Открытый урок по литературному чтению А.П. Чехов "Ванька"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Открытый урок по литературному чтению по программе "Начальная школа 21века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vanka.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «открытия» нового знания

Чехов  «Ванька»

Цели:

  • Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова, с особенностями произведения «Ванька».

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование: портрет писателя,  мультимедийный проектор, аудиозапись, мультфильм.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

УУД

1

Этап мотивации (самоопределения)

 к учебной деятельности

Цель: включение в деятельность на личностно – значимом уровне

Организационный момент

I. Введение в тему урока.

- С произведениями какого автора мы работали на последних уроках? Слайд 1

-Что вы узнали о жизни этого человека? Слайд 2, 3, 4

-С какими произведениями Чехова мы познакомились?

- Сейчас вы услышите отрывки из этих произведений, постарайтесь вспомнить название.

- Что объединяет эти произведения?

- А.П.Чехова.

Ответы детей из самостоятельного прочтения биографических данных.

-«Степь», «Белолобый».

Учащиеся читают отрывки из повести «Степь» и рассказа «Белолобый». Определяют принадлежность.

-Любовь автора к природе.

Самоопределение

(Л)

Смыслообразование

(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2

Этап актуализации и пробного учебного действия

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

-Находясь в Мелихове, Чехов много работал не только врачом, но и писателем. Необходимо было кормить всю семью, да ещё оплачивать долги отца. Со своими друзьями он общался с помощью писем. Чехов открывает в городе почтовое средство на свои сбережения.

-Кто разносит почту? Важна ли эта профессия?

-..Однажды произошла такая история...

-Какой странный адрес! Это написал какой-нибудь шутник. Выбросить? Да как-то неловко получается, адрес написан детской рукой. Наверное, это сирота. Заеду в ближайшую деревню, узнаю у старосты, вдруг там есть Константин Макарович. Так и сделаю.

-Как вы думаете, дошло письмо?

Почему?

-Почтальоны. Важна, потому что в то время люди не могли общаться на дальних расстояниях.

Разыгрывается сценка.

-Нет!

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Извлечение необходимой информации из текстов (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Подведение под понятие (П)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

3

Этап постановки учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений, прого-

варивание цели урока

в виде вопроса,

на который предстоит

ответить

-Сегодня мы познакомимся с произведением Чехова «Ванька».

-О чём оно? Слайд 5

-Голод и тяжёлая жизнь в деревне заставляли многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы и фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам. О жизни одного из таких мальчиков писал Антон Павлович Чехов.

Слайд 6

-О мальчике Ваньке, который писал письмо.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Подведение под понятие (П)

Определение основной и второстепенной информации (П)

Постановка и формулирование проблемы (П)

Структурирование знаний (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Учёт разных мнений (К)

Разрешение конфликтов (К)

4

Этап «открытия» 

детьми нового знания

Цель: включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы

Первичное восприятие текста.

Читает учитель и хорошо подготовленные учащиеся.

Читают хорошо подготовленные учащиеся.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Извлечение из математических текстов необходимой информации (П)

Моделирование (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

5

Этап первичного закрепления

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

Проверка первичного закрепления текста.

-Понравилось это произведение?

-Почему?

-Что вас взволновало? Какой момент особенно запомнился?

-К какому жанру относится это произведение?

-Докажите.

Моделирование обложки (самостоятельная работа)

-Кто автор?

-Какое произведение прочитали?

-Как озаглавлен?

-Рассказ.

Рассказ – это реальная история, которая могла произойти в жизни.

Проверка.

6

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: каждый делает вывод о том,

что он уже умеет

Чтение и анализ произведения.

-Перечитайте рассказ.

Словарная работа. Слайд 7, 8

-Давайте разберёмся с трудными словами.

заутреня

образ

шпандырь

людская

дворня

подмастерье

клирос

сидельцы

восторг

судорожно

почтительный

ночь под рождество

кадриль

кредитом не пользуется

Читают  произведение.

заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;

образ – икона;

шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;

людская – помещение для слуг в барском доме;

дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.

подмастерье – помощник мастера;

клирос – место певчих (хора) в церкви;

сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);

восторг – восхищение, подъём радостных чувств;

судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;

почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;

ночь под рождество – церковный праздник;

кадриль – пляска в четыре пары;

кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

7

Этап включения нового знания в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний,

решение задач на повторение и закрепление изученного

Анализ текста.

-Кто главный герой рассказа?

-Сколько ему лет?

-Кому он был отдан в ученье?

-Сколько времени он здесь живёт?

-Чем занимается?

-Кому пишет письмо?

-В канун какого праздника он пишет письмо? Почему он не ложится спать?

-Зачитайте отрывок, который больше всего подойдёт к иллюстрации на с.166.

Работа в группах.

1 группа.

-Зачитайте описание Ваньки: кто его родители, что умеет делать? Как ему живётся в Москве?

Слайд 9, 10, 11,12

2 группа.

-Найдите описание Константина Макаровича.

Слайд 13

3 группа.

-Найдите описание Москвы Ванькой.

Слайд 14

Обобщающая беседа.

-Похожа ли жизнь современных детей на жизнь Ваньки?

-Какие права, которыми обладаете вы,  нарушались по отношению к этому мальчику?

-Каким вырастет Ванька, как вы думаете?

-Случайно ли он пишет письмо перед Рождеством?

-Чем заканчивается рассказ?

-Дойдёт ли письмо?

Ответы подтверждают отрывками из текста.

-Ванька Жуков.

-Девять.

-Сапожнику Аляхину.

-Три месяца.

-Качает хозяйского ребёнка, чистит селёдку, помогает подмастерьям.

-Деду.

-Под рождество. Никто ему не мешает.

1 группа.

Ванька жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца назад в ученье к сапожнику Аляхину...

Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня остался.

Желаю тебе всего от Господа Бога. (верующий)

Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

2 группа.

Служащий ночным сторожем у господ Живарёвых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижный старикашка, лет шестидесяти пяти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днём он спит в людской кухне и балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку.

3 группа.

-А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже есть один такой крючок, что пудового сома удержит. И видал короткие лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое... а в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы,  а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают.

Многоточием.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л)

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П)

Понимание текстов, извлечение необходимой информации (П)

Использование знаково-символических средств (П)

Установление причинно-следственных связей (П)

Построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П)

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

8

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний, границ их применения.

-Какую задачу ставили?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Над каким произведением работали?

-На какую тему этот рассказ?

-Что своим произведением хотел нам рассказать автор?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем надо поработать?

Блиц – опрос.

1. К кому в учение был отдан Ванька?

а)       к сапожнику Алёхину

б)      Осипу Абрамовичу

в)      Кривому Егорке

г)      сапожнику Аляхину

2. Куда писал письмо чеховский Ванька Жуков?

а)      в Лапландию

б)      в Кремль

в)      на деревню

г)      в город

3. Кому написал письмо литературный герой Ванька Жуков?

а)       бабушке

б)       дедушке

в)       папе

г)       Чехову

4. Какое имя и отчество было у дедушки чеховского Ваньки Жукова?

а)        Макар Константинович

б)        Константин Макарович

в)        Фёдор Петрович

г)        Пётр Макарович

5) Кто научил Ваньку грамоте?

а)       мать Пелагея

б)       барышня Ольга Игнатьевна

в)       сапожник Аляхин

г)       подпасок Федька

6) В ночь перед каким праздником Ванька написал письмо?

а)      Пасха

б)      Масленница

в)      Рождество

г)      Крещение

Самооценка

учениками,

проводится соответствие целей и результатов,

намечается дальнейшая деятельность

Рефлексия способов и условий действия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе критерия успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

9

Домашнее задание

Цель: дать возможность детям самостоятельно выбрать посильное задание.

По выбору:

1) №3 с.105 п/т;

2)Выразительное чтение письма Ваньки.

3)Задание 4 с.173 уч.

Ответственность, любознательность (Р)

Было душно. Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная; звёзды тоже хмурились, мгла была ещё гуще, даль мутнее. Природа как будто что-то предчувствовала и томилась... Томился и Егорушка. Езда шагом утомила его, а от дневного зноя у него болела голова...

...Мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие, чёрные лохмотья, давя друг друга, громоздились справа и слева... Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился  и стал быстро надевать пальто...

...Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчётливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи,  обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка....

...Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то тёмное... Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что-то шло впереди, и даже  слышны были мерные шаги. Не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, забирая всё в сторону, обогнала тёмное пятно, оглянулась на него и узнала. Это,  не спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...