Урок рефлексии. Б. Житков. Про обезьянку.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шрайнер Светлана Михайловна

Конспект урока рефлексии в 3 классе по программее "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_refleksii.docx143.86 КБ
Office presentation icon pro_obezyanku.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока

рефлексии

Предмет: литературное чтение

Класс:3

Авторы УМК: «Школа России».  Л. Ф. Климанова. В. Г.Горецкий

Тема урока: Б. Житков . « Про обезьянку»  (3 урок)

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель:закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Личностные УУД:

  1. формировать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. 2формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. 3) формировать умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формировать умение прогнозировать предстоящую работу

4) формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) формировать умение слушать и понимать других;

2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формировать умение работать в паре.

Познавательные УУД:

1) формировать умение извлекать информацию из опорных слов, иллюстраций, текстов;

2) формировать умение представлять информацию в виде схемы ;

3) формировать умение выявлять сущность, особенности героев произведения;

4) формировать умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формировать умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формировать умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал   (индивидуальные карточки), листы оценивания обучающихся.

Цели: продолжить знакомство  с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Технологическая карта урока

I этап: Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;  (психологический настрой на урок)

Задача этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Деятельность учителя по реализации данной задачи:

  1. создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  2. актуализация требований (мотивация) учебной деятельности («мне надо»);
  3. определение степени сложности учебной деятельности («смогу»).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация  (самоопределение) к коррекционной деятельности  (психологический настрой на урок)

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Учитель формулирует цель деятельности на уроке и выделяет содержательную область. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков. Учитель вместе с учащимися формулирует тему урока.

“В жизни нет безразличных поступков. Всё, что ты делаешь, так или иначе коснётся другого человека.”

Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

Знают все, что обезьяны
Любят сладкие бананы,
По деревьям ловко скачут
И как малыши не плачут.
Непрерывно корча рожи
Всем зевакам и прохожим,
Потому что все мартышки,
Как девчонки и мальчишки,
Непоседливые слишком!

  • Прочитайте «птичьим базаром»
  • Прочитайте удивлённо
  • Скороговоркой

М – мудрость

А – активность

С – счастье

Т – творчество

Е – единство

Р– результатУУД

( Л) : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

(Р): целеполагание  , принимать и сохранять учебную задачу

(К) :Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

(Р): целеполагание  , принимать и сохранять учебную задачу

(К) :Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

II этап: Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.

Деятельность учащихся:

  1. анализ действий по заданной теме;
  2. определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;
  3. обоснование выбора способов действий.

Деятельность учителя:

  1. активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;
  2. проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;
  3. организует работу по определению темы учебного занятия;
  4. совместно формулируют цели учебного занятия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности   и  мотивация на новый способ деятельности

  Урок данного типа проводится в конце изучения рассказа, затруднение в индивидуальной деятельности связано с необходимостью систематизации изученных способов действий. Затруднение фиксируется в речи.

«Мы в ответе за тех, кого приручили».
              А.Сент-Экзюпери

ТЕСТ на понимание прочитанного рассказа

(П) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

(К) формулировать собственное мнение и позицию

Учащиеся внимательно слушают учителя, комментируют    эпиграф урока, вырабатывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«хочу» - учиться

«надо»  – чтобы не было конфликтов

«могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия  (Р).

Умение анализировать языковой материал (П).

Умение выявлять затруднения в выборе    (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение анализировать языковой материал (П).

 Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

III этап  локализации индивидуальных затруднений;

Задача этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Деятельность учащихся:

  1. осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;
  2. выстраивание  связей в изученном разделе;
  3. определение межтемных связейв изученном разделе;
  4. определение места данного раздела в учебном предмете как в науке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

3

Этап  локализации индивидуальных затруднений.

Цель: формировать у учащихся способности к  новому способу действия, разным формам организации  деятельности ;систематизировать и обобщить   знания по композиции рассказа.

—  Как вы думаете, почему мальчик взял обезьянку к себе?

—  Хорошо ли было Яшке в этой семье?

—  А живущим в этой семье каково было рядом с обезьянкой?

— Может ли дикое животное жить рядом с человеком?

Чтение текста на слайде про макак.

Чем же привлекает меня этот рассказ?

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).  

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).    

(К) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

(Р) Учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

(П) устанавливать причинно-следственные связи

                     ФИЗМИНУТКА

Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Мы резвиться не устали?

IVэтаппостроения проекта коррекции выявленных затруднений;  реализации построенного проекта;

Задача этапа:формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.

Деятельность обучающихся:

  1. выявление границ применимости системы знаний;
  2. самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;
  3. выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению  знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

4

Этап   построения проекта коррекции выявленных затруднений;  реализации построенного проекта;

Цель:.  включение нового способа действия в  систему знаний и применение на практике

Организуется аналогичная деятельность для связи изученных способов действий в единую систему и определения критериев применимости .

Книги Житкова ставят вопрос об ответственности человека за свои поступки…”

– Какие  факты  подтверждают  то,  что  Яшка  был  умной  обезьянкой? (Когда мальчик попросил у Яшки лапу, тот протянул ему «свою ручку»; когда Яшка обиделся на отца мальчика, он решил его «проучить»: наломал со стенки известки, разложил по краям ступенек, а сам прилег, притаился на лестнице, как раз у отца над головой.И когда тот шел по лестнице, Яшка тихонько толкал «ножкой» штукатурку и так ловко примерял, что прямо отцу на шляпу; когда Яшку привязали однажды на ночь за жилет к ножке стола, он расстегнул пуговицы на жилете, удрал с привязи и забрался спать в кровать к мальчику.)

– А что в поведении Яшки вам не нравится?

 Самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).  

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).    

(К) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

(Р) Учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

(П) Устанавливать причинно-следственные связи

Vэтап  обобщения затруднений во внешней речи;  этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

Задача этапа: закрепление учащимися  системы знаний через способы действий.

Деятельность обучающихся:

  1. самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;
  2. обоснование способов действий с формулированием проблем.

Работа в группе:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 5

Этап  обобщения затруднений во внешней речи;   самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель:.  Включение нового способа действия в  систему знаний и применение на практике

Организуется аналогичная деятельность для связи изученных способов действий в единую систему и определения критериев применимости .

Правила совместной работы:

  • Работать дружно.
  • Работать по алгоритму (плану).
  • Своевременно выполнять работу.
  • Качественно .
  • Каждый защищает своё дело и общее

— Что нужно сделать, чтобы получился краткий  рассказ?(Для этого нужно составить краткий план.План в краткой форме передает основное содержание произведения).

    План:

1. Знакомство с обезьянкой.

2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика.

3. Как Яшка стал царём во дворе.

4. Расставание.

*краткий пересказ одним учащимся по желанию

– Хотелось бы вам узнать, что будет с Яшкой дальше?

 Самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания,  обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П).  

Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К).

Подведение к выводу (Л).    

(К) Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

(Р) Учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

(П) устанавливать причинно-следственные связи

Представление группами краткого пересказа по частям.

1. Как – то раз мальчик принёс домой обезьянку. Её отдал ему одноклассник. Обезьянка оказалась маленькой. “Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.”Её звали Яшка. Яшка очень любил сладости: конфеты, сахар.

2.  В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола, потому что он был неуправляемым.Уж столько попадало за эту  обезьянку герою рассказа! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил: наставил чернильных клякс.  В другой раз испортил причёску даме, которая пришла в гости.

3.Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе.

  Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее.

4.  Но вот настала осень, и все в доме стали требовать отдать Яшку. Первое время без Яшки все очень скучали, хотя и не хотели в этом признаваться.

VI этап: Рефлексия учебной деятельности.

Задача этапа:самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

Деятельность обучающихся:

  1. соотнесение  цели урока и результатов собственной деятельности;
  2. оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

6

Рефлексия учебной деятельности

Цель:. самооценка учащимися своей деятельности,  метода преодоления затруднений, оценка  нового способа действия. Систематизация  предметного  содержания (понимать и самостоятельно выбирать интонацию предложения с целью более точной передачи его смысла ).

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…

(Л):- стремление к речевому самосовершенствованию.

(Р) : Умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом;  адекватно воспринимать оценку учителя;  Оценка деятельности;  саморегуляция

 (Л):- способность к самооценке.

Умение выражать свои мысли (К ).  

(П) устанавливать причинно-следственные связи

Л:понимают значение знаний для человека и принимают его.

Р:прогнозируют результаты усвоения изученного материала; выполняют самооценку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

7

Домашнее задание по выбору

  1. краткий рассказ о своём животном
  2. выразительное чтение одной части
  3. краткий пересказ текста «Про обезьянку»
  4. прочитать другой рассказ Б. Житкова

( Л) : широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

(Р): целеполагание  , принимать и сохранять учебную задачу


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“ В жизни нет безразличных поступков. Всё, что ты делаешь, так или иначе коснётся другого человека.”

Слайд 2

Знают все, что обезьяны Любят сладкие бананы, По деревьям ловко скачут И как малыши не плачут. Непрерывно корча рожи Всем зевакам и прохожим, Потому что все мартышки, Как девчонки и мальчишки, Непоседливые слишком! Прочитайте «птичьим базаром», удивлённо, с восхищением, Скороговоркой.

Слайд 3

Критерии оценивания:

Слайд 4

Приветствуется : М – мудрость А – активность С – счастье Т – творчество Е – единство Р – результат У У Д

Слайд 5

«Мы в ответе за тех, кого приручили». А.Сент-Экзюпери

Слайд 6

Проверка : 1 – С 2 – А 3 – А 4 – А 5 - А 6 – А 7 – В 8 – С 9 - А 10 – В 11 – С 12 – А ОЦЕНИМ ПО ШКАЛЕ взаимно (шкала на карточке)

Слайд 7

Макаки - человекоподобные обезьяны средней величины с крепким туловищем и сильными конечностями. Их густая шерсть окрашена в серо-коричневый цвет, однако порою бывает и чёрной. На продолговатой морде волосяной покров отсутствует. У некоторых видов на голове имеются заметные «шапки» либо своеобразные бороды. Важным отличительным признаком является длина хвоста: он полностью отсутствует, у некоторых видов он куцый, а у остальных почти такой же длинный, как всё туловище. Величина тела у макак достигает 80 см, а вес колеблется от 6 до 15 кг. Самцы в среднем в два раза тяжелее самок.

Слайд 8

Чем же привлекает меня этот рассказ? Я думаю, что отношением автора к своему герою - Яшке. Житков любит животных и учит этому своих читателей. На шаловливую обезьянку нельзя было долго сердиться. Когда хитрый Яшка хотел что-нибудь вкусное выпросить, то он становился очень ласковым, залезал на плечо и начинал в голове искать. Это означало, что он вас любит. Писатель говорит об этом с ласковым юмором. В рассказе также чувствуется редкое знание повадок и привычек обезьянки. Оказывается, это связано с детством писателя. Сестра Житкова В.С.Арнольд, рассказывала, что в семье Житковых у детей всегда были ручные животные… У Бориса были черепахи, ручные домашние мыши, была весёлая обезьянка Яшка и ручной волк”.

Слайд 9

Мы сегодня обезьянки. По - английски просто манки. Покривляемся немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И пожмём соседу руку. Сядем – встанем и прыжок. Ты же манки, мой дружок. Рано утром, на полянке, Так резвились обезьянки: Левой ножкой топ-топ! Правой ножкой топ-топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали. Мы резвиться не устали?

Слайд 10

Правила совместной работы: Работать дружно. Работать по алгоритму (плану). Своевременно выполнять работу. Качественно . Каждый защищает своё дело и общее.

Слайд 11

План. 1. Знакомство с обезьянкой. 2. Жизнь и приключения Яшки в семье мальчика. 3. Как Яшка стал царём во дворе. 4. Расставание. Выбор группами части для краткого пересказа, совместная работа.

Слайд 12

«Про обезьянку» (краткий пересказ) 1 . Как – то раз мальчик принёс домой обезьянк у . Её отдал ему одноклассник. Обезьянка оказалась маленькой. “Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.” Её звали Яшка. Яшка очень любил сладости: конфеты, сахар.

Слайд 13

2. В первый же день он показал свой характер. На ночь его пришлось привязывать верёвкой к ножке стола , потому что он был неуправляемым. Уж столько попадало за эту обезьянку ! Яшка был такой озорной. Один раз в тетради напроказил : наставил чернильных клякс. В другой раз испортил причёску даме, которая пришла в гости.

Слайд 14

3. Яшка оказался грозой двора: его боялись и огромный рыжий пёс Каштан, и злющий кот, живший при конторе. Летом Яшка пропадал во дворе, дома стало спокойнее.

Слайд 15

4 . Но вот настала осень, и все в доме стали требовать отдать Яшку. Первое время без Яшки все очень скучали, хотя и не хотели в этом признаваться .

Слайд 16

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Оценивание по шкале работы групп, класса. УУД

Слайд 17

Домашнее задание: 1. краткий рассказ о своём животном; 2. выразительное чтение одной части; 3. краткий пересказ текста «Про обезьянку»: 4. прочитать другой рассказ Б. Житкова.

Слайд 18

Спасибо за урок !