Бородицкая, Гамазкова
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Абсалямова Линара Рафилевна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boroditskaya_gamazkova_16.03.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс:1

Кабинет:

Тема: «М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Цель:  - Познакомить с произведениями  авторов, -Обучать выразительному чтению , целыми словами; - Развивать творческие способности, речь, память, мышление, -познакомить с понятием рифма.

 Планируемые результаты:

-личностные: -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

- Учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе а паре

-предметные: -знать, что такое рифма в стихотворном произведении,

-замечать юмор в стихотворном произведении,

-находить в стихотворном произведении звукоподражательные слова,

-читать выразительно с нужной интонацией.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация, видеоматериал.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                          Выполнила студент(ка): 43 группы

                                                                                                                             Абсалямова Линара

                                                                                                                                       Проверила: Барашева А.Г

                                                                                                           Отметка:

                                                                                                                        Дата: 16.03.2017

Челябинск, 2017 г.

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

2 мин

-Здравствуйте ребята, я рада вас снова видеть.

а) Подготовка

  • Покажите умные глазки, ровные спинки.
  • Улыбнемся от души.
  • Готовы ли мы к уроку?

б) Готовность №2 – сознательный настрой

                   Будь старательным и только!

                Будь внимательным и только!

                Все запомнишь, все поймешь!

в) Медитация

Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

3 мин

А начнём с речевой разминки (сначала говорю я, затем повторяете вы)

Путаница

Вот мы ви-дим ма-му.

А у ма-мы мы-ло.

Ма-ма мо-ет ра-му,

Что-бы чис-то бы-ло.

Мама моет аккуратно,

И все просто и понятно.

А если вдруг все части

Местами поменять,

То ничего мы с вами

Не станем понимать.

Вот мы дим-ви му-ма,

А у мы-ма ло-мы.

Ма-ма ет-мо му-ра,

Бы-что то-чис ло-бы.

-Откройте страницу 24.

-Найдите стихотворение, я вам его прочитаю, а вы следите.

-Что это ? (диалог)

-Так давайте сейчас поработаем вместе и почитаем по ролям.

-Прочитайте на с. 16, кто автор следующего произведения, с которым мы познакомимся.(М. Бородицкая.)

Выполнять речевую разминку

Поддерживать учебный диалог

Работать с разноцветными страницами

Читать по ролям

П:формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

10 мин

На доске запись:

Цель:1) познакомиться с … … … и его произведением «…» ;

2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы.

Сейчас я предоставляю слово о писателе Алене, она нам расскажет об Бородицкой М.Я

- Ребята, сегодня на уроке мы будем учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.

Интонация - тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего

- А теперь давайте прочтем хором скороговорку (вешает на доску плакат со скороговоркой) сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

В. Лунин

- А теперь давайте отгадаем загадку:

Ранним утром ей не спится:
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая (пчела). Молодцы ребята!

Прочтите скороговорку сначала медленно, четко произнося слова, затем быстро: У пчёлки жалко жалит жарко. 

- Что такое жалко? Как вы понимаете выражение «жалит жарко». Каким словом можно заменить слово «жарко»? (больно) Зачем пчеле жало? - Опасен ли для человека пчелиный яд? Что нужно делать, если ужалила пчела ?(ответы детей)Вернёмся к скороговорке. Учимся быстро говорить.

А теперь встанем разомнемся

- Что услышали, когда произносили скороговорку? (Повторяется звук «ж»)

1. Чтение стихотворения М. Бородицкой «Разговор с пчелой». 
Сейчас мы будем читать стихотворением, которое написала М. Бородицкая.

- Давайте познакомимся с её стихотворением. Прочитайте заголовок. Рассмотрите картинку. Как вы думаете, о ком пойдёт речь в стихотворении?

– Обсудите с другом, о чём можно разговаривать с пчелой? (Работа в парах.)

- Сейчас я прочитаю стихотворение, и мы проверим ваши предположения. Откройте книги на с. 16.
Чтение стихотворения учителем.

- Оправдались наши предположения?

– Кто участвует в разговоре? (Мальчик и пчела.)

- О чём они разговаривали?

– Почему поссорились мальчик и пчела?

- А вы на чьей стороне в споре? Почему? (Нельзя рвать цветы. Пчёлы питаются цветочным соком - нектаром. Пчелы – единственные насекомые на Земле, которые из нектара производят вкусный и полезный продукт – мёд. В мёде содержится много нужных человеку веществ и витаминов.

Если не будет цветов, то пчёлы погибнут. И, наоборот, если не будет пчёл, то и цветов тоже не будет. Ведь пчёлы опыляют цветы. В природе всё взаимосвязано. Нужно бережно относиться к природе.)

- Теперь сами прочитайте стихотворение. Прислушайтесь к его звучанию. Можно ли услышать, как возмущается пчела?

- Услышали? Что помогло услышать? (Слова со звуком «ж»)

- Зачем автор включил в стихотворение так много слов со звуком «ж»? (Автор включил слова с буквой «ж» для того, чтобы можно было услышать жужжание пчелы, они помогают оживить картину. Такой приём называют звукописью.)

- Найдите и прочитайте слова со звуком «ж». (Ужалила, уж-жасно, нуж-жен, уж-жин).

- Как нужно читать эти слова? (Протяжно, выделяя звук «ж».) Давайте прочитаем вместе.

- А теперь подготовимся к чтению по ролям. Определите, где, чьи слова. Прочитайте.

– С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (Возмущенно.) 
– Как надо прочитать слова пчелы? (Сердито.)

– Подготовьтесь к чтению по ролям с другом. Распределите роли, обратите внимание на знаки препинания. (Работа в парах.)
Учащиеся  по  выбору  учителя  читают  стихотворение  «Разговор с пчелой» по ролям.

- Читали много. Давайте отдохнём. Разминка для глаз.

Формулировать тему и цели урока

Знакомиться с биографией

Поддерживать учебный диалог

Читать скороговорку

Отгадывать загадку

Читать скороговорку

Разминаться

Рассмотреть картинку, отвечать на заданные вопросы

Обсуждать с соседом по парте о чем можно разговаривать с пчелой.

Отвечать на поставленные вопросы учителя

Поддерживать учебный диалог

Читать стихотворение по ролям  

Разминать глаза

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

К: слушать и понимать

речь других

П: формулировать ответы и выводы

Л:ЗОЖ

Р: Осознание

необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

К: аргументировать свое мнение

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

6 мин

-На странице 17. Прочитайте фамилию автора и название стихотворения

А сейчас я предоставляю слово Давиду, который  расскажет о Инне Гамазковой.

2. Чтение стихотворения И. Гамазковой «Кто как кричит?».

- Сейчас мы познакомимся ещё с одним стихотворением, которое написала И. Гамазкова .

– Как называется стихотворение? Рассмотрите картинки, с.17
–Кто изображен?

– Как вы думаете, о чем это стихотворение?

- А вы знаете, кто как кричит? Проверим.

Игра «Чей голосок» (аудиозапись – звуки животных)
- Давайте вместе прочитаем стихотворение, Я начну, а вы должны продолжить, вставить вместо точек пропущенные слова.

- Понравилось стихотворение, какое оно? (Весёлое)

- Правильны ли пропущенные слова по смыслу? По звучанию? (Получается нескладно, несозвучно.)

- Какие слова хочется вставить? Подходят ли они по смыслу?(нет) Почему нам хочется их произнести? (Складно. Это рифма подсказывает неверный по смыслу ответ.)

- Что такое рифма?

- Прочитайте правило в учебнике, с. 17. Найдите главное слово в правиле, которое помогает догадаться, что такое рифма. (Созвучие – похожее звучание.)

Работа в паре. (Вопрос 2, с.17)

- Прочитайте с другом по очереди стихотворение. Оцените свой ответ и ответ товарища.

– Всё ли вы правильно прочитали? Не допустили ли ошибок?
– Почему трудно произносить правильный ответ? (Обычно в стихотворении последние слова в строчке произносятся в рифму (созвучны), а в этом стихотворении рифма подсказывает неправильный ответ.)

- Почему стихотворение получилось весёлым? (Рифма «запутывает»)

- Кого художник не изобразил? (Ворона.)

- Ворон и ворона – это одна и та же птица или разные?

- Давайте посмотрим. Сравните.

- Какая рифма пропущена?

- Как бы мне пошла кор-рона! –

Важно каркает … (ворона)

- Найдите рифму.

- Отдохнём 

Под ёлочкой зелёной

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар! (Громко)

Целый день они кричали

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар! (Громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (Тихо)

Изображаем ворон.

Поиграем в игру «Подбери рифму»

– Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по звучанию, т.е. в рифму. 

                        Дедушку зовут Лука, 
                             У него болит … (рука). 
                             Рисовал художник ламу 
                             И картинку вставил в … (раму). 
                             Друг позвал меня на пир, 
                             Ел я торт и чай я … (пил). 
                             Хорошо танцует Ваня 
                             И его сестренка … (Таня). 
                             Вечно плачет этот Лёва, 
                             Говорят ему: «Ты – … (рёва)». 
                             Зреет на кустах малина, 
                             Соберет ее … (Марина). 
                             В блеске солнечных лучей 
                             По земле бежит … (ручей).
 

Знакомиться с автором

Поддерживать учебный диалог

Читать стихотворение

Слушать аудиозапись, определять голос животных

Формулировать определение понятия

Работать в паре, оценить ответ товарища

Поддерживать учебный диалог

Находить рифму

Играть в игру «подбери рифму »

Слушать внимательно

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: аргументировать собственное мнение


П: строить речевые высказывания в устной форме.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

Р: Осознавать необходимость  рабочего настроя на уроке.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

3 мин

Итак наш урок подходит к концу и я хочу у вас узнать.

–С каким новым понятием познакомились? -С какими произведениями познакомились на уроке?
– Чем они похожи? (Оба произведения являются стихотворениями, в обоих есть звукоподражательные слова, оба о животных.)- Что нового узнали?- Что такое рифма?- Подберите рифму к слову «цветок».- Украсим цветочки для пчёлки. Раскрасьте серединку:
Красным цветом – если вам на уроке было интересно. Желтым – если вы в чём-то затруднялись.
- Прикрепите к доске. Получилась цветочная поляна. Пусть пчёлка летает и собирает мёд.- Молодцы! Вы хорошо поработали. Урок окончен!

Подводить итоги урока

Поддерживать учебный диалог

Р: осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы...Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении ра...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока: «Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит»

Тип урока: открытее нового знанияЦели урока: знакомство учащихся с произведением Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,И. Гамазкова «Кто как кричит», развивать творческие способно...

г. Сапгир "Про медведя", М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

презентация к уроку литературного чтения. включает в себя, занимательные задания, речевую разминку, фотографии писателей и их книги, задания по стихам....

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

Урок открытия новых знаний с использованием современных технологий: системно- деятельностного подхода, дифференцированного обучения. ИКТ. С целью развития мыслительных способностей учащихся использова...