рабочая программа по программе "Перспектива"
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Светлана Георгиевна Киляшова

рабочая программа по программе "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.docx57.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по    литературному чтению для  3 д класса

Киляшовой Светланы Георгиевны,

учителя  начальных классов

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 года №68-ЗРТ «Об образовании»;
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года;
  • примерных программ Министерства образования и науки РФ, созданных на основе федерального государственного образовательного стандарта, М.: «Просвещение», 2011 год;
  • авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, созданной на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ, //М.: «Просвещение», 2011 год.
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • учебного плана  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 3 класса начальной школы «Литературное чтение. 3 класс» Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной, //М.: «Просвещение», 2013 год.

Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане

Учебный предмет «Литературное чтение» входит в состав образовательной области «Филология».

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 444 ч, из них в в 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).  

 По учебному базисному плану гимназии на изучение курса «Литературное чтение» отводится 3 часа в неделю, 102  часа в год. Федеральный стандарт выполняется за счет уплотнения тем. В программе внесены изменения:

  1. Объединены произведения одного автора.
  2. Объединены темы:

Название раздела

Кол-во часов

по программе

Кол-во часов

сокращено

Кол-во часов

по плану

Книги — мои друзья

5

2

3

Жизнь дана на добрые дела

17

5

12

Волшебная сказка

15

2

13

Люби всё живое

20

4

16

Картины русской природы

12

3

9

Великие русские писатели

30

10

20

Литературная сказка

19

5

14

Картины родной природы

18

3

15

Итого

136 ч

(4 часа в неделю)

34

102 часа

(3 часа в неделю)

Хотя в программу внесены изменения, логика изложения и содержание авторской программы не нарушена, полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

               Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

                                                      учебного предмета

Личностные  результаты

 У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
  • мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации;
  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на  следующие жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «Жить  с чистой совестью»;
  • умения самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения осознавать  роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;
  • умения осознавать, что такое  «тщеславие»; «гнев», «самообладание»;
  • умение осознавать  нравственный  смысл понятий: поступок, подвиг.
  • умение понимать, что для меня значит «моя родина».

Метапредметные  результаты

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему  вопросов, рассматриваемую на уроке;
  • составлять  возможный план решения  вопросов  совместно с учителем;
  • учитывать правило в планировании и контроля решения;  работать   в соответствии с заявленным планом;
  • умения  корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
  • самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • умения использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
  • умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
  • умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • умение пользоваться  справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  •  составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
  •  умения владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;
  • готовить самостоятельно проекты;
  • создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Предметные результаты

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Виды речевой и читательской деятельности»)  будут являться  следующие  умения:

  • Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
  • Использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно  вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
  • самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части;  пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3  класса получат возможность для формирования:

  • умения составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
  • умения сравнивать  произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам,  определять отличительные особенности;
  • умения сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения; 
  • умения сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Круг детского чтения»)  будут являться  следующие  умения:

  • Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
  • Самостоятельно составлять аннотацию;
  • Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
  • Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  1. Умение самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
  2. Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Литературоведческая пропедевтика»)  будут являться  следующие  умения:

  • Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
  • Выявлять особенности  героя художественного рассказа;
  • Выявить особенности юмористического произведения;
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
  • Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
  • Выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
  • Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
  • Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
  • Сравнивать былину и сказочный текст;
  • Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
  • Определять ритм стихотворения.

Результатом формирования  предметных умений  (раздел «Творческая деятельность»)  будут являться  следующие  умения:

  • Умения выразительно читать, выявляя  авторское отношение к изображаемому,  передавать настроение при чтении;
  • Умения составлять самостоятельно тексты разных жанров;
  • Умения  писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3 класса получат возможность для формирования:

  • Выполнять творческий пересказ;  рассказывать от лица разных героев произведения;
  • Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.

                                                     Содержание обучения

 Книги - мои друзья (3 ч)

Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.

Жизнь дана на добрые дела (12 ч)

Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.

Волшебные сказки (13 ч)

Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.

Люби всё живое (16 ч)

Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.

Картины русской природы (9 ч)

Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.

Великие русские писатели (20 ч)

Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.

Литературная сказка (14 ч)

Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.

Картины родной природы (15 ч)

Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

Книги — мои друзья.

3

Жизнь дана на добрые дела.

12

Волшебная сказка.

13

Люби всё живое.

16

Картины русской природы.

9

Великие русские писатели.

20

Литературная сказка.

14

Картины родной природы.

15

Итого

102

Календарно - тематическое планирование

по литературному чтению

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Книга I

Раздел I. Книги — мои друзья (3 ч)

Знакомство с учебником. Рукописные книги древней Руси.

1

Б. Горбачевский. «Первопечатник Иван Фёдоров».

1

 Первая Азбука Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

1

Раздел II. Жизнь дана на добрые дела (12 ч)

Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.

1

В. И. Даль. «Пословицы и поговорки русского народа».

1

Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка  героя.

1

Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя.

1

М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка.

1

М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ.

1

Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа.

1

Л. Каминский «Сочинение». Отзыв.

1

М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя.

1

Н. Носов « Трудная задача».

1

«Притчи».

1

В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…».Инсценирование.

1

Раздел III. Волшебная сказка (13ч)

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

1

Русская сказка «Иван-царевич и серый волк». Особенности волшебной сказки.

1

Русская сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героя.

1

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Рассказ по картине.

1

В. Васнецов «Иван-царевич на Сером волке». Характеристика героев сказки.

1

Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.

1

Русская сказка «Морозко» Характеристика героев сказки.

1

Русская сказка «Морозко». Пересказ.

1

Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки.

1

Русская сказка «Белая уточка». Пересказ.

1

Русская сказка. «По щучьему

веленью». Анализ сказки.

1

Русская сказка. «По щучьему

веленью». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Раздел IV. Люби всё живое (16 ч)

Основные понятия раздела: художественные и познавательные рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература.

1

Сравнение художественной и научно-

познавательной литературы.

1

К. Паустовский «Барсучий нос».  Особенности художественного текста.

1

К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. Текст из энциклопедии. «Барсук».

1

В. Берестов. «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

1

Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

1

В. Бианки «Приключения Муравьишки».

Правда и вымысел в сказке.

1

Создание текста по аналогии. Как муравьишки  бабочка помогала добраться до дома.

1

О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

1

Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения.

1

Внеклассное чтение. Периодическая печать. Журналы для детей.

1

Д. Мамин-

Сибиряк «Серая Шейка». Особенности героя художественного текста.

1

Д. Мамин-

Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ.

1

Н. Носов «Карасик».

Характеристика героев произведения.

1

М. Горький «Воробьишко».Инценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.

1

Раздел V. Картины русской природы (9 ч)

Основные понятия раздел: наблюдение, пейзаж, средства ху-

дожественной  выразительности.

1

И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине

1

Н. Некрасов «Славная осень».

М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём

олицетворения как средство создания образа.

1

Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа.

А. Фет «Осень».

1

И. Бунин «Первый снег».

В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.

1

К. Паустовский «В садууже поселилась сень…». Краски осени.

1

Картины природы в произведениях живописи.

И. Остроухов «Парк».

А. Саврасов «Зима».

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение  разделу.

1

Раздел VII. Великие русские писатели (20 ч)

Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

1

Великие русские писатели. В. Берестов обА. С. Пушкине. Краткий пересказ.

1

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.

1

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Картины

зимней природы.

1

Стихи А. С. Пушкина, «Опрятней модного паркета…».

П. Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи.

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Нравственный смысл.

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре

князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

Характеристика героев произведения.

1

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».

Особенности языка литературной сказки.

1

И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням.

1

Особенности структуры басни.

И. А. Крылов «Слон и Моська», «Чиж и голубь».

1

Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.

1

Л. Н. Толстой «Лебеди». Составление плана.

1

Л. Н. Толстой «Акула». Смысл названия.

1

Внеклассное чтение.

Книги великих русских писателей. А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, И. А. Крылов.

1

Л. Н. Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра.

1

Л. Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра.

1

И. Крылов « Квартет».Инсценирование.

1

Раздел VIII. Литературная сказка (14ч)

Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

1

В.Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой.

1

В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев.

1

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».

1

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.

1

Переводная литература для детей. Б. Заходер «Винни – Пух (предисловие).

1

Р.Киплинг

«Маугли». Определение темы.

1

Р.Киплинг

«Маугли». Характеристика героев.

1

Дж.Родари «Волшебный барабан». Особенности переводной литературы.

1

Дж.Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.

1

Внеклассное чтение. Литературные сказки.

1

Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».

1

С.Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование.

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1

Раздел IX. Картины родной природы (15 ч)

Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

1

Б. Заходер «Что такое стихи?».

И. Соколов – Микитов «Март в лесу».

1

Устное сочинение на тему «Мелодия весеннего леса».

1

Стихи А. Майкова, Е. Волкова, Е. Пурвита,

1

С.Есенина «Сыплет черемуха…»В,Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи илитературы.

1

С.Есенин «С добрым утром!».

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

1

А.Васнецов«После дождя»,И.Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.

1

О.Высотская «Одуванчик».  З. Александрова «Одуванчик».  Сравнение образов

1

М. Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

А.Толстой «Колокольчики мои, цветики

степные...».авторское отношение к изображению.

1

Сравнение  произведений живописи и литературы. (С.Чёрный и А.Рылов, Ф.Тютчев и А. Саврасов).

1

Сборники произведений о природе.

1

Г. Юдин «Поэты».

1

Я. Аким «Как я написал первое стихотворение».

1

Обобщающий урок.

1

Итого

102 ч

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...