Разработка урока по теме "Е.Чарушин "Томкины сны" 1 класс
учебно-методическое пособие по чтению (1 класс)

Шафранская Ирина Анатольевна

Разработка урока и презентации к нему с упражнениями по отработке навыков чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Е. Чарушин " Томкины сны"51 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

Разработка урока

по литературному чтению в 1 классе

по теме: Какие сны снятся щенкам?

Е. И. Чарушин «Томкины сны»

Составила и провела:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 г. Дзержинска  

Шафранская И.А.

Цель:

- формирование умения бегло, выразительно и осознанно читать, озаглавливать части текста; обучать прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации; обучение пониманию лексического значения слов; обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного

-  развитие речи, внимания, мышления, творческих способностей учащихся;

 -воспитывать в детях чувство сострадания, учить бережно относиться к  к окружающей среде ,способствовать формированию полноценной личности учащегося.

Оборудование: предметные картины «Животные», портрет Е.И.Чарушина, выставка книг о природе, энциклопедии, аудиозаписи, магнитофон, учебник «Капельки солнца», мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Актуализация прежних знаний

1.Проверка домашнего задания. Рассказ Ю.Коваль «Дик и черника»

а) Беседа по содержанию произведения:

- Кто является главными героями произведения?

 -Где жили главные герои рассказа?

 -Что узнали о собаке?

        - Что любил делать мальчик?

        - Как мальчик научил собаку есть бруснику?

        - Почему мальчик не стал учить собаку есть смородину?

б) Чтение текста отдельными учениками

в) Чтение произведения по началу и по концу .

г) Работа над оглавлением каждой части

        -Как озаглавили каждую часть?

д) Обсуждение более понравившихся эпизодов произведения.

         -Что понравилось в произведении? Почему?

е) Выделение главной мысли произведения

2.Физминутка. Игра на внимание «Пол, нос, потолок»

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

1) «Цветочный магазин».Представьте, что вы в цветочном магазине. Вдыхаем запах: Вдох носом, выдох ртом. Почувствуйте запах цветов. ( Слайд 1)

2) Упражнение «Лягушки»

Тянем губы прямо к ушкам –

Вот понравится лягушкам!

Потяну – перетяну

И нисколько не устану!

Губы не напряжены

И расслаблены. (Слайд 2)

3) Упражнение «Вкусное варенье» Широким языком

 оближи верхнюю и нижнюю губы и убери язык в рот. (Слайд 3)

4. Читаем гласные.(Слайд 4)

- читаем по столбикам;

- читаем через гласную;

- читаем по строчкам, наращивая количество гласных.

3.Чтение слов, напечатанных на доске

медведь                  собака          

белочка                    ежиха

волчата                    бурундук

зайчонок                  лисица

-Что общего у героя произведения Ю.Коваль и данными словами?

-Назовите однокоренные слова к данным словам ;

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что вы можете рассказать дополнительно о каком-либо из животных?

4.Сообщения детей о животных (энциклопедические знания)

 5. Работа над фразеологизмами

-Как вы понимаете смысл данных выражений(это фразеологические обороты)

- Собачий холод/очень холодно/

-Как белка в колесе /быть в беспрестанных хлопотах, заботах, много суетиться/

- Волка ноги кормят /чтобы прокормиться, надо не сидеть на месте, надо искать, добывать/

Изучение нового материала

1.Постановка цели урока (Слайд 5)

-Прочитайте как зовут автора, как называется произведение, которое мы будем читать.

-О чём это произведение? Кто главный герой? Кто такой Томка?

-Что узнаете нового?

2.Рассказ учителя о творчестве Е.И.Чарушина

В Чарушине все было удивительно. Начиная с фамилии. Казалось бы, этимология фамилии «Чарушин» восходит к словам «чара», «чародей», «очаровывать». Это очень соблазнительная версия, ведь сам художник и писатель Чарушин Е. И. очаровал несколько поколений детей своими добрыми, гуманными рассказами и рисунками о жизни животных. На самом же деле фамилия ЧАРУШИН связана с существительным ЧАРУША. Так в диалектных говорах Урала называли форму для выпечки сдобного теста. Прозвище ЧАРУША, от которого и произошла фамилия, получал человек пышнотелый, дородный.

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала.  Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк -- кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица -- чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка. Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях. Любимым чтением Жени Чарушина были книги о жизни животных. На всю жизнь художник и писатель Чарушин сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой мира природы. Он сам рассказывал о себе:«Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству...

Моя мать -- садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.

Шести лет я заболел брюшным тифом, так как решил однажды есть все то, что едят птицы, и наелся самой невообразимой гадости...В другой раз я переплыл вместе со стадом, держась за хвост коровы, широкую реку Вятку. С того лета я умею хорошо плавать...»

Мир животных посреди первозданной природы -- его родина. Он всю жизнь рассказывал о ней и рисовал этот дивный исчезнувший мир, пытаясь сохранить и передать детям его душу.

3. Знакомство с произведениями писателя Е.И.Чарушина

С произведениями Е.И.Чарушина мы с вами уже познакомились.

  • Страшный рассказ
  • Почему Тюпу прозвали Тюпой.

-Давайте прочитаем ещё один рассказ. (Слайд 6). Что в нём необычного?

- текст перевёрнут

Попробуем прочитать. Ребята по очереди прочитывают предложения в тексте.

-Проверяем (Слайд 7)

-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением писателя. Это рассказ «Томкины сны»

4. Работа до чтения произведения.

-Как вы думаете о чем или о ком это произведение?

-Какое будет  по характеру произведение?

5. Чтение рассказа по частям. Чтение «цепочкой». Чтение отдельными учениками.

6. Обсуждение произведения по прочтению произведения

Какие слова подтверждают, что Томка щенок?

-Почему человек не может увидеть такие сны, какие видят собаки?

Итак, мальчик догадался, что щенку что-то снится.

-Как он догадался, что ему снится заяц?

-Почему Никита решил, что Томка убегает именно от козы?

-Почему Никита решил разбудить спящего Томку?

7. Озаглавливание частей.

8. Беседа об отношении детей к произведению

-Кто автор рассказа?

-Понравилось ли вам произведение? Что именно понравилось?

-Что необычного в произведении?

9. Физминутка. Релаксация. Дети, слушая музыку, представляют, что могли бы рассказать животные, если бы они заговорили.

10. Обсуждение темы «Я и щенок»

-Представьте такую картину. Вы превратились в щенка. Щенок маленький, беленький, красивый. Вас все любят, с вами хотят играть. И вот вас взяли домой один мальчик, или одна девочка. Проходят день за днем, собачка стала подрастать, хлопот с ней прибавилось. Да и не такая она уже и красивая. Надоел щенок хозяину, выбросили его на улицу. И вот по ночной улице города, бредет неизвестно куда маленький четвероногий. Куда идти он не знает, город ему незнаком. А в это время вы шли с родителями домой. Тут ваши глаза встретились с глазами того самого щенка.

-Что вы могли бы прочитать в этих глазах?

Действительно, нельзя бросать друзей. «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили»,сказал французский писатель А.Сент-Экзюпери.

11. Чтение стихотворения С.Михалкова «Щенок»

12. Выявление черт характера учащихся. Этюд «Я - верный пес»

-На какие группы делятся все виды собак?

-Итак, мы представили, что мы на некоторое время превратились в собак. Мы участвуем на выставке  собак. Сейчас вас будут награждать как самых лучших. К какой породе собак вы бы хотели себя отнести (специальная, комнатная, охотничья, пастушья)? Почему?

Итог урока

-Что узнали нового?

-Что понравилось на уроке?

-Что бы вы хотели узнать на следующий урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

Разработка уроков по бумагопластике в 1 классе. Тема урока "Вводное занятие"

Урок разработан к УМК "Гармония" по образовательной технологии. Расписаны этапы урока и формирование УУД на каждом из них. Разработка данного урока может применяться на уроках технологии не только в к...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...