Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок литературного чтения (обучение грамоте)

УМК «Начальная школа XXIвека»

1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения (обучение грамоте)

УМК «Начальная школа XXIвека»

1 класс

 

Тема: Знакомство с буквой Ц, ц.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Дидактическая цель: познакомить учащихся с новой буквой Ц, ц; звуком [ц].

Задачи:

  1. Предметные: - сформировать представления детей о новом звуке ] и букве Ц, ц;

- учить находить новый звук в словах;

- образовывать слова, предложения, словосочетания с новой буквой.

2.Метапредметные:

а) познавательные:

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу;

- проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение;

- искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию.

б) коммуникативные:

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия.

3. Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношение к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения:

  1. По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.
  2. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

3. По степени педагогического управления со стороны учителя:

 метод опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.

Педагогические технологии:

 проблемно-диалогическая, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, ТРИЗ.

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

 фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Учебник «Букварь» ч.I  Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой.
  2. Набор фишек, карточки с буквами, словами, лента букв.
  3. Рисунки «На что похожа буква».
  4. Яйцо из папье-маше,  Цыплёнок – мягкая игрушка.
  5. Сигнальные карточки «Верно – неверно».
  6.  Мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация.
  7. Листы ватмана А3, фломастеры, карандаши.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научатся выделять новый звук,  характеризовать его;

- читать слова, словосочетания с новой буквой;

Метапредметные:

а) познавательные:

- ученик получит возможность учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

- строить логические рассуждения,  включая причинно-следственные связи;

б) коммуникативные:

- ученик получит возможность учиться, выслушивать разные точки зрения;

- учитывать координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличия от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве.

в) регулятивные:

- ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу в познавательную;

- составлять простейший план действий,  осуществлять итоговый контроль по результату.

Личностные:

- ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

 

Ход  урока.

 

  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, вы верите в чудеса? Закройте глаза на минутку. Откройте.

(В руках у учителя яйцо из папье-маше, внутри цыплёнок).

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

- Кто это?

- Правильно – это цыплёнок,  зовут  его Цып.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

а) – Ребята, посмотрите, какой он хорошенький, маленький, беспомощный.

- Как подзывают цыплят? (Цып-цып-цып).

- Давайте позовём цыплёнка.

б)  - Представим, что мы его взяли в руки, погладили, успокоили. На улице холодно, морозно. Согреем цыплёнка своим дыханием. Через нос вдыхаем прохладный воздух, а выдыхаем тёплый. (4-5 раз).

– Цыпне случайно пришёл  к нам на уроке. Он принёс новый звук. Вы догадались какой?

- Почему вы так решили?

III. Постановка учебной задачи.

-Ребята, сформулируйте тему нашего  урока?

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Цыплёнок, как все малыши, хочет многому научиться. Ему хочется узнать всё о своём любимом звуке, букве.

- Поможем ему.

IY. Построение проекта выхода из затруднения.

- Начать работу я предлагаю в группах. Рассаживаемся. Давайте вспомним «Правила работы в группе». (Слайд)

1) – Я предлагаю вам упражнение «Лифт». (Таблица)

- В чём оно заключается? Поднимаясь на лифте вверх, мы будем  работать по алгоритму:

5. Предложение.

4. Словосочетание.

3. Слово.

2. Слог.

1. Звук, буква.

- Итак, начинаем исследовать звук…

(Учащиеся на листе ватмана изображают: звук (согл. – глас.; твёр. – мягк.; звонк. – глух.) – печатают букву (Ц, ц)- составляют слоги (ца, цо, ци, це…)– слова( цирк, цапля, циркуль…) –словосочетания (весёлый цирк, новый циркуль,…) –устно составляют предложения (Мы с папой ходили в весёлый цирк. Сестра подарила мне новый циркуль.)).

2)Физминутка для глаз

- Посмотрите, скорлупки от яйца разлетелись по всему классу, а на них написаны буквы.

- Сколько карточек с буквой Ц в классе? (8).

- Сколько карточек с заглавной печатной буквой? Со строчной печатной?

- Сколько карточек с письменными буквами?

3) Проверка, обобщение.  (На доску вывешиваются все листы)

а) Звук, буква.

 -  Посмотрим на вашу работу. Что общего? Есть ли разногласия? Давайте придем к общему мнению.

- Что вы скажите о звуке [ц]?

- Какой буквой обозначается? Цэ.

- На что похожа буква? (Рисунки)

- С какими буквами гласных звуков она дружит?

- Со всеми ли гласными будет дружить Ц? ( Интерактивная доска)

- Ребята, я открою вам секрет, что звук [ц] обязательно подружиться со звуками [ж], [ш].

- Попробуйте, отгадать, почему?

[ж, ш] – всегда твёрдые. (Лента букв)

б) Слог, слово, словосочетание,  предложение.

- Чтение слогов, слов с буквой Ц, словосочетаний.

- Какие слова можно назвать? (Слайд)

- Чтение предложений.

- Молодцы! Вы многое рассказали  и объяснили цыплёнку Цыпу.

- Рассаживаемся по местам.

в) Физминутка  (Слайд)

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело.

Он спешил к себе домой,

К маме – курочке рябой.

Y.Первичное закрепление.  (Букварь ч. 1  с.138)

а) звуковой анализ слов:  синица, цапля.

- Откроем книгу, рассмотрим схемы рядом с рисунками и самостоятельно проведём звукобуквенный анализ предложенных слов.

(2 ученика работают у доски с фишками).

б) Проверка.

- Есть ли ошибки на доске? Поможем их исправить?

- Чем похожи звуковые схемы.  Чем отличаются?

- Сравнить звуки, указанные в схемах стрелочкой. Что вы скажите о них?

Вывод: [ц] – согласный, твёрдый, непарный глухой, обозначается буквой цэ.

YI. Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- Работаем в парах по карточке «Составь словосочетания».

 

зелёное

лицо

радостное

лягушка

весёлый

цирк

широкая

скворец

голосистый

улица

- Проверка на интерактивной доске.

- Молодцы!

YII. Рефлексия.

а) – Давайте, вспомним, какие цели мы поставили в начале урока?

     - Как вы думаете, мы справились с  ними?

б) – Оцените свою работу.

  • Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.
  • Я могу лучше работать на уроке. У меня не всё получилось.
  • Я молодец, был активным на уроке. У меня всё получилось, я всё понял!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода....

Урок по Обучению грамоте на тему: "Знакомство с буквами Ф,ф и звуками [ф] и [ф\']». УМК "Начальная школа XXI века".

Урок направлен на формирование у обучающихся умения моделировать звуковой состав слова, анализировать печатные и письменные буквы, составлять слова, объяснять их значение, аргументировать св...

Урок обучения грамоте с компьютерным сопровождением. УМК «Начальная школа ХХI век». Тема «Знакомство с буквой М».

Задачи урока:Образовательные:  познакомить с буквой Мм и звуками [м], [м\'],  повторение ранее изученных букв, установление логических связей с изученным на предыдущих уроках; формирова...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш». 21 век...

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш».

Урок обучение грамоте 1 класс Тема: «Знакомство с буквой Ш, ш. Письмо заглавной и строчной буквы Ш, ш»....

Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС....