С.Я. Маршак Гроза днем, В лесу над росистой поляной
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Саднова Екатерина Игоревна

Урок чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.s.ya_._marshak_groza_dnem_v_lesu_nad_rosistoy_polyanoy.docx28.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила студентка 42 гр.

          Саднова Екатерина               . 

Проверил:   Акентьева Ю.В.

Отметка: ________________

Дата: ___________________

Челябинск, 2018

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 А

Тема урока: С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной...»

Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством С. Я. Маршака; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  уметь прогнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.
  • Личностные: развивать связную речь; интерес к изучению литературы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть Школа России, Л.Ф.Климанова, презентация, проектор.

Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент.

Словесный: приветствие

1 мин.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Пенал, учебник, тетрадь, все ли лежит на парте? Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку и хочет узнать сегодня много нового.

Приветствуют учителя.

Л: воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Актуализация знаний.

Словесный: беседа

Словесно-наглядный:

Викторина

(отрывки из произведений)

10 мин

Давайте вспомним, что делали на прошлом уроке.

-С каким разделом работали на предыдущих уроках?

-Соединим название произведения с автором.

 "Моя Родина"                                     Михаил Пришвин

"Листопадничек"                                Иван Соколов-Микитов

"Малька провинилась"                       Василий Белов

"Мышонок Пик"                                 Виталий  Бианки

 "Про обезьянку"                                 Борис Житков

- К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

Cыграем в игру «Угадай рассказ». Сейчас я вам буду зачитывать отрывки произведений, а ваша задача – вспомнить, из какого рассказа эти строки и кем он написан. При ответе не забываем, что мы не выкрикиваем с места, а отвечаем по поднятой руке.

1….Лидия ругала Мальку 2 дня, а на третий сказала:

-Ладно, пускай живут…

(«Малька провинилась» В.Белов)

2…Да какой же он маленький!- удивилась сестрёнка. -И желторотый! Разве такие бывают?

-Это дикий мышонок, - объяснил брат, полевой. У каждой породы своё имя, только я не знаю, как этого зовут…

(«Мышонок Пик» В.Бианки)

3..Вот увидишь, не бойся, она маленькая. Действительно, оказалась маленькая. Если на лапки встанет, то не больше полуаршинна. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие..(«Про обезьянку»Б Житков)

Отвечают на вопросы учителя.

Ориентируются в содержании, жанрах прочитанных произведений,  называют имена авторов.

К.: Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Л.: Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта.

Р.:Слушать
в соответствии с целевой установкой.Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. К.:Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Постановка и решение учебной задачи.

Словесный:

беседа

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

 

Практический: речевая разминка

10 мин

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется? Поэтическая тетрадь 2»).

-Скажите, с чем мы познакомимся в этом разделе? (С творчеством С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, Е.Благининой, выучим наизусть понравившиеся стихотворения)

-Скажите, чему вы научитесь, изучая этот раздел? (соотносить название произведения и его содержание; читать стихотворения, отражая позицию автора и своё отношение).

-Ребята, для того чтобы узнать, какая тема нашего урока, мы должны помочь фее. Злая волшебница, разбросала все буквы, и теперь фея не может собрать фамилию и имя одного из её любимых поэтов. Давайте же ей поможем. На доске вы видите буквы, соберите из них фамилию и имя детского поэта.

(И Л С У А М       М Ш К А А Р)

Кто будет готов ответить, поднимите руку.(Самуил Маршак)

-Ребята, кто может ответить, какая же тема нашего урока? (С.Маршак «гроза днём» , «В лесу над росистой поляной..»)

-Ребята, какие цели мы с вами поставим на урок?

1.Познакомиться с биографией С.Маршака

2.Познакомиться со стихами С.Маршака «Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной..».)

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников

Ребята, посмотрите на портрет Самуила Яковлевича Маршака, что можно сказать об этом человеке, глядя на портрет? (Добрый, спокойный, дружелюбный).

-Ребята, какой взгляд у Самуила Яковлевича? (Целеустремлённый, умный, серьёзный).

-Как вы думаете, когда он жил, сейчас или раньше? (Раньше)

-На основании чего вы пришли к такому выводу?

-Ребята, а теперь, я вам немного расскажу об этом замечательном человеке.

-Ребята, сейчас я вам покажу некоторые книги Самуила Яковлевича. Все книги содержат поучительный материал. Произведения С.Маршака ,как и произведения других писателей, учат быть хорошими и добрыми людьми, читая его произведения, мы получаем самый настоящий урок морали.

Перед  чтением стихотворений, проведем  речевую разминку. 

Речевая разминка

Представьте, что перед вами свеча. Задуйте её.

Задуйте 2 свечи.

3 свечи.

Много свечей.

Протяжно произнесем гласные звуки: а, о , у, и, ы.

Вспомните лето, как жужжит комар.

Обсуждают тему и цели нового раздела.

Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

Собирают из букв фамилию и имя писателя.

Обсуждают тему урока.

Под руководством учителя определяют цели урока.

Воспринимают речь, обращенную к учащемуся.

Слушают учителя.

Знакомятся с новым писателем.

Запоминают информацию об авторе.

Участвуют в речевой разминке.

Р.: осуществлять самоконтроль учебной деятельности.

Л.:действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Р.: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Физ.минутка

1 мин

А сейчас мы немного отдохнем. Встаньте возле своих мест, внимание на экран.

Выполняют двигательные упражнения.

Решение частных задач

Практический: «жужжащее чтение»

Практический: чтение стихотворения с разным темпом

Практический: индивидуальное чтение; выборочное чтение; языковой анализ текста стихотворения.

Практический: выразительное чтение(работа в парах)

Словесный: беседа, определение задачи выраз.чтения

Практический:

выразительное чтение, анализ чтения

20 мин

Откройте свой учебник на стр.110.Послушайте стихотворение, я сейчас вам прочитаю.

-Прочитайте «жужжащим» чтением стихотворение «Гроза днём» и определите, будет ли изменяться темп при чтении этого стихотворения? (Да, от среднего к более быстрому).

-Сейчас прочитаем стихотворение, вслух изменяя темп.

-Найдите в стихотворении слова, которыми автор передаёт звуки грома? Произнесите их. (Проехал, громко, грома)

-Ребята, какой звук в этих словах повторяется? (Повторяется звук [р]).

-Сейчас вы поработаете в парах. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Попытайтесь голосом передать гром и шум дождя. (Дети работают в парах)

-Ребята, как нужно читать стихотворение?

(3 строчки медленно и громко, выделяя звук [р], затем с ускорением, показывая, как идёт дождь.)

-Кто готов и хочет прочитать выразительно?

-Проанализируй своё чтение.

-Кто хочет прочитать выразительно?

Первоначальное чтение стихотворения «В лесу над росистой поляной..»

-Ребята, от чьего имени написано стихотворение?

(От имени мальчика)

Повторное чтение и анализ.

Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик?

 (как кукушка встречает рассвет.

Припомню я лагерь, палатки

На самой опушке лесной

И птицу, игравшую в прятки,

В рассветном тумане со мной).

-Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ?» Что вы представляете, когда читаете 2 последние строчки?

-Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

-Ребята, как мы должны читать это стихотворение?

 (Как читаешь для себя)

-У кого есть желание прочитать это стихотворение выразительно?

-Проанализируйте своё чтение.

-Кто хочет сказать, о том, как прочитал?

Конкурс стихотворений

- Подготовьте любое стихотворение к чтению у доски.

Слушают чтение учителя.

Читают «жужжащим чтением»

Читают и ищут слова, соответствующие заданию учителя.

Читают выразительно, участвуют в парной работе.

Отвечают на вопросы.

Проводят анализ чтения.

Читают выразительно вслух. Анализируют чтение.

Отвечают на вопросы.

Понимают смысл метафоры.

Представляют картины нарисованные словом.

Читают выразительно вслух. Анализируют чтение.

К.: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

П.: определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств; строить логическую цепь рассуждений;

извлечение из текста необходимой информации.

Итог урока. Рефлексия

3 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Ребята, кто скажет мне, какие цели мы с вами поставили в начале урока? Достигли ли мы их?

-Что вы запомнили из биографии С.Маршака?

-Что вы можете сказать о стихотворениях С.Маршака?

-Посмотрите на доску и , воспользовавшись следующими фразами, подведите итог нашего урока.

Рефлексия содержание учебного материала.

-Сегодня на уроке я научился..

-Своей работой на уроке я…

-Урок заставил меня задуматься о..

-А особенно мне удалось..

-Мне было интересно, потому что..

-Для меня стало открытием, что…

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Р.: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: Выучить одно стихотворение на выбор наизусть.

Записывают домашнее задание