Главные вкладки

    Конспект урока + презентация по литературному чтению по теме: "Капалуха"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    КОнспект урока по литературному чтению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie_kapaluha_1_chas.docx22.38 КБ
    Файл literaturnoe_chtenie_kapaluha_2_chas.docx19.62 КБ
    Файл kapaluha.pptx508.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 20.03.2018                                                                                                                                           ФИО учителя: Пястолова О.Г.

    Школа: 51                                                                                                                                                     ФИО студента: Осокина В.В., 46 гр.

    Класс: 3Г                                                                                                                                                       ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

    Кабинет: 205

                                                                    

    Конспект урока литературного чтения

    Тема: «В. Астафьев «Капалуха»

    Цель: знакомить учащихся с жизнью и творчеством  В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать связную речь, навыки выразительного чтения

    Планируемые результаты:

    Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; определять жанр произведения;  формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    Личностные: осмыслять поступки героев, давать им оценку; сравнивать поступки героев со своими собственными. Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными; Формировать способность формулировать нравственные суждения; Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к животным, стремление совершать добрые дела

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Оборудование: «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч., рабочая тетрадь, презентация, портрет.

    Этапы, методы и приёмы

    Время

    Содержание. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: слово учителя

    Практический: речевая разминка

    3 мин

    Здравствуйте, ребята! И чтобы настроится на урок,  давайте вспомним наше стихотворение:

    На уроке не болтать,     Время даром не терять.

    Надо многому учиться-  Это в жизни пригодится!

    Начнём наш урок с речевой разминки. Прочитайте предложение: Птицы живут повсюду.

    Вы согласны с этим утверждением?

     Прочитайте это шёпотом.

    А теперь громко.

    Прочитайте с вопросительной интонацией,…восклицательной интонацией.

    Прочитайте с грустной интонацией.

    С удивлением.

    Приветствовать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    Читать с разной интонацией и темпом.

    Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения.

    П: пользоваться разными видами чтения.
    извлекать информацию, представленную в разных формах.

    Постановка учебной задачи

    Практический: объяснение пословиц

    Практический: составление цепочки букв

    Практический: разгадывание ребуса

    3 мин

    5 мин

    Ребята, а сейчас посмотрите на доску. Что вы там видите? (пословицы).

    Воронёнку гнездо – родимая хата.

    Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

    Как вы понимаете значение этих пословиц? (мнения детей).

    Ребята, а какие правила поведении в лесу вы знаете? (не шуметь, не мешать лесным жителям, не оставлять после себя мусор, не разорять птичьи гнёзда).

     Хорошо. Молодцы, правила вы знаете.

     Ребята, а чтобы узнать с каким произведением мы сегодня познакомимся,  я предлагаю вам разгадать слово. Для этого мы вместе составим цепочку букв.

    1 буква – такая же, как удвоенная согласная в слове аккуратно (К)

    2 буква – такая же, как безударная гласная в 1-ом слоге слова малина (А)

    3 буква – в алфавите стоит раньше чем Р, но позже О (П)

    4 буква – такая же, как вторая в этом слове (А)

    5 буква – в алфавите предшествует букве М (Л)

    6 буква – такая же, как гласная в слове пух (У)

    7 буква – стоит в алфавите после буквы Ф (Х)

    Добавьте последнюю букву, чтобы стало истинным утверждение:

    В этом слове есть 3 одинаковые буквы (А)

    Прочитайте, что у нас получилось. (КАПАЛУХА)

    Это не просто слово – это название нашего сегодняшнего произведения.

    А чтобы узнать автора из перечня букв, который вы видите на доске, выберите только русские буквы.

    SLВИWGKTSVIOLPS ПGIESTPSWVOВИЧL WAVCSTLIAФЬLEDВ (Виктор Петрович Астафьев).

    Итак, с каким произведением мы познакомимся? (В.П. Астафьев – Капалуха).

     

    Читать пословицы.

    Объяснять значение пословиц.

    Расшифровывать название произведения.

    Расшифровывать имя автора произведения.

    К: участвовать в учебном диалоге.

    К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми

    П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
    сплошной текст. 

    Решение частных задач

    Словесный: слово о писателе

    Наглядный: портрет писателя

    5 мин

    Ребята, а кто-нибудь из вас знаком с творчеством этого писателя?

    Послушайте о его жизни и творчестве.

    Обратите внимание на портрет и послушайте краткую биографию этого автора.

    В. П. Астафьев родился к Красноярском крае, на берегах Енисея в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылицыной. Виктор - третий ребёнок в семье. Две его сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». А в одну из поездок к мужу мать Астафьева тонет в Енисее. 
    После смерти матери Виктор жил с бабушкой Катериной Петровной Потылицыной, которая оставила в душе писателя светлые воспоминания, после он рассказал о ней в первой части автобиографии «Последний поклон». 
    В школу В. Астафьев пошел с восьми лет. В первом классе учился в родном селе Овсянка. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения Виктора Астафьева: «Конь с розовой гривой», «Царь-рыба», «Фотография, на которой меня нет»,

    Отвечать на вопросы.

    Слушать биографию. Рассматривать портрет.

    К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

    Решение частных задач

    Практический: хоровое чтение по слогам, целыми словами

    Практический: объяснение значения слов

    3 мин

    Словарная работа

    - Ребята, но прежде чем приступить к чтению рассказа, проведем словарную работу, прочитаем хором по слогам, затем слитно слова, которые встретятся нам в рассказе.

    При-бли-жа-лись

    К аль-пий-ским

    По-ко-роб-лен-ны-е

    Ред-ко-ла-пых е-лей

    По-ше-ве-ли-ва-ли

    Блед-но-лист-ным

    До-цве-та-ю-щим

    Чер-нич-ни-ком

    За-рож-да-ю-щий-ся

    - Ребята, как вы понимаете значение слов:

    Валежник, просека, космы, они тоже нам встретятся в тексте?

    Просека – очищенное от деревьев место

    Валежник – сухие сучья, деревья

    Космы – взлохмаченные пряди волос.

    Читать хором по слогам.

    Читать целыми словами.

    Объяснять значение слов.

    П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
    извлекать информацию, представленную в разных формах.

    П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут.

    Динамическая пауза

    2 мин

    Но прежде чем приступить  чтению, давайте немного отдохнём.

    Лебеди летят, крыльями машут,

    Прогнулись над водой,

    Качают головой.      

     Прямо и гордо умеют держаться,

    Очень бесшумно на воду садятся.

    Белые лебеди, лебеди летели,

     И на воду сели,

     Сели, тихо поседели,

    Снова полетели. 

    Выполнять движения.

    Р: саморегуляция, как способность восстановления сил и энергии.

    Практический: чтение по цепочке

    14 мин

    Ну, а сейчас мы прочитаем с вами этот рассказ. Следите, слушайте друг друга

    Читать.

    Слушать.

    Следить.

    П: читать вслух  осознанно, передавая своё отношение к прочитанному, соблюдая паузы.

    Подведение итогов. Рефлексия

    5 мин.

    Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Что бы вам хотелось сделать после этого урока?

    Д/з: читать и отвечать на вопросы.

    Подводить итог урока.

    Записывать домашнее задание.

    Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе.

    Р: осуществлять итоговый контроль.



    Предварительный просмотр:

    Дата: 22.03.2018                                                                                                                                           ФИО учителя: Пястолова О.Г.

    Школа: 51                                                                                                                                                     ФИО студента: Осокина В.В., 46 гр.

    Класс: 3Г                                                                                                                                                       ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

    Кабинет: 205

                                                                    

    Конспект урока литературного чтения

    Тема: «В. Астафьев «Капалуха»

    Цель: знакомить учащихся с жизнью и творчеством  В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать связную речь, навыки выразительного чтения

    Планируемые результаты:

    Предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; определять жанр произведения;  формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    Личностные: осмыслять поступки героев, давать им оценку; сравнивать поступки героев со своими собственными. Развивать творческое воображение, выявлять нравственную позицию ребёнка в его отношении с животными; Формировать способность формулировать нравственные суждения; Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к животным, стремление совершать добрые дела

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Оборудование: «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч., рабочая тетрадь, презентация, портрет.

    Этапы, методы и приёмы

    Время

    Содержание. Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: слово учителя

    Практический: речевая разминка

    3 мин

    Здравствуйте, ребята!

    Начнём наш урок с речевой разминки.

    Ткет ткач ткани на платье Тане.

    Давайте сначала прочитаем медленно, затем быстро, затем ещё быстрее.

    Приветствовать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    Читать с разной интонацией и темпом.

    Р: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения.

    П: пользоваться разными видами чтения.

    Актуализация знаний

    Словесный: ответы на вопросы

    3 мин

    О чём мы говорили на прошлом уроке?

    Кто автор произведения капалуха?

    Что вы запомнили из биографии автора?

     

    Отвечать на вопросы.

    Вспоминать тему прошлого урока.

    К: участвовать в учебном диалоге.

    К: Находить нужную информацию через беседу со взрослыми

    П: извлекать необходимую  информацию, представленную в разных формах
    сплошной текст. 

    Решение частных задач

    5 мин

    Сейчас мы с вами почитаем этот рассказ с выражением, а затем будем отвечать на вопросы.

    Читать выразительно.

    К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

    Динамическая пауза

    2 мин

    Но прежде чем приступить  чтению, давайте немного отдохнём.

    Лебеди летят, крыльями машут,

    Прогнулись над водой,

    Качают головой.      

     Прямо и гордо умеют держаться,

    Очень бесшумно на воду садятся.

    Белые лебеди, лебеди летели,

     И на воду сели,

     Сели, тихо поседели,

    Снова полетели. 

    Выполнять движения.

    Р: саморегуляция, как способность восстановления сил и энергии.

    Словесный: ответы на вопросы

    14 мин

    А теперь давайте ответим на вопросы по этому рассказу.

    Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

    Почему автор не заметил его сразу? (Да, место, которое выбрала птица, её окрас помогли спрятать гнездо от чужого взгляда, несмотря на то, что оно было устроено на земле.) Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Прочитайте. - Что означают выражения (на доске):

    « озираться по сторонам» «ощупать глазами бугор»

    «сердце моё забилось от испуга»

    Как помогают они представить ситуацию?

    Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Прочитайте.

    Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к будущим птенцам?

    Найдите и прочитайте

    Не вспомнится ли вам другой рассказ, который мы читали на уроке литературного чтения? («Ещё про Мальку» Белова) Чем они похожи? что общего?

    Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

    Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет? Кто думает иначе? Почему? - Найдите последний абзац рассказа.

    Почему именно им завершает произведение автор? - Хорошо.

    Слушать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    К: общаться и взаимодействовать.

    К: отвечать на вопросы.

    К: строить речевые высказывания.

    Подведение итогов. Рефлексия

    5 мин.

    Что вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях? Что бы вам хотелось сделать после этого урока?

    Д/з: читать и отвечать на вопросы.

    Подводить итог урока.

    Записывать домашнее задание.

    Р: понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.

    Р: осуществлять итоговый контроль.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Птицы живут повсюду.

    Слайд 2

    Воронёнку гнездо – родимая хата. Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

    Слайд 4

    Пётр Павлович Астафьев и Лидия Ильинична Потылицына

    Слайд 6

    Просека – Валежник – Космы – о чищенное от деревьев место. с ухие сучья, деревья. в злохмаченные пряди волос.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

    Учебно-методический комплекс (конспект урока+презентация) по литературному чтению 2 класс "Школа России" «Ю. Ермолаев Два пирожных»

    Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Ю. Ермолаев «Два пирожных»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Ю. Ермолаева «Два пирожных»; помочь осознать главную мысль п...

    Конспект урока + презентация по литературному чтению на тему: Р. Сеф «Веселые стихи»,3 кл, УМК "Школа России"

    Конспект урока литературного чтения Тема: Р. Сеф «Веселые стихи».Цели деятельности учителя: продолжить знакомить учащихся с творчеством Р. Сефа; учить детей видеть смешное, развивать чувство юмо...