Гласный звук (у), буквы У, у
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кобец Алёна Владимировна

План-конспект урока на тему: "Гласный звук (у), буквы У, у"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14._glasnyy_zvuk_u_bukvy_u_u.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Урок 15

Тема: Гласный звук [у], буквыУ, у.

Стр.36-39

Цель:

1. познакомить с новым звуком [у] и буквами Уу;

2. развивать знания о звуках и буквах, память, мышление, логику;

3.воспитывать интерес к чтению.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: дети научатся выделять звук [у] в речи;

различать звучание согласных в слогах-слияниях с различными гласными звуками;

закрепят знания о назначении заглавных букв при составлении схем предложений, имён людей и кличек животных; закрепят знания о словах, состоящих из одного звука у, и, о.

Оборудование: буквы: Аа, Оо, Ии, ы, Уу, схемы звуков, алфавит.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Актуализация знаний.

1.Повторение о звуках.

- Какие бывают звуки?

- Как произносятся гласные звуки? Сколько их?

- Сколько гласных звуков?

- Как произносятся согласные звуки?

- Назовите их.

2. Повторение алфавита.

III. Работа по теме.

1.Самоопределение деятельности.

- Ребята, перед уроками я получила письмо:

«Дорогие друзья, я знаю, что вы хотите быстрее научиться читать. Но для этого необходимо знать все буквы алфавита. Я   хочу подарить вам первую букву из своего слова-названия.   Чтобы не было скучно меня ждать, отгадайте кто я:

Удивительный ребенок,

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать».    Слайд 2

- Кто же этот таинственный гость?

Предполагаемый ответ: утенок.

- Как догадались, что это утенок?

Предполагаемый ответ: утенок плавает и ныряет сразу после рождения.

- Утенок обещал подарить нам первую букву из своего слова-названия.

- Давайте послушаем, какой звук обозначает эта буква.

-Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться на уроке?

2.  Выделение звука [у].

-Как зовут маму утёнка?(утка) Слайд 3

Учащиеся рассматривают картинку с изображением утки, произносят и анализируют слово утка, соотнося произносимое слово со схемой на с. 37

-В слове утка в первом слоге гласный звук предшествует согласному, это не слияние. На схеме первый слог обозначен двумя квадратами. Во втором слоге – слияние согласного с гласным. Это и показано на схеме. Произнесем начальный звук слова – [у] и установим его признаки как гласного. Особенность произнесения гласного звука [у]: при его произнесении губы вытягиваются вперед и округляются больше, чем при произнесении звука [о].

3.Игра «Не ошибись».

-Хлопать если есть в слове звук у.

Кукушка, клюшка, кружка, утюг, ложка, мошка, дружок,курица.

-Найти 8 слов со звуком у.

ПРИЛОЖЕНИЕ

-Назовите слова, чтобы звук у стоял вначале слова, в середине слова, в конце слова.

4.Буква у.

-Звук [у] на письме обозначается какой буквой?

Учитель показывает карточку с изображением буквы Уу.

– Как воет волк? (У-у-у-у…)

                Удобная буква!

                Удобно в ней то,

                Что можно на букву

                Повесить пальто!

-Как вы думаете, буква у будет гласная или согласная?

– На что похожа буква Уу?

5.Печатание буквы у.

 Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 36-37.

-Откройте стр.36.

1)-Рассмотрите иллюстрацию .

- Назовите, кто изображён на иллюстрации (с. 36). (Утки, гусь, утята, индюк, петух, курица.)

- Как их всех можно назвать одним словом? (Это птицы.)

- Все ли птицы, изображённые на картинке, одинаковые?

-В чём вы видите их различие? (Одни птицы могут плавать в воде, а другие нет.)

- Кто умеет плавать в пруду, в озере, в реке?

- Как называют таких птиц? (Водоплавающие птицы.)

- Назовите птиц, не умеющих плавать.

- Как называют птиц, не умеющих плавать? (Не водоплавающие птицы, сухопутные.)

- Кто из вас знает, к какому произведению выполнена иллюстрация (с. 36)? («Гадкий утёнок»).

- Кому из вас читали эту сказку?

- Кто смотрел мультфильм?

- Вспомните отрывок из сказки «Гадкий утёнок».

-Для чего собрался весь птичий двор? (Они хотели посмотреть на утку с утятами.)

-Зачем утка привела своих детей на показ высшему обществу? (Она хотела, чтобы их приняли в это общество, приняли в общество птичьего двора.)

- Все ли утята понравились высшему обществу? Почему? (Не понравился один утёнок. Он был очень некрасивый.)

- Утка жалела гадкого утёнка, и она защищала его.

-Чем же закончилась эта сказка? (Гадкий утёнок превратился в красивого белого лебедя.)

—        Назовите семейство утки. Дополните слова, образованные от слова утка, так, чтобы получилось словосочетание: пух (чей ?)..., охота (какая ?)...,лапки (чьи?)...

- Есть животное, у которого нос очень похож на утиный, и прозвали его... (Утконос.) Слайд 4

Утконос — водоплавающее млекопитающее, живущее только в Австралии. Является родственником ехидны. Утконос имеет длину тела около 35 см, хвост около 12 см и вес до 2 кг. На ногах утконосов находятся шпоры, из которых может выделяться яд. Самец утконоса использует этот яд во время брачных поединков с конкурентами.

- В каких словах мы слышали сегодня звук [у]? (В словах утята, утиный, утконос).

- А вот ещё одна птица прилетела к нам —удод. Слайд 5

 Удод — красивая небольшая птичка с задорным хохолком. Второе название удода — лесной пастушок. Удоды — достаточно трусливые птицы, они боятся кошек, собак и других животных, при этом не боятся людей.

Эти птицы питаются жучками, а также достают с помощью длинного языка из норок личинки и насекомых. Удодов иногда называют «вонючими птицами», поскольку при выращивании птенцов, они никогда не убирают за ними отходы.

- Обратите внимание на других птиц. Есть ли в их названиях звук [у]?

-В каком слоге? (Петух — во втором слоге, курица — в первом слоге, гусь — [у] слышится в середине слова.)

-Произнесите слоги-слияния из всех слов, (ту, ку, гу)

-Какая буква понадобится нам для написания её в середине слова? (Маленькая буква у.)

-Как слышатся согласные звуки, если после них идёт буква у? (Согласные читаются твёрдо.)

-Как вы думаете, на какой этаж ленты букв мы поселим букву у? (На верхний, так как согласные с ней читаются твёрдо.)

-Перечислите все гласные верхнего этажа, (а, о,у, ы.)

-Придумайте по иллюстрации предложение из 2 слов? Из 3 слов.

-Составьте схему предложения: «Утка выгуливает утят.»

Дети по очереди читают пословицы из «Азбуки» (с. 36).

2)—        Что вы можете сказать? (Первая пословица говорит, что нужно хорошо учиться и будешь всё уметь делать. Вторая пословица хвалит работящих людей. Четвёртая пословица учит людей делать хорошие добрые дела.)

-Выберите пословицу, которая подходит к данной иллюстрации. (Умный себя винит, а глупый — своего товарища.)

-Почему эта пословица хорошо подходит ко всем жителям птичьего двора? (Они не приняли в своё высшее общество утёнка, который был на них не похож. Они невзлюбили его, щипали, обижали. А себя они не видели.)

- Составьте предложения по схеме. (Утята гуляют гуськом.) Составьте предложение из пяти слов. (Утята и гусята гуляют гуськом.)

- Назовите маленькое слово. (Слово и.)

- А может ли звук [у] быть самостоятельным словом?

- Составьте предложение. (У утят красные лапки...)

-Составьте схему предложения. Как воет зимой ветер в трубе? (У-у.)

- Как кричит заблудившийся человек в лесу? (Ау!)

-Как плачет маленький ребёнок? (Уа.)

- В каком слоге слышен звук [у] в слове азбука?

-Может ли звук [у] образовывать слог? (Да.А-у! У-тята. У-дод. У-литка.)

- Дайте характеристику звука [у]. (Звук [у] — гласный, в слоге-слиянии согласные читаются твёрдо.)

IV. Итог.

V. Рефлексия учебной деятельности

— Какие звуки могут образовывать целые слова? (Гласные а, о, у.)

- Оцените свою деятельность на уроке ( с помощью смайлов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...