Компетентностно-ориентированные задания по литературе.
методическая разработка по чтению (4 класс)

Сапогина Светлана Юрьевна

Понятие "Компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией образования. 
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostno.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированные задания по литературе.

“Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. 
Древняя китайская мудрость 



Понятие "Компетентностный подход" получило распространение в связи с модернизацией образования. 
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. 

Одним из способов формирования ключевых компетенций являются компетентностно-ориентированные задания. Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного, поэтому их составление достаточно трудоёмко и требует от учителя знаний особенностей компетнтносто-ориентированных заданий. 
Прежде чем разработать и внедрить в урок компетентностные задания нужно изучить методику по теме «КОЗ». Данные задания расширяют возможности учителя по организации самостоятельной работы учащихся, помогают более точно определить проблемы ученика по изучаемой теме, по овладению им основных лингвистических компетенций, помогают формировать ключевые компетенции. 
Основные группы ключевых компетенций: 
• Информационная 
• Коммуникационная 
• Компетентность разрешения проблем 
Признаки компетентно-ориентированного задания: 
O Во-первых, это деятельностное задание; 
O Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; 
O В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; 
O В-четвёртых, его структура задаётся определёнными элементами 
Требования к КОЗ: 
• задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к самостоятельному пополнению знания. 
• задание требует поиска и разработки новых, неизучавшихся ранее подходов к анализу незнакомой проблемы или ситуации, требующей принятия решения в ситуации неопределенности, при этом разрешение проблемы или ситуации может иметь практическое значение, или представлять личностный, социальный и/или познавательный интерес. 
• задание предполагает создание письменного или устного связного высказывания, например, текста-описания или текста-рассуждения, устного или письменного заключения, комментария, пояснения, описания, отчета, формулировки и обоснования гипотезы, сообщения, оценочного суждения, аргументированного мнения, призыва, инструкции и т.п., с заданными параметрами: тематикой, коммуникативной задачей, объемом, форматом. 
• задание предполагает разумное и оправданное использование ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков. 
Структура КОЗ достаточно чётко определена: 
• Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение 
• Задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания 
• Источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания 
• Бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке 
• Инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д. 
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определённым требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированные задания организуют деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий. Формирование ключевых компетентностей на уроках русского языка и литературы занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по предмету и способности их применения на практике. 
Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Задания в подобном формате можно использовать при составлении как диагностических и контрольных заданий, так и обучающих. Использование компетентностно - ориентированных заданий позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменив характер его работы, позицию и характер деятельности учителя. Учитель должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося по формированию и развитию ключевых компетентностей. Выполнение подобных заданий способствует не только более глубокому осмыслению программного материала, но и даёт возможность расширить рамки учебной программы, что стимулирует самообразование и саморазвитие учащихся. 

Примерные компетентностно-ориентированного задания к урокам литературное чтение 

Задание 1 

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. Сказка может быть написана в стихах или в прозе. В ней присутствует некое волшебство (вымысел). Сказка относится к устному народному творчеству, но бывают и литературными, т.е. написанные автором. По структуре сказка делится на завязку, зачин и кульминацию 
Прочитай три текста один за другим. После прочтения каждого текста запиши в таблицу свои наблюдения. Их нужно отмечать знаком «+», если то, что должно быть в сказке, есть в тексте, и знаком «-», если того, что есть в сказке, в тексте нет. 
Когда ты заполнишь всю таблицу, запиши, какой из этих трех текстов – сказка. Помни, что сказкой мы можем называть только такой текст, в котором есть все, что должно быть в сказке. 
№ текста 
Что должно быть в сказке 
Текст № 1 Текст № 2 Текст №3 
Присутствует волшебство 
Есть завязка, зачин, кульминация 
Учит добру 

Сказка – это текст №_____ . 

Текст № 1 

Ах, как нам добрые слова нужны. 
Не раз мы в этом убеждались сами. 
А может не слова — дела важны? 
Дела — делами, а слова — словами. 
Они живут у каждого из нас, 
На дне души до времени хранимы, 
Чтоб их произнести в тот самый час 
Когда они другим необходимы. 

Текст № 2 

"Синие листья" В.А. Осеева 
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: 
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит: 
- Спрошу у мамы. 
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена: 
- Позволила мама? 
А Катя вздохнула и говорит: 
- Мама-то позволила, а брата я не спросила. 
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. 
Приходит Катя на другой день. 
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена. 
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. 
- Я осторожненько, - говорит Лена. - Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. 
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. 
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. 
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней: 
- Ну, что ж ты? Бери! 
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: 
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? 
- Карандаша зелёного нет. 
- А почему же ты у своей подружки не взяла? 
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит: 
- Я ей давала, а она не берёт. 
Посмотрел учитель на обеих: 
- Надо так давать, чтобы можно было взять. 

Текст № 3 
«Вершки и корешки» 
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит: 
- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки. 
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки. 
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику: 
- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь. 
На другой год говорит мужик медведю: 
- Давай, Миша, опять вместе сеять. 
- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша. 
- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему. 
И посеяли пшеницу.Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. 
Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить. 

Модельный ответ 
№ текста 
Что 
должно 
быть в сказке 
Текст № 1 Текст № 2 Текст №3 
Присутствует волшебство - - + 
Есть завязка, зачин, кульминация - - + 
Учит добру + + + 

Сказка – это текст № 3 
Критерии оценки Баллы 
Правильно заполнены все графы таблицы 9 баллов 
Правильно определена жанровая форма текста 1 балл 
Максимальное количество 10 баллов 
Знание – не самоцель, а средство для самоопределения человека в мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников

Мы учим не для школы, а для жизни.  Не просто дать  знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...

Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.

Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"...

Компетентностно-ориентированное задание по русскому языку для 2 класса

Предмет: русский язык.Класс: 2.Тема урока: «Правописание безударных гласных в корнях слов»Контекст включения КОЗ в урок.         КОЗ включается на этапе з...

Методическая разработка компетентностно-ориентированного задания

Компетентностно-ориентированное задание по "Окружающему миру"...

Компетентностно - ориентированные задания.

Задание по русскому языку для 2 кл. по теме "Правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением"...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы

Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...