РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ
рабочая программа по чтению на тему

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

учителей начальных

классов

Руководитель ШМО

___________С.А.Аптриева

Протокол № _____

от «____»_________201__ г.

Согласовано

Заместитель директора      по учебной работе

________И.Ф.Юсупова

«____»____________201 г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 15

________И.Н.Давлетгареева

Приказ № ___

от «___»________201___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению для 1-4 классов

начального общего образования

Хабибуллиной Физалии Фирдависовны,

учителя начальных классов

Срок реализации: 4 года

Программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (образовательная программа «Школа 2100»).

2016  год

Планируемые результаты освоения  учебного курса

В соответствии с учебным планом и ООП НОО МОБУ СОШ № 15 на изучение предмета «Литературное чтение» на уровне начального образования выделено 552 часа, по 4 часа в неделю в каждом классе.

Реализация Рабочей программы предмета «Литературное чтение» обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

1класс:

Личностные результаты:

Обучающийся  научится:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Обучающийся  получит возможность:

  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

Обучающийся  научится:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 различать рассказ и стихотворение.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • различать рассказ и стихотворение;
  • подробно пересказывать текст.

2 класс

Личностные результаты:

Обучающийся  научится:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Обучающийся  получит возможность:

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся  научится:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • проговаривать последовательность действий на уроке.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

Обучающийся  научится:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия произведения;
  • выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
  • различать народную и литературную (авторскую) сказку;
  • находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
  • относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
  • размышлять о характере и поступках героя.

3 класс

Личностные результаты:

Обучающийся  научится:

  • осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  •  воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю;
  • понимать  ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • приобретать потребность в чтении.

Обучающийся  получит возможность:

  • обозначать наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
  • определять этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся  научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Обучающийся  научится:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • составлять устные и письменные описания;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

4 класс

Личностные результаты:

Обучающийся  научится:

  • осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  •  воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю;
  • понимать  ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • приобретать потребность в чтении.

Обучающийся  получит возможность:

  • обозначать наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;
  • определять этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся  научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Обучающийся  научится:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся  научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

Обучающийся  научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный. учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению. Отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
  • читать по ролям литературное произведение;
  • использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения. Репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование- создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя);
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • способам написания изложения;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

2. Содержание учебного курса

1 класс

Обучение грамоте (чтение)  92 ч

Добуквенный период

«Говорим, рассказываем…» (14 ч).

Вводный урок (экскурсия). Знакомство с «Букварем».

Учимся говорить, рассказывать и рассматривать. Календарь и календарные праздники.

Животные и растения вокруг нас (экскурсия). Слова – названия. Природа вокруг нас (экскурсия). Знакомство с предложением. Летом в деревне (на даче). Составление предложений. Кто помогает человеку в саду и в огороде? (экскурсия) Знакомство с текстом.

Звуки вокруг нас (экскурсия). Звуки речи. Составление текста с опорой на рисунки.

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста.

На рыбалке. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Сказочные герои. Сказочные предметы. Предложение. Текст. Театр (экскурсия). Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога действующих лиц. Гласные звуки. Мои игрушки. Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Наши занятия. Ударение. Повторение.  Деление слова на слоги. Наблюдение над значением слова. Говорим, рассказываем, слушаем, пишем. Практическая работа «Режим дня». Повторение основных понятий.

Букварный период

«Учим буквы – учимся читать и писать». (78 ч).

Звуки, обозначаемые буквами г, п, и. знакомство с согласными звуками. Гласный звук [и]. Разграничение понятий «звук» - «буква».

Звуки, обозначаемые буквами т, р. 

Гласный звук [о], буква о.

Чтение и слогов и слов с изученными буквами.

Заглавная буква О. Упражнения в чтении и письме слогов и слов. Заглавная буква О в именах людей.

Гласный звук [а], буква а.

Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме.

Заглавные буквы  Г, П, Т, Р. Заглавные буквы в словах русского языка. Упражнения в чтении и письме.

Заглавная буква И. Заглавные буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме.

Согласные звуки [н], [н], буква н. Чтение слогов и слов с буквой н.

Согласные звуки [к], [к], буква к. Чтение слогов и слов с буквой к.

Практическая работа «Упражнения в чтении и письме. Чтение слогов и слов с изученными буквами».

Знакомство с местоимениями он, она, оно, они. Слова он, она, оно, они, их роль в речи.

Гласный звук [у], буквы У, у. Чтение слогов и слов с буквой  У,у.

Упражнения в чтении и письме. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знак в конце предложения.

Согласные звуки [с], [с], буква с.  Чтение слогов и слов с буквой с.

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Чтение слов, предложений. Работа над текстом.

Работа с текстом. Чтение текста.

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

Звонкие согласные звуки [л], [л], [м],[м], буквы л, м. Строчные буквы   л, м.

Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении.

Заглавные буквы  К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях.

Заглавные буквы  К, Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в словах- географических названиях. Работа с текстом.

Заглавная и строчная буква С, с. Упражнения в чтении и письме. Заглавная и строчная буква С, с. Наблюдение над однокоренными словами.

Упражнения в чтении письма. Работа с деформированным предложением.

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения – многоточием.

Заглавная буква М. Упражнения в чтении и письме.

Заглавная буква в словах и предложениях. Развитие осознанности и правильности чтения.

Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста.

Согласные звуки [ш ], буква  ш. Строчная  буква ш.

Заглавная буква Ш.  Чтение слов с изученными буквами.

Упражнения в чтении и письме. Чтение слов, предложений, текста, наблюдение над словами с гласными после шипящих.

Упражнения в чтении и письме. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.

Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении.

Заглавная буква А. Чтение слов, предложений с заглавной буквой А.

Проверка техники чтения и письма. Проверка техники чтения.

Согласные звуки [д], [д], буква д. Наблюдение над однокоренными словами.

Практическая работа «Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над словами с парными согласными звуками на конце; над однокоренными словами».

Согласные звуки [в], [в], буква в. Строчная буква в. Заглавная буква Д. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса –ушк-.

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Продолжение знакомства с суффиксами, корнем, наблюдение над однокоренными словами. Наблюдение над словами с безударным гласным в корне.

Буква е. Упражнения в чтении и письме. Звуки  буквы  е.

Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Работа с текстом.

Буква ё. Повторение и закрепление введенных понятий. Звуки буквы ё. наблюдение над однокоренными словами; суффиксами.

Заглавные буквы Е,Ё. Упражнения в чтении и письме. Чтение диалога, наблюдение над суффиксами в словах. Работа с текстом.

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.

Согласные звуки [б], [б], буква б. Срочная  буква б.

Упражнения в чтении и письме. Развитие умения видеть в слове его части.

Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом.

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста.

Согласные звуки [з], [з], буква з. 

Заглавная буква З. Чтение слов, предложений, текста. Повторение парных звонких и глухих согласных.

Буква я. Звуки буквы я.

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Чтение слов и предложений.

Согласные звуки  [ х], [х], буква х. Слова-междометия.

Согласные звуки    [ ж], [х], буква ж, х. слова с буквосочетаниями –жи-ши.

Заглавные буквы Х и Ж. Чтение предложений, текста. Наблюдение над словами с парными согласными [ ж], [ш].

Развитие речи. Работа с текстом. Чтение текста.

Строчная и заглавная буква й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Согласный звук [ч], буква ч. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Согласные звуки [ ц], [щ], буквы ц, щ. Строчные и заглавные буквы. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Заглавные буквы Ц, Щ. Упражнения в чтении и письме слов с изученными буквами. Буквосочетания ща, щу. Работа с текстом.

Согласные звуки  [ ф], [ф], буква ф. Чтение слогов, слов с буквой ф.

Заглавная буква Ф. Употребление заглавной буквы в словах и предложениях (повторение). Чтение слов и предложений с буквой ф.

Гласный звук [ э], буква э. Строчная буква э. Чтение слогов, слов со строчной буквой э. работа с текстом.

Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами.

Внеклассное чтение. Н. Сладков. «Лесные сказки».

Буква ю и её звуки. Двойная роль буквы ю. Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом. Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении.

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме. Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом.

Практическая работа «Разделительный ь, его роль в слове».

 Буква ъ, разделительный ъ. Чтение слов с разделительным Ъ.  Работа с текстом.

Практическая работа «Алфавит. Упражнения в чтении и письме».

Проверочная работа. Проверка техники чтения.

Систематический курс  36 ч

«Попрыгать, поиграть…» (8 ч).

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Практическая работа «Первый урок вежливости».

Любимые игрушки.  (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку»)

Настоящие друзья детства.   (В. Драгунский «Друг детства»)

В. Берестов «Про машину», А.Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито», Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г.Остер «Вредные советы», А.Барто «Малыши…», И. Демьянов «Скакалочка».  Практическая работа «Второй урок вежливости».  

Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита – охотник»)

Практическая работа «Игры в слова». (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть…», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»)

Э. Успенский «Удивительное дело», Н.Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть. Практическая работа «Третий урок вежливости».    

Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок)

Как найти настоящих друзей? (Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1.

Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела.

 «Наш дом» (6ч).

Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»)

О младших сестренках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я.Аким «Мой брат Миша»)

О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука»,  «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь»)

Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Практическая работа «Четвертый урок вежливости». (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова)  

М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история».  

Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа №2.

 Развитие речи. Практическая работа «Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова». Внеклассное чтение по теме раздела 2.

 «Ребятам о зверятах»  (9 ч).

Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки.

М. Пришвин «Медведь».  

Веселые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный  «Слоник, слоник…».) Практическая работа «Пятый урок вежливости».

Какие сны снятся щенкам?  (Е. Чарушин «Томкины сны»)

С. Михалков «Щенок»  Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры»)

М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок)

Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»)

Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Практическая работа «Шестой урок вежливости» ( «Как содержать домашних животных»).

Развитие речи. Практическая работа «Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы». Повторение по разделу 3. Проверочная работа  № 3.

 «Маленькие открытия»  (9 ч).

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки»)

Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов»,  И. Токмакова «Туман», «Осень»)

Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»)

Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь») Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова  «Куда в машинах снег везут» Практическая работа «Как нарисовать словами весну». (Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна») Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С. Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…»

Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава»)

Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)

А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок»

«Эту чудную картину я увидел из окна…». (Ю. Мориц «Что над чем».)

Итоговое повторение. (4ч).

Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы).

Проверочная работа № 4. Проверка техники чтения.

Внеклассное чтение «Мои любимые книги».

2 класс

 «Там, на неведомых дорожках…»  (23ч).

Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка»).

Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом.

Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер «Сказочка».

Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». «Законы»  волшебной сказки.

Практическая работа «Как сказки сказываются». «Народная» сказка П.Ершова «Конек – Горбунок». Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конек – Горбунок»).

Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек – Горбунок».

«Добрым молодцам урок» ( А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке». Авторская сказка А. С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке». Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович».

«Какова работа, такова награда» (В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»).

От сказки народной к сказке авторской (сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»).

Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце»).

Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»).

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса».

Добро побеждает зло («Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»).

«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» - это сказка.

Практическая работа «Всех скороговорок не перескороговоришь».

Обобщение по разделу. Проверочная работа  №1.

Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок.

Сказочные человечки  (27ч).

Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка»). Знакомство с Мумии-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть). Тайны шляпы Волшебника. (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть).

Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника». (3 - 4-я части).

Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч.1 и 2).

Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи», ч.3 и 4).

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5-6-я части главы «Пауки и мухи»).

Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7-8-я части главы «Пауки и мухи»).

Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит».

Смешная история (А. Милн «Вини Пух», глава 3). Характеры героев сказки А. Милна «Вини Пух» (глава 3). Главный герой повести А. Милна «Вини Пух».

Практическая работа «Песенки сказочных человечков».

Уроки Мальвины (А. Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»). Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно»). Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино». Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино».

Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино»).

Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Части 1-2).

Кто же такой Карлсон? («Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Часть 3-я).

Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Часть 4-я). Обобщение по разделу. Проверочная работа  №2.

Практическая работа «Сочинение-рассказ о сказочном человечке».

Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки.

Темы практических работ

Практическая работа «Сочинение-рассказ о сказочном человечке».

Практическая работа «Песенки сказочных человечков».

Сказочные богатыри  (14ч).

Введение в раздел. Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Былина как фольклорный жанр. Богатырская «Сказка про Илью Муромца».

Илья Муромец – богатырь земли Русской.

Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор»), Практическая работа «Сравнение богатырской сказки и былины».

Чем силен человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв»).

Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв».

Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай»).

Дагестанская сказка «Богатырь Назнай».

Повторение по теме «Былины и богатырские сказки».

Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная работа  №3. Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой.

Темы практических работ

Практическая работа «Сравнение богатырской сказки и былины».

«Сказка мудростью богата…» (20ч).

Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?»

Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик»)

Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик»).

Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка»). Герои киргизской сказки «Мудрая девушка». Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева»). Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева». К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы»). Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик»). Что высмеивают сказки? Японская сказка «Добрый крестьянин» (1-я).

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка».

«Сказка о глупости» И. Франко. «Сказка – ложь, да в ней намек…» (И. Франко «Сказка о глупости»). Мудростью богаты. Практическая работа «Русские народные пословицы и поговорки». Мудростью богаты. Практическая работа «Русские народные загадки».

Практическая работа «Как придумать загадку?»  Литературные загадки.

Обобщающий урок по разделу. Проверочная работа №4.

Зачем поют колыбельные песни. Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Русские народные пословицы и поговорки».
  2. Практическая работа «Русские народные загадки».
  3. Практическая работа «Как придумать загадку?»  

 «Сказка  - ложь, да в ней намек…»  (21ч).

Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон…»

Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц»). Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»).

Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»). Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»).

Чем силен Симба? (Африканская сказка «Похождение дикого кота Симбы»).

Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»). Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»).

Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну». Практическая работа «Любимые герои сказок».

Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул»). Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») Как создаются мультфильмы. (Сказка – сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи»). Разные стихи о животных. Л. Квитко «Веселый жук», Ю. Мориц «Резиновый ежик»). Практическая работа «Авторские считалки».

О чем говорят считалки? Борис Заходер «Считалия». Практическая работа «Сочиняем считалку». Обобщение по разделу. Колыбельные русских поэтов.

Проверочная работа  №5. Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки.

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Любимые герои сказок».

2.   Практическая работа «Авторские считалки».

3.   Практическая работа «Сочиняем считалку».

«Самое обыкновенное чудо»  (35ч).

Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон».

Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть).

Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть).

Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3-4-я части).

Секрет Лисы. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части).

Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча»).

Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море»).

Практическая работа «Чудеса вокруг нас». (Валентин Берестов «Честное гусеничное»).

Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Гора», «Снег и скрипка»).

Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка»)

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).

Б. Сергуненков «Кот белый – кот черный». Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры.

Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»).

Практическая работа «Уроки творчества». Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева. Веселые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это-да! это-нет!») Какая душа у поэта? (Б.Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»)

Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа №6.

Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир».

Проверка техники чтения. Урок-отчет по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки».

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Уроки творчества».
  2. Практическая работа «Чудеса вокруг нас».

3 класс

Прощание с летом ( 6ч).

Практическая работа «Знакомство с учебником». Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день». Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»).  «Взрослая» жизнь дяди Федора, Матроскина и Шарика. (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот») Лето волшебное и разное. (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Знакомство с учебником».
  • предварительной подготовки.
  • Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Летние путешествия и приключения (20 ч).

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник».

Приключения изыскателей. (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»).

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»).

Повесть о летних путешествиях. (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара- Бумбы»).

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера») Внеклассное чтение по разделам 1-3. Игра становилась жизнью. (А. Гайдар «Тимур и его команда») Практическая работа « Игры сверстников».

Как слава пришла к А. Гайдару. (Б. Емельянов «Игра»)

Превращение кота Ворюги в кота Милиционера. (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома. (К. Паустовский. «Жильцы старого дома») Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1-2.

Практическая работа «Обучающее сочинение».

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Обучающее сочинение».
  2.   Практическая работа « Игры сверстников».

Природа летом (11 ч).

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За поворотом».

Краски и звуки лета. (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы») Практическая работа «Описание картины».

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Бианки «Неслышимка» (работа в тетради)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3.

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Развитие читательских умений».

2. Практическая работа «Описание картины».

Уроки и переменки (13 ч).

Введение в раздел. Необычная школа. (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (работа в тетради)

Легко ли быть Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

Путь в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1-4 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

Испытания для Виктора Перестукина. (Главы 5-12 из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4.

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе.

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Развитие читательских умений».

Мой дом  ( 5 ч).

Введение в раздел. Такая разная осень… (Стихотворения А.Пушкина «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»)

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б. Пастернак «Иней»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5.

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами.

Темы практических работ

1. Практическая работа « Создание и иллюстрирование собственного журнала».

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ч).

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка».

«Сказка-ложь, да в ней намек…» (Русская сказка «Кот и лиса»)

Какие еще бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Мир волшебной сказки. (Стихотворение Дж.Р.Р. Толкина «Еще не выстыл сонный дом…», арабская сказка «Синдбад- Мореход»)

За что награждают в сказках? (Ш. Перро «Ослиная шкура»)

Может ли оловянный солдатик быть стойким? (Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

Практическая работа «Уроки сказочной повести». (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

Практическая работа «Сказка для театра». (С. Маршак «Сказка про козла»)

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6.

Внеклассное чтение по разделу 6.

Практическая работа «Обучающее сочинение».

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Обучающее сочинение».
  2. Практическая работа «Сказка для театра».
  3. Практическая работа «Уроки сказочной повести».

«Поет зима, аукает…» (12 ч).

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поет зима, аукает…», «Пороша»)

«Подарки» зимы. (Стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда Мороза»)

Урок-практикум по развитию читательских умений. В. Драгунский. «Кот в сапогах» (работа в тетради)

Зимние впечатления. (Стихотворения Б. Пастернака «Снег идет», А. Башлачева «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7.

Практическая работа «Обучающее сочинение».

Внеклассное чтение по разделу 7.

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Развитие читательских умений».

2.   Практическая работа «Обучающее сочинение».

  • предварительной подготовки.
  • Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Животные в нашем доме (9 ч).

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака».

У каждого- свое место в природе. (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

Каждый ли клест может стать капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

Удивительные пони Ю. Мориц. (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони») Практическая работа «Сочиняем стихи о животных».

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8.

Темы практических работ

1. Практическая работа «Сочиняем стихи о животных».

Мы с мамой и папой (12 ч).

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Все в порядке», «Если был бы я девчонкой».

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «..Бы»).

Подарки – это серьезное дело. (Ю. Коринец. Глава «Подарки под подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

Во что нельзя «играть». (И. Дик «Красные яблоки») Практическая работа

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

Хорошо, когда рядом – папа! (С. Маршак «Хороший день»)

Когда мама сердится… (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным»)

Внеклассное чтение по разделам 8 и 9 или творческая работа-сочинение о своей семье.

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9.

Темы практических работ

1. Практическая работа «Запрещающие игры».

 «Наполним музыкой сердца…» ( 9 ч).

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль», И. Тургенев «Певцы» (фрагмент).

Как рождается музыка. (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

Сказка о маленьком Моцарте. (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10.

День смеха ( 4 ч).

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Смеянцы», «Людоед и принцесса, или Все наоборот».

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Веселые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю. Мориц «Малиновая кошка») Практическая работа «Сочиняем веселые стихи».

Темы практических работ

1. Практическая работа «Сочиняем веселые стихи».

Весна  ( 8 ч).

Введение в раздел. Как приходит весна (Стихотворения А. Макаревича «Снег…», Ф. Тютчева «Еще земли печален вид…», А. Блока «Ветер принес издалека…»)

Озорные стихи о весне. (Стихотворения В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши Черного «Зеленые стихи»)

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

Обобщение по разделам 11-12. Проверочная работа по разделам 11-12.

Темы практических работ

1. Проверка уровня развития читательских умений.

День Победы ( 6 ч).

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга».

Трудная тема – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

Стихи о войне. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А . Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»), Внеклассное чтение по разделу 13.

Родная земля ( 6 ч).

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие».

Что такое Родина? (В. Бахревский, Г. Цыферов, фрагмент из книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живет солнце?»

Заключительный урок внеклассного чтения.

Урок итогового контроля (проверка техники чтения).

4 класс

Вводный урок. (1ч)

Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог».

Любимые книги (9ч)

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»).

Начало удивительных событий. (Е. Велтистов «Приключения Электроника»)

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника»)

Наука как искусство.  (Е. Велтистов «Приключения Электроника»). Практическая работа «Сходство и различие сказочной и фантастической повести».

Смешные стихи о серьезных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1.

Внеклассное чтение. Книги о ребятах – сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения)

Что такое детская литература? Практическая работа «Сочинение о любимом писателе».

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Сходство и различие сказочной и фантастической повести».

2.   Практическая работа «Сочинение о любимом писателе».

У истоков русской детской литературы (21ч)

Введение в раздел. Летопись и летописцы. (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»)

«Повесть временных лет». «Расселение славян».

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям). Путешествие 1. 17 век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

Стихи симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Обобщение по разделу. Древнерусская литература 11—17 вв.) Проверочная работа № 2.

Внеклассное чтение. Книги о книгах.

Путешествие 2. конец 18 века. Усадьба Аксаковых.(«Детские годы Багрова-внука»)

Традиция семейного чтения. (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»)

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.

«Детское чтение для сердца и разума»(нравоучительные статьи Н. И. Новикова).

Практическая работа «Сочинение в стиле нравоучительной статьи».

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь».

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в 11-18 веках. Проверочная работа № 3. Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)

Практическая работа «Обучающее сочинение».

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Сочинение в стиле нравоучительной статьи».

2.   Практическая работа «Обучающее сочинение».

19 век. Путешествие продолжается… (46ч).

Путешествие 3. Москва начала 19 века. Интересны ли детям басни? (И. А. Крылов «Слон и Моська»).

Характерные особенности жанра басни (И. А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под дубом»). Обобщение. Басни И. А. Крылова.

Путешествие 4. 1828г. Первая русская литературная сказка.

А. Погорельский «Черная курица». Нелегкий путь в подземное царство.

А. Погорельский «Черная курица». Встреча с подземными жителями.

А. Погорельский «Черная курица». Главный герой сказки.

Путешествие 5. лето 1831 года. Как писать для детей?

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Знакомство с героями сказки.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Царь Салтан и царь Гвидон.

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» В чем главный смысл сказки? (финал)

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки.

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра). Практическая работа «Устное сочинение-обработка народной сказки» (подражание В.И. Далю). Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»)

Обощение. Проверочная работа №4.

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей 19 века»

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

Поэты 19 века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева.

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении.

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник.

Путешествие 7. школа в Ясной Поляне. Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»). Практикум «Учусь читать художественную прозу».

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»). Первое знакомство с Родиной (К. Д. Ушинский «Деревья и уездный город», «Проселочная дорога»). Практическая работа «Сочинение в форме путевого очерка».

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К. Д. Ушинский «Наше Отечество»).

Сочинение-подражание Ушинскому (К. Д. Ушинский «Жалобы зайки»).

А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь.  А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? А.И. Куприн «Слон». «Я уже совсем здорова!»

Обобщение. Проверочная работа № 5.

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А. П. Чехова «Мальчики».

Темы практических работ

  1. Практическая работа «Устное сочинение-обработка народной сказки» (подражание В.И. Далю).

2.   Практикум «Учусь читать художественную прозу».

3.   Практическая работа «Сочинение в форме путевого очерка».

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями. (63ч).

Путешествие 8. (в…библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной.

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение.

Внеклассное чтение. Мир детства на страницах русской классики 19-20 века.

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак.

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).

Гимназисты Корнея Чуковского (К. И. Чуковский «Телефон»)

Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.

Внеклассное чтение. Современные чудаки. Путешествие 10. Вокруг Маршака.

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя.

Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего – победа живого мира.

Е. Шварц «Два брата». Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение)

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему»), Рассказ  о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»). Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С. Я. Маршака «Сила жизни»)

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

Обобщение. Проверочная работа № 6.

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах).

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто. Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти. Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение), Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трех Толстяков?»).

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»)

А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем».

А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьезное дело?

А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы.

Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача»). Юмористический рассказ на серьезную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»). Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н.Носова. Стихи А. Барто. Сатира или юмор? Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира.

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского. Стихи Саши Черного и В. Долиной.

Миниатюры Г. Цыферова. Практическая работа «Создание собственных миниатюр».

Стихи Н. Матвеевой. Внеклассное чтение. Любимые стихи.

Практикум «Учусь читать лирический текст».

Обобщение. Проверочная работа № 7.

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями.

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Поиски снежного цветка.

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей.

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»)

Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»)

Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).

Обобщение. Берем интервью у детских писателей.

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.

Внеклассное чтение. «О чем можно, о чем хочется читать».

Итоговый контроль. (проверка техники чтения).

Темы практических работ

  1. Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом».
  2. Практическая работа «Создание собственных миниатюр».
  3. Практикум «Учусь читать лирический текст».

3.Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Разделы

Кол-во часов

1 класс

1.

Обучение грамоте (чтение)

92

1.1.

Добуквенный период

«Говорим, рассказываем…»

14

1.2.

Букварный период

«Учим буквы – учимся читать и писать».

78

2.

Систематический курс

36

2.1.

«Попрыгать, поиграть…»

8

2.2.

«Наш дом»

6

2.3.

«Ребятам о зверятах»

9

2.4.

«Маленькие открытия»

9

3.

Итоговое  повторение.

4

Итого:

132

2 класс

1.

«Там, на неведомых дорожках…»

23

2.

«Сказочные человечки»

27

3.

«Сказочные богатыри»

14

4.

«Сказка мудростью богата»

20

5.

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

21

6.

«Самое обыкновенное чудо»

35

Итого:

140

3 класс

1.

Прощание с летом.

6

2.

Летние путешествия и приключения.

20

3.

Природа летом.

11

4.

Уроки и переменки.

13

5.

Мой дом

5

6.

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

18

7.

«Поет зима, аукает…»

12

8.

Животные в нашем доме.

9

9.

Мы с мамой и папой.

12

10.

«Наполним музыкой сердца…»

9

11.

День смеха

4

12.

Весна

8

13.

День Победы

6

14.

Родная земля

6

Итого:

140

4 класс

1

Вводный урок.

1

2

Любимые книги

9

3

У истоков русской детской литературы

21

4

19 век. Путешествие продолжается…

46

5

Век 20. Новые встречи со старыми друзьями

63

Итого:

140


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...