Рабочая программа
рабочая программа по чтению (1 класс)

Кондрашина Светлана Александровна

Рабочая программа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature.docx52.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. «Литературное чтение» — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Курс «Литературное чтение» (авт. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н.   Л. Ф. Климановой и др.) направлен на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль- туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире. В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их самостоятельно выбрать и оценить. Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно-информационной стороны текста. Внимание начинающего читателя обращает- ся на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, це- нить образность словесного искусства. Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера- туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Содержание

Формы организации учебных занятий

Основные виды

 учебной деятельности

1 класс

Добукварный период

1.

Речь (устная и письменная) - общее представление.

урок

Наблюдение за особенностями речи. Оценивание  результаты своей деятельности

2.

Предложение и слово 

урок 

Членение  речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем

3

Звуки и буквы.

Урок

Иметь представление о звуке, различать на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков

4

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у

урок

Узнавать буквы по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период

5

Согласные и гласные звуки и буквы

урок

Ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами

6

Обучение чтению

Обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов

7

Развитие устной речи

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей

Послебукварный период

8

Жили-были буквы  

урок

Ознакомление  с понятиями – «автор», «писатель» «произведение».  

9

Сказки, загадки, небылицы  

Знакомство с произведениями устного народного творчества. Обучение приемам выразительной речи и чтения

10

Апрель, апрель! Звенит капель  

урок

Знакомство со стихами о  русской природе. Формирование навыков чтения целыми словами

11

И в шутку и всерьез  

Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Чтение юмористических произведений. Знакомство с понятием – «настроение и чувства героя».

12

Я и мои друзья  

Чтение рассказов и стихов о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

13

О братьях наших меньших  

Знакомство с произведениями о взаимоотношениях человека с природой

2 класс

14

Самое великое чудо на свете  

урок

Организация  выставки книг по теме. Книги, прочитанные летом. Рассказывание о любимых книгах. Герои любимых книг

15

Устное народное творчество  

Знакомство с русскими народными песнями, потешками и прибаутками, сказками о животных, бытовые и волшебные.

16

Люблю природу русскую. Осень  

Знакомство со стихами о  русской природе в период осени

17

Русские писатели  

Знакомство с творчеством А.Пушкина, А. Крылова, Л.Толстого

18

О братьях наших меньших  

Знакомство с произведениями о взаимоотношениях человека с природой

19

Из детских журналов  

Знакомство с детскими журналами; с  произведениями Д.Хармса, Ю.Владимирова

20

Люблю природу русскую. Зима  

урок

Знакомство со стихами о  русской природе в период зимы

21

Писатели – детям  

Чтение произведений о детях, о природе

22

Я и мои друзья  

Ознакомление с рассказами и стихами о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.

23

И в шутку и всерьез  

Чтение юмористических  произведений.

24

Литература зарубежных стран  

Знакомство с детский фольклором стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков

3 класс

25

Самое великое чудо на свете  

урок

Знакомство с рукописными книгами Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

26

Устное народное творчество  

урок

Чтение русских народныхпесен, докучных сказкок.

27

Поэтическая тетрадь 1  

Знакомство с творчеством русских поэтов XIX – XX веков.

28

Великие русские писатели  

Знакомство с творчеством А.Пущкина, М.Лермонтова, И.Крылова, Л.Толстого

29

Поэтическая тетрадь 2

Знакомство с творчеством .А.Некрасова, К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина

30

Литературные сказки  

урок

Знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, В.М.Гаршина,В.Ф.Одоевского

31

Были-небылицы  

Знакомство с  небылицами

32

Поэтическая тетрадь 1

Творчество С.Черного, А.А.Блока,С.А.Есенина

33

Люби живое  

Знакомство с произведениями о взаимоотношениях человека с природой

34

Поэтическая тетрадь 2  

Знакомство с творчеством С.Я.Маршака,А.Л.Барто,С.В.Михалкова. Е.А.Благининой

35

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

урок

 Знакомство с творчеством Б.В.Шергина,А.П.ПлатоноваМ.М.Зощенко,Н.Н.Носова,   В.Ю.Драгунского

36

По страницам детских журналов  

Знакомство с журналами « Мурзилка»

«Весёлые картинки»

37

Зарубежная литература  

Чтение древнегреческого мифа «Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен

4 класс

38

Былины. Летописи. Жития  

урок

Знакомство с былинами

39

Чудесный мир классики  

Знакомство с творчеством П. П. Ершова, А. С. Пушкина, М.Ю Лермонтова,  А. П. Чехова.

40

Поэтическая тетрадь  

Знакомство с творчествомФ. И. Тютчева,А. А. Фета,Е. А. Баратынского, А. II. Плещеева

41

Литературные сказки  

Знакомство с творчествомВ. Ф. Одоевского, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова,  В. М. Гаршина

42

Делу время — потехе сейчас  

Знакомство с творчествомЕ. Д. Шварца, В. Ю. Драгунского

43

Страна детства  

урок

Знакомство с творчествомБ.Житкова, К. Г. Паустовского,  М. М. Зощенко

44

Поэтическая тетрадь  

Знакомство с творчествомВ. Я. Брюсова, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой.

45

Природа и мы  

Знакомство с произведениями о взаимоотношениях человека с природой

46

Поэтическая тетрадь  

урок

Знакомство с творчествомБ. Л. Пастернак, С. А. Клычкова, Д. Б. Кедрина, Н. М. Рубцова.  С. А. Есенина

47

Родина

Знакомство с произведениями о Родине

48

Страна Фантазия  

Знакомство с творчествомЕ. С. Велтистова, К. Булычева

49

Зарубежная литература  

Знакомство с творчеством зарубежных классиков

Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение  

  • Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы

УЧЕБНИКИ

  • Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч. – М. : Просвещение 2014г
  • Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская. Учебник. 1 класс. Часть 1, 2.
  • Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 2 класс. Часть 1, 2.
  • Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 3 класс. Часть 1, 2.
  • Литературное чтение. Учебник. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А. Виноградская.Учебник. 4 класс. Часть 1, 2.

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс.
  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.
  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

  • Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 1 класс.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс.

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:

  • Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 1 класс

(Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

  • Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс

(Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

  • Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 3 класс

(Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

  • Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4класс

(Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко

Календарно-тематическое планирование уроков                                             1 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

1

Речь устная и письменная. Мир звуков и знаков. Азбука – первая учебная книга

1

05.09

2

Предложение и слово.

1

06.09

3

Слово и слог

1

07.09

4

Слог и ударение

1

12.09

5

Звуки в окружающем мире

1

13.09

6

Слияние согласного с гласным звуком.

1

14.09

7

Ударение.

1

19.09

8

Гласный звук а, буквы А. а.

1

20.09

9

Гласный звук О. Буквы О. о

1

21.09

10

Гласный звук и. Буквы И. и.

1

26.09

11

Гласный звук ы. Буква ы. Повторение и закрепление

1

27.09

12

Гласный звук У. Буквы У. у.

1

28.09

13

Гласные звуки и буквы. Обобщение.

1

03.10

14

Башкирские писатели о школе

1

04.10

15

Согласные звуки н. н. Буквы Н, н.

1

05.10

16

Согласные звуки с, с. Буквы С.с.

1

17.10

17

Согласные звуки к, к. буквы К.к. Закрепление.

1

18.10.

18

Согласные звуки т, т. Буквы Т. т.

1

19.10

19

Согласные звуки л, л. Буквы Л, л.

1

24.10

20

Согласные звуки р, р. Буквы Р, р.

1

25.10

21

Согласные звуки в, в.Буквы  В, в.

1

26.10

22

Гласные буквы Е.е.

1

31.10

23

Буква е - показатель мягкости предыдущего согласного звука.

1

01.11

24

Согласные звуки п, п. Буквы П, п.

1

02.11

25

Согласные звуки м, м. Буквы  М, м.

1

07.11

26

Согласные звукиз,з.Буквы З, з.

1

08.11

27

Согласные звуки б, б. Буквы Б.б.

1

09.11

28

Согласные звуки д, д. Буквы

Д. д.

1

14.11

29

Гласные буквы Я, я.

1

15.11

30

Гласные буквы Я, я– показатель мягкости предыдущего согласного в слоге-слиянии

1

16.11

31

Согласные звуки г, г. Буквы

Г, г.

1

28.11

32

Согласный звук ч. Буквы Ч, ч.

1

29.11

33

Согласные звук ч. Буквы Ч, ч.

1

30.11

34

Сочетания ча, чу, чк, чн.

1

05.12

35

Буква Ь- для обозначения мягкости согласного.

1

06.12

36

Согласный звук ш. Буквы Ш, ш.

1

07.12

37

Согласный звук ж. Буквы  Ж, ж.

1

12.12

38

Гласные буквы Ё, ё.

1

13.12

39

Обозначение буквой ё  гласного звука о после мягких согласных в слиянии

1

14.12

40

Звук Й, буква й.

1

19.12

41

Согласные х, х. Буквы Х, х.

1

20.12

42

Гласные буквы Ю, ю. показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии

1

21.12

43

Согласный звук Ц. буквы Ц, ц.

1

26.12

44

Гласный звук Э. Буквы Э, э.

1

27.12

45

Согласный звук щбуквы  Щ, щ.

1

28.12

46

Согласные звуки ф, ф. Буква Ф, Ф.

1

09.01

47

Буква разделительный Ъ знак.

1

10.01

48

Л.Н.Толстой «Три калача и одна баранка»,

1

11.01

49

К.Льдов «Господин учитель «Жук»

1

16.01

50

Ю.Коваль «Метели»,

1

17.01

51

И.Суриков «Зима» В.Берестов «Читалочка»

1

18.01

52

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

1

23.01

53

Алфавит

1

24.01

54

К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

1

25.01

55

 Первоучители словенские. Первый букварь. В. Куприн.

1

30.01

56

А.С.Пушкин «Только месяц показался»

1

31.01

57

Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский. О детях.

1

01.02

58

В.Данько «Загадочные буквы».

1

06.02

59

И.Токмаков «Аля, Кляксич и.

буква А».

1

07.02

60

Г.Сапкир «Про медведя»

1

08.02

61

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

1

13.02

62

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

1

14.02

63

Русская народная сказка «Теремок»,

1

15.02

64

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

27.02

65

Башкирские загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

1

28.02

66

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

1

01.03

67

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

06.03

68

А.Майков «Ласточка примчалась…»

1

07.03

69

А.Блещеев «Травка зеленеет..»

1

11.03

70

Г.Кружков «Ррры».

1

13.03

71

Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

1

14.03

72

И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

15.03

73

К.Чуковский «Телефон»

1

20.03

74

Из старинных книг.К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?»,

1

21.03

75

«Ворон и сорока»

1

22.03

76

«Худо тому, кто добра не делает никому».

1

27.03

77

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

1

28.03

78

Е.Благинина «Подарок»

1

29.03

79

Башкирская поэзия о детях

03.04

80

С.Михалков «Трезор»

1

04.04

81

Р.Сеф «Кто любит собак…»

1

05.04

82

Ю.Энтин «Про дружбу»

1

17.04

83

С.Маршак «Хороший день»

1

18.04

84

По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

1

19.04

85

Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки»,

1

24.04

86

«Находка».

1

25.04

87

Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

1

26.04

88

М Пляцковский «Цап Царапыч»

1

02.05

89

Г.Сапгир «Кошка»

1

03.05

90

В.Берестов «Лягушата»

1

06.05

91

В.Лунин «Никого не обижай»

1

07.05

92

С.Михалков «Важный совет»

1

08.05

93

С.Михалков «Про мимозу»

1

10.05

94

Д.Хармс «Храбрый ёж»

1

15.05

95

Н.Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.

1

16.05

96

Н.Сладков «Лиса – плясунья»

1

17.05

97

С.Аскаков «Гнездо»

Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

1

22.05

98

С.Аскаков «Аленький цветочек»

1

23.05

99

Повторение и обобщение изученного. Проверка навыка чтения.

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...