Конспект по литературному чтению «Чтение слогов и слов с буквой „ё“»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гордеева Кристина Васильевна

Конспект по литературному чтению «Чтение слогов и слов с буквой „ё“»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zachetnogo_uroka_po_literature.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по литературному чтению

УМК «Школа России»

1 класс

Тема: «Чтение слогов и слов с буквой „ё“»

Цель урока: создать условия для закрепления ознакомления учащихся с особенностью буквы ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [й’о]), чтение слогов и слов с буквой «ё».

Тип урока: решение частной задачи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • отработка знаний функций буквы «ё» в слиянии, в начале слова, после гласных и после согласных.
  • знакомство с местом буквы «ё» на «ленте букв»;
  • закрепление изученных орфограмм;
  • расширение словарного запаса;
  • чтение слогов, слов с буквой «ё», предложения и короткие тексты;
  • совершенствование навыка работы с текстом.

Метапредметные:

  • развитие связной речи и фонематического слуха;
  • учащиеся вступают в беседу на уроке и в жизни;
  • умение делать выводы и обобщение;
  • умение осуществлять самоконтроль при решении учебных задач.

Личностные:

  • учащиеся осознают себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Оборудование: учебник В.Г. Горецкий «Азбука», доска с прикреплёнными карточками слов, веер.

Этапы урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Сообщение темы урока

IV. Речевая разминка

V. Работа по теме урока

VI. Физкультминутка

VII. Работа по учебнику

VIII. Физкультминутка

IX. Работа по учебнику

X. Итог урока и рефлексия

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: учебник «Азбука», подставка под учебник, веер? Отлично.

Учитель: А сейчас проверим, кто из вас сядет тише. Первыми тихо садятся девочки, теперь мальчики. - Молодцы, все сели тихо.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Давайте сыграем с вами в игру «Закончи предложение». Я вам буду называть начало предложения, а вы окончание. Будьте внимательны.

  1. Звуки бывают … (гласными и согласными).
  2. Согласные звуки в русском языке бывают (какими) … (твердыми и мягкими, звонкими и глухими).
  3. Гласные звуки, в свою очередь, бывают …. (ударными и безударными).
  4. Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы… (видим и пишем).
  5. В слове столько слогов, сколько...(гласных)
  6. После твёрдых согласных пишутся гласные …(а,о,у,ы)
  7. После мягких согласных пишутся гласные … (е, и, ё, я)
  8. Всегда твердые согласные ... (ж, ш), всегда мягкие… (ч).

Учитель: Ребята, с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке?

Ученики: На предыдущем уроке мы познакомились с буквой «ё».

Учитель: Какое правило мы узнали о букве «ё»?

Ученики: Буква Ё обозначает два звука в начале слова и после гласного, а один звук после мягкого согласного.

Учитель: Верно! Молодцы!

  1. Сообщение темы урока

Учитель: Сегодня мы с вами будем читать слоги и слова с буквой «ё».

  1. Речевая разминка

Учитель: Но для начала проведем речевую разминку, чтобы немного разговориться, расшевелить язычок.

Учитель: Для этого откроем учебник «Азбука» стр. 32. Смотрим, где красный кружочек. Прочитаем скороговорки. Девочки прочитают первую скороговорку. Сначала читаем медленно четко проговаривая слова и звуки, а потом очень-очень быстро.

Девочки: У ёлки иголки колки.

Учитель: Теперь измените предложение так, чтобы оно стало вопросительным, восклицательным.

Девочки: У ёлки иголки колки?; У ёлки иголки колки!

Учитель: Молодцы, девочки.

Учитель: А теперь мальчики прочитают вторую скороговорку. Сначала читаем медленно четко проговаривая слова и звуки, а потом очень-очень быстро.

Мальчики: Сеня воз вёз сена.

Учитель: Измените предложение так, чтобы оно стало вопросительным, восклицательным.

Мальчики: Сеня воз вёз сена?; Сеня воз вёз сена!

Учитель: Молодцы.

  1. Работа по теме урока

Чтение слогов и слов с буквой «ё» с доски.

Учитель: Посмотрите на доску. Сейчас вам нужно по колонкам прочитать слоги и слова с буквой «ё». Первая колонка прочитает хором слоги и ответит на мои вопросы. Читаем.

Ученики: Читают хором слоги: БЁ, ПЁ, ДЁ, ТЁ, ЗЁ, СЁ

Учитель: Что общего вы заметили при чтении этих слогов?

Ученики: Буква «ё» обозначает один звук.

Учитель: Как произносятся согласные звуки?

Ученики: Согласные звуки произносятся мягко.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что буква «ё» обозначает один звук и указывает (показывает) на мягкость предшествующего согласного звука.

Учитель: Хорошо. Теперь вторая колонка прочитает хором слова и выполнит задания.

Ученики: Читают слова хором: ЁЖ, ЁЖИК, ЁЛКА, ЁЛОЧКА

Учитель: Что интересного вы заметили при чтении слов?

Ученики: Буква «ё» стоит в начале слов и обозначает два звука.

Учитель: Какие два звука обозначает буква «ё»?

Ученики: [й], [о].

Учитель: Верно, если буква «ё» находится в начале слова, то она обозначает два звука: [й], [о].

Учитель: Какая орфограмма встретилась в слове ёжик?

Ученики: Жи пиши с И.

Учитель: Произнесём слово ёж. Какое опасное место встретилось в слове ёж? Ученики: На конце слышится звук [ш].

Учитель: Какую букву надо писать? («ж»)

Учитель: А теперь третья колонка прочитает нам слова и выполнит задания.

Ученики: Читают хором слова: МОЁ, ТВОЁ, СВОЁ

Учитель: Что интересного заметили?

Ученики: Буква «ё», после гласной «о».

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Гласная буква «ё», стоящая после гласных букв тоже обозначает 2 звука.

Учитель: Подберите к слову «моё» другое слово, подходящее по смыслу.

Ученики: Моё пальто и др.

  1. Физкультминутка

Учитель: Послушайте слова, если в слове вы слышите, что буква «ё» обозначает два звука, то хлопайте в ладоши. Если же в слове вы слышите, что буква «ё» обозначает один звук, то вы топаете ногами: ёлка, пенёк, ёжик, звёздочка, ёрш, верёвка, берёза.

  1. Работа по учебнику

Учитель: Прочитайте в учебнике на стр. 32 слоги, вслушиваясь в гласные звуки. Что вы заметили?

Ученики: Они одинаково звучат.

Учитель: А согласные звуки как звучат?

Ученики: В верхнем ряду согласные слышатся мягко. А во втором ряду согласные слышатся твердо.

Учитель: Откройте стр. 33 рассмотрите ленту букв. Как заняли свои места буква «о» и «ё»? Почему так, объясните?

Ученики: Эти буквы обозначают одинаковые звуки. Согласные звуки читаются мягко с буквой «ё», а согласные звуки с «о» читаются твердо.

Первичное восприятие текста

Учитель: Вернемся на стр. 32 и прочитаем стихотворение Елены Благининой «Ёлка в блёстках ледяных…» (Текст стихотворения читает учитель).

Учитель: Кому понравилось стихотворение, почему?

Учитель: Как вы думаете, почему сегодня читаем такое стихотворение?

Ученики: Скоро Новый год.

Словарная работа по тексту

Учитель: Ребята, сейчас мы уточним значение некоторых слов. (На доске слова. Второй столбик закрыт «шторкой»)

блёстки                                освещённый

смоляной                             новый

свежий                                 сделанный из смолы

озарённый                          блестящие искорки

Учитель: Читаем по порядку слова первого столбика.

Учитель: Найдите и прочитайте слова с буквой «ё»? (блёстки, озарённый).

Учитель: Значение каких слов вызывает у вас затруднение?

Учитель: А если мы не знаем значение слова, что делать? (Спросить у взрослых, посмотреть в словаре)

Учитель: А как называется такой словарь?

Ученики: Толковый словарь.

Учитель: Работать со словарём, дело сложное. Я нашла толкования данных слов, но, к сожалению, перепутала. (Переворачиваю листочки с толкованием слов)

Учитель: Ваша задача - найти слову его толкование. Кто найдет к слову толкование, тот выходит к доске, переставляет карточку и громко читает. Все остальные, используют веер, если согласны с ответом показываете цифру – 1, если не согласны с ответом, то показываете цифру – 2.  

Работа над содержанием текста

Учитель: Как была наряжена ёлка?

Ученики: Ёлку украшала ледяные блёстки.  Смола, словно слёзки, сверкала. Из-под снежинок выглядывала свежая зелень, солнышко освещало ёлочку. Она вся светилась).

Учитель: Найдите в стихотворении гласные буквы, которые обозначают два звука. Объясните, почему так?

Ученики: Буквы «я», «ё», «е» они обозначают звуки [й’а], [й’о], [й’э].

Выразительное чтение

Учитель: Давайте сейчас выразительно прочитаем это стихотворение.

Учитель: Но для начала ответьте мне на вопрос: что значит выразительно читать?

Ученики: Понижать голос в конце предложения, соблюдать паузы при чтении; четко произносить слова; не допускать ошибок при чтении; передать чувства автора.

Учитель: Сначала читают выразительно стихотворение девочки. Затем мальчики.

Учитель: Молодцы.

  1. Физкультминутка

Учитель: Давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста и повторяйте за мной движения.

Ветер дует нам в лицо, - детки машут ручками себе на лицо
Закачалось деревцо. -
поднимаем руки вверх и качаемся
Ветер тише, тише, тише. -
приседаем
Деревцо все выше, выше. -
встаем, тянемся руками вверх.

  1. Работа по учебнику

Учитель: Садитесь. Давайте теперь прочитаем стихотворение Григорьевой «Велосипед». (Читает стихотворение хорошо читающий ученик).

Учитель: Какая смешная история приключилась с мальчиком?

Ученики: Сломался велосипед, мальчику пришлось его нести на руках.

Работа с загадками

Учитель: Перевернем страницу учебника.  Прочитаем загадки и отгадаем их. Читаем первую загадку и отгадаем ее.

Ученики: Читают первую загадку и отгадывают ее – туча.

Учитель: Какая орфограмма встретилась в этом слове?

Ученики: ЧА пиши с А.

Учитель: Прочитаем вторую загадку. (снежинки) Какая орфограмма в этом слове встретилась нам?

Ученики: Жи пиши с И.

Учитель: Прочитаем третью загадку. (снег). А какая орфограмма в этом слове?

Ученики: Парная согласная на конце слова.

Учитель: Прочитаем следующую загадку и отгадаем ее. (ёжик) Какая орфограмма встретилась с этом слове-отгадке?

Ученики: Жи пиши с И.

Учитель: А что в этом слове вы еще заметили. Произнесите его.

Ученики: Буква «ё» обозначает два звука: [й], [о].

Учитель: Прочитаем последнюю загадку и отгадаем ее. (лёд). А что вы можете про это слово сказать?

Ученики: В этом слове буква «ё» обозначает один звук после мягкости согласного.

Учитель: Совершено верно.

  1. Итог урока и рефлексия

Учитель: Сейчас я проверю, что вы нового узнали на уроке. Если ответ на мой вопрос да – хлопаете, если нет – сидите спокойно. Будьте очень внимательны.

  1. Сегодня на уроке мы говорили о букве «ё»? (да)
  2. Сегодня мы читали слоги с буквой «я»? (нет)
  3. Буква «ё»? гласная? (да) 
  4. Буква «ё»?  всегда дает два звука? (нет)
  5. Буква «ё»?  показывает мягкость предшествующих согласных? (да)
  6. Буква «ё»?  дает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной? (да)
  7. Сегодня на уроке узнали много нового про слона? (нет)
  8. Главный герой нашего урока была буква «ё»? (да)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Если был доволен на уроке своей работой, то подними обе руки. Если на уроке работал неплохо, то подними одну руку. А если на уроке было трудно – встань с места.  (Если есть такие дети, то учитель спрашивает с какой трудностью столкнулись и говорит, что если заниматься усердно, то справишься с любыми трудностями.)

 Учитель: Ах, да, чуть не забыла!  Я вам на прощанье придумала загадку: Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё)

Учитель: Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!  

Дополнительный материал к уроку, если останется время

Чтение текста на стр. 33 «Шутка» и составление к тексту вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Урок - сказка по литературному чтению (обучение грамоте)Тема « Чтение слогов и слов с буквой Х».

Тип урока:  совершенствование знаний, умений и навыков.Оборудование: «Азбука» В.Г. Горецкого и др. (с.42 часть 2), компьютер, проекционный экран, рисунок Царя Каравая и девочки Гали; серия рисунк...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Конспект урока обучение грамоте "Сопоставление слогов и слов с буквой З и С" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление  знаний учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; формирование умений различать звуки  [з] и [c], [з’] и [c’]; форм...

Урок литературного чтения "Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и слов с буквой «Н»"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»Класс: 1 «А».Предмет: обучение грамоте.Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и сл...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сопоставление слогов и слов с буквами з и с"

Конспект урока по литературному чтению на тему "Сопоставление слогов и слов с буквами з и с" 1 класс...

Урок литературного чтения в 1 классе (период обучения грамоте). Тема: Чтение слогов и слов с буквой Щ. Введение правила ща- щу.

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе в период обучения грамоте. (Закрепление чтения слов с буквой Щ, введение правила ЩА-ЩУ), презентация к уроку....