Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Лофицкая ООШ

    Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька", 4 класс УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФИО учителя: Солодовникова Светлана Николаевна

    УМК: «Школа России»

    Предмет: литературное чтение

    Класс: 4

    Тема: А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика героев.

    Цель урока: Познакомить с жизнью и творчеством А. И. Куприна; раскрыть смысл рассказа «Барбос и Жулька», смысл дружбы и верности; учить анализировать поступки героев; прививать любовь к животным; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать речь, мышление.

    Планируемые результаты:

    Предметные: Умения прогнозировать содержание рассказа, увеличивать темп чтения вслух.

    Метапредметные:

    Регулятивные УУД  -  формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа  материала учебника в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, высказывать свои предположения, оценивать свою работу на уроке.

    Коммуникативные УУД – отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, выражать свои мысли, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

    Познавательные УУД – осуществлять анализ художественного текста, выделять в нем основную мысль, выбирать опорные слова для создания собственного текста, поиск необходимой информации в учебной и справочной книге.

    Личностные: Понимать понятия «автор - рассказчик». Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Оборудование: портрет автора, карточки, проектор, компьютер, выставка книг А.И. Куприна.

    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1.Организационный момент.

    Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

    Добрый день и добрый час,

    Я очень рада видеть вас.

    Но что бы нам урок начать,

    Добра всем нужно пожелать.

    Мы друг к другу повернемся

    И друг другу улыбнемся.

    - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их.

    -Тихо садитесь.

    -Ребята, чему мы учимся на уроках литературного чтения?

    -Что ждёте, от сегодняшнего урока? Начните свой ответ так: Сегодня на уроке мне хотелось бы…

    -Мы с вами настроились на серьезную работу. Пусть у вас все получится.

    Приветствуют учителя,

    отвечают на вопрос.

    +Читать, знакомимся с новыми произведениями, новыми авторами, учимся рассуждать, доказывать свою точку зрения.

    +познакомиться с новым произведением, новым автором, хороших отметок.

    2. Проверка домашнего задания.

    Цель: проверка усвоения материала предыдущего урока.

    -Прежде чем познакомится с новым произведением, проверим старый материал, домашнее задание.

    -Выполните тест.

    -Обменяйтесь работами, проверьте и оцените работу «соседа». Ответы и критерии оценки на слайде. Верните проверенные работы.

    -Поднимите руку кто выполнил работу на «5».

    На «4». На «3». Молодцы! Отложите тесты в сторону.

    Выполнение тестовых заданий по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

    Проверка и оценка работ.

    Дети поднимают руки.

    3. Речевая разминка.

    Цель: развитие фонематического восприятия, речевого аппарата, скорости чтения вслух и про себя, повышение интереса к процессу чтения.

    -Посмотрите на слайд. Проведем небольшую разминку.

    Читаем медленно: Ы  А  О  У  Э  И  . Читаем быстрее.

    Добавляем эмоции: ы – испугали товарища, а – испугались сами, о- удивились, у – разочаровались, э – задумались, и – улыбнулись.

    Знакомый

    Сегодня вышел я из дома.

    Пушистый снег лежит кругом.

    Гляжу – навстречу мой знакомый

    Бежит по снегу босиком.

    И вот мы радости не прячем,

    Мы – неразлучные друзья.

    Визжим, и прыгаем, и скачем –

    И он, и я, и он, и я!

    Валентин  Берестов

    - Прочитайте это стихотворение по слогам, грустно, весело, с ускорением, выразительно.

    - Догадались ли вы, о ком идёт речь?

    - О чём хотел рассказать нам автор?

    Читаю по заданию учителя.

    Читают стихотворение по заданию учителя.

    + о собаке

    + о дружбе человека с животными

    4. Актуализация знаний.

    Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    - А теперь посмотрите внимательно на доску. Вспомним авторов произведений. Соотнесите портрет с именем автора.

    http://krasnolib.permculture.ru/Data/Sites/13/%D0%BC%D0%BE/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD-%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%BA.jpg   https://4.bp.blogspot.com/-Epll1iOrV8A/WKwsE2h94wI/AAAAAAAAC70/Lu52Ju4aVosLUsQjvOJgG7lx4BQtDPd5QCLcB/s1600/image228052547.jpg http://www.prishvinka.ru/home/11112017/photos/8.jpg   http://900igr.net/up/datai/88785/0001-001-.jpg

    Дмитрий Наркизович Мамин-Сибиряк

    Михаил Михайлович

    Пришвин

    Евгений

    Иванович Чарушин

    ?

    - А знаете ли вы фамилию писателя на последнем портрете?

    - Отгадайте.

    -Это - Александр Иванович Куприн.

    - Какие произведения Куприна мы читали в 3 классе?

    Слушают выступление одноклассника.

    Работают у доски по 3 человека над каждым портретом.

    - ответы детей.

    а

    б

    в

    г

    д

    1

    К

    В

    Ж

    Е

    Р

    2

    А

    Я

    У

    Й

    Ч

    3

    Н

    П

    Б

    И

    Ю

     

    Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.

    -добавление надписи под портрет

    + «Слон»

    5. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.

    Цель: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи.

    -А с каким произведением мы сегодня познакомимся вам предстоит отгадать.

    -Назовите тему урока.

    -Какие цели поставим на уроке?

    1. Углубить знания о …
    2. Познакомиться с …
    3. Учиться …

    - Что вы знаете об Александре Ивановиче Куприне?

    - Он родился 7 сентября 1870 г. В городе Наровчат Пензенской губернии.  В годовалом возрасте потерял отца, который умер от холеры. Семья осталась без денег и в возрасте 4 лет маленький Саша с матерью переехала в Москву. Из-за тяжёлого материального положения мать вынуждена  была отдать сына в сиротское училище. В 10 лет Куприн поступил в военную гимназию, а 18 лет - в военное училище.

    - А теперь сами найдите интересные факты о жизни и творчестве Куприна. Обсудите в группах.

    - 1 группа работает со статьей: Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

    Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

    Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

    - 2 группа с выставкой книг:

    Вопросы 1 группе:

    – Что узнали нового о жизни Куприна?  

    – Что узнали про характер писателя?

    Вопросы 2 группе:

    – О ком или о чём были его произведения?

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    - Сегодня мы познакомимся с произведением «Барбос и Жулька».

    - Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ?

    - Как вы себе представляете Барбоса?

    - Как вы себе представляете Жульку?

    -Дети складывают слова 1 группа - Барбос, 2 группа – Жулька.

    + А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

    1. Углубить знания о творчестве Куприна
    2. Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька»
    3. Учиться правильно и выразительно читать, понимать прочитанное, сравнивать внешность и характеры героев, их поведение и поступки.

    - Ответы детей

    -Чтение и обсуждение.

    Рассмотреть выставку и обсудить.

    Ответы детей

    +Писал о животных. Много произведений о собаках.

    + о жизни собак, о дружбе, о ссоре, о помощи.

    Ответы детей

    Ответы детей

    6. Подготовка к чтению

    Цель: словарно-лексическая работа

    В этом рассказе вам встретятся непонятные слова.

    - Посмотрите на слайд:

    СТАЛАКТИТ. Что это? Где можно узнать значение непонятных слов?

    - Я немного поработала с толковым словарем Владимира Даля. Прочитайте статью к слову.

    А теперь вы найдите лексическое значение слов. Поработайте со словарем Ожигова:

    1 группа – слово ЛАВР

    2 группа - ФЕСТОН

    + в толковом словаре

    СТАЛАКТИТ–сосульки, известковые наросты, свисающие с потолка пещеры.

    ПОДПАЛИНА – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

    ЛИЦЕМЕРНЫЙ – неискренний.

    КАРЬЕР - самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

    ТРИУМФАЛЬНЫЙ – победный.

    ИСКОНИ – издавна.

    ПРИЗЕМИСТЫЙ – маленького роста.

    ЛАВР – южное вечнозеленое дерево или кустарник, душистые листья которого употребляются как специи. Венок из них – символ победы, славы, награды.

    ФЕСТОН - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

    7. Первичное знакомство с произведением

    Цель: понимание прочитанного

    Откройте учебник с. 85. Я начну читать, а вы внимательно следите.

    1 абзац:

    - Что в этом абзаце нам рассказывает автор?

    - Какой он?

    -Какие в нем отрицательные качества?

    -Какие положительные?

    2 абзац – читает …(сильный ученик)

    - Что в этом абзаце нам рассказывает автор?

    - Какая она?

    - Что вы можете сказать о ее характере?

    3 абзац читает …

    - О чем абзац?

    - Что описано?

    4 абзац читает …

    -Жульку все считали комнатной собакой, а Барбоса нет, почему?

    - Почему Барбос был разбойником?

    5 абзац ...

    -Можно ли назвать Барбоса хитрым? Прочитайте, какая у него была тактика.

    6 и 7 абзац (читает учитель)

    -Какие отношения были между ними?

    - Как они играли между собой?

    8 абзац читает …

    - Почему Барбос так вел себя при виде этой собаки?

    - Как вели себя люди?

    Бешенство – это смертельно-опасное инфекционное заболевание….

    9 абзац …

    -Как вы оцениваете подвиг Жульки?

    10 абзац …

    -Что случилось с Жулькой после подвига?

    11 абзац…

    -Как родители поступили с Жулькой?

    -Как вы думаете, почему?

    А теперь послушайте, что же случилось дальше.

    - Почему Барбосу было жалко Жульку?

    -Почему Барбос смог почувствовать, что она умерла?

    Следят за чтением учителя.

    +описание Барбоса.

    +небольшого роста, широкогрудый, похож на белого пуделя.

    +неряшлив, драчлив.

    +верность, независимый характер, тонкий слух.

    +описание Жульки.

    +маленькая, тонконогая, с гладкой шерсткой, чистоплотная.

    +деликатная, застенчивая, вежливая.

    +более подробное описание Жульки.

    +как она знакомилась с людьми, кушала. Она вежливая, благородная, не унижается ни перед кем.

    +нет, потому что…

    +он не разбирался, а …

    Выборочное чтение.

    Выборочное чтение.

    + она была бешенная.

    Читают информацию на слайде «Бешенство»

    Выборочное чтение

    +отнесли в сарай.

    Дети слушаю аудиозапись.

    +они дружили, Жулька защитила его.

    +присушивался к тому, что делается в сарае.

    8.Закрепление. Применение новых знаний.

    Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в парах; выявить проблемы и провести коррекцию.

    – Посмотрите на карточки, я составила план, проверьте, правильно ли я это сделала?

    Найдите ошибки.

    План.

    1. Описание Жульки.

    2. Описание Барбоса.

    3. Дружба собак.

    4. Бешеная собака.

    5. Болезнь Жульки.

    6. Поступок Жульки.

    7. Прощание собак.       (поменять 1 и 2, 5 и 6)

    -Рассмотрите рисунок на стр.90. Кого изобразил художник?

    - Какой эпизод изображен?

    - Каким мы видим Барбоса в этот момент?

    - Какие чувства он испытывает? Почему?

    - Выберите характеристику для героев и отметьте «+».

    1 группа- Жульки, 2 группа – Барбоса.

    Выполняют задание самостоятельно на листочках в парах.

    Выполняют самопроверку.

    Находят ошибки, высказывают свои мысли.

    +Барбоса и Жульку

    +болезнь Жульки, прощание с Жулькой

    +сочувствие, сострадание, печаль, горе. Они дружили.

    № п/п

    Характеристика

    Барбос

    Жулька

    Невелик ростом

    +

    Деликатная, застенчивая вежливость

    +

    Сходство с белым пуделем

    +

    Никогда не попрошайничает

    +

    Имеет смутные понятия о праве собственности

    +

    Светлые и умные глаза

    +

    Гладкая черная шерсть

    +

    Не отличался аккуратностью в туалете

    +

    Уши превращались в причудливые фестоны

    +

    Желтые подпалины над бровями

    +

    9.Подведение итога урока.

    Цель: соотносить полученный результат с поставленной целью.

    Так какую мысль хотел выразить Куприн в своём рассказе?

    Что он хотел донести до нас?

    Смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Судить нужно не по внешности, а по поступкам.

    - А какие ещё рассказы о дружбе между животными вы читали?

    +Куприн в этом рассказе хотел показать читателям, что и животные могут испытывать "человеческие" чувства - дружить, сочувствовать, быть верными и самоотверженными. 

    +(«Приёмыш», «Серая шейка» М.- Сибиряка, «Лев и собачка» Л. Толстого и др).

    10. Домашнее задание

    Стр. 85-90 перечитать, изменить концовку.

    Дополнительно: Иллюстрация к рассказу.

    Записывают д/з в дневник.

    11.Рефлексия

    Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    -Кому на уроке было интересно? (поднимание рук)

    -У кого возникли трудности?

    -Кто узнал для себя что-то новое?

    -Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»

    -Оцените свою работу на уроке.

    Самооценка на основе критериев успешности.

    Сигнальные карточки

    Приложение 1

    Тест. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

    1.Как называется озеро, на котором жили герои рассказа?

    а) Грязное озеро;       б) Светлое озеро;         в) Синее озеро.

    2. В какое время года происходят описываемые события рассказа?

    а) осенью;                    б) зимой;                       в) весной.

    3. Сколько лет жил старик на озере?

    а) 30 лет;                    б) 40 лет;                           в) 20 лет.

    4. Как звали старика, который жил на озере?

     а)Тарас;                    б)Семён;                    в)Иван.

    5. С кем Тарас жил на озере?

     а) с кошкой;                      б) с собакой;                       в) с семьёй.

    6. Какое животное приютил старик?

    а) гуся;                     б) утку;                      в) лебедя.

    7. Как старик называл лебедя?

    а) Приёмыш;             б) Соболько;           в) Прикормыш.

    8. Как звали собаку Тараса?

    а) Соболько;                          б) Шарик;                  в) Тузик.

    9. Куда делись родители Приёмыша?

    а) застрелены охотниками;           б) пойманы в сети;       в) улетели в тёплые края.

    10. Как вели себя друг с другом собака и птица?

    а) кусали друг друга;        б) не обращали друг на друга внимания;        в) дружили;  

    11. Как сложилась дальнейшая судьба лебедя?

    а) улетел от Тараса;     б) застрелили охотники;      в) остался жить с Тарасом.

    12. Почему Тарас отпустил лебедя?

    а) затоскует и заболеет;      б) продал его;      в) Тарасу было всё равно.

    Приложение 2

    Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

    Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

    Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

    Куприн был человеком широкой, доброй, отзывчивой души. Одним из первых поднялся на воздушном шаре, а затем позднее на самолете и едва не погиб, когда самолет неожиданно начал падать.

    Случалось, ему работать в газете, певчим в хоре, грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его взгляд светился добротой и любовью. Он любил русскую природу. Превосходно знал характер, повадки птиц и животных.

    Написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, слонах.

    Приложение 3

    а

    б

    в

    г

    д

    1

    К

    В

    Ж

    Е

    Р

    2

    А

    Я

    У

    Й

    Ч

    3

    Н

    П

    Б

    И

    Ю


    Ключ: 1а, 2в, 3б, 1д, 3г, 3а.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

    Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

    Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

    Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

    Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

    Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

    Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

    Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

    В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....