Главные вкладки

    Компетентностно-ориентированные задания. Начальная школа.
    статья по теме

    Шеломова Елена Юрьевна

     

      

    Выступление по теме "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"

    Презентация "Разработка компетентностно-ориентированных заданий"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass.doc194.5 КБ
    Office presentation icon razrabotka_koz.ppt1.81 МБ

    Предварительный просмотр:

                                                    Слайд №1   

    Слайд 2 Добрый день, уважаемые коллеги! Начать нашу работу хотелось бы со слов  Г.И.Гончаровой: «Настоящий урок-это совместный поиск истины учителем и учеником. Где этого нет, там скука».

    На мой взгляд, эти слова отражают суть компетентностного подхода: овладение учащимися определенным набором способов деятельности. В связи с этим естественна проблема учительства: как применить компетентностный подход на практике?    

     В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.

                 Посетив семинар, организованный в нашей школе, заинтересовалась данным видом заданий, т.к. их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. КОЗы позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала

    изучение нового программного материала,  без предварительного объяснения учителя

    дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников. Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством  учета дополнительных возможностей, изучаемого материала.  

    Требования к проведению компетентностного урока

    1. Изменить формы и технологии обучения, которые помогут создавать ситуации неопределенности, выбора

    2. Учебный материал отличается проблемностью.

    3.Создание ситуаций, которые должны быть жизненно важны для ученика, которые найдут отражение  в социальном опыте.

    4. Конструирование  новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, создание нестандартных ситуаций, приближенных к реальным.

    5. Учебная деятельность должна иметь исследовательский и практико-ориентированный характер. Организуется работа в деятельностном режиме

    6. Организация всевозможных практикумов,  реализация ученических проектов, проведение мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.

    7.Самостоятельное добывание знаний учащимися.

    8.В ходе образовательного процесса выстраивание партнерских отношений. Дети должны получить права активных организаторов, творцов, участников всех сторон жизнедеятельности учреждения.

    9.Школа должна приобрести характер открытой системы, более тесно связана с окружающим социумом.

    10. Дети осуществляют самооценку учебной деятельности

    Предлагаю ознакомиться, уважаемые коллеги, с данными видами заданий, заинтересовать ими.

     

    - Предлагаю вашему вниманию одно из таких  заданий:

    слайды № 3-8

            Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий.

        Опираясь на требования к деятельности учащихся, учитель при подготовке урока определяет  какие аспекты ключевых компетентностей можно формировать при изучении данной темы,  на каком этапе освоения темы учащимся можно предложить задание. Стоит отметить, что технология формирования ключевых компетентностей учащихся предполагает использование компетентностно-ориентированных заданий в системе.

    - Предлагаю вам познакомиться со структурными элементами КОЗ.

    Слайд №9

    1. Характеристика заданий  Данный элемент структуры включает в себя: название, предмет, класс, формируемую компетентность, аспект и уровень.

    Слайд №10

    1.  Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких- либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу. Возникающие при проектировании ошибки:  

    – непомерное удлинение и наличие отрицания.

    Слайд №11-12

    Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка может быть как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся. На данном этапе формирую аспекты первичной обработки информации, планирование информационного поиска.

    1. Возникающие при проектировании ошибки:

    - несоответствие заявленному уровню;

    - наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ (назови, расскажи);

    - ориентированность на проверку знаний, а не на умение работать с предложенной информацией;

    - избыточность формулировки;

    - использование формы представления результата, незнакомой учащимся (приказ, экспертное заключение и т.п.).

    Слайд №13

    1. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

    Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы, представленные как набором ЦОР к учебникам, так и информационными источниками. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.

    Главное требование - учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме того,  источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание отдельных видов информации. Возникающие при проектировании ошибки:

    - неоправданная громоздкость;

    - использование источника, содержащего программный материал;

    - несоответствие возрасту;

    - избыточность формулировки;

    - недостаток информации.

    Слайд №14

    1. Инструмент проверки  Определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.

     Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено

           Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.

    После того как учащиеся выполнят компетентностно-ориентированное задание, им предлагается модельный ответ. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.

    На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата (продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем.

    Таким образом, организованная работа над компетентностно-ориентированными заданиями позволяет формировать основы компетенций.

    Данные материалы могут быть использованы учителем на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Урок становится интересным, компетентностным. Учащиеся активно работают, учитель оказывает консультационную помощь.

    Слайд 15

    -Предлагаю вам домашнее задание.

            Итог. На начальном этапе  использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

    Слайд №16

    - Спасибо за внимание! Смею надеяться, что эти 30 минут не прошли для вас даром.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

    Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

    Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

    В этой статье раскрывается понятие и сущность метода проекта в начальной школе.  Приводится пример работы над проектом «Изучаем заповеди русского народа о хлебе и его значение в нашей жизни. Блюд...

    Проектный метод - как один из способов реализации технологии компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе

    Проект — это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, претворять мечту в жизнь....

    компетентностно-ориентированные задания в начальной школе

    теоретические основы и материал из опыта работы...

    Компетентностно-ориентированные тестовые задания для учащихся начальной школы

    Компетентностно-ориентированные тесты – это комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированные на развитие информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенци...

    КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

    КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ....

    "Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."

    quot;Проектный метод - как один из способов реализации  компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...


     

    Комментарии

    Елена Юрьевна, спасибо за материалы по конструированию КОЗ. Стало понятнее.
    Шеломова Елена Юрьевна

    Здравствуйте, Наталья Олеговна. Спасибо за коментарий. Если вам нужна помощь обращайтесь. Рада буду помочь.