Урок по литературному чтению
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Кыналы Вера Дмитриевна

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели:

- раскрыть нравственный смысл произведения;

- показать нравственные качества человека;

- совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения;

- формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;

- продолжить работу над пословицами и поговорками;

- учить анализировать характер и поступки героев;

- развивать память, речь, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e._shvarts_skazka_o_poteryannom_vremeni.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели:

- раскрыть нравственный смысл произведения;

- показать нравственные качества человека;

- совершенствовать навык выразительного чтения, выборочного чтения;

- формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;

- продолжить работу над пословицами и поговорками;

- учить анализировать характер и поступки героев;

- развивать память, речь, мышление.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, выставка книг писателя, портрет, мультимедийная презентация, проектор, ноутбук.

Ход урока

№ УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

УЭ 0

Организационный момент

УЭ 0.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте, все ли готово к уроку чтения.

Самоорганизация

Самопроверка

УЭ 0.2.

Эмоциональный настрой

Готовы ли вы к уроку друзья? (Да)

На вас надеюсь я друзья.

Вы хороший дружный класс,

Все получится у вас.

Проверка готовности, создание эмоционального настроя через самоорганизацию

УЭ 1

Актуализация опорных знаний

УЭ 1.0

Цель: через актуализацию опорных знаний вывести тему и целеполагание урока.

УЭ 1.1

На доске: «Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

- О каком литературном жанре идет речь? (О сказке)

- Над каким произведением мы продолжим работать на уроке?

- А как Е. Шварц сказал об этом мы узнаем, работая над сказкой  о потерянном времени?

- Ответить нам на этот вопрос помогут герои и автор сказки.

- Назовите героев сказки.

Ученики

Волшебники

Петя Зубов

Маруся Поспелова

Наденька Соколова

Зайцев Вася

Сергей Владимирович

Ольга Капитоновна

Марфа Васильевна

Пантелей Захарович

- Какое несчастье их объединяло? («Состарились бедные дети, и сами того не заметили, как превратились в старичков»)

- Вам знаком сюжет сказки, поэтому предлагаю поработать в группе.

- Объединитесь в группы и прочитайте цель.

Цель: восстановить последовательность событий, происходящих в сказке.

- Прочитайте задание.

Задание: все пункты плана перепутались. Восстановите порядок, вспомнив содержание сказки. Успехов!

План:

В лесном домике.

Мальчик Петя Зубов.

Опасение волшебников.

«Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

Превращение мальчика в старика.

Вежливые школьники.

Обратное превращение.

Где же они – дети-старики?

Превращенные отыскались.

- Учитель в ходе проверки выставляет на доске пункты плана.

- Молодцы! Вы хорошо знаете содержание сказки.

 

Фронтальная дискуссия

Самоосмысление и самовыражение

Проблемный вопрос

Работа в группах

Сверка с образцом

Миниитог

УЭ 2

Работа над произведением

УЭ 2.0.

Цель: отработать знания и умения по теме через анализ произведения.

УЭ 2.1.

- А какую проблему поставил автор? ( Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет)

-Является ли эта проблема актуальной в наше время? (Да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)

-Давайте проанализируем, как главный герой Петя Зубов решает эту проблему.

- Закончите предложение: Судят о человеке … по его поступкам, по его отношению к окружающим, по его речи (узнаем о характере человека: положительные и отрицательные)

- Обратимся к каждой части сказки и найдем опорные слова, которые говорят о его поступках.

1 часть

отставал

надеялся

опаздывал

не тужил            

2 часть

испугался    

превратился                                  

прибежал домой

чуть не плачет

пошел куда глаза глядят

3 часть

ничему не успел научиться

что со мной будет

4 часть

вошел

зарылся

поплакал

уснул

просыпается

страшно

как быть?

что делать?

5 часть

замер

дождался

выбрался

побежал

помчался

искать

6 часть

подбежал

спрашивает

отдышался

оглядывается

ищет

7 часть

бродит

не успел

бросился

рассказал

побежали

искали

поехали

8 часть

смутились

покраснели

отказались

9 часть

заблудились

засмеялись

стали детьми

вернули

спаслись

Вопросы к 1 части:

- Что можно сказать о герое? (Беспечный, не любил трудиться, тратил время понапрасну)

Вопросы ко 2 части:

- В кого превратился Петя Зубов? (в старика)

- Что чувствовал? (страх, неожиданность)

Выборочное чтение 3 части:

- Прочитайте, о чем думал Петя Зубов – старичок?

Вопросы к 4 части:

- Что говорит автор о потерянном времени? Прочитайте. (стр. 7)

Вопросы к 5 части:

- О какой черте характера Пети мы узнали? (решительность)

- Что понял Петя, слушая разговор волшебников? (Он сам может себе помочь. Судьба человека в его руках) (стр. 9)

Вопросы к 6 части:

- Что нового открыл для себя герой, вернувшись в город? (Все работают)

Вопросы к 7 части:

- Какой самый напряженный момент в этой части? (Кульминация) (стр. 13)

Вопросы к 8 части:

- Почему «старичкам» стало стыдно?

Вопросы к 9 части:

- Изменился ли главный герой в ходе сказки?

- В каких строчках заключается главная мысль?

- Ребята, хочу, чтобы эти слова вы запомнили на всю жизнь.

- Можно ли подобрать к этому отрывку пословицу или поговорку?

Два века никто не живет.

Вчерашний день не воротишь.

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело!

Вывод: сожалеет о случившемся, бережно относится ко времени

Учебный диалог

Работа с учебником

Беседа

Выборочное чтение

Работа с пословицами и поговорками

Вывод

УЭ 2.5

Работа над идеей произведения

- Вернемся к проблеме о потерянном времени.

- Как Петя Зубов разрешил эту проблему? (Он изменился, изменил характер, нагнал упущенное время и стал бережно относиться ко времени)

- К какому выводу мы с вами пришли? (Каждый человек творец своей судьбы)

Решение проблемного вопроса Самоосмысление, самоутверждение,

самовыражение

Вывод

УЭ 3

Итог урока

УЭ 3.0

Цель: подвести итог урока.

Индивидуальная работа с карточкой

 Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.        

- почерк стал хуже

- буквы бывают неровными, кривыми

- трудно учить уроки

- много ошибок и исправлений

- долго собираюсь делать уроки

- быстро отвлекаюсь

- трудно выучить стихотворение

- трудно решить задачу

- трудно запомнить условие задачи

- быстро устаю

- мне бывает трудно усидеть на одном месте

- Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!

  Если больше 3, нужно попросить родителей помочь тебе изменить режим дня!

Работа по карточке

Самовыражение

3.1

Рефлексия

Если долго ты в постели провалялся.

Если выучить уроки не успел.

Если маме помогать ты отказался.

Значит, ленью ты серьезно заболел.

Ленью можно друг от друга заразиться,

Лень прилипчива, как клей или смола,

И одно лекарство только есть — трудиться. Чтобы лень к тебе дорогу не нашла

Рефлексия

УЭ 4

Информация о домашнем задании

УЭ 4.0

Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания.

- краткий пересказ по составленному плану;

- нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду и пересказать его.

Самовыбор домашнего задания

Составила:                                          В. Д. Кыналы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...