«Звуки [х] [х'], буквы Х,х. Работа с текстом «Храбрый петух»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Данный урок является одним из звеньев в системе уроков, охватывающих основной звукобуквенный период обучения грамоте. На уроке используются различные формы и методы обучения: коллективная работа, работа в парах, группах, индивидуальная работа у доски, фронтальный опрос. Так как у первоклассников мышление преимущественно наглядно-образное, на уроке используется наглядный материал в виде иллюстраций, схем. Большое внимание уделяется звуко-буквенному анализу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте  1 класс

УМК Перспективная начальная школа

Тема урока: «Звуки [х], [х'], буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух».

Тип урока: урок открытия «нового» знания.

Цель:  совершенствовать навыки сознательного и правильного чтения слогов, слов и предложений  со звуками [х], [х'], обозначающих буквы Х,х; развивать  фонематический слух, культуру звукопроизношения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий;
  • умение контролировать себя;
  • умение организовывать и осуществлять сотрудничество.

Познавательные УУД:

  • умение находить и выделять нужную информацию;
  • умение анализировать, синтезировать.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

Оборудование: модели слов-предметов (предметов, признаков), рисунок петуха, 3 воздушных шара для словарной работы, для рефлексии перья различных цветов.

Список используемых источников:

  1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А., Азбука. 1 класс: Учебник. Под ред. М. Л. Каленчук. - М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  2. Н.М. Лаврова. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки: Методическое пособие/Н.М. Лаврова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.

Ну, ребята, чур молчок!

Начинается урок.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, а гости – это радость и хорошее настроение. Хорошее настроение     начинается с улыбки. Повернитесь к нашим гостям и подарите им свою улыбку. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне.

- Присаживайтесь.

  1. Открытие новых знаний.

А) «Чтение» одноуровневых моделей слов.

- Откройте учебник на стр. 92. Рассмотрите иллюстрации в верхнем ряду. Кто нарисован на первой и на второй картинках? (Муха – мухи)

- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог «ха», «хи»)

- Произнесите в каждом слоге первый звук([х][х’]).

-Дайте характеристику этим звукам. (В слоге «ха» - глухой твердый согласный звук [х], а в слове «хи» - глухой мягкий согласный звук [х’]).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О звуках [х] [х’] и букве Х).

- Определим цели нашего урока? (Познакомимся со звуками [х] [х’], будем читать слоги, слова и предложения с данными звуками)

- Молодцы!

- Ребята, перед какой знакомой буквой в алфавите находится буква Х? (Перед буквой Ф)

Б) Звуковой  анализ  слов  на  основе  двухуровневых  моделей.
     – Рассмотрим следующие иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?(Химик)

- Прочитайте слово «химик» по слогам.

– Сколько в слове «химик» слогов?(2 слога)

– Какой слог ударный?(1 слог)

– Произнесите первый звук и дайте ему характеристику. (Звук [х’] – глухой мягкий согласный звук)

– Прочитайте второе слово по слогам.

– Сколько слогов в слове «хорь»?(1 слог)

– Произнесите первый звук и дайте ему характеристику. ( Звук [х] - глухой твердый согласный звук)

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. Что вы заметили? (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химик» буква «и» – мягкий звук [х’].)

В) Чтение слогов по заданным схемам и столбиков слов с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение.

- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (Безударные гласные)

- Читаем слоги по цепочке.

- Чем похожи слоги в каждом столбике? (В данных слогах есть звуки [х], [х’])

- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором – слоги начинаются со звука [х]. В третьем – слоги начинаются со звука  [х’].)

- Назовите гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука. (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»)

Г)Упражнение в чтении слов.

- Читаем по цепочке слова на стр. 93.

- На какие группы можем разделить эти слова?  (Слова-предметы, слова – признаки)

- Поработаем в парах.

- Составьте словосочетания со словами «хорьковая», «хлебный», «хвойный», «хвостатый», «хитроватая».

- Внимание! На выполнение работы – несколько минут.

Хорьковая нора, хорьковая шкурка

Хлебный завод, хлебный квас

Хвойный аромат, хвойный лес

Хвостатый кот, хвостатый кенгуру

Хитроватая лиса, хитроватая мышь

- Давайте проверим, что у вас получилось?

- Сравните полученные словосочетания. Чем они похожи? (Первое слово – признак, второе – слово-предмет)

Д) Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.

- Обратите внимание на слова, которые записаны на розовом и голубом фоне и значок, который показывает  какое задание нужно выполнить с этими словами.

- Итак, что же мы будем делать? (Нам нужно прочитать слова и сравнить пары слов по звучанию и значению)

- Слова на розовом фоне:

мел (осадочная горная порода белого цвета) – мех (волосяной покров млекопитающих),

ура (проявление радости) – уха (суп из рыбы),

бор (большой густой хвойный лес) – хор (группа, выступающая с пением либо пляской),

ухо (орган слуха) – эхо (отзвук,  отражение звука от предметов).

- Слова на голубом фоне:

хорь (животное – хорек) – хворь (болезнь),

мех (изделие из шкурки животного) – смех (выражение радости),

лев (животное) – хлев (специальное помещение для домашнего скота).

Е) Чтение загадок

- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?

- К какой группе слов относятся слова «маленький», «кругленький», «алый», «сахарный», «зеленый», «бархатный»? (Это слова-признаки)

Ж) Чтение и анализ текста «Храбрый петух»

- А сейчас отгадайте загадку:

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.(Петух)

- Всем хорош петух. Но все-таки главное, чем он славится, так это своим пением.  За способность громко и звонко петь, и прозвали его петухом. Славится петух и важностью походки, и задиристостью характера. Недаром говорят: «важный, как петух», «задиристый, как петух», «ходить петухом».

- Все знают петуха, непременного персонажа многих сказок, поговорок, стихов, потешек.

- Какие сказки читали, либо слышали вы о петухе? (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», русская народная сказка «Заюшкина избушка»)

- Мы познакомимся еще с одним произведением, где одним из главных героев является петушок и называется оно «Храбрый петух».

- Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы должны внимательно слушать, так после моего прочтения вам нужно будет ответить на вопрос: Кто же похвалил петушка?

(Чтение учителем текста).

- Итак, кто же похвалил петушка? (Старуха – хозяйка и хохлатки)

- Вот какие молодцы!

- Перед вами, ребята,  три воздушных шарика, на которых написаны слова, вам нужно их правильно по слогам прочитать и объяснить, что они обозначают.

- Хорошо поработали.

- Ребята, вернемся еще раз к тексту.

- На сколько частей поделен текст? (на 3)

- Выделим основную мысль каждой части.

- Итак, читаем 1 часть…основная мысль…

- Читаем 2 часть…основная мысль…

- Читаем 3 часть…основная мысль…

(Чтение текста учениками).

Вопросы после прочтения:

- Что же делал петух Петя? ((Охранял хохлаток).

- Каким был петух? (Cильным, храбрым).

- Кто спал под лопухом? (Кот Пух).

- Что сделал кот-хитрюга? (Напал на малых деток хохлатки).

- Прочитайте, как поступил петух Петя.

- Прочитайте, как хвалили Петю хохлатки.

Г) Дифференцированная работа:

    - Дальше нашу работу продолжит работа в группах. Повторим правила работы в группах.  (Работать дружно. Обращаться друг к другу по имени. Уметь договариваться и слушать товарища. Приходить к одному мнению).

- Выберите в группе ответственного.

1 группа: составить схему слова: ПЕТУХ.

2 группа: составить схему слова: ХВАЛИТЬ.

3  группа: составить схему 1 предложения в рассказе: Хромой петух Петя ходил по двору.

4 группа: составить схему 3 предложения в рассказе: Петух Петя сильный и храбрый.

5,6 группа: восстановить последовательность  событий с помощью иллюстраций.

- Внимание! На выполнение работы – несколько минут.

- Итак, я вижу, что работа выполнена во всех группах. Вы уже готовы ее представить?

- Проверим, что получилось.

III. Подведение итогов (рефлексия)

- Какая цель была поставлена  в начале урока? (Познакомиться со звуками и буквой Х, читать слоги, слова и предложения с данными звуками)

- Достигли мы цели?

- Что помогло нам достичь поставленной цели? (Дружная работа в группах, наблюдательность, умение договариваться, слушать товарища, приходить к единому мнению))

- Ребята, перед вами наш главный герой Петушок.

- Посмотрите на него внимательно, все ли у Петушка на месте? (Не хватает хвоста).

- А давайте поможем Пете приобрести хвост.  Но для этого я попрошу вас поделиться своими чувствами, своим настроением. Для этого у вас на партах лежат перышки: зеленого  (Я отлично поработал), желтого (Могу работать лучше) и красного цветов (Обязательно постараюсь на следующем уроке). Сейчас выберете только одно, перышко, которое отражает ваше настроение, которое было на уроке, и вставьте его в хвост Петушку.

- Посмотрите, какой яркий и богатый хвост получился у петушка, у многих настроение было хорошим.

- А еще хотела бы услышать от вас, что вам было делать просто, легко на уроке?

- Какое задание на уроке показалось наиболее трудным?

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались. Спасибо вам  за урок!

IV. Домашнее задание

- На следующем уроке мы продолжим работу с рассказом «Храбрый петух». Дома еще раз прочитать текст в учебнике на стр. 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по тексту сказки"Петух и собака" к уроку литературного чтения в 1 классе

Самостоятельная работа по сказке "Петух и собака" представляет собой лист с заданиями, выполняя которые , первоклассники приобретают навыки смыслового чтения, готовятся к комплексной работе....

Работа над пониманием. Элемент урока обучения грамоте в 1 классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (Образовательная система «школа 2100»). Тема: Работа с текстом «Три птичницы» при изучении звуков [ ц ] , [ щ ] и букв «ц» , «щ».

На основе текста "Три птичницы" проводится   работа над пониманием текста, отрабатываектся умение понимать смысл пословиц, акцентируется внимание на многознач...

Буква Ю и её звуки. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

Цели:– формируем умение различать гласные и согласные звуки;– формируем умение различать буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков;– формируем умение выделять звук в слове;– знакомим с по...

Звуки [м], [м], буквы М, м. Работа букв согласных М, м.

,Представлен конспект урока  обучения грамоте  (литературное чтение) по УМК ПНШ....

«Согласный звук /ц\ и буква Ц,ц. Чтение предложений и текстов с изученными буквами.

laquo;Согласный звук /ц\ и буква Ц,ц. Чтение предложений и текстов с изученными буквами....

«Согласные звуки [х], [х\']. Буквы Х,х. Работа над текстом «Храбрый петух»

Технологическая карта урока по предмету литературное чтение (период обучения грамоте) в 1 классе УМК "Перспективная начальная школа"...