конспект урока для 1 класса. Тема: «Твёрдый согласный звук ц. Буквы Ц, ц»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Матвиенко Любовь Николаевна

Познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «НОВОГРЕМЯЧЕНСКАЯ СОШ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОБУЧЕНИЮ

ГРАМОТЕ

В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц.

                                              Подготовила и провела

 учитель начальных классов:

                               Матвиенко Л.Н.

2014 – 2015 г

Тема урока: Твёрдый согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц.

Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов;
  • Учить распознавать звук [ц] и букву ц в словах;
  • Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
  • Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления;
  • Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;

Познавательные УУД:

  • принимать учебную задачу;
  • решать учебную задачу под руководством учителя;
  • учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ц;
  • группировать изученные буквы;
  • определять место на ленте букв изучаемой буквы;

Личностные  УУД:  

  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и  умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, процессе;

Коммуникативные  УУД:

  • отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;
  • работать в паре;

Регулятивные УУД:

  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование для учащихся:  «Азбука» В.Г. Горецкого; счётные палочки;   индивидуальные папки для чтения.

Оборудование для учителя: ноутбук, презентация; карточка со скороговоркой; музыка с пением слогов;  карточки с характеристикой звука.

Ход урока

I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности

Слайд 1

Необычный день у нас,                                

 и гостями полон класс.                                  

 - Что гостям сказать нам надо?

 - Видеть вас мы очень рады! 

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она, -  вместе дружная семья?

Да!

Посмотри-ка на себя, 

На соседа справа, на соседа слева.

В этом классе все друзья?

Да!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья!

Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь.

Слайд 2.  А вместе с вами улыбается солнышко и желает: «Грубых слов не говорите, только добрые дарите».

II. Солнышко предлагает совершить путешествие в сказку. В какую? Догадайтесь сами. Слайд 3. 

Рекомендация книги для чтения. Слайд 4. 

Речевая зарядка.

 - У бабушки в саду много цветов.

  Закройте глаза, представьте их.

Упражнение на дыхание. Давайте понюхаем их. Медленный глубокий вдох, задержим дыхание (запомним аромат), долгий полный выдох 3-4 раза. А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы.

Короткие быстрые вдохи и долгий выдох.

 Упражнение на артикуляцию.

 Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали. Приготовились.

Слайд 5. 

   - Как называются эти цветы? (Анютины глазки)

   - Произнести с удивлением: о-о-о!

   - Чему вы удивились?

    - Что это за цветок? (роза)

    - Произнесите с восхищением: а-а-а!

    - Почему вы восхитились?

     - Что это за растение? (Шиповник)         

     - Что вы знаете о шиповнике?

     -  Произнесите сердито: У-у-у!

     -  Почему вы рассердились?

       -  Что это за цветок? (мак)

       -  Произнесите радостно: и-и-и!

       -  Чему обрадовались?

 - Посмотрите, какие красивые цветы в саду у бабушки. Как вы                                              думаете, нет ли здесь цветка, который «заблудился»?

       (Шиповник – это лесное растение, остальные цветы - садовые.)

Слайд 6 «Буква в окошке».

 –Какие буквы спрятались у бабушки за занавеской в доме? (При ответах сигналы рукой)  

Слайд 7 «День, ночь».

- Что изменилось?

 Упражнение на дикцию.

-  Бабушке очень понравилась девочка,  и она сделала девочке подарок. Хотите узнать какой? Тогда прочтите. (На доске скороговорка)

Купила бабуся бусы Марусе.  

(Чтение с четким проговариванием каждого звука.)

-  Проговорим скороговорку так, как будто вы очень обрадовались, что у                                                     Маруси есть бусы, а затем как будто опечалились.

III. Формирование представлений о звуке [ц].

Выделение звука.

У бабушки много интересного. В саду мы рассматривали цветы.

Слайд 8. Вот на столе много вкусных, хрустящих огурцов.  Ягодки лежат на блюдце. А в огороде за капустой притаился заяц.

   Назовите предметы. (Цветы, огурцы, блюдце, заяц.)

- Какой звук общий в этих словах?

- Где его место в слове?

Учимся произносить звук [ц].

 Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук:

     а) губы в улыбке, зубы видны;

     б) верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;

     в) широкий кончик языка упирается в нижние зубы;

     г) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.

Характеристика звука.  

- Расскажите о звуке [ц]. (Карточки на доске: согласный, непарный, глухой, твердый. Если не все выставили, то ставятся на следующих этапах урока.)             IV. Формирование представления о буквах Ц, ц. Сообщение темы урока.

 Слайд 9. Обозначение звука буквой.                                                                                  - А какая  бывает буква ц? Для чего нужна большая? А маленькая?

- На какие буквы похожа? 

- Назовите тему урока.

Слайд 10. Пение слогов под музыку (сначала шёпотом повторяем, затем сами произносим). Тренировка в произношении.

Конструирование буквы из счётных палочек.

 Определение места новой буквы в алфавите.

    Посмотрите на алфавит (на доске), назовите соседей буквы ц.

Слайд 11. Рифмование.

Цы – цы – цы - вот поспели……………

Ца – ца – ца – захотелось………………

Ец – ец – ец – мы сорвали……………..

Цу –цу – цу – дети рады………………

Рцы – рцы – рцы – мы полили………..

Вы, ребята,………………

Слайд 12. Упражнения для автоматизации произношения
звука
ц.

Разбор значений слов цукат и боцман.

Характеристика звука.   (Карточки на доске: согласный, непарный, глухой, твердый.)

V. Физкультминутка.   Слайд 13. - Назовите слова с буквой ц. (Под песню танцуют).

VI. Работа с учебником «Азбука» с. 51. Слайд 14.

Упражнение в чтении слогов, слов с буквами Ц, ц. Значение слов: кузнец, кузница.

- К какому слову написана схема? (кузнец)

Инсценирование стихотворения  С. Маршака с.51(заранее подготовлены 2 уч-ся)

Чтение в учебнике самостоятельно, затем вслух по вариантам: 1- автор, 2- кузнец.

- В каких словах встретилась буква ц?

- Ребята, а любите ли вы ходить в цирк?  Работа с рисунком на с.50                           - Расскажите, кого можно увидеть  в цирке?

Чтение – разведка, с.50.

Прочтите текст о цирке (жужжащее чтение, вслух по  одному предложению).

- О всех ли артистах составлены предложения? Составьте.

- Как автор относится к цирку? Докажите предложением из текста.

- Сколько раз встретилась буква ц в тексте?

 Работа в паре по листам «Учусь читать».

  1. VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

-  Что нового узнали на уроке? Что было наиболее интересным?

-  Как вы работали на уроке?

-  Как вы думаете, что нужно делать, чтобы на уроке всем было интересно и уютно? Слайд 15 (рисуют своё настроение)

- А мне очень понравилось, как вы работали. И я готова повторить слова из чистоговорки. Помните? «Вы, ребята,…..» Слайд 16.

  1. Домашнее задание.   Прочитайте стихотворение о цирке С. Маршака. (См. «Азбуку», с.52)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"

Предмет: обучение грамотеКласс: 1 аПрограмма: «Школа России»Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, жЛичностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов дейс...

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. " 1 класс

Конспект урока по литературному чтению "Твёрдый   согласный   звук  [ ц ],  буквы  Ц, ц. "  1 класс ПНШ...

Конспект урока на тему: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж"

Конспект урока на участие в конкурсе "Урок года" по русскому языку 1 класс на тему: "Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж"...

Урок литературного чтения. Тема: Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.

Урок литературного чтения по программе "Школа России" для 1 класса...