ЗВУКИ [р], [р’], БУКВЫ Р, р
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Урок по обучению грамоте по программе "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_33.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 33
ЗВУКИ [
р], [р’], БУКВЫ Р, р

Цели: познакомить учащихся с условным обозначением звонких твердого и мягкого звуков [р], [р’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст и корректировать его содержание; воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл … (д-р-р-р).

Ставни скрипят … (ск-р-р-р).

Кони храпят … (хр-р-р-р).

Вороны кричат … (кар-р-р-р).

Собаки рычат … (р-р-р-р-р).

– С какими звуками будем работать на уроке? Азбука с. 32-33, цель

– Сегодня мы познакомимся с буквами Р, р и узнаем, какие звуки они обозначают.

- Составим план работы:

1.  Слушаем и произносим звуки (ухо, губы и скобки)

III. «Чтение» одноуровневых моделей слов.

– Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? Что нарисовано на второй картинке?

Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «хор» – «хорь».

– Произнесите  в  каждом  слове  последний  звук.  Дайте  характеристику  этим  звукам.  Сравните данные звуки. (В слове «хор» – звонкий твердый согласный  звук  [р],  а  в  слове  «хорь»  –  звонкий мягкий согласный звук – [р’].)

– Объясните, что обозначают слова «хор», «хорь».

– Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают звонкий твердый согласный звук?

– Каким условным обозначением показывают звонкий мягкий согласный звук?

– Рассмотрите картинки во втором ряду в учебнике. Что нарисовано на первой картинке? Что нарисовано на второй картинке?

Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «рысь» – «рис».

– Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слове «рысь» – звонкий твердый согласный звук [р], а в слове «рис» – звонкий мягкий согласный звук [р’].)

– Объясните, что обозначают слова «рысь», «рис».

Хор – коллектив певцов, совместно исполняющих вокальное произведение.

В школе выступал народной хор.      .

Хорь – хищный пушистый зверек, а также его мех. В нашей стране живут два вида хорьков: черный и степной. Один – темного цвета, другой – светлый. Когда-то хорьков считали потребителями кур и проклинали при каждом удобном случае. И всегда старались убить. Но мало кто знал, что курица – случайная добыча хорьков, а главная их пища – грызуны: черный уничтожает по 10–15 мышей в сутки, а степной хорек – активный потребитель сусликов.

Хорь живет в степи.        .

Рысь – хищное животное семейства кошачьих с густым мехом и острым зрением.

– Отгадайте загадку.

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами – кисти-рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

                                (Рысь.)

Рысь – типичный лесной житель, причем житель глухих хвойных лесов. Тем не менее, ее можно встретить и в других лесах. Когда-то этот зверь был широко распространен по всей Европе. А одна из разновидностей рыси – испанская – уцелела лишь в одном месте на Земле – на юге Испании. Считают, что там этих животных осталось не более двух–трех сотен. Но точная цифра неизвестна.

Рыси, как и все кошки, – хищники. Рысь благодаря длинным ногам хорошо бегает по снегу. Добычу свою разыскивает (рыщет по лесу: недаром же она – рысь!). Рысь как хищник-«санитар» имеет большое значение.

Рис – злак с белыми продолговатыми зернами, идущими в пищу.

Мама сварила кашу из риса.

Бабушка приготовила пирог с рисом.    .

– Сколько букв в каждом слове? Сколько звуков?

– Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного?

– Какие гласные показывают, что предыдущий согласный произносится твердо?

Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен? (Крот.)

– Прочитайте слово «крот» по слогам и орфоэпически.

– Что делал крот? (Рыл.)

– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.

– Сколько слогов в каждом слове?

– Назовите ударные звуки.

– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «крот» указывает, что предшествующая буква «р» обозначает твердый звук [р], и в слове «рыл» буква «ы» указывает на твердый звук [р].)

2. Обозначаем звук буквой.

IV. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «эр» и двух звуков [р], [р’].

Буква «эр» обозначает два согласных звука: твердый звонкий [р] и мягкий звонкий [р’].

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

ВОРОНЫ

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар.

3. Конструируем букву

V. Конструирование большой и малой букв Р, р.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Р», «p».

– Из каких элементов-шаблонов они состоят?

Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Р», «р».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

4. Читаем слоги, слова.

VII. Чтение  слогов  по  заданным  схемам  и  столбиков  слов  с использованием двух приемов: чтение по слогам и орфоэпическое чтение (с. 33).

– Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены «кружком»? (Безударные гласные.)

– Что объединяет все слоги? (В данных слогах есть звуки [р], [р].)

– На  какие  две  группы  можно  разделить  все  слоги?  (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука.)

VIII. Упражнение в чтении слов (с. 33).

После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам. Указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы.

Рулон – материал (бумага, клеенка и т. п.), свернутый в трубку.

Эмир – титул лица, принадлежащего к царствующей династии в Восточной Азии.

  • Физкультминутка

5. Играем

IX. Игры на развитие внимания.

1. Игра «Дом».

– Давайте представим, что мы художники, и будем рисовать картину, на которой изображен домик за городом в деревне. Стены уже готовы, остается подрисовать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки [р, р’]. Произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал, кладет перед собой счетную палочку, чтобы в конце можно было легко подсчитать очки и определить победителя. Итак, начнем!

– Какие части дома имеют в своем названии звуки [р; р’]? (Крыша, труба, дверь, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно.)

Учитель может сам на доске пририсовывать к уже имеющимся стенам называемые части дома, могут это делать и дети, возможна и мысленная дорисовка.

– А  из  какого  материала  будет  построен  наш  дом?  (Из дерева или кирпича.)

– А если нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (В серый или красный (оранжевый или розовый), а уголки дома или орнамент на боковой стене можно сделать коричневого цвета.)

– Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать, телевизор, радиоприемник, проигрыватель, картина, торшер.)

– А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябину, крыжовник, сирень, смородину.)

– В каком из этих слов звук [р] твердый, а в каком [р’] мягкий?

– Какие бы цветы вы посадили около дома, чтобы в их названии слышался звук [р]? (Розы, ромашки, настурцию, астры.)

2. Игра «Слоговой аукцион».

– Придумайте слова со слогом «ре». (Репа, ремонт, решение, редис, решето, репей.)

– Придумайте слова со слогом «кар». (Карман, картина, карлик, картуз, картон.)

3. Игра «Веселые звуки».

Буква «Л», придя на сквер,

Повстречала букву «Р».

Говорит: «Давай сыграем,

Ну, хоть в рифмы, например».

Л сказала: «Желтый лис…»

Р сказала: «… варит (рис)».

Л сказала: «Ли́́су уголь…»

Р сказала: «… возит … (угорь)».

Л сказала: «Просят ламу…»

Р сказала: «… вставить … (раму)».

Л сказала: «Я из ложи…»

Р сказала: «… корчу … (рожи)».

Л сказала: «Очень жалко,

Что исчез наш колобок».

Р сказала: «Очень … (жарко)

Он забрался в … (коробок)».

Л сказала: «Сбиться с лада…»

Р сказала: «… ты не … (рада)

Л сказала: «Дай иглу!»

Р сказала: «Кончай … (игру)

X. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие звуки обозначает буква «р»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....