53Слушание и работа с детской книгой

Стихи Н.А.Некрасова. К.Чуковский «О стихах Н.А.Некрасова».

Дополнительное чтение. Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы). Рубрика «Книжная полка».

1

Комбинированный

Рассматривание книг со стихами Н.А.Некрасова – работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Работа с таблицей «Стихи русских поэтов».

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

+

54

 Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

Комбинированный

Выполнение заданий в учебнике и тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

+

Произведения А.П.Чехова (6 часов)

55 -56

 А.П.Чехов "Степь".

Дополнительное чтение:

 А.П.Чехов "Белолобый»

2

Комбинированный

Описание луны, грозы, ветра, дождя. Выделение олицетворений. Художественный пересказ о Белолобом. Сравнение рассказов А.П.Чехова "Степь" и И.С.Тургенева «Лес и степь». Выполнение заданий к текстам произведений

Учиться пересказывать текст произведения, эпизода подробно или кратко, следуя алгоритму учебных действий.

Пересказывать текст кратко, выделяя основные сюжетные линии и факты.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев произведения.

Анализировать и выделять образ главного героя.

Характеризовать героев и их поступки, подтверждая ответ словами из текста произведения.

Работать с иллюстрацией, объяснять её значение для понимания произведения, сравнивать своё представление о прочитанном с иллюстрацией, высказывать своё мнение о соответствии иллюстрации произведению.

Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению, выделять их особенности

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

+

57 – 58

А.П.Чехов "Ванька".

Очерки и воспоминания об А.П.Чехове. Н.Шер «О рассказах А.П.Чехова».

2

Комбинированный

Объяснение заглавия. Аналитическое чтение,

выделение эпизодов описаний героя, его жизни.

Знакомство с очерками, выделение их особенностей жанра. Поиск информации о писателе в справочнике.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

59

Книги о животных. Дополнительное чтение. Л.Андреев «Кусака»

1

Комбинированный

Слушание рассказа Л.Андреева «Кусака». Сравнение рассказов о животных. Работа с книгами о животных: рассматривание, чтение предисловий и послесловий.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других

Текущий

+

60

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

1

Контрольный

выполнение заданий в комплексной разно уровневая контрольная работа .

 Контрольные работы, тесты. Литературные диктанты. Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2008. – 416 с. - Стр. 21

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

Контрольная работа

Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации,)

Сказки зарубежных писателей ( 4 часа)

61

Ш.Перро "Подарки феи"

1

Комбинированный

Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий, повторы, герои положительные и

Отрицательные.

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

+

62

Ц.Топелиус "Солнечный Луч в

ноябре".

Дополнительное чтение:

Ц. Топелуис. "Зимняя сказка"

1

Комбинированный

Наблюдение: начало и конец сказки, большие числа,

поведение героев. Сравнение сказок Ц.Топелиуса

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

+

63

Слушание и работа с книгами

зарубежных сказочников.

Х.К.Андерсен "Снеговик"

Бр.Гримм "Умная дочь крестьянская"

1

Комбинированный

Слушание сказки Бр.Гримм "Умная дочь

крестьянская". Повторение сказок с загадками.

Чтение сказки Х.К.Андерсена "Снеговик", выполнение заданий в тетради.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

64

Урок-утренник " В мире сказок"

1

Комбинируемый

Игра "Назови сказку", конкурс "Защити свою

книгу", парад сказочных героев, инсценирование

эпизодов сказок

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Текущий

+

Стихи русских поэтов (7 часов)

65

И.С.Никитин "Русь"

11

урок изучающего  

чтения

Понятие о тоне, ритме. Выделение логических

ударений и соблюдение пауз. Определение темы.

Упражнения в выразительном чтении. Выполнение

заданий в тетради

Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

+

66

И.С.Никитин "Утро"

1

урок изучающего чтения

Описание к артин природы ( пейзаж), выделение

эпитетов и олицетворений. Работа с иллюстрацией

и текстом. Повторение: логические ударения.

Выразительное чтение наизусть

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Текущий

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

67

И.З.Суриков "Детство"

1

урок изучающего чтения

Повторение: выделение олицетворений, сравнений

и эпитетов. Выполнение заданий в учебнике и

тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Текущий

+

68 Слушание и работа с детскими

книгами стихов русских поэтов.

Дополнительное чтение:

И.С.Никитин "Помню я:

бывало няня…"

1

урок изучающего чтения

Слушание стихотворения или любого другого

стихотворения русских поэтов. Выполнение

заданий в тетради

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

Текущий

+

69

С.Д.Дрожжин "Привет",

"Зимний день"

1

урок изучающего чтения

Объяснение заглавия стихотворения "Привет" и

подбор синонимов к слову привет. Сравнение тем

стихотворений и их интонационных рисунков.

Пейзаж в стихотворении "Зимний день". Работа с

иллюстрацией и текстом

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Текущий

+

70 Слушание и работа с детскими

книгами.

Дополнительное чтение:

Ф.Н.Глинка "Москва"

1

урок изучающего чтения

Сравнение стихов по темам, авторам. Чтение

стихов о Родине

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Текущий

Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

71

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

Урок развивающего контроля

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Конкурс "Выразительное чтение стихов русск их поэтов"

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

+

Произведения Д.Н.Мамина – Сибиряка (6часов)

72 - 73

Д.Н.Мамин - Сибиряк "Приемыш".

Дополнительное чтение.В.Астафьев «Стрижонок Скрип»

2

урок изучающего чтения

Работа над содержанием рассказа, сюжетом.

Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану ( план дан в учебник е). Выявление главной мысли, авторской позиции ( автор-рассказчик). Выполнение заданий в тетради

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты, ссылки)

74

Д.М.Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

1

урок изучающего чтения

Работа со сказкой: чтение, выделение основного содержания. Сравнение этой сказки с басней.

Обучение краткому пересказу. Выразительное

чтение одной из частей по ролям

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

75 Слушание и работа с детской

книгой.

Дополнительное чтение:

Д.М.Мамин-Сибиряк "Постойко"

1

урок изучающего чтения

Слушание расск аза о животных. Работа с книгами.

Игра-конкурс "герои-животные". Отзыв о

прочитанной книге.

Игра-конкурс "герои-животные".

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

+

76

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

урок развивающего контроля

Выполнение заданий в учебнике и тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Работа в образовательном пространстве(тестирование)

Произведения А.И.Купирина (8 часов)

77-79

А.И.Куприн «Синяя звезда»

3

урок изучающего чтения

Работа над содержанием рассказа, сюжетом.

Аналитическое чтение, работа с планом.

Выполнение заданий в тетради

Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.

Определять авторское отношение к героям.

Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.

Характеризовать героев, используя данные из таблиц.

Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.

Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

+

80-81

А.И Куприн «Барбос и Жулька»

2

урок изучающего чтения

Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана.

Сравнение этого рассказа с рассказом

Л.Н.Толстого "Лев и собачка". Выполнение

заданий в тетради

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

82 Слушание и работа с детскими

книгами о животных.

Дополнительное чтение: А.И.Куприн

"Собачье счастье"

1

урок изучающего чтения

Описание героев рассказа. Выделение эпитетов и

сравнений. Работа по сюжету. Дополнение плана.

Сравнение этого расск аза с расск азом

Л.Н.Толстого "Лев и собачк а". Выполнение

заданий в тетради

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

84

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

урок развивающего контроля

Выполнение заданий в учебнике и тетради

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+

Стихи С.А.Есенина (7 часов)

85

 Стихи о Родине

С.А.Есенин « Я покинул родимый дом…» ( отрывки)

1

урок изучающего чтения

Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебник е. Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Сравнение строф, указание пауз, выделение логических ударений. Выразительное чтение одного из отрывков наизусть

Моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок.

Сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме.

Составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов.

Классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.).

Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.

Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+

86

С.А.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"

1

урок изучающего чтения

Работа со стихотворением: первичное восприятие (читает учитель), выделение сравнений и эпитетов, определение интонационной партитуры.

Выполнение заданий в тетради

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

+

87

С.А.Есенин "Береза".

Дополнительное чтение: стихи С.А.Есенина

о березе ( отрывки).

1

урок изучающего чтения

Чтение стихов, выделение эпитетов, сравнений,

олицетворений, сравнение строф. Упражнение в выразительном чтении стихотворения "Береза": определение интонационной партитуры, отношение автора, пробное чтение каждого четверостишия. Заучивание наизусть

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере.

88-89

С.А.Есенин "Бабушкины сказки"

2

урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение стихотворения

"Бабушкины сказк и", выполнение заданий к

тексту. Упражнение в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнение стихотворений И.З.Сурикова "Детство", И.С.Никитина "Помню я:бывало няня…"и С.А.Есенина "Бабушкины сказки". Творческая работа: рассказывание сказок "Про Ивана-дурака"

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

90 Слушание и работа с детскими книгами

 Книги со стихотворениями русских поэтов. С.А.Есенин «Сыплет черёмуха снегом…» И.Тургеньев «Деревня».

1

урок изучающего чтения

Книги со стихами русских поэтов. Выполнение

творческих работ. Работа с каталогами и

библиотечными формулярами

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

+

91

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

1

урок развивающего контроля

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина ( работа в группах)

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

+

Произведения К.Г.Паустовского (12 часов)

92-95

К.Г.Паустовский сказка «Стальное колечко»

4

урок изучающего чтения

Работа с произведением. Аналитическое чтение, деление на части и составление плана. Описание образа Вари, выделение сравнений и слов бойца "анютины глазки с косичками".

Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения.

Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты, ссылки)

96-98

К.Г.Паустовский «Кот-ворюга»

3

урок изучающего чтения

Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа с текстом рассказа: чтение, сюжет ( развитие событий), образ кота ( внешний вид, поступки).

Творческая работа: рассказ от имени кота "Моя

кошачья жизнь"

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

99-100

К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди?» Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»

2

урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение рассказа, выполнение

заданий в учебнике. Сравнение этого рассказа с рассказом "Кот-ворюга". Понятие: научно-

познавательный рассказ. Работа с описаниями

дождей. Творческая работа: придумать рассказ

"Дождь идет"

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

+

101Слушание и работа с детскими книгами

Дополнительное чтение. И.Тургеньев «Воробей». К.Г.Пауствоский «Тёплый хлеб».

1

урок изучающего чтения

Слушание ск азки К.Г.Паустовского "Теплый

хлеб". Рассматривание книг Паустов ского, работа с

аппаратом книги: предисловие, оглавление,

аннотация

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

+

102

Обобщение по разделу. Контрольный урок.

1

урок развивающего контроля

Слушание рассказа. Работа с книгами о природе, сравнение книг с одним и тем же произведением, но разных изданий

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+

103

Урок-утренник «Моя любимая книга» (урок проходит в рамках «Недели детской книги»)

1

Урок проходит в рамках "Недели детской к ниги".

На утренник можно пригласить гостей ( родителей, ребят из параллельного класса). Содержание урока-утренника:

- выставка "Моя любимая книга" с отзывом ученика;

- конкурс чтецов и рассказчиков произведений,

изученных в течение четверти;

-конкурс творческих работ ( "Моя кошачья жизнь", "дождь-дождик" и др.);

- викторина "По страницам нашего учебника";

- инсценирование эпизодов отдельных произведений

+

Произведения С.Я.Маршака (4 часа)

104-105

С.Я.Маршак «Урок родного языка», «Ландыш»

2

урок изучающего чтения

 Повторение произведений С.Я.Маршака. Работа со стихотворением "Урок родного языка": чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание стихотворения "Ландыш", выделение эпитетов и сравнений. Сравнение стихотворений С.Я.Маршака. Заучивание одного из стихотворений наизусть ( свободный выбор детьми )

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок).

Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям.

Пользоваться библиотечным фондом.

Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю.

Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами.

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

+

106Слушание и работа с детскими книгами

Пьесы-сказки С.Я.Маршака      Дополнительное чтение. С.Я.Маршак «Кошкин дом»

1

урок изучающего чтения

 Слушание пьесы-сказки С.Я.Маршака "Кошкин

дом" или другого произведения. Выставка книг

С.Я.Маршака разных годов издания. Книги с

портретом писателя, книги с предисловием,

послесловием или аннотацией

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

+

107

Обобщение по теме. В Субботин «С.Я.Маршак»

1

урок развивающего контроля

Первая часть урока-конкурса "Мой Маршак":

- работа в учебнике по рубрик е "Книжная полка";

- выразительное чтение стихов С.Я.Маршака;

- аннотация "своей" книги, принесенной на урок;

- конкурс творческих работ.

Вторая часть урока-конкурса "Я знаю стихи

С.Я.Маршака".

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

Работа в образовательном пространстве(тестирование)

Произведения Л. Пантелеева (5 часов)

108-109

Л.Пантелеев «Честное слово»

Дополнительное чтение. В.Осеева «Бабка»

2

урок изучающего чтения

Работа с рассказом: первичное чтение, определение темы, "автор-рассказчик", "автор-герой рассказа".

Выполнение заданий к тексту в учебнике и в

тетради. Обучение художественному пересказу (план в учебнике )

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

110-111

Л.Пантелеев « Камилл и учитель»

2

урок изучающего чтения

Исторический рассказ, автор-рассказчик. Сюжет

рассказа ( работа с "сюжетным треугольником").

Выполнение заданий в учебнике и в тетради

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

Работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты, ссылки)

112Слушание и работа с детскими книгами

Дополнительное чтение. Л.Пантелеев « Фенька», «Новенькая»

1

урок развивающего

контроля

Работа с рассказами Л.Пантелеева "Фенька",

"Новенька". Работа с книгами Л.Пантелеева

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+

Произведения А.П.Гайдара (6 часов)

113

А.Гайдар «Горячий камень»

1

урок изучающего чтения

Работа с рассказом: чтение, выполнение заданий в учебник е, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради

Воспринимать художественный текст адекватно его эмоционально-нравственному содержанию.

Выделять особенности художественного текста: эмоции и чувства героев произведения, чувства и переживания автора произведения, воздействие произведения на читателя.

Понимать и объяснять заглавие произведения, его соответствие содержанию произведения.

Объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм, выражать своё отношение к поступкам героев и объяснять его.

Осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта.

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

114-115

А.Гайдар «Тимур иего команда» (отдельные главы)

2

урок изучающего чтения

 Знакомство с книгой "Тимур и его команда". Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике.

 Рассказ о дружбе ребят ( по выбору)

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

116

С.Михалков «Аркадий Гайдар».

К.Г.Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре»

Дополнительное чтение. С.Михалков «Ошибка»

1

урок изучающего чтения

Работа со стихотворением С.В.Михалкова "Аркадий Гайдар": чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание очерка К.Паустовского "Од Аркадии Петровиче Гайдаре". Повторение произведений С.Михалкова и К.Паустовского

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Презентация с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере

117

Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение. В.Драгунский «Девочка на шаре»

1

урок изучающего чтения

Рассматрив ание книг о детях, сравнение игр, забав и

жизни детей в годы войны и в мирное время.

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

118

Обобщение. Рубрика «Проверь себя».

1

урок развивающего

контроля

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Тест

+

Произведения М.М.Пришвина (7 часов)

119-120

М.М.Пришвин «Моя Родина» (очерк)

Дополнительное чтение. М.М.Пришвин «Двойной сад»

2

урок изучающего чтения

Работа с очерком "Моя Родина": чтение,

выполнение заданий в учебнике и в тетради

Развитие сюжета в рассказе "Двойной след",

комментирование заглавия, художественный рассказ о тетерке ( обучение). Выполнение заданий к тексту

Рассказывать о героях произведений (портрет, поступки, чувства, состояния), используя художественные средства.

Определять авторское отношение к героям.

Определять героев положительных и отрицательных, анализировать их поступки.

Сравнивать образы положительных и отрицательных героев в табличной форме.

Характеризовать героев, используя данные из таблиц.

Пересказывать произведение подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (описание героя произведения, места события, обстановки); по иллюстрациям.

Формировать умение пересказывать произведения (подробно, кратко, выборочно), пользуясь алгоритмом учебных действий.

Сравнивать произведения со сходными сюжетами по жанру, авторской принадлежности, форме, средствам выразительности

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательностдействий на уроке

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

+

121

М.М.Пришвин «Выскочка»

1

урок изучающего чтения

 Самостоятельное ознакомительное чтение,

комментирование заглавия. Аналитическое чтение, составление плана, определение отношений автора к Выскочке. Выполнение заданий в учебнике. Сравнение рассказов "Двойной след" и "Выскочка".

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

+

122-123

М.М.Пришвин «Жаркий час»

В.Чалмаева «Воспоминания о М.М.Пришвине»

2

урок изучающего чтения

 Чтение рассказа-описания "Жаркий час". Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания ( выделение глаголов, повторов, поведения зайца).

Сравнение разных по жанру произведений

М.М.Пришвина: очерк, художественный рассказ,

юмористический рассказ, рассказ -описание

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

124

Обобщение. Рубрика «Проверь себя»

1

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+

Произведения зарубежных писателей (10 часов)

125- 127

 Дж. Лондон "Бурый волк" (в сокращении)

3

Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа, смысл рассказа. Выполнение заданий в учебник е и в тетради.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, содержание, аннотация, выходные данные), тип книги, название (фамилия автора и заголовок).

Моделировать обложки книг (автор, заглавие, жанр, тема), сравнивать и дополнять модели книг, подбирать книги к моделям.

Пользоваться библиотечным фондом.

Выбирать книги по каталогу, в открытом доступе по алфавитному указателю.

Находить в книге нужную информацию, пользуясь аппаратом книги, иллюстрациями, таблицами, схемами.

Читать дополнительно произведения в хрестоматии по изучаемой теме (разделу) и работать с текстом произведения.

Самостоятельно читать детские газеты и журналы в читальном зале библиотеки.

Выполнять проекты индивидуально, в парах и группах: собирать информацию о книгах и авторах, обрабатывать собранную информацию, проводить презентации, участвовать в конкурсах и выставках

Пользоваться поисковым чтением: находить в тексте диалоги, монологи, полилоги героев, выделять реплики, обращения, слова, подчёркивающие особенности характера героев произведения. Формулировать вопросы и ответы о произведении, героях, авторе.

Читать по ролям диалоги, полилоги, монологи героев произведений; инсценировать эпизоды.

Участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками о произведении, героях, книге. Вести беседу в паре, в группе на тему прочитанного произведения.

Участвовать в обсуждении произведений, книг, героев.

Использовать в речи понятия: диалог, монолог, реплика, вопрос и слова вежливого об-ращения.

Высказывать своё суждение о произведениях, книгах в виде монолога (3–5 предложений).

Готовить сообщение в форме монолога об авторе произведения или о книге в форме монолога в качестве проект

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

+

128 -130

 Э.Сетон-Томпсон "Чинк" (в сокращении)

3

Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента.

 Рассказ "Чинк и Обри". Сравнение

рассказа "Чинк" с рассказами русских писателей

А.Чехова, Л.Толстого, А.Куприна

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

+

131

Рубрика «Книжная полка».

Дополнительное чтение.

1

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

132

Слушание и работа с детск ими

книгами зарубежных

писателей.

Дополнительное чтение:

 Дж.Чиарди "Джон Джей Пленти и кузнечик".

1

Слушание стихотворений. Работа с выставкой книг зарубежных писателей.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке

+

133

Обобщение по разделу. Рубрика «Прверь себя».

1

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в

учебник е и тетради.

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам

134

Комплексная разноуровневая контрольная работа

1

урок развивающего контроля

Контрольные работы, тесты. Литературные диктанты. Тексты

для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2008. – 416 с. - Стр. 160

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+

135

 Библиотечный урок "Летнее

чтение"

1

Игра "Я знаю", выбор книг на темы:

-"Русские писатели и их произведения";

-"Сказки народные и литературные";

- "Моя любимая книга".

Оформление "Дневник а летнего чтения" по

рубрикам:

- "Фольклор";

- "Стихи русских поэтов";

- "Рассказы о детях";

- "Читаем о Родине и природе";

- "Зарубежные писатели";

- "Приключения";

- "Детский детек тив".

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

+

136

"Проверьте себя" Обобщение по разделу Слушание и работа с детскими

книгами зарубежных писателей..

1

Обобщение по разделу. Выполнение заданий в

учебник е и тетради.

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...