Урок литературного чтения в 3 классе И.З.Суриков "Детство".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Меньшикова  Светлана Николаевна

 Цель урока:  создать условия для формирования умений знакомства  с произведением И.З.Сурикова «Детство»Цель урока:  создать условия для формирования умений знакомства  с произведением И.З.Сурикова «Детство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.z.surikov_detstvo_tehnologicheskaya_karta.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Предмет

Литературное чтение

Класс

        3

Тема урока

И.З. Суриков «Детство»

Цели урока

Создать условия для формирования умений   знакомства  с произведением И .З. Сурикова «Детство»

 

Задачи урока

  1. Учить учащихся воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоятельно. Формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответ из текста.
  2. Развитие устной речи, воображения, творческих способностей, познавательного интереса, устойчивого внимания, памяти,  интереса к самостоятельной деятельности.
  3. Формирование  стремления к получению знаний, формирование нравственного сознания и чувства,  потребности и способности к сотрудничеству.

Тип урока 

урок «открытие» нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прочитанное обогащение словаря учащихся

Регулятивные:  Понимание и постановка учебной задачи;

самоконтроль и самооценка; овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением.

Познавательные: Восприятие прочитанного произведения; поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках.

Коммуникативные: Слушать и слышать речь учителя и одноклассников; овладевать монологической речью (составлять высказывания о героях, о произведении).

Понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

Формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путём целенаправленной работы с произведением

.

Основные понятия

Стихотворение, авторское, народное, жанр

Форма проведения урока

Игровая, фронтальная, групповая.

Применяемые  технологии:

ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Средства обучения

  • для учителя: учебник «Литературное чтение», мультимедийное оборудование, презентация;
  • для учащихся: учебник  «Литературное чтение»,карточки с биографией автора.

Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

Формируемые УУД:

1.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Слушают учителя.

К – умение слушать и понимать других;

Л – формирование мотивации к обучению

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

1. Проверка домашнего задания (2-3 ученика)

– чтение стихотворения Никитина «Встреча зимы…»»

2.   Речевая разминка:

Прочитай с чувством радости, возмущения, гордости.

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

3. Сделайте предположение, о чём или о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О зиме, детских забавах, о стихах про  детей)

Тема урока Стихи русских поэтов. И.З. Суриков. “ Детство”.

Какие задачи мы поставим на сегодняшний урок?

4.Знакомство с биографией И. Сурикова

(Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8  лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 39  лет от тяжелой болезни в нищете)

Проговаривают стишок друг другу.

Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.

  • Учиться слушать
  • Развивать речь
  • Работать над выразительностью чтения
  • Учиться наблюдать

П – поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания;

Р – прогнозирование, формирование умения высказывать предположение;

К – умение строить речевое высказывание;

3. Работа с текстом. Первичное восприятие текста.

Чтение текста стихотворения (аудиозапись).

- На этом уроке мы познакомимся со стихотворением И.Сурикова «Детство» в аудиозаписи.

Внимательно послушайте стихотворение.

- Какие картины вы представили себе слушая стихотворение?

Слушают текст, следят по учебнику

Словесное иллюстрирование.

Л - формирование познавательных мотивов

П – извлечение необходимой информации из прослушанного текста,

Р – умение оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей;

К- умение оформлять мысли в устной форме

4. Словарная работа

Какие новые слова встретились вам в этой стихотворении, где можно найти объяснение этих слов?

Ветхий – дряхлый, старый.

Светец подставка для лучины или свечи.

Смежить – сомкнуть, закрыть.

Омрачать – делать грустным, печальным.

5.Физминутка                                  

4. Работа с текстом после чтения. Первичное закрепление.

 -Прочитайте стихотворение самостоятельно. Какое настроение вызвало у вас стихотворение?

- Прочитайте первое четверостишие. Почему автор использовал повтор слова ВОТ?

 

-- Прочитайте, почему мальчик упал.
- Как отнеслись к падению друзья - мальчишки? Прочитайте.  Что при этом он чувствовал?

-- А с вами происходили такие неприятности? И вы больше не катались с горы и долго держали обиду на друзей?
- ПЕРЕЗЯБНЕШЬ?
- Кого ещё мы видим в комнате? 
- Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ?
- Прочитайте, светло ли в доме?

- О чём мальчик просил свою бабушку?
- Почему – рассказать, а не прочитать?
- Какую же сказку рассказывала бабушка?
- Что значит  
сердце мрёт?
- Какое олицетворение и эпитет применил автор при описании ветра и зачем?
- Что бы показать душевное состояние мальчика, автор усиливает его описанием состояния  природы.

- Прочитайте, следующее четверостишие. Какие взаимоотношения между внуком и бабушкой?
- Как поэт пишет о речи старушки? Почему?

- Прочитайте весь сон мальчика. Кем видел себя он во сне? 
- Чем закончился сон? Прочитайте.  
- Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?            
- Кто делает детство счастливым?

Читают самостоятельно

Читает 1 ученик.

- Показал, как быстро катились санки, ведь гора крутая.

П – анализ объектов, построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации;

Л – умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

К- Умение строить речевое высказывание, взаимоконтроль и взаимопомощь, сохранение доброжелательного отношения друг к другу

5.Самостоятельная работа в группе.

Работа в группе: разделить на части, составить план

Составляют   план:
1. Катание с горы.
2. В избе.
3.Дивный сон.
4. Весёлые года.

П-Уметь  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

6.Включение в систему знаний и повторение: работа в паре

Тетрадь на печатной основе: с.8№2

Работают в паре

К- Уметь выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре

5. Рефлексия. Итог урока.

Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Что же самое главное для каждого человека? Выберите из окружающих вас слов слова отвечающие на наш вопрос. (слова прикреплены в разных местах класса: доброта, ложь, семья, счастье, родина, друзья, враг, страх, красота, смех, плачь, темнота, свет, родители, счастливое детство, внимание, забота, понимание.

Что на уроке понравилось?

С какими трудностями столкнулись?

Что захотелось сделать после урока?

Оцените каждый свою работу сегодня на уроке.

Радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного,  нежность.

- Самое главное – это семья, родина, друзья.    Внимание, забота, понимание.

Делятся впечатлениями об уроке, говорят, что понравилось, что было трудным. Оценивают свою работу.

П – выведение следствий деятельности;

Р –  осуществление познавательной и личностной рефлексии;

Л – способность объективно судить о причинах своих успехов, рефлексия своих действий;

К- умение строить речевое высказывание, оформлять свои мысли в устной форме.

6. Домашнее задание.

Выставление оценок за урок.

Выучить отрывок из стихотворения (первые 6 столбиков) наизусть.

Записывают домашнее задание в дневник.

Р- самостоятельно делать записи в дневнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...