Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Корочкина Татьяна Григорьевна

Рабочая программа по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 4 класс.

Адаптированная образовательная программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» (учебно-методический комплект «Школа России»). Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации, ведущей задаче четвёртого года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств. Программа направлена на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовом умением в системе образования младших школьников;
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного "опыта младших школьников средствами художественной литературы;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

•        обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи обучения:

Предметные:

Учить осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;

Учить осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения;

Учить работать с произведением, целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

Учить ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

Учить передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

Учить ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике;

Учить составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;

Творческая деятельность

Учить читать по ролям литературное произведение;

Учить использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

Задачи по формированию УУД:

Личностные

Учить ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Учить уважать свой народ, принимать культурные ценности других народов.

Формировать личностный смысл учения;  дальнейшего образовательного маршрута.

Учить оценивать жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России

Регулятивные

Учить самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

Учить использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ;

Учить определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные

Учить ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

Учить самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

Учить сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет).

Учить составлять сложный план текста.

Формировать умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные

Учить оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Учить читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Учить выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учить отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;  

Учить работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом.

Коррекционные

Обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, формировать творческое мышление;

Развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных;

Учить  устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать в нём события, подкрепляя правильность ответа выборочным чтением;

Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира с помощью прочитанных произведений.

Особенности преподавания учебного предмета литературное чтение в данном классе.

В классе обучается 13 детей. С программой 3 класса справились все. Большинство детей читают целыми словами. Некоторые ребята  испытывают трудности при чтении незнакомого текста:  повторяют слова, части слова, наблюдается замена букв, слогов.

У обучающихся имеются отклонения в речевом развитии: задержка темпа развития отдельных сторон речи, дети испытывают затруднения в дифференциации восприятия речевых звуков. Для данной категории детей характерно нарушение звукопроизношения,  дефекты артикуляционного аппарата, агграматизмы. Данные нарушения затрудняют  овладение программой и требуют создания для них особых образовательных условий. Для решения данной проблемы, необходимы индивидуальные занятия с логопедом.

Дети пользуются простой (нераспространённой) фразой, страдает слоговая структура слова, затрудняются в согласовании слов при составлении рассказов на тему, бедный словарный запас. У обучающихся возникают определённые трудности при овладении литературным чтением: затруднения при понимании прочитанного, при выразительном чтении (преобладает монотонное чтение). Все учащиеся  класса имеют общее недоразвитие речи, вследствие которого у них обнаружен бедный словарный запас, недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи, что затрудняет овладение литературным чтением. Большое внимание на уроках уделяется словарной работе (изменение форм слова, подбор однокоренных слов, словосочетаний, определение значения слова и т.д.), построению предложений, текстов по опорным словам, по иллюстрациям, подбор синонимов, антонимов. Большое значение придается практической направленности обучения,  учету возрастных и индивидуальных особенностей детей, реализации дифференцированного, дозированного подхода в обучении.

Основное содержание

Былины. Летописи. Жития

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики

 П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над ноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».

Делу время — потехе сейчас

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Дра гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

Стран детства

 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».

Природа и мы

 Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»;  А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»;  С. А. Клычков. «Весна в лесу»;  Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб цов. «Сентябрь»;  С. А. Есенин. «Лебедушка».

Родина

И. С.  Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

Тематическое планирование

Согласно календарно-тематическому планированию -      часов

Тема

Кол-во часов

1

Вводный урок

1

2

Летописи, былины, сказания, жития

8

3

Чудесный мир классики

16

4

Поэтическая тетрадь №1

7

5

Литературные сказки

13

6

Делу время – потехе час

7

7

Страна детства

6

8

Поэтическая тетрадь №2

4

9

Природа и мы

10

10

Поэтическая тетрадь №3

5

11

Родина

4

12

Страна Фантазия

5

13

Зарубежная литература

12

Итого

98

Требования к уровню подготовки

К концу изучения в четвёртом классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Четвероклассники научатся:

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

- бегло, выразительно читать текст;

- ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов минуту);

- понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведя, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочимого текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа;

- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение; составлять план к прочитанному;

- вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основам действующим лицам произведения;

- называть названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;

- читать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- называть не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; называть более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить;

- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать,  о чем идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного знания.
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Четвероклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте костные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;

-        использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • -делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;

-        расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....