« Звуки [б], [б*], буква Б»
консультация по чтению (1 класс) по теме

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukvolend.docx325.91 КБ

Предварительный просмотр:

        МАОУ Лицей №21 г. Химки        

Разработка урока по обучению грамоте  в 1 «Е» классе  УМК « Школа России»  на тему:

« Звуки [б], [б*], буква Б»

( букварный период)

(Урок – путешествие) 

C:\Users\гыук\Desktop\b7.png

                                                 Автор: Яшина Татьяна Владимировна

                                               учитель начальных классов МАОУ Лицей

                                               №21 г. Химки

2018-2019 учебный год

Цель : сформировать знания учащихся о согласных звуках [б], [б*], букве Б,б

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умение отличать звуки и буквы, гласные и согласные звуки, выделять их в слове, характеризовать; читать слоги и слова с буквой б, правильно переводя ее в звук.

Метапредметные:

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке, делать выводы вместе с учителем.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные:  оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке, сотрудничество с учителем и детьми, высказывание собственного мнения.

Личностные: положительное отношение   и интерес к урокам чтения; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы: создание ситуации успеха, наглядный, практический, частично- поисковый.

Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ,учебник  « Азбука» Горецкого В.Г, индивидуальный раздаточный материал, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент  (Создание эмоционального настроя на изучение нового материала и ситуации успеха).

Мы умные, мы дружные

Мы – старательные, мы – внимательные

Мы в 1 классе учимся

Все у нас получится!

Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди отправляются в путешествия? Пусть на этом уроке вы узнаете много нового, услышите любопытные факты, выполните увлекательные задания ( слайд1 )

  1. Разминка для развития правильного дыхания и артикуляционного аппарата
  1. Упражнение на дыхание ( « Ах как пахнет 2 – 3 раза)
  2. Поработаем с язычком и губами ( « Лисичка- собачка», лисичка- показывает язычок, собачка – прячем язычок)
  3. Упражнение « Вкусное варенье» (слижем язычком варенье с верхней губы, а теперь с нижней)
  4. Чтение гласных а, о, е, у, и, ы ( поднимаемся по лесенке «тихо - громко»)

(слайд 2)

  1. Актуализация знаний.

Мы отправляемся с вами в космос. А на чем отправимся, вы скажете, отгадав загадку

Ни пера, ни крыла.

А быстрее орла.

Только выпустит хвост-

Понесется до звезд?  (Ракета).

Готовим ракету к полету ( для этого, необходимо ответить на вопросы)

  1. Какая бывает речь? ( устная и письменная)
  2. Что мы делаем в устной речи ( говорим и слышим)
  3. Чем для этого пользуемся? (звуками)
  4. Что делаем в письменной  речи ? ( Пишем и видим)
  5. Что используем для этого? ( буквы)
  6. Почему звуки живут в домиках разного цвета? ( гласные и согласные)
  7. Чем отличаются  гласные и согласные звуки? ( Гласные звуки поются, тянутся, не встречают преград во рту, согласные звуки не поются)
  8. На каком этаже живут гласные звуки « дающие  согласному звуку в слиянии « твердую команду»? « мягкую команду»?

Молодцы! Ракета к полету готова.

А через сколько секунд полетим, скажете, назвав количество слогов в слове «ракета» ( правильно 3 слога)

-Пристегнуть ремни ( руки наперекрёст на плечи)

-Включить контакты ( на вытянутых руках большой палец вверх)

-Завести моторы ( вращение рук перед грудью)

Итак, идет обратный отсчет: три, два, один, пуск

В космосе так здорово!

Звезды и планеты

В черной невесомости

Медленно плывут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе!

Приземляемся. Что это за планета? Читаем хором  БУКВОЛЕНД. ( слайд 3 ) Это планета букв или страна звуков. Мы с вами будем путешествовать по разным районам этой загадочной планеты и встретимся с ее жителями. Со всеми ли мы знакомы? Конечно, нет. Встретятся нам и незнакомцы.

  1. Этап усвоения новых знаний

Мы отправляемся в ЗВУКИНО ( слайд 4)

Задание №1 : Возьмите листочки со схемами знакомых жителей и закончите их: нарисуйте шапочки и раскрасьте башмачки.  ( слайд 5) Назовите жителей страны. Покажите свои карточки, сравните с соседом по парте ( 1 ряд – гласные, 2 ряд – звонкие согласные, 3 ряд –глухие согласные).

 ( слайд 6)  Задание №2. Отгадайте загадки

Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Внутри пустой,
Голос густой,
Дробь отбивает –
Ребят созывает. (Барабан)

             – Сколько в слове слогов? Назови первый слог. Второй слог. Поработаем со схемой у доски ( 2 человека). Все остальные составляют звукобуквенную схему у себя на партах

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/566208/img1.gif

Что общего у этих слов? Дайте характеристику звуку в слове барабан.  Какой он? ( согласный твердый, звонкий). Теперь со звуком Б*. Дайте характеристику этому звуку в слове белка   (согласный , мягкий, звонкий.) (слайд 7) (раскрашиваем звуковичок у доски)

  ( слайд 8) С какими звуками и с какой буквой мы сегодня с вами будем знакомиться  на планете Букволенд?   Зачем мы сюда прилетели? Правильно – познакомится со звуками [б] и [б*]  и буквой, которая их обозначает, учиться отличать звуки [б] и [б *] от других звуков, учится читать слоги и слова с новой буквой.

 Чтобы перейти в другой район планеты Букволенд, нам еще предстоит выполнить тут пару тройку заданий со звуками.  Согласны?

Поиграем « Поймай звук» Если слышится  в словах звук [б] твердый – встают мальчики, если  мягкий [б* ]– девочки.

Береза, бабочка, берет, барин, Буратино, бублик, кабинет, билет, барабан, белка, кобра.

Пора бы подкрепится (слушаем внимательно). Что же выбрать?

- Борщ или щи?

-Жаркое из свинины или баранины?

- Салат из моркови или баклажанов?

- На десерт бананы или груши?

Напиток «кока – кола « или «Буратино?

Почему вы выбрали именно эти блюда?

Произношение звука «Б» в связной речи

- повторяй за мной чистоговорки

Ба- ба-ба-ба- мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу-бу- ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе-бе- потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба-ба- не нужна уже труба!

А с каким интересным звуком и буквой  вы познакомились ребята, на прошлом уроке?  Чем звук  з отличается от других согласных? ( у него у первого появилась пара – звук с). Как мы называем такие согласные звуки ? ( парные). Это орфограмма.

Посмотрите, в какой группе звуков т звук  Б?. Почему он стоит  рядом с П? Значит он парный!

 (слайд 9) Произнесите слово «краб» . какой звук вы слышите в конце слова? Почему произносим звук «п», а пишем букву  «б»? при произношении этих слов происходит оглушение звука «Б»

Закроем ушки, произнесем звук «б» и «п». При произношении звука «б»  голос раздается, а при произношении звука «п» - нет.

Вывод: Согласные звуки «б-п», «п-б» парные по глухости и звонкости

 Звук [б] тоже имеет пару –это  звук [п]. Как проверить парную согласную на конце слова? Правильно! Можно применить правило

 « один –много». (слайд 10)

Дуб- дубы, гриб- грибы, зуб- зубы.        

А сейчас нас ждет другой участок планеты и называется он БУКВИНО ( знакомство с буквой Б) (слайд 11)

На что похожа буква Б?

Буква Б с большим брюшком.

В кепке с длинным козырьком

Буква б  проснется рано

Буква б- бочонок с краном.

Умывайся, будь здоров,

Богатырь, Борис Бобров!

Давайте раскрасим башмачки на схеме.

 ( слайд 12) Какой буквой на письме мы обозначим звуки [ б] и [б*]?

(Звуки [б] и [б*]обозначаются буквой Б- заглавной и строчной )

Прежде, чем писать эту букву в прописи, давайте напишем ее в воздухе. Молодцы!.

      5.Физминуткино  

Ребята, а какую из поставленных задач мы еще не решили с вами?  Конечно, нам надо с вами почитать.– следующий район планеты – Слоговое. Прочитаем слоги с буквой б

( слогопесенка)

(слайд 13) Следующее задание  « Найди пару» .Только самый внимательный выполнит это задание.( составить из слогов слова).

Бел        сук        бан        ба

Бар        нан

        ка        тик

(белка, барсук, банан, бантик)

И последнее задание самое сложное в районе планете Букволенд Словино  Чтобы улететь нам нужно прочитать текст , напечатанный у вас на карточках

Бобры. Бобры – на болоте. Они строители. У бобров зубы острые, как бритва. У бобров на болоте плотины из стволов осины.  ( что вы узнали о бобрах? Сколько в тексте слов с буквой «б»?) Молодцы! ( чтение по цепочке).

Нам пора улетать . Приятного возвращения домой.  

  1. Рефлексия. ( слайд 14.)  Итак, ребята, с какими новыми звуками и новой буквой мы с вами познакомились?  Что понравилось больше всего?. При выполнении каких заданий вы встречали трудности?  Если вам понравилось путешествие то закрасьте окошко ракеты в желтый цвет, если нет в красный. Покажите нам всем. Спасибо за урок. Все пока!.( слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....