План конспект урока на тему "Слоги"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Александрова  Марина Михайловна

Пояснительная записка урока по литературному чтению

Учебный предмет

Литературное чтение

Направление работы

Начальная школа

Тема урока

Слоги

Цель. Задачи урока.
Планируемые результаты.

Педагогическая цель:

Создать условия  для представления учащимися понятия «слог» как о минимальной единице речи.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с понятием «слог», как часть слова.
  2. Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
  3. Продолжить воспитание культуры речи и сотрудничества.

Планируемые результаты образования.

Предметные: обучающиеся научатся делить слова на слоги

Личностные УУД: умение оценивать свою деятельность на учебной основе, проявление положительного отношения к процессу познания.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивныеумение выполнять учебные действия в громко речевой форме.

Познавательныеумение находить ответы на вопросы в рисунках, схемах; определение количества слогов в слове, моделирование слогового состава слова. Умение анализировать, делать выводы, давать оценку действиям, оценивать результат.

Коммуникативныеумение высказывать свою точку зрения, сотрудничать с другими, работать в паре, договариваться о последовательности действий и результате, выслушивать мнение других.

 

Тип урока

«Открытие нового знания»

 

 

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов.

Учебник «Букварь 1 класс», УМК «Планета знаний».

Т.М. Андрианова

Используемая программа (раздел, количество часов в неделю, год)

Рабочая программа по литературному чтению (Раздел: Подготовительный (добуквенный) период, 4 часа в неделю, 132 часа в год.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие)

Основные: текстовый документ, презентация

Дополнительные: рабочая тетрадь

Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора).

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в паре;

работа с учебником.

 

Список использованной литературы.

 

Учебник «Букварь 1 класс», УМК «Планета знаний». Т.М. Андрианова

Обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику «Букварь» Т.М. Андриановой/ автор составитель Л.Ю.Терещук. – Волгоград: Учитель, 2018.- 343 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx61.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Слоги» в 1 классе

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Поприветствуйте друга по плечу улыбкой, рукопожатием, дотроньтесь носиками обуви друг друга и коснитесь ушками к ушкам.  

- Как настроение?
- Я смотрю, у всех поднялось настроение, все готовы к уроку. Очень надеюсь, что этот урок принесет нам пользу и радость.

Приветствуют учителя. (Определяется мотивация и настроение на урок)

-Хорошее настроение (ответы детей)

Актуализация и  фиксация затруднения в пробном учебном действии. 

- Вспомним, чем занимались на прошлом уроке.

- Как можно показать какой-нибудь предмет?

- Как изобразить название слова?

- Посмотрите на доску (На доске две строчки с буквами: 1 строчка РМЛН, 2 строчка УЛНА).  (2 слайд)

- Что вы видите?
- Какие буквы вы видите? На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Работаем с первой строчкой букв. Попробуйте составить слово из этих букв.
Что вы заметили?

Теперь попробуем  составить слова из букв второй строчки. Почему из букв второй строки вы смогли составить слова, а с буквами первой строки это не получилось? Проговорили хором это слово.

- Какой вывод вы можете сделать?

Работаем с партнером по плечу, вспоминаем правила взаимодействия и уважения друг к другу.  

Перед вами лежат белые карточки в виде квадратиков. Сейчас я буду говорить слова, а вы попробуете составить их с помощью карточек. То есть слушаете слово, определяете количество букв в слове и выкладываете столько квадратов.

- Ответы детей.

Определяли: что такое слово, а что предмет; сколько слогов в слове; произносили слова продолжительно.

- Этот предмет можно нарисовать

- Слово можно написать, или показать схемой.

- Мы видим буквы.


-
Ребята проговаривают, две группы: гласные и согласные.

Обучающиеся пробуют составить слово из согласных букв, приходят к выводу, что это невозможно.

Обучающиеся составляют слово ЛУНА.


- Слово не может состоять только из согласных.

Работа в паре

Обучающиеся составляют из карточек слова.

Слова: мама, сыр, роза

Проблемное объяснение нового материала

- Ребята, как вы думаете, какие действия можно выполнить со словом?
- Как можно произнести слово?


- Для вас сейчас следующее задание. Разделите на слоги слова: мыло, паста.
- Что для вас в этом задании нового?
– Есть ли те, у кого получилось выполнить данное задание? Можете ли вы назвать правило, которым воспользовались.
 
 Возникла трудность, проблема. Что будем делать дальше?

Сейчас мы с вами отправимся на игровую площадку (слайд 3). Мы видим, что дети играют. В какую игру играют дети?
Трибуны шумят. Покажите, как они это делают.
- Какие слова кричат болельщики?
- Где это мы?
(3 слайд)
Давайте поздравим всем классом именинницу.
- Когда проговаривали эти слова, что вы заметили? Как мы их произносили?  

- Как называются части этих слов?
Посмотрите на бутон лилии. Все лепестки сжаты.
(4 слайд)
(5 слайд) Вдруг, цветок распустился, раскрылся, разъединился на лепестки (на части), и слово ЛИЛИЯ  разделилось на части (на слоги).
- Прочитайте как теперь звучит это слово?

- Постарайтесь сформулировать тему урока.
- Какие задачи вы себе поставите на этот урок?

Что мы должны научиться делать на уроке?

(Учитель обобщает все сказанное детьми)

- Слово можно: проговорить, прочитать, объяснить.

- Произнести быстро, медленно.




Пробуют делить слова на слоги.

- Как разделить на слоги слово.
- Ответы детей

- Нужно найти причину возникновения трудности и попытаться решить проблему.


В хоккей.

Ребята показывают, как кричат и шумят болельщики.
- Шайбу, гол, молодцы, Вася.

- На день рождении у девочки.

- Поздравляем, с днем рождения.


- Эти слова произносили медленно, разделяя на части.



- Слоги
Обучающиеся смотрят на цветок.



- ЛИ-ЛИ-Я

Формулируют тему урока.

Возможные ответы детей:
- Уметь делить слова на слоги
- Учиться делить слова на слоги
- Определять количество слогов

(Обучающиеся работают с рисунком) Видим детей, играющих в песочнице
- На игровой площадке, на даче.
- Дети играют, кричат.

- На картинке видно, как дети
открыли рты, мальчик сложил руки рупором.

- Дети произносят слово мама, кричат громко.

МА-МА


- На стадионе: «Шай-бу», «мо-лод-цы»; на празднике: «по-здрав-ля-ем»; на публике: «Бра-во».




Дети проговаривают слова:
розы – ро-зы (2 слога);
совок – со-вок (2 слога);
мяч – мяч (1 слог);
береза – бе-ре-за (3 слога);
куличик – ку-ли-чик (3 слога).
- 1,2,3.
- В словах может быть разное количество слогов.

(Работа с инвариантной частью букваря)
- Откройте учебник на странице 15, расскажите, что вы видите?
- Где происходит это событие?
- Что делают дети в песочнице?
- Ребята, а как вы поняли по рисунку, что дети кричат, там же нет слов?

- Какое слово произносят дети? Как они это делают?
Слово произносится четко по частям, по слогам, выделяя голосом каждый слог.
Проговорили это слово хором

- В каких ситуациях люди могут произносить слова по слогам, и какие это слова?

Делить слова на слоги мы будем хлопками в ладоши: один слог – один хлопок в ладоши. В каждом слоге должна быть гласная.
Потренируемся делить слова на слоги. В учебнике изображены предметы, давайте их проговорим. Приготовили ладошки, делим слова на слоги. Сколько слогов в слове? Сколько хлопков, значит столько и слогов.
- Сколько слогов может быть в словах?
- Какой вывод можно сделать?

Физминутка

Физминутка для глаз. Движение глазками вверх, вниз, влево, вправо, круговые движения.  

Учащиеся выполняют сказанное учителем.

Первичное закрепление во внешней речи

(Работа с вариативной частью букваря) (Работа в парах) Показали знак готовности при работе в паре. (Дети берутся за руки, и поднимают их, получается форма крыши)
Задание для работы в паре следующее:
Каждый из вас назовет имя своего соседа по слогам. По хлопкам определяем количество слогов в имени.  
Чье имя оказалось длиннее по количеству слогов?

- Можно ли предмет разделить на части?


- А слово можно разделить на части?
- Как называется часть слова?


Сейчас я вам прочитаю одно интересное стихотворение Генриха Сапгира. Вы внимательно слушайте, поставьте пальчик на начало этого стихотворения
(показ учителем в учебнике) и следите.
(Вопросы после прочтения стихотворения учителем)
- Можно ли разделить слово ЛИМОН на слоги. Приготовили ладошки, делим это слово. Сколько слогов в слове лимон?
- Скажите, а можно ли настоящий лимон (показ учителем лимона) разделить на части?
На сколько частей можно разделить?

(Работа в тетрадях (с.8))
Слова на слоги всегда делятся прямой вертикальной линией. Будьте внимательны, в вашей тетради ровно столько клеток, сколько букв должно быть в слове. Давайте рассмотрим, что изображено на первом рисунке; на втором; на третьем.
Делим слова на слоги хлопками.
- Какой вывод можно сделать?

Рассмотрите следующее задание, слова уже разделены на слоги. Только схемы слов встали неправильно к рисункам. Давайте разберемся, какая схема относится к каждому рисунку.
На первом рисунке изображен… Делим это слово на части. Сколько слогов в слове кран?
Где схема слова к этому рисунку?
Соотносим первый рисунок со второй схемой стрелочкой.

Аналогичное рассмотрение второго и третьего рисунка.
- Второй рисунок – это… Делим слово на части. Сколько слогов в слове лупа?
Какая схема подходит ко второму рисунку?


И третий рисунок. Кто же это такой?
Разделите данное слово на части. Сколько слогов получилось? Найдите к этому рисунку схему.

Обучающиеся работают, в паре, проговаривая имя своего соседа.





- Да, предмет можно разделить. Например: шоколад можно отломить, деревянную доску спилить.
- Да слово тоже можно разделить на части.
- Часть слова – слог.


Обучающиеся слушают, следят за чтением учителя.

- Да, можно.
ЛИ-МОН.
2 слога.
- Настоящий лимон тоже можно разделить на части.
- На несколько частей.

1.Рама -         

2.Ключи -        

3.Книга -

- В этих словах по 2 звука.


На первом рисунке изображен кран.
- В слове кран один слог.
- К этому рисунку подходит вторая схема


- Второй рисунок – это лупа.

лу-па (2 слога)
-Ко второму рисунку подходит первая схема.

- Это аист.
А-ист (2 слога)
К рисунку аист относится третья схема.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

На доске слова «сова, птица»

На парте у каждого лежат листочки с двумя схемами слов. Ваша задача разделить на слоги данные слова прямой вертикальной линией.  
На обратной стороне доски разделенные на слоги слова.

Обучающиеся делят на слоги слова. Самопроверка.

Сова  -         

Птица -

 

Физминутка

Физкультминутка для психоэмоциональной разрядки.

Учащиеся выполняют электронную физминутку.

Включение в систему знаний и повторение

(Дифференцированное задание)
Рассмотрите следующее задание.
Сейчас мы попробуем написать названия изображенных предметов. В каждой пустой клеточке будем писать по букве.
(Показ учителем на доске).
- Кто это изображен на первом рисунке?

- Что это на следующем рисунке?


- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в третьем пустом окошке?
Это ребята секретное задание. Узнают, что нужно делать в задании только те, кто будет внимателен. Ваша задача: посмотреть слова «сова» и «забор» и постараться составить другое слово из этих же слогов. С каждого слова мы должны взять один слог.
Например: сова, берем слог со, а в слове забор возьмем слог за, и получиться соза. Ребята есть такое слово в русском языке? (нет) 

В этом пустом окошечке вы можете это слово написать или  нарисовать, а можете и написать и нарисовать.



- Сова. Обучающиеся прописывают буквы в пустые клетки.
- Забор. Обучающиеся прописывают буквы в пустые клетки.
- Ответы детей.



Обучающиеся подбирают слова. Приходят к выводу, что спрятавшееся слово – ваза.



Одни ученики могут написать отгадку, другие нарисовать, а третьи и написать, и нарисовать.

 Рефлексия учебной деятельности.

- Какая тема была на уроке?
- Что нового узнали на уроке?


- Чему учились на уроке?

- Какие выводы сделали для себя.

В начале урока мы ставили задачи. Как вы думаете, достигли ли мы эти задачи.
У каждого на парте лежат карточки красного, желтого и зеленого цвета.
Ваша задача: поднять один из этих цветов.

 

Зеленый поднимут те  -  у кого не возникло  трудностей, со всеми заданиями справившиеся обучающиеся.

Жёлтый цвет  – те, кому с трудностями помогли справиться товарищи.
Красный цвет -  те, кто не понял тему урока, кому потребуется помощь.

Ребята, наш урок окончен.  Вы хорошо поработали. Я благодарю всех за работу.

- Слоги

- Ответы детей: Что такое слог, в слове может быть разное количество слогов.
- Составлять слова по схемам и делить их на части.
Ответы детей.

Ответы детей.

Оценивание своей учебной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...