Урок чтения "Сказка о царе Салтане" 3 класс Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Павелко Елена Леонидовна

Чтение 3 класс "Сказка о царе Салтане"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сравнение народной и литературной сказки.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с историей сказки, содержанием произведения; обучения нахождению отличительных и схожих черт с народной сказкой; способствовать развитию умений анализировать художественное произведение, произведения других видов искусства, сопоставлять литературное и фольклорное произведения; содействовать воспитанию любви к поэтическому слову, чувства красоты, высоких моральных идеалов.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; читать вслух бегло, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; соотносят отрывок мультфильма с отрывком произведения;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Образовательные ресурсы

  1. Учебник.
  2. Рабочая тетрадь на печатной основе
  3. Интернет-ресурсы
  4. Поурочные разработки.
  5. Технологические карты урока.

Оборудование

Доска, проектор.

Наглядно- демонстрационный материал

Выставка книг А. С. Пушкина.

Детские рисунки к сказке.

Презентация для речевой разминки.

Презентация для динамической паузы.

Основные понятия и термины

Жанр, повторы, олицетворения, эпитеты, устойчивые выражения, метафоры. Русская народная сказка, авторская сказка.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организационный момент

Проверка готовности рабочего места

Проверка готовности рабочего места к уроку литературного чтения

Формирование умений организовывать своё рабочее пространство, настраиваться на рабочую обстановку, сотрудничать с одноклассниками.

II. Речевая разминка.

- Проведем речевую разминку. Прочтите вполголоса медленно:

Ветер по морю гуляет 

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

-Прочтите быстро, выделяя голосом глаголы.

-Прочтите выразительно, спокойно.

Выполняют рекомендации учителя

Формирование умения выразительного чтения текста, распознавания различных частей речи при чтении. Формирование умения осуществлять самоконтроль.

III. Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Проверка записанных детьми устойчивых выражений, троекратные повторы и эпитеты.

Чтение записанного в рабочих тетрадях

Владеют логическими действиями, навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами деятельности. Владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль. Слушают сверстников и взрослого, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Проявляют познавательный интерес к предмету.

IV.  Вступительная беседа

- Скажите, какими бывают сказки?

-Чем отличаются два вида сказок?

-К какому типу можно отнести сказки А.С. Пушкина?

Отвечают на поставленные вопросы.

Народными и авторскими.

У народных сказок автор-народ, у авторских- определенный человек.

Авторские.

Умеют слушать и отвечать на поставленный вопрос. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Умеют выражать внутреннюю позицию, искать и выделять необходимую информацию.

Дополнительный материал о писателе

Люба приготовила для нас краткий рассказ об А.С.Пушкине. Давайте послушаем ее и ответим на такой вопрос:

-Есть ли в сказках Пушкина элементы русской народной сказки и почему.

Просмотр презентации.

-Так есть ли в сказках Пушкина элементы русских народных сказок?

Почему?

Внимательно слушают.

Рассказы няни Арины Родионовны легли в основу многих сказок А.С.Пушкина.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой и отвечать на поставленный вопрос. Умеют искать и выделять необходимую информацию; производить логические действия, такие как анализ и сравнение. Формирование умения объяснять свой выбор ответа, логически строить высказывания и аргументировать ответ.

V. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Мы прочитали «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Понравилась вам сказка? Почему?

- Сегодня вам предлагается провести исследование или научную работу.

Любое исследование начинается с гипотезы – предположения. С.Я.Маршак сказал: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Нам, как ученым, предстоит доказать или опровергнуть эту гипотезу.

Высказывания детей.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Умеют использовать полученные знания в новой ситуации. Осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Проявляют познавательный интерес к предмету.

VI. Первичное закрепление знаний в знакомой и измененной ситуации

VII. Творческое применение знаний в новой ситуации

Беседа о содержании прочитанного

Зачин, концовка

Повторы

   

Сходные ситуации

Эпитеты

Народная речь

Волшебство

Вывод

-Что характерно для русской народной сказки? Какие жанровые особенности мы можем выделить? Жанр- вид литературы.

Вспомните, как начинаются и заканчиваются русские народные сказки?

Есть ли это в «Сказке о царе Салтане?» Зачитайте.

-Что еще свойственно русской народной сказке?

-Есть ли повторы в сказке Пушкина? Зачитайте.

- А сходные ситуации встречаются в сказке? Какие?

- Скажите, встречаются ли сходные ситуации в русских народных сказках? Приведите примеры.

- Русским народным сказкам свойственно наличие эпитетов- определений, прибавляемых к названиям предметов для бОльшей изобразительности. А есть ли эпитеты в сказке Пушкина? Приведите примеры.

- А.С. Пушкин вводит в свои сказки народную речь. Как вы это понимаете? Приведите примеры.

- Русским народным сказкам характерно волшебство. Есть ли волшебство в сказке Пушкина?

-Связана ли Пушкинская сказка с народной? Почему? Обобщите все, что говорилось ранее.

Зачин, концовка.

Ответы детей отрывками из текста.

Повторы.

Ветер по морю гуляет…

Ветер весело шумит…

Трижды превращался в насекомых, три девицы, трижды купцы приплывают на остров…

Ответы детей

Лебедь белая, небо синее, добрый конь, сине море…

Ответы детей.

Сложные имена персонажей, стихотворная форма.

Ответы детей.

Сказка Пушкина прямая наследница сказки народной.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится).

Динамическая пауза

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Вот на берег вышли гости;

Царь Салтан зовет их в гости;

И за ними во дворец

Полетел наш удалец…

- Что же отличает народную сказку от авторской?

- Пушкин, перед тем, как написать эту сказку, делал черновые наброски, записывал то, что рассказывала ему Арина Родионовна. Сравните отрывок из этой записи с окончательным текстом сказки.

«…Узнав, что они едут к Салтану Салтановичу, турецкому государю, обратился царевич в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет поймать, он никак не дается. Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве. «Ах, -говорит царь,- поеду посмотреть на чудо». «Что за чудо,- говорит мачеха,-вот чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а по цепям ходит кот…»

- Мы провели большую исследовательскую работу. К какому выводу мы пришли?

Прав ли С.Я.Маршак, что «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»?

Мы согласны с высказыванием С.Я. Маршака. Наша гипотеза подтвердилась.

А.С. Пушкин любил свою родину, потому и сказки его наследницы сказок народных.

И. Я. Билибин- русский художник- иллюстратор

Обратите внимание на то, чьи иллюстрации к сказке даны в учебнике?

Сегодня Ксюша приготовила нам рассказ об этом интересном художнике.

Скажите, И.Я. Билибин любил родину? Почему вы так думаете?

Рассматривают иллюстрации в учебнике.

Слушают рассказ.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную задачу. Адекватно воспринимают информацию.

VIII.

Итог урока

Рефлексия

Что нужно для того, чтобы быть хорошим русским писателем, художником и просто человеком?

Если бы у вас в руках были краски, в какие цвета вы раскрасили бы наш урок? Почему?

Любить свою родину.

Осуществление самоанализа учебной деятельности

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

VII. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему: «Чему учат сказки Пушкина»

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Яковлевич Билибин

Слайд 2

Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин , считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно, делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.

Слайд 3

Иван Яковлевич Билибин родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка , Санкт-Петербургской губернии в семье военного врача.

Слайд 4

В 12 лет Иван поступил в гимназию, окончил её с отличием и стал студентом университета, выбрав юридический факультет. Затем он поехал в Мюнхен и более месяца посещал уроки словенского живописца Антона Ашбе .

Слайд 5

Он был учеником известного художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930)

Слайд 6

Обычно Иван Билибин жил в Петербурге, но после визита в деревню Ёгны , он настолько впечатлён, что создает картины к книге по мотивам русских народных сказок.

Слайд 7

Иван Билибин . Открытки, посвященные Русскому Северу. (Изд. Общины Св.Евгении, 1904)

Слайд 8

« Царевна-лягушка » « Марья -Моревна » « Василиса Прекрасная»

Слайд 9

В 1936 г. Билибин на теплоходе «Ладога» возвращается на родину, в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Слайд 10

Братское захоронение, где покоится великий русский художник Иван Яковлевич Билибин .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1799-1837 Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 2

6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок. 1800-1802

Слайд 3

Сергей Львович Пушкин Надежда Осиповна Пушкина (Ганнибал)

Слайд 4

Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Лев Александр

Слайд 5

Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна .

Слайд 6

Основой для сказок Пушкина были сказки няни Арины Родионовны, услышанные им в детстве

Слайд 7

Михайловское

Слайд 8

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

Слайд 9

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей. Старшая дочь, Мария (1832-1919г.) Старший сын, Александр (1833-1914г.) Младший сын, Григорий (1835-1913г.) Младшая дочь, Наталья (1836-1913г.)

Слайд 10

В начале 1834 г. в Петербурге появился француз барон Дантес. Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг.

Слайд 11

8 февраля 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в Петербурге состоялась роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.

Слайд 12

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался в 1837 г. Могила Александра Сергеевича Пушкина

Слайд 13

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа…

Слайд 15

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

Слайд 2

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Медленно, вполголоса.

Слайд 3

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет ; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Быстро, выделяя голосом глаголы

Слайд 4

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах Выразительно и спокойно

Слайд 5

Физкультминутка Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… Вот на берег вышли гости; Царь Салтан зовет их в гости; И за ними во дворец Полетел наш удалец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект открытого урока по математике в 4 классе "Школа России" по теме "Письменное деление многозначных чисел на однозначное .Урок закрепления"

Данный конспект урока поможет в интересной форме закрепить устные и письменные приемы деления многозначных чисел на однозначные....

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)

Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...