С.Есенин "С добрым утром!"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гребенюк Людмила Игоревна

Материалы к уроку по литературному чтению С.Есенин "С добрым утром!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon s_dobrym_utrom.ppt2.47 МБ
Microsoft Office document icon esenin._s_dobrym_utrom.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ВОСХОД ЗАРЯ РАССВЕТ - время, а также место появления светила над горизонтом. На восходе солнца (рано утром). Восход луны. - яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. 3аря занимается (утренняя). Вечерняя заря. - время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете. Толковы словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова

Слайд 4

От зари до зари Ни свет ни заря Встать с зарей целую ночь или целый день. - очень рано. - очень рано утром.

Слайд 5

Сергей Есенин С добрым утром!

Слайд 6

Затон – вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Слайд 7

Олицетворение: перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" Задремали звезды Улыбнулись сонные березки Растрепали шелковые косы крапива Обрядилась шепчет шаловливо

Слайд 8

Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" ЦВЕТ Обрядилась ярким перламутром звезды золотые румянит зеленые сережки серебряные росы

Слайд 9

ЗВУК Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" [ з ] [ ш ] [ ж ] [ з ] [ з ] [ з ] [ ш ] [ ш ] [ ш ] [ ш ] [ з ] [ ж ] [ з ] [ з ]

Слайд 10

Сергей Есенин С добрым утром! Поэт – человек, наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное, привычное, обнаруживать замечательное.

Слайд 11

презентация подготовлена учителем начальных классов ГБОУ Гимназия №1526 Гребенюк Людмилой Игоревной комбинированный урок литературного чтения 3 класс (1 – 4) Сергей Есенин «С добрым утром!»



Предварительный просмотр:

Гребенюк Л.И. – учитель начальных классов ГБОУ Гимназия №1526

Сергей Есенин «С добрым утром!»

комбинированный урок литературного чтения

3 класс (1 – 4)

Задачи урока: 

- Формирование представления об особенностях поэтического взгляда на мир, о смысле изображения окружающего мира в поэзии.

- Формирование читательских умений по работе с поэтическим текстом; активизация «вдумчивого чтения».

- Формирование умения находить в тексте стихотворения такие языковые средства художественной выразительности как эпитеты, олицетворения. Введение такого понятия как звукозапись.

- Развитие речи детей, в частности таких ее видов как слушание, чтение, говорение; образного и логического мышления; воссоздающего и творческого воображения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Звонок прозвенел. Начинаем урок.

Его проведем мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж мне, ты, поверь!

II. Подготовка к восприятию текста.

- Я приглашаю Вас, не выходя из класса, совершить небольшое виртуальное путешествие.

Слайд № 1 

Звучит музыка Грига «Утро». На ее фоне демонстрируются, сменяя друг друга, фотографии раннего утра.

- Какое время суток, запечатлели авторы на этих фотографиях?

- Как вы догадались, что это утро? 

- Все ли фотографии были одинаковые?

- Чем они разливались?

- Как в русском языке называются те явления природы раннего утра, которые мы с Вами сейчас наблюдали?

Слайд № 2 

Рассеет. Восход. Заря (утренняя и вечерняя).

- Какие из этих слов являются синонимами, а какое слово имеет свое значение?

- Давайте обратимся за помощью к толковому словарю.

(Работа с толковым словарем.)

Слайд № 3  

ВОСХОД - время, а также место появления светила

над горизонтом. На восходе солнца (рано утром). Восход луны.

ЗАРЯ - яркое освещение  горизонта  перед  восходом или  после захода

солнца. 3аря занимается (утренняя).  Вечерняя  заря.

РАССВЕТ - время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете.

Слайд № 4  

- Вы, слышали такие выражения: Вставать с зарей. Ни свет ни заря.

От зари до зари.

- Что они обозначают?

- Кто из Вас когда-либо наблюдал рассвет или восход солнца?

- Постарайтесь своими словами описать увиденное Вами.

- Десятки раз многим из нас приходилось видеть восход солнца и всегда перед нами рождается новый прекрасный мир.

- Послушайте, как описал в своих стихах пробуждение природы Сергей Есенин.

Слайд № 5

III. Первичное восприятие текста. (Выразительное чтение текста стихотворения учителем или возможен вариант прослушивания грам. записи.)

Сергей Есенин. С добрым утром!

IV. Проверка первичного восприятия текста.

- Красивое стихотворение?

- Удалось ли вам представить в своем воображении тот прекрасный момент пробуждения природы, который описал в своем стихотворении Сергей Есенин?

- Какие строчки Вам понравились больше всего?

V. Чтение и анализ содержания и изобразительно – выразительных  средств языка текста стихотворения.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Какие строки стихотворения помогают догадаться о том, что поэт описывает раннее утро?

Параллельно идет работа над значение слов: затон, заводи, брезжит.

- Как поэту удалось передать красоту такого момента в жизни летней природы как раннее утро?

- Как природа встречает утро?

- Какой прием использует автор для создания более яркого необычного образа русских березок?

Слайд № 6

(олицетворение: задремали звезды, улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы, крапива обрядилась ярким перламутром и шаловливо шепчет)

- Какие слова помогают нам догадаться о том, что даже крапива готовится к встрече с солнцем и радуется этой встрече?

(обрядилась ярким перламутром)

- Почему Есенин называет крапиву шалуньей?

- Можно ли сравнить стихотворение Есенина с фотоснимком, запечатлевшим какой-то из моментов раннего утра?

- Природа изменяется или остается неизменной на протяжении всего стихотворения?

-Подчеркните слова, передающие эти изменения.

- От чего задрожало зеркало затона?

- Благодаря этому картины природы в стихотворении Есенина живые.

- Какие слова помогают представить краски раннего утра?

Слайд № 7

(звезды золотые, брезжит свет, румянит сетку небосклона, зеленые сережки, горят серебряные росы, ярким перламутром)

- С наступлением утра все становится ярким и  сияющим, как золото, серебро и перламутр.

Словесное рисование. Что будет нарисовано? (содержание)

                    Как будут расположены все объекты на картине? (композиция)

                    Какие краски будут использованы? (цветовое решение)

Слайд № 8

Введение нового материала. Звукозапись. 

Повторяющиеся звуки з -с помогают представить, как блестят исчезающие звезды и играет и играет свет в зеркале затона. Хочется зажмуриться от яркого блеска. Утро только вступает в свои права, вокруг тишина, но вот подул ветерок и зашелестели березки, мы слышим шепот крапивы. Это хорошо передают звуки ш – с – ч.

Слайд № 9

Вывод: Поэт- человек, наблюдательный, обладающий фантазией, глядя на одинаковое, способен видеть разное и особенное, глядя на незаметное, привычное, обнаруживать замечательное.  

VI. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

Подготовка к выразительному чтению.

VII. Творческая работа по следам прочитанного произведения.

Выразительное чтение 2 – 3 учениками.

Давайте представим, что в это раннее летнее утро в гостях у Сергея Есенина был японский поэт, который,  прогуливаясь вместе с Есенин,  наблюдал рождение нового дня, как бы он выразил свое восхищение красотой утренней природы, чувство радости встречи с  новым днем?

(Детям предлагается описать основные картины пробуждения природы, представленные в стихотворении Есенина в форме хокку. На предыдущих уроках дети знакомились с этим видом литературного творчества Японии.)

Ночь угасает.

Сменяет ее утро.

________________ (возможный вариант продолжения - Улыбнись ему!)

Плетень. Крапива

Яркий надела наряд.

__________________ (возможный вариант продолжения - Вот так шалунья!)

Утро. Берёзки,

Косы свои растрепав,

__________________ (возможный вариант продолжения - Улыбаются.)

У плетня шёпот.

Хочет сказать крапива:

__________________ (возможный вариант продолжения - Доброе утро!)

VIII.Обобщение.

- Как Вы думаете, кому обращены последние слова стихотворения:

 «С добрым утром!»

IX.Домашнее задание. 

Выучить стихотворение наизусть. Попробовать сочинить свое хокку по мотивам стихотворения Сергея Есенина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.Есенин "С добрым утром"

Урок-анализ лирического стихотворения С.Есенина "С добрым утром" с использованием мультимедийных средств....

Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»

Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит  развитие ...

Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "С добрым утром!"

Целями данного урока были: познакомить с произведением С.Есенина; развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами выразительности они созданы (олицетворение, эпитеты, сравнени...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения...

конспект урока литературного чтения в 3 классе С. Есение "С добрым утром!"

Урок знакомит учащихся с творчеством С.Есенина, развивает  навыки выразительного чтения, творческие способности детей, формирует умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетв...

Сергей Есенин «С добрым утром».

Знакомит  учащихся со стихотворением Сергея Есненина "С добрым утром" через   чувства автора, образное мышление, речь.Помогает формированию адекватной оценки собственной деятельн...