урок по литературному чтению 2 класс В. Бианки "Музыкант"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Муратова Елена Вячеславовна

Публикую урок по литературному чтению 2 класс (УМК "Школа России"). Тема: В Бианки "Музыкант" . Подготовка к пересказу.

  На уроке ведется работа по  содержанию рассказа, составление плана, подготовка к пересказу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проверяет готовность к уроку.

Создает рабочий настрой.

Долгожданный дан звонок, 
Начинается урок. 
Он пойдёт ребятам впрок. 
Постарайтесь всё понять, 
Ответы полные давать, 
Чтоб потом вам получать 
Только лишь оценку «5»! 

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их.

Улыбаются друг другу и учителю.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ рассказа

Б.Житкова «Храбрый Алёша»

Цель: поверить умение подробно пересказывать по плану;

Сегодня мы будем работать по командам при проверке Д/З. Один человек выходит и набирает себе команду из 3-х  ребят . Вы по очереди начинаете коллективный пересказ текста «Храбрый Алёша», используя план на экране. Слайд № 1

1) Хозяйка кормит утят. 
2) Боятся стрекозы. 
3)Храбрый Алёша.
4) Стрекоза больше не прилетала.

Ученики пересказывают текст, каждый ученик свою часть, которая ему досталась по порядку.

Ученики предлагают свою оценку работы группы при помощи «светофорика».

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

- учебная мотивация

РегулятивныеУУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Согласованность действий с партнёром. Команда работает слаженно, каждый несёт ответственность за конечный итог.

 III. Актуализация и фиксирование знаний. 

 Цель: определить идею произведения, эмоционально – образную мысль.

 Понравился вам рассказ? Чем? Что удивило в рассказе?

 Артикуляционная гимнастика. Слайд 2

На уроке мы будем читать о животном, а о каком, вы узнаете, отгадав загадку.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз, 
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. 
(Медведь)

Артикуляционная гимнастика

На доске:

Мишка и мушка.
Мишка брёл лесной опушкой.
Повстречался мишка с мушкой.
Закричала мушка грозно:
- Уходи, пока не поздно! – 
Гром тут грянул, как из пушки.
Убежал медведь с опушки.

- Что показалось в этом стихотворении вам особенно интересным? А может ли быть такое на самом деле?

- Какому жанру можно отнести это стихотворение? (Небылица)

Дети высказывают своё мнение, выслушиваются все варианты.

-Дети отгадывают загадку.

- Речь идёт о медведе.

Дети отвечают (живёт в лесу, любит мёд, зимой впадает в спячку и т.д.).

Сообщение ученика

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

смысловое чтение

- анализ объектов

Личностные УУД:

- самооценка

На данном этапе через природу показать человеческую душу.

Подойти к выводу, что делая добро, тебе становится легко.

Умение работать с текстом. Читать выразительно с разной интонацией.

IV. Выявление места и причины затруднения.

Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Звучит запись музыкального произведения итальянского композитора-скрипача, педагога А. Вивальди «Времена года. Лето».

Что общего между музыкальным произведением и животным?

Дети высказывают своё мнение.

Дети высказывают своё мнение.

Целеполагание и прогнозирование.

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать свой ответ

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Сообщение темы урока.
Сегодня мы познакомимся с творчеством Виталия Валентиновича Бианки, прочитаем рассказ «Музыкант» и подготовим пересказ.

Вступительное слово учителя  (прослушивается грамзапись «Звуки природы»)

Сейчас совершим н прогулку в лес. Многовековые хвойные деревья, могучие сосны, кедры дают нам свежий воздух.  Дерево издавна вызывало у человека особые чувства. И неудивительно- оно всю жизнь рядом с человеком. Существовал в старину такой обычай - при рождении ребёнка в семье под окном сажали дерево. Оно росло вместе с малышом, они были ровесниками и его нельзя срубить. Такое дерево берегли, им любовались.

- А как вы думаете, что такое лес?

-Лес не может существовать без зверей. Там живёт их огромное количество. Угадайте ещё одну загадку.

"Зимой спит, летом ульи ворошит" Медведь-мед, ведать-знать, любить.

(картинка медведя и словарное слово, правильное написание)

Сообщение ученика о биографии писателя.

Приложение 2.

Практическая работа  со словарём Ожегова

"Лес - это пространство, заросшее деревьями"

- Речь идёт о медведе.

Дети отвечают (живёт в лесу, любит мёд, зимой впадает в спячку и т.д.).

Познавательные УУД:

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное

VI. Реализация построения проекта.

Цель: создать условия для передачи своего отношения к героям.

Ребята, а почему все загадки на уроке про медведя?

 Сегодня мы прочитаем рассказ замечательного писателя В. В. Бианки, который создал для меленьких множество произведений о лесе, животных  и, в котором говорится о медведе. Называется рассказ "Музыкант". Когда вы бывали в лесу, непременно слышали, что там никогда не бывает абсолютной тишины. Раздаются различные звуки, шумят деревья, воет ветер, поют птицы. А вот хрустнула ветка, наверно, медведь прошёл или лось.

-А какие звуки в лесу, не похожие на пение птиц, шелест листвы заметил автор. Мы узнаем из рассказа.

Какие непонятные слова встретились в произведении?


Дети высказывают своё мнение, выслушиваются все варианты.

Прослушивание аудиозаписи  рассказа «Музыкант».

Словарная работа  (слайд3) . 

Медвежатник – охотник на медведя. 
Завалинка – невысокая земляная насыпь возле избы.
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством. 
Щепка - тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей

- структурирование знаний

Регулятивные УУД:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Физминутка. Слайд 4
Идёт медведь, шумит в кустах, 
Спускается в овраг, 
На двух руках, на двух ногах, 
Мы тоже можем так. 
В лесу пастух трубит в рожок, 
Пугается русак, 
Сейчас он сделает прыжок, 
Мы тоже можем так. 

VII. Первичное закрепление.

Цель: создать условия для передачи своего отношения к героям.

Проверка первичного восприятия рассказа по вопросам (слайд 5). 
• На чём играл старый медвежатник? 
• Что сказал ему колхозник? 
• Зачем медвежатник пошёл в лес? 
• Что он услышал, когда отдыхал в лесу? 
• Какую картину увидел старик в лесу? 
• Почему он не убил медведя? 

А вы слышали как рычит медведь?


- Ребята, прочтите самостоятельно рассказ и найдите в рассказе описание иллюстрации в учебнике. 
Составление плана рассказа. Слайд 6 . 
-Дети, давайте составим план рассказа «Музыкант». На слайде выберите подходящие названия для каждой части рассказа. 
План рассказа «Музыкант». 
1 часть. Старый медвежатник любил музыку. 
2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя. 
3 часть. Медведь – музыкант. 
4 часть. Охотник пожалел медведя.


Чтение рассказа учащимися вслух по частям и пересказ по опорным словам. Слайд 7
1 часть: медвежатник, завалинка, скрипка, плохо, колхозник, ружьё, лес, медведь. 
2 часть: лес, не нашёл, отдохнуть, тихо-тихо, струна, «Дзеннн!», удивился, пошёл, опушка. 
3 часть: подкрался, дерево, щепка, лапой, задрожала, оттянул, слушает. 
4 часть: вечером, мимо, опять, одну струну, не убил, музыкант, рассказал. 

Дети слушают запись рычания медведя.

Чтение рассказа учащимися (про себя). 

В процессе работы над рассказом дети определяют основную мысль рассказа, чему учит рассказ, составляют план рассказа. Дети предъявляют свои варианты плана.

Дети работают в мини-группах, каждая группа вписывает название частей в рабочую тетрадь. Обсуждение результатов работы групп.

Дети отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения (заслушиваются все варианты ответов).

Познавательные УУД:

- установление причинно-следственных связей

структурирование знаний

Регулятивные УУД:

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные УУД:

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

VIII. Рефлексия проекта учебных действий.

Я понял, что… 
Было интересно…

Было трудно… 
Мне захотелось… 
У меня получилось… 
На следующем уроке мы…

Молодцы! Вы сегодня замечательно поработали на уроке. Я довольна вами.

Перед вами листочки с заданием. Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие предлоги. Приложение 2.

Работа в парах.

самопроверка выполнения задания . 

Личностные УУД:

- самооценка;

- осознанность учения;

- адекватное реагирование на трудности.

IX. Итог урока.

С каким рассказом познакомились?

-Кто его автор?

-Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?

-Как бы вы назвали этот рассказ?

-Как вы относитесь к поступку охотника?

-Как бы вы поступили на его месте?

-Оцените свою работу на уроке.

Дети отвечают на вопросы.

Самооценка (при помощи смайликов).

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

X. Домашнее задание.

Составит рассказ.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Литературное чтение. Климанова Л. Ф. 2 класс
  • Словарь «Писатели в учебной литературе». Кутявина С. В.
  • Энциклопедия «Что такое? Кто такой?
  • Приложение 1.

  • ЧЕРНЫЙ МИШКА.

Живет он в нашей стране только на Дальнем Востоке, в его южных районах, придерживаясь лесов. Но в поисках пищи поднимается и высоко в горы. Этот мишка — типичный вегетарианец, питается «плодами, корнями, луковицами, ягодами, побегами растений, летом поедает насекомых — жуков, бабочек, гусениц, муравьев. Он ловко и быстро забирается на деревья. Спать на зиму он устраивается в дуплах больших и старых лип, тополей, реже — в пещерах, в расщелинах скал. По своим размерам черные медведи не особенно велики, длина туловища не больше 150—170 см, вес до 150

  • БЕЛЫЙ МИШКА.

Живет за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов. Это самый большой, самый сильный и могучий брат семейства медвежьих. Он весит около 700 кг, а длина его туловища достигает целых три метра. Белый мишка не боится холода. В самые лютые морозы он купается в ледяной воде, отлично плавает, ныряет .Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах, странствует по берегам и лишь изредка заходит в глубину суши. Его излюбленная пища — тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. В природе белый медведь живет лет 30—35, в неволе — 20—25 и больше.

  • ПАНДА.

Медведь очень оригинальной окраски. Живет в бамбуковых лесах, в гористой части Китая. Это очень пугливые, осторожные звери. Днем панда не выходит из своих укрытий — берлог. С наступлением темноты принимается искать пищу. Их любимое лакомство — бамбуковые побеги. Панда, может поедать бамбук 10 часов без остановок.

  • БУРЫЙ МЕДВЕДЬ.

Широко расселился по всей лесной полосе Европы и Азии. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог — мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. В разных районах обитания  Мишкин  зимний сон длится от четырех до шести месяцев. Где зима теплая (Кавказ, Закавказье), некоторые бурые медведи не погружаются в спячку. Они бродят по лесам и горам, и поэтому их называют шатунами. Они ищут корм. Бурый мишка ест много и часто. Его меню: орехи и ягоды, дикорастущие фрукты и желуди, насекомые, пчелы и мед, птицы и их яйца, рыба, мелкие зверьки; нападает он на лосей и оленей, иногда и на домашних животных. Размеры бурых мишек: рост до 2 м, а вес в среднем 200—250 кг. Но бывают среди них и гиганты, килограммов на 500.

  • КОАЛА.

Этих зверьков называют сумчатыми медведями. Внешне они очень похожи на медведей, но только очень маленькие. Рост взрослого коалы всего 60 см, а новорожденного - всего 2 см. Некоторое время он растёт, путешествуя в сумке-складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша еще 2,5 года, пока он не станет самостоятельным. Коалы живут только в Австралии. Ни в одном зоопарке мира их нельзя встретить, потому что они очень разборчивы в еде. Питаются коалы только листьями эвкалипта, причем не всеми подряд. В разное время года они едят листья разных эвкалиптов.

Приложение 2.

  • Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес,  охотиться … медведя. 
    Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес.  
  • Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит - … глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: … опушке.
  • … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна.
  • Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой. Разве можно … такого музыканта стрелять!.
  • Биография В. В. Бианки.

Виталий Валентинович Бианки родился в 1894 году в семье учёного - орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Позднее Бианки писал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И - самое главное - с детства приучил все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».Мама будущего писателя так умела общаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу:
В. Бианки поступил учиться на естественнонаучное отделение Санкт – Петербургского университета.               

  •   Окончив университет, он много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. В. Бианки написал почти 300 произведений. Их герои - животные, птицы, растения. Бианки - мастер литературной сказки. Почти все его сказки - научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей беречь и любить её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...