Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Анжела Александровна Лисова

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ИГРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

Титульник

Рабочая программа

по литературному чтению

для обучающихся 3-б класса

2015-2016 учебный год

Составитель:

Лисова Анжела Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Игрим

2015г

1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Литературное чтение» разработана для обучающихся 3 б класса МБОУ ИСОШ №2. Рабочая программа «Литературное чтение» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Курс «Литературное чтение» отличается широким видожанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

2. Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Он формирует обще учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно- нравственному и эстетическому воспитанию

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

●развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

●овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

●воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

●развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

●учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

●формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

●развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

●формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

●обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

●формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

●обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

●расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике,

●обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

●обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

●работать с различными типами текстов.

3. Описание места учебного предмета в плане

В 3 классе на изучение литературного чтения отводится:

количество часов в неделю по программе: 4 ч.(34 учебные недели)

количество часов по учебному плану: 136 ч.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважение истории и культуры каждого народа;

2. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов, нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества, и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета курса

У третьеклассников продолжиться формирование

Личностных результатов:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

-восприятия литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Познавательные УУД:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД:

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы

6. Содержание учебного предмета

Тема

Часы

Содержание

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете.

4

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество

12

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и Богородская игрушка. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь 1.

11

Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.  И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ; А.А. Фет « мама! Глянь –ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой ..»

И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы» И.З. суриков «Детство», « Зима» Утренник « Первый снег»

Великие русские писатели

27

Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин « За весной, красой природы…», « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица». М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. «Горные вершины», «На севере диком..», «Утёс», «Осень». Л.Н. Толстой Детство Л.Н. Толстого. Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» (отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2

6

Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором».

«Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А. Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».

Литературные сказки

7

Д.Н. Мамин- сибиряк «Алёнушкины сказки» Присказка, «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница». В.Д. Одоевский « Мороз Иванович».

Были – небылицы

10

М Горький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И. Куприн. « Слон»

Поэтическая тетрадь 1

6

С. Чёрный Стихи о животных: «Что ты тискаешь утёнка»,

« Воробей», « Слон». А.А. Блок.  «Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А. Есенин « Черёмуха».

Люби живое

16

М. М. Пришвин « Моя Родина». И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинился», «Еще раз про Мальку». В.В. Бианки « « Мышонок Пик». Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю. Драгунский « Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

8

С.Я. Маршак « Гроза днём», « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре», С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка», « Котёнок»

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

Б.В. Шергин « Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле», « Ещё мама». М.М. Зощенко. «Золотые слова»,

«Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон» В.Ю. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов

8

Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительное чтение

Зарубежная литература

8

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике

Итого

136

7. Календарно – тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тема урока

Вид учебной деятельности

Формируемые УУД

Дата

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

Знакомство с учебником.

1.09

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

Рукописные книги Древней Руси. Самое великое чудо на свете

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, придумывать

рассказы, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Личностные: Посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения, самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению. Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

Регулятивные: Формулировать учебную задачу и стараться её выполнить. Читать в соответствии с целью Чтения. Анализировать причину успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

Познавательные: Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные: Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к

альтернативному мнению, работать в паре и группе.

3.09

3

Первопечатник Иван Фёдоров

4

Первопечатник Иван Фёдоров

4.09

7.09

8.09

5

Урок - путешествие в

прошлое. Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете».

Устное народное творчество (12 ч)

6

Русские народные песни.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, различать виды устного народного творчества, воспроизводить наизусть текст русских народных песен, принимать участие в коллективном сочинении сказок, ускорять или замедлять темп чтения, сравнивать содержание сказок, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев сказок, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом,  принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты.

Познавательные: Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные: Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

Личностные: Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей. Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно творческих работ, находить необычные повороты речи, эпитеты, сравнения, испытывать при этом чувство радости, что увидел, заметил, осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения.

Познавательные: Анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

10.09

7

Докучные сказки.

11.09

8

Шуточные народные песни

14.09

9

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

15.09

10

«Сестрица Алёнушка и

братец Иванушка»

17.09

11

«Иван царевич и серый

волк». Русская народная сказка.

18.09

12

«Иван царевич и серый волк».

21.09

13

“Сивка – Бурка”. Русская народная сказка.

22.09

14

“Сивка – Бурка”.

24.09

15

Сивка – Бурка”. Техника чтения.

25.09

16

Обобщение по разделу  

28.09

17

Проект «Сочиняем

волшебную сказку»

Выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценирование, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока в мини группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

29.09

Поэтическая тетрадь 1(11 ч)

18

Статья Я. Смоленского «Как научиться читать стихи»

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные

средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои

стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои

результаты.

Познавательные: Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока в мини группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Коммуникативные: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

Личностные: Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

1.10

19

Ф. Тютчев «Весенняя

гроза»

2.10

20

Ф. Тютчев «Листья»

5.10

21

А. Фет «Глянь – ка, мама, из окошка»

6.10

22

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

8.10

И. Никитин «Полно, степь моя»

9.10

23

И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно стихи, определять различные средства выразительности, сочинять свои стихи, участвовать в работе группы, читать свои стихи друг другу, самостоятельно оценивать свои результаты.

Познавательные: Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока в мини группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

Коммуникативные: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Личностные: Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

9.10

24

И Никитин «Встреча зимы»

12.10

25

И. Суриков «Детство»

13.10

26

И. Суриков «Зима»

15.10

27

Обобщение по разделу

«Поэтическая тетрадь 1».

16.10

28

Контрольная работа № 1.

19.10

Великие русские писатели (27 ч)

29

Детские годы А.С.

Пушкина.

Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику

героев, сравнивать рассказ описание и рассказ –

рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать

героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Личностные: Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные: Определять основную идею

произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: Строить диалог в паре или

группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

20.10

30

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…»,

«Опрятней модного паркета».

22.10

31

А.С. Пушкин, «Зимнее утро», «За весной, красой природы…».

23.10

32

А.С. Пушкин. «Уж небо сенью дышало…»

26.10

33

А. С. Пушкин «Зимний

вечер».

27.10

34-37

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

29,30. 10; 9, 10.11

38

Рисунки И. Билибина к сказке.

12.11

39

Творчество И.А. Крылова

Соотнесение рисунков с художественным текстом

сказки. Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику

героев, сравнивать рассказ описание и рассказ –

рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Личностные: Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они

несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: О достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания

Коммуникативные: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы

13.11

16.11

40

И.А. Крылов. «Мартышка и очки».

17.11

41

И. А. Крылов. «Зеркало и обезьяна».

19.11

42

И.А. Крылов. «Ворона и лисица»

20.11

43

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

22.11

44

М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»

23.11

45

М. Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко…».

24.11

46

М. Ю. Лермонтов. «Утёс».

26.11

47

М. Ю. Лермонтов.

«Осень».

 Прогнозировать содержание раздела, читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства

Художественной выразительности, знать особенности литературной сказки, определять нравственный смысл, давать характеристику

героев, сравнивать рассказ описание и рассказ –

рассуждение, определять особенности басни, представлять героев басни, характеризовать

героев басни, инсценировать басню, проверять себя самостоятельно и оценивать достижения.

Личностные: Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Познавательные: Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Коммуникативные: Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

27.11

48

Детство Л. Н. Толстого.

30.11

49

Л. Н. Толстой. «Акула»

1.12

50

Л. Н. Толстой. «Прыжок».

3.12

51

Л. Н. Толстой. «Лев и

собачка».

4.12

52

Л. Н. Толстой. «Какая

бывает роса на траве»,

«Куда девается вода из

моря?».

7.12

53

Сравнение рассказов

Л.Н. Толстого. Выделение особенностей

прозаического лирического

произведения.

8.12

54

Обобщающий урок по теме «Великие русские

писатели».

10.12

55

Проверочная работа по

разделу «Великие русские писатели».

11.12

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

56

Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…».

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать стихи на слух, следить за выражением и развитием чувств в лирических произведениях, объяснять смысл непонятных слов с помощью словаря, высказывать свои собственные впечатления от прочитанного произведения, создавать словесные картины по тексту, читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Личностные

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте

её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Познавательные

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, 

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.). Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре)

14.12

57

Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы».

15.12

58

К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».

17.12

59

И. А. Бунин. «Детство».

«Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»

18.12

60

Обобщение по теме

«Поэтическая тетрадь 2».

21.12

61

Проверочная работа по

разделу. Проверка техники чтения за 1 полугодие.

22.12

Литературные сказки (7 ч)

62-63

Д. Мамин-Сибиряк.

«Присказка к

«Алёнушкиным сказкам».

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в

лицах, оценивать свои достижения.

Личностные

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения. Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).

Познавательные

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения,

Коммуникативные

Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия

Регулятивные

Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).

24.12

25.12

64-65

Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

11.01-

12.01

66-67

В. Гаршин. «Лягушка-

путешественница».

14.01

15.01

68-69

В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

18.01

19.01

70

Проверочная работа по

Разделу «Литературные сказки».

21.01

Были-небылицы (10 ч)

71

М. Горький. «Случай с

Евсейкой».

Прогнозировать содержание раздела, определять особенности сказки и рассказа, различать

вымышленные события и реальные, определять

нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев,

находить средства художественной выразительности

в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики

героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную

мысль, читать выразительно, по ролям.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Познавательные

Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Регулятивные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Коммуникативные

Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.

22.01

72

 М. Горький. «Случай с

Евсейкой».

25.01

73

К. Г. Паустовский.

«Растрёпанный воробей».

26.01

74

К. Г. Паустовский.

«Растрёпанный воробей».

28.01

75

К. Г. Паустовский.

«Растрёпанный воробей».

29.01

76

А. Куприн. «Слон».

1.02

77

А. Куприн. «Слон».

2.02

78

 А. Куприн. «Слон».

4.02

79

Обобщающий урок по

разделу «Были-

небылицам».

5.02

80

Проверочная работа по

разделу «Были-

небылицы».

8.02

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

81

Саша Чёрный. «Что ты

тискаешь утёнка?..»

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в

стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои

достижения. Замечать в литературных текстах

сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное

Личностные

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Регулятивные

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.

9.02

82

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон».

11.02

83

А. Блок. «Ветхая избушка». «Сны», «Ворона».

12.02

84

С. Есенин. «Черёмуха».

15.02

85

Урок-викторина.

Обобщение по теме

«Поэтическая тетрадь 1».

16.02

86

Проверочная работа по

теме «Поэтическая

тетрадь 1».

18.02

Люби живое (16 ч)

87

М. Пришвин. «Моя

Родина».

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки,

читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план,

рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана,

придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

Личностные

Анализировать причины безответственного и

 несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности. Применять морально- нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.

Познавательные

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для

фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.

Регулятивные

Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре

Коммуникативные

Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

19.02

88

И. Соколов-Микитов.

«Листопадничек»

22.02

89

23 И. Соколов-Микитов.

«Листопадничек».

25.02

90

В. И. Белов. «Малька

провинилась».

26.02

91

В. И. Белов. «Ещё раз про Мальку».

29.02

92-94

В. Бианки. «Мышонок

Пик».

1,3,4.03

95-97

Б. С. Житков. «Про

обезьянку».

7,10,

11.03

98

В. П. Астафьев.

«Капалуха».

14.03

99

Работа с дополнительной

литературой. Сообщение на тему «Птицы»

15.03

100

В. Ю. Драгунский. «Он

живой и светится»

17.03

101

Обобщающий урок по теме «Люби живое»

18.03

102

Проверочная работа по

теме «Люби всё живое»

Проверка техники чтения за 3 четверть

31.03

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

103

С. Я. Маршак. «Гроза

днём», «В лесу над

росистой поляной»

Познакомить со стихотворениями русских поэтов об осени; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к природе. особенности стихотворений, рассказов.

находить в тексте средства художественной выразительности, определять позицию автора, выразительно читать, выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос

Личностные

Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается, понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Регулятивные

Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари.

1.04

104

А. Барто. «Разлука»

4.04

105

А. Барто. «В театре».

5.04

106

В. Михалков. «Если».

7.04

107

Е. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

8.04

108

Конкурс чтецов «Праздник поэзии»

11.04

109

Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2».

12.04

110

Проверочная работа по

разделу «Поэтическая

тетрадь»

14.04

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

111

Б. Шергин. «Собирай по

ягодке – наберёшь

кузовок».

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги

соответствующие теме, планировать работу с

произведением на уроке, воспринимать на слух

художественное произведение, читать вслух и про себя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы, наблюдать за особенностями речи героев,

понимать особенности юмористических рассказов,

определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения. небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, применять в своих высказываниях пословицы и поговорки,

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,

Коммуникативные

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать

критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть)

15.04

112-113

А. П. Платонов. «Цветок на земле».

18,19.04

114-115

А. П. Платонов. «Ещё

мама».

21.22.04

116-117

М. Зощенко «Золотые

слова»

25,26.04

118-119

М. Зощенко «Великие

путешественники».

28,29.04

120

Н. Носов. «Федина задача».

3.05

121

Н. Носов. «Телефон».

Урок-викторина.

5.05

122

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

6.05

По страницам детских журналов (8 ч)

123

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме, отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.

Познавательные

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

Регулятивные

Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть).

Коммуникативные

Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания. Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы,

10.05

124

Ю. Ермолаев.

«Проговорился»

12.05

125

Ю Ермолаев

«Воспитатели».

13.05

126

Г. Остер. «Вредные

советы» «Как получаются легенды».

16.05

127

Создание собственного

сборника добрых советов.

Легенды своей семьи,

дома, города, села.

17.05

128

Р. Сеф. «Весёлые стихи».

19.05

129

Обобщение

по разделу «По страницам

детских журналов».

20.05

130

Проверочная работа по

теме «По страницам

детских журналов».

23.05

Зарубежная литература (6 ч)

131-132

Мифы Древней Греции.

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ

о творчестве писателя (с помощью учителя),

пересказывать выборочно произведение, сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки, определять нравственный смысл сказки с помощью учителя, рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение, про себя и самостоятельно оценивать свои достижения, учиться работать с дневником читателя.

Личностные

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Коммуникативные

Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, готовить небольшую презентацию, обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Познавательные

Определять основную идею произведения, осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут.

Регулятивные

Формулировать учебную задачу урока в минигруппе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока. 

24,25.05

133-134

Г. Х. Андерсен. «Гадкий

утёнок».

27,30.05

135

Обобщающий урок по теме

«Зарубежная литература».

31.05

8. Описание материально-технического обеспечения

Учебное и дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Материально-техническое обеспечение

Информационно-коммуникативное обеспечение

1.Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др

2. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. 

3.Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);

- словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов;

-детские книги разных типов из круга детского чтения;

- портреты поэтов и писателей.

1. Литературное чтение  3 класс. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

2.Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

3.Литературное  чтение. Методические рекомендации. 3 класс Стефаненко Н.А.

 

1.Компьютер

2.Проектор

3.Принтер

4.Интерактивная доска

1.Мультимедийное приложение. УМК «Школа России»

2.Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....