Конспект урока литературного чтения во 2 классе для обучающихся с ОВЗ. Тема урока: Рассказ «Утренние лучи» К.Д. Ушинского.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Теплоухова Татьяна Валентиновна

  Познакомить обучающихся с ОВЗ (обучающие с нарушенным слухом) с рассказом Ушинского К.Д. «Утренние лучи», создать эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия произведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._konsp._chtenie_petrova_22.04.2016.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе для обучающихся с ОВЗ

Тема урока:  Рассказ «Утренние лучи» К.Д. Ушинского

Тип урока: Знакомство с текстом.

Цели урока:  Познакомить учащихся с рассказом Ушинского К.Д. «Утренние лучи», 

создать эмоциональную атмосферу, необходимую для восприятия произведения.

Задачи:

Образовательные:

- формирование навыка чтения, его правильности, беглости,

– формировать навык выразительного и сознательного чтения,

развивать способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям,

– формировать навык целостного эмоционального восприятия произведения.

– учить определять основную мысль текста, выделять действующих лиц.  

– учить показывать действия персонажей на конструктивной картине.

Воспитательные:  – Воспитывать любовь к природе и к родному языку,

-  расширять представления детей о родной природе, о временных года, о лете.

-  пробуждать у детей интерес к чтению художественных произведений.

Коррекционные: - Развивать речевые навыки и слуховое восприятие учащихся,  

- формировать и обогащать словарный запас учащихся по теме «Природа».

Наглядный материал, оборудование: 

  1. Учебник. Чтение и развитие речи: учебн. для 2 кл. специальных ОУ 2 вида / Сост. О.А. Красильникова. –

      М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009.  2. Портрет писателя.  Иллюстрации к рассказу

3. Таблички с словарем. 4. Словарь синонимов.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

1) речевая зарядка

2) вопросы к началу урока.

1) мотивировать учащихся  к речевой деятельности

2) формировать внятную выразительную речь, учить соблюдать  словесное и логическое ударение, основные  правила орфоэпии

1) - Здравствуйте.  

 Будем выполнять речевую зарядку.  

   - с____________

   - с__ с__ с__ с__

    Будем читать слоги

 ша__ – са__             ша – са

 шо__ – со__             шо – со

 шу__ – су__             шу – су

     Будем читать слова

 шапка – санки            шуба – сумка

 шорох – сон                           

2) Сядьте правильно.

    - Какое сегодня число?

   - Какой сегодня день недели?

    - Какой сейчас урок?

         (Э)  - слова произносятся за экраном.        

Чтение слогов, слов с движением.

Ученики отвечают на вопросы:

- Сегодня двадцать второе апреля.

- Сегодня пятница.

- Сейчас урок чтения.

2. Актуализация знаний

Учитель сообщает имя и фамилию автора, уточняет, какие рассказы этого писателя дети уже читали.

Мы читали рассказы Константина Ушинского.

Посмотрите на портрет.

- Константин Дмитриевич Ушинский - детский писатель.    - Прочитайте имя и фамилию автора:

   Константин  Ушинский

- Писатель Константин Ушинский писал рассказы и сказки о животных, о природе.

- Как называется сказка Ушинского, которую мы читали?

- Это книга Константина Ушинского «Плутишка кот». (Учитель показывает книгу)    

     - А как называется этот  рассказ?

Портрет Ушинского К.Д.  

Учащиеся читают фамилию автора:

- Константин  Ушинский

Иллюстрации к рассказам «Кот Васька»,  «Дети Деда Мороза». 

- Сказка называется «Дети Деда Мороза».

- Рассказ называется «Кот Васька». 

3. Сообщение темы урока.

Учитель сообщает  на слух ученикам название рассказа.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним рассказом Константина Ушинского «Утренние лучи».

- Как называется рассказ?    

- Кто автор рассказа?

(на доске записана фамилия автора и название

рассказа)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

- Рассказ называется «Утренние

лучи».

- Автор рассказа Константин Ушинский.

4. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем. Учитель должен показать как радостно всем, когда пробуждается природа, выделить голосом слова персонажей.

- Откройте учебники на стр. 146.

- Сначала я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте.

- Возьмите карандаш, слушайте и следите

по тексту за чтением.  

Ученики открывают учебники.

Учащиеся слушают чтение учителя и следят за чтением по тексту.

5. Беседа, направленная на восприятие прочитанного.

Развитие связной речи, коммуникативных навыков.  

 Вопросы учителя:

- О ком говорится в рассказе?

- О чём говорится в рассказе?

- О каком времени года говорится в рассказе?

 Учащиеся отвечают на вопросы.

- В рассказе говорится о жаворонке, о зайчике, о петухе, о пчёлке.

- В рассказе говорится о красном солнышке, об утренних лучах.    

- В рассказе говорится о лете, о летнем утре.

6.  Развитие навыков выразительного чтения вслух.

Отработка произношения правильного чтения целых слов

- Будем читать трудные слова.

- Будем читать слитно, хорошо говорить все звуки.

Рас - сы – лать,   рассы - лать,   рассылать лучи

жа – во – ро – нок,   жаво – ронок,   жаворонок,

встре – пе – нул – ся, встрепе - нулся,

встрепенулся,

вы – порх – нул, выпорх - нул,  выпорхнул из гнёздышка,

пе – ре – дёр – нул,  передёр - нул,  передёрнул  ушами,

рас – пра – ви – ла,  распра - вила,  расправила крылья

Чтение учащимися труднопроизносимых слов.

Учащиеся читают  трудные слова хором, индивидуально.

 

                    

7. Вторичное

восприятие

   текста

Выяснение содержания рассказа.

(Учитель выставляет солнышко на картине).

Учитель уточняет значение слов, показывает действия на картине.  

  (Учитель показывает на картине жаворонка.)   

(Учитель показывает на картине зайчика.)   

(Учитель показывает на картине петуха.)   

(Учитель показывает на картине пчёлку). 

- Будем читать рассказ. Будем читать слитно, хорошо говорить все звуки, слушать друг друга.  

- Прочитай первое предложение рассказа, Аня.

          Скажите по другому:

- выплыло на небо солнышко – солнышко встало, вышло на небо.

- стало рассылать повсюду свои лучи – солнечные лучи освещали землю.

- будить землю – земля просыпается, оживает.

- Мы будем читать рассказ.

(Чтение рассказа учениками вслух.)

- Выплыло на небо красное солнышко …  

- выплыло на небо солнышко - …

(Ученики повторяют слова)

- стало рассылать …  

- будить землю - …

- Прочитай второе предложение рассказа, Соня

- Прочитай третье предложение, Лариса.  

          Объясните, что означает слово:

- встрепенулся – оживился, захлопал крыльями.

- выпорхнул из гнёздышка – быстро вылетел из гнезда.

- в свежем воздухе – в  чистом воздухе,

- привольно – свободно, просторно, легко.

- Первый луч полетел и попал в жаворонка.

- Встрепенулся жаворонок, выпорхнул ..

- встрепенулся - …

- выпорхнул …

- в свежем воздухе – …,

- привольно - …

- Читай дальше, Леонард.

         Скажите по другому:

- передёрнул ушами – зашевелил ушами,

- по росистому лугу – по лугу с росой, с капельками воды на траве.

- Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и …

- передернул ушами - …

- по росистому лугу - …

- Продолжи чтение, Диана

         Кто знает, что такое …

- курятник – помещение, домик для куриц.

   

- Третий луч попал в курятник, петух захлопал крыльями и запел …

 - курятник - …

- Дальше будет читать Даня.

        Скажите по другому:

- насест – перекладина в курятнике, на которой  сидят курицы. 

- Куры слетели с насеста, закудахтали.

- насест - … 

- Продолжи чтение, Арина

        Объясните значение слова:

- улей – это домик для пчёл.

- Прочитай восьмое предложение, Глеб.

         Скажите по другому:

- выползла – вылезла из улья,

- расправила крылья – замахала крыльями,

- душистый медок – мёд с запахом цветов.

- Четвёртый луч попал в улей.

- улей – …

- Выползла пчёлка из улья, села на окошечко, расправила крылья и …

- выползла –…

- расправила крылья – …

- душистый медок – …

Физкультминутка

 

- снять усталость и напряжение

- внести эмоциональную разрядку

             -  Будем говорить с выражением:

  Заглянуло солнце в класс,

  Отдохнём мы все сейчас.

         Вправо, влево повернитесь,

          На носочки подтянитесь.

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок.

Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.                  

             

       

8. Работа по содержанию прочитанного текста.

В ходе беседы учитель задает вопросы и дает задания. 

К предложениям 2, 4, 5, 7 вопросы может задавать маленький учитель.

- Какой рассказ мы читали?    

- Кто автор рассказа?

- О ком говорится в рассказе?

- На кого попал первый луч?

- Что сделал жаворонок?

- Мы читали рассказ «Утренние лучи».  

- Автор рассказа  Константин Ушинский. - В рассказе говориться о жаворонке, о зайчике, о  петухе, о пчёлке.

 -  Первый луч попал на жаворонка. 

- Жаворонок встрепенулся, выпорхнул, запел. 

- Кто хочет быть маленьким учителем?

 Иди к доске …   Спроси у ребят …

  - На кого попал второй луч?

  - Что сделал зайчик?

- Второй луч попал на зайчика.

- Зайчик передернул ушами, весело запрыгал, побежал.  

- Куда попал третий луч?

- Кто в курятнике проснулся первым?  

- Что запел петух?

- Третий луч попал в курятник.  

- Первым проснулся петух.

- Петух запел «Кукареку!»

- Куда попал четвертый луч?

- Кто выполз из улья?

- Куда она полетела?

- Четвёртый луч попал в улей.

- Из улья выползла  пчёлка. 

- Пчёлка полетела собирать медок.

 9. Итог урока

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Анализирует и оценивает успешность в достижении цели и определяет перспективу последующей работы.

 - Что мы делали на уроке?

- Вам понравился рассказ?

- Кто из животных понравился вам?

- Почему понравился зайка (петушок)?

- Чему вы научились на уроке?

- Что вам было трудно?

  - Запишите Д.З – с. 146 – 147 выразительно читать рассказ, учить словарные слова.

  - Молодцы, вы хорошо читали, говорили. Оценки за работу на уроке.

Ученики проводят самоанализ, осмысление, оценку результатов собственной деятельности.

- Сегодня  на  уроке  мы читали,

мы отвечали на вопросы.  

- Мне понравился рассказ «Утренние лучи».  - Мне понравился … (кто?)

- Я научился (лась) …

- Мне было трудно …

Ученики оценивают свою работу и работу товарищей.

Ученики записывают домашнее задание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе и презентация по теме : Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица» учителя начальных классов Остренко Л.П. Программа "Перспективная начальная школа"

Программа «Перспективная начальная школа»3 классУрок литературного чтенияТема: Эзоп «Ворон и лисица», И.А.Крылов «Ворона и лисица»Подготовила учитель нач. классов МОУ СОШ№8с. ТахтаОстренко Л.П.Цели: д...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....