Урок литературного чтения "Знакомство с буквой Ц, ц"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шадринцева Ольга Викторовна

Конспект  и презентация  к уроку литературного чтения (обучения грамоте) по теме "Знакомство с буквой Ц, ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon znakomstvo_s_bukvoy_ts_ts.ppt1.83 МБ
Microsoft Office document icon tema_ts_ts.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с буквой Ц ц УМК Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения (обучение грамоте), 1 класс Составила: Шадринцева Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Романовская СОШ»

Слайд 2

Буква Ц – Внизу крючок, Точно с краником бачок. Вот какая буква Ц – С коготками на конце. Коготок-царапка – Как кошачья лапка. Ц ц

Слайд 3

Ц ц

Слайд 4

согласный твёрдый глухой Ц ц

Слайд 5

Прочитать слоги и дополнить их до полных слов: ца цо цу це ци цы Ц ц

Слайд 6

цвет цветы цветик цветок цветочек цветник цветущий цветовод цветочница Ц ц

Слайд 7

Зовут меня люди Царицей цветов За цвет и за запах Моих лепестков. Ц ц

Слайд 8

Игра на внимание Ц ц

Слайд 9

Ц ц

Слайд 10

- Как называется буква, которую мы изучили? - Какой звук она обозначает? - Дайте характеристику новому звуку. - Какие слова со звуком [ц] вы запомнили? Ц ц

Слайд 11

Ц ц Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (обучения грамоте) в 1 классе

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «Знакомство с буквой Ц»

Урок открытия новых знаний

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с новой буквой и новым звуком, которая его обозначает;

- выделять звук [ц] в речи;

- научить читать слоги и слова с буквой ц;

Развивающие:

- развивать фонематический слух детей;

- развивать речь; логической мышление, воображение;

Воспитательные:

 - формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: знают этапы выполнения звукобуквенного анализа слов, умеют самостоятельно читать слоги, слова, предложения, получат возможность научиться выделять звук [ц]

Метапредметные:

Познавательные УУД: сравнение звукового состава слов, качественная характеристика звуков, моделирование звуковой схемы, доказательство выбора фишки при обозначении звука.

Регулятивные: умеет держать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу;

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге; учитывать разные мнения и формулировать собственное и аргументировать его.

Личностные: выражают положительные отношение к учебному процессу; проявляют внимание и  интерес к освоению новых знаний и умений.

Материально – техничное обеспечение урока:

- мультимедийный проектор

- презентация

  1. Мотивация к деятельности

- Ребята, я рада видеть вас отдохнувшими после перемены.  Я дарю вам свою улыбку.  В ответ поделитесь своей.  Сразу станет на сердце теплей и светлей.   Ну а мы сразу станем добрей.  Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно другу что-то хорошее.

- А я желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний и поставка учебной задачи

- Какая бывает речь?

- Что вы знаете об устной речи?

- Что вы знаете о письменной речи?

- Из чего состоит наша речь?

- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?

- Когда ставится точка и как называется такое предложение?  Приведите пример.

- Когда ставится вопросительный знак и как называются такие предложения? Приведите пример.

-  Когда ставится восклицательный знак и как называются такие предложения? Приведите пример.

- Из чего состоят предложения?

- Из чего состоят слова?

- Сколько букв в русском алфавите? Прочитаем алфавит.

- На какие группы делятся все звуки?

- Чем они отличаются?

- Сколько гласных букв?

- Сколько гласных звуков?

- Прочитать гласные :а о у э ы. Что вы о них знаете?

- Прочитать гласные: я ё е ю и. Что у них общего?

- Прочитать гласные: ё е я ю. Что о них можете сказать?

- Когда они дают 2 звука? Примеры.

- Каким может быть гласный звук?

- Какую характеристику мы даём согласным звукам?

- Назовите пары по звонкости – глухости.

- Назовите непарные звонкие буквы.  Непарные глухие.

- Назовите буквы, которые дают только мягкие звуки, только твёрдые.

- Прочитать буквы. Какая лишняя? (Ц – не изучали)

 «Знакомство с буквой Ц ц» (слайд 1)

- Какую учебную задачу поставим  на уроке? Что должны сделать, чему научиться?

- В каком порядке знакомимся с новыми буквами?

(выделяем звуки, читаем слоги, слова, предложения, рассказы или сказки)

 – На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

– Ваша задача – быть внимательными, терпеливыми, научиться читать слова с буквой ц.

  1. Открытие нового знания
  1. На что похожа буква?

(слайд 2)

                                 

Буква Ц –

 Внизу крючок,

 Точно с краником бачок.

 Вот какая буква Ц –

 С коготками на конце.

 Коготок-царапка –

 Как кошачья лапка.

                                   

Физкультминутка  «Вышли мышки…»              

       2) Выделение звука (слайд 3)

- Кто это? (цапля)

- Произнесите слова, выделяя голосом первый звук.

- Теперь только первый звук. Дайте ему характеристику.

- Что это? (цифры)

- Произнесите слова, выделяя голосом первый звук.

- Теперь только первый звук. Дайте ему характеристику.

- Давайте сделаем вывод: какой звук даёт буква Ц? (слайд 4)

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

       1) (слайд 5) Прочитайте слоги с буквой Ц и дополнить их до полных слов.

ЦА                ЦО             ЦЕ                ЦЫ                 ЦИ                  ЦУ

Курица       кольцо        цепь           цыплёнок         цирк                 цунами

Царь           лицо            цепочка     цыган               циркуль            цукаты

Царица       яйцо            церковь     цыц, цыкнуть        

Цука́ты — сваренные в сахарном сиропе натуральные ягоды, фрукты или овощи, кожура цитрусовых.

Цунами — длинные волны, которые образуются в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения.

2)Послушайте песенку и постарайтесь запомнить слова со звуком  [Ц ].

https://www.youtube.com/watch?v=fcZel1uczUk

 3) (слайд 6) Прочитать слова

Цвет    цветы    цветик    цветок     цветочек    цветник   цветущий   цветовод   цветочница

- Я считаю, что все эти слова – родственники. Как вы думаете почему? (есть общая часть)

- Смысл какого слова вы не понимаете и хотели бы узнать у ребят или у учителя?

– Цветовод – специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод – это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

- Цветочница – продавщица цветов, букетчица, ящик для цветов, Муха, вредитель сельскохозяйственных растений.

                                      Физкультминутка  «Цветок»

Нежный маленький бутон,

 Свернут туго-туго он.            (Дети приседают и «закрываются»)

 Солнце луч ему протянет,

 И бутон гвоздикой станет.    (Встают на носочки и вытягивают руки вверх)

  1. Первичное закрепление

        1) (слайд 7) Отгадайте загадку

Зовут меня люди

 Царицей цветов

 За цвет и за запах

 Моих лепестков (роза)

           - Какие цветы вы еще знаете?  Выслушиваются ответы детей.

2) Хорошо читающие дети читают вслух рассказ  (слайд 8)

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами. Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые и желтые.   (К.Ушинский)

– Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

       3) (слайд 9) Игра на внимание

Посмотрите на картинки и постарайтесь их запомнить.

(слайд 10 – пустой)

Назовите их.

  1. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой
  1. - Мы читали слова с буквой Ц.  А теперь вы будете угадывать слова с этой буквой и печатать их.  Прочитайте загадки, а отгадки впишите в кроссворд. Какие умения вам понадобятся? (умение печатать слова и  определять какой буквой обозначается звук)
  2. Проверьте себя по образцу
  3. Работа по учебнику с. 140

Читает учитель.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.

 – Мама, ты неправильно сидишь! Видишь – никто не вылупляется больше!

 Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

 – Ну, ты посиди, – говорит Цып, – а я пойду прогуляюсь.

 Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

 – Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

 Сказал и пошел дальше. Смотрит – гусеница ползет.

 – Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.

 – А как же надо? – удивилась гусеница.

 – Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.

 Сказал и пошел дальше. Смотрит – цапля лягушек ловит.

 – Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.

 Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо – цапля его вытащила.

 – Чтобы учить, – говорит цапля, – надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин)

- Почему это сказка?

- Что вы узнали о цыплёнке?

- Кто запомнил слова цапли?

- А что бы вы сказали цыпленку?

- Что поучительного в этой сказке?

- Чтение сказки детьми.

  1. Итог урока. Рефлексия.

(слайд 11)

- Какую учебную задачу ставили перед собой на уроке?

- Мы ее достигли?

- Как называется буква, которую мы изучили?

- Какой звук она обозначает?

- Еще раз охарактеризуйте его.

- Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

- Что понравилось?

- А что показалось трудным?

(слайд 12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.

Интегрированный урок. Русский язык. Письмо  букв Ж ,ж. Литературное чтение. Звук [ ж ], буквы Ж, ж.Цели. Формировать графические навыки письма, отрабатывать каллиграфию; создать с детьми алгоритм...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

Урок литературного чтения "Согласные буквы Ч, ч. Чтение слов с буквой ч"

В данную работу входят два конспекта, карточки, методические материалы к урокам....