Урок обучения грамоте "Буква Н"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Лаврентьева Елена Евгеньевна

Комбинированный урок письма - чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_bukva_nn_tehnologicheskaya_karta.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Литературное чтение (Обучение грамоте) /Русский язык (письмо)                

 Класс: 1      

Учитель: Лаврентьева Елена Евгеньевна

Тема: Согласные звуки[н][н'], буквы Нн

Цели урока:

Расширить знания обучающихся по теме «Звуки  и буквы русского языка»,  применять знания и умения в организации познавательной деятельности на уроке.

Задачи урока:

Развивать устную речь, фонематический слух,  внимание, формировать навыки самоконтроля, умение сравнивать действия с образцом, формировать навык  чтения, воспитывать эмоционально-положительное отношение  к учебному предмету.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • Формировать умение ставить учебную задачу, выбирать способы и искать  информацию для её решения,
  • Формировать умение применять полученные знания для решения практических задач;
  • Формировать умение сформулировать проблему и найти способ её решения; доказывать свои суждения;
  • Формировать умение различать понятия «звук» и «буква», умение обозначать буквой звук на письме,  читать звук, обозначенный буквой

Коммуникативные  УУД

— умение вступать в учебный  диалог и вести его, учитывая особенности общения;

Регулятивные УУД

 — умение целеполагания, планирования своих действий и корректировки плана. 

Личностные УУД

-  умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами  правилами

знаково-символические действия 

-  осуществлять моделирование и работать по модели. 

Планируемые  предметные результаты

ФОРМИРОВАТЬ

- умение выделять звук в слове, находить слова с заданным звуком;

- умение дифференцировать согласные звуки  по твёрдости – мягкости и звонкости-глухости;

– умение проводит фонетический анализ слов с помощью цветовых схем;

– умение различать звуки и буквы: использовать  букву как знак звука;

 умение писать строчную букву н,

-  Совершенствовать навык чтения,

Образовательные  ресурсы:

  • Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2013-2018. – 127с.: с ил.- (Школа России).
  • Илюхина В.А.  «Чудо-прописи»  В 4 ч. Ч 1 – М.: Просвещение, 2018. – 34 с. : с ил. – (Школа России).
  • Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
  • Электронное приложение к «Азбуке».

Этапы урока

Ход урока

Образовательные ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Личностные: действие самоопределения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Прозвенел у нас звонок.

Ты готов начать урок?
Сегодня у нас  гости и мы как радушные хозяева приветствуем гостей. Повернитесь. Поздоровайтесь. Подарите свою улыбку гостям. Теперь повернитесь и улыбнитесь ещё раз. Я рада вас видеть и готова начать урок. Пусть этот урок принесёт  нам радость открытий. Успехов вам!

Здороваются, приветствуют гостей

Актуализация знаний

1.Теоретическая  разминка.

блиц – опрос

На нашем слайде кроме обычной темы «ИЗУЧАЕМ БУКВЫ» появилась новая надпись. Прочтите, пожалуйста!

ОТКРЫВАЕМ ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕЧИ.

Как вы думаете, легко разгадывать тайны? Что для  этого нужно?

Верно, а ещё для того, чтобы разгадать тайны  русского языка, родной речи нужно знать, а что такое речь.

 

Спасибо! Нам очень пригодятся сегодня знания, которые мы приобрели на уроках обучения грамоте.
Терминологическую разминку проводит сегодня  учитель …

Спасибо. Мы повторили основные понятия.

А теперь посмотрите, пожалуйста,  на схему и расскажите о звуках русского языка более подробно.

Сколько гласных звуков в русском языке?

Какие звуки мы уже обозначили буквами и поселили в нашем домике букв?

Читают, рассуждают, определяют задачу урока

Ученица проводит блиц-опрос одноклассников

Возможные вопросы

Какая бывает речь?

Чем отличается устная и письменная речь

Из чего состоит речь?

Из чего состоят предложения?

На какие части можно разделить слова?

Как узнать, сколько в слове слогов?

Какой слог называется ударным?

Какие бывают звуки в русском языке?

Ученики с опорой на схему рассказывают о свойствах гласных и согласных  звуков.

А  О  У  И  Ы

Презентация

Формулированиетемы, планирование деятельности.

Регулятивные:  постановка и формулирование проблемы

Посмотрите на домик букв и предположите тему сегодняшнего урока.

Буква Н не нашла свой домик. Значит. Нужно ей помочь.

Сформулируйте  цель урока, используя слова:

  • познакомиться.....
  • учиться читать....
  • учиться писать...
  • разгадать тайны….

Презентация

Открытие нового знания

Познавательные :анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Вот и первая загадка, первая тайна сегодняшнего урока – где домик буквы «ЭН»?

Это, наверное, вновь будет гласный звук и букву нужно поселить в подъезд  к   гласным?

Нужно узнать, какой звук может  обозначать буква Н, как  он произносится…

Вот сколько тайн!

Сначала давайте послушаем и определим, какие звуки обозначает буква «ЭН»

А помогут нам наши имена. Прочтите их на прописях. Кто нашёл букву Н в своём имени?  Где спряталась буква – в начале, середине, конце? Называйте и указывайте место буквы.

В каких именах буква Н стоит первой?

Одинаково ли звучат  звуки в этих словах?

Что общего? В чём различие?

Фонетический анализ звука «Н» в слове Наташа.

Работа в парах.

Составление схемы слова Наташа.

Анализ слова  - работает пара  Определяют  - сколько слогов, какие слияния образуют слоги. У доски Наташа составляет схему и ставит ударение.

Аналогичная работа со словом Никита

Вывод:

Итак, разгадывая тайну буквы Н мы выяснили, что она может обозначать два звука - [н] и [н,] При произнесении звуков воздух встречает преграду, значит это звуки согласные.

Вот и первая тайна разгадана – буква одна, а может обозначать два разных звука.

Произнесите твёрдый звук. А теперь мягкий.

Очень хорошо.  А теперь ещё одна тайна!

Её нам принёс Незнайка.

Эти звуки обладают еще одним важным качеством. Возьмите ладошки и приложите их к ушам. Произнесите звуки. Что чувствуете?

-Попробуем произнести другие звуки [п],[ф], [с], [ш],[ т]

-Видите, как по-разному произносятся звуки русской речи. Еще раз произнесите звук [н]. Ладошки нам подсказывают, что это звонкий звук

Итак,  дайте полную характеристику звуков  [н] и [н,]

[н]   Согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначается буквой Н,

,]  Согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначается буквой Н.

Дети произносят и наблюдают за произношением 

НИКИТА   НАТАША

У доски – Ната

У доски Никита

Физминутка  «Мишка»

Рассказ о Незнайке

Дети рассказывают о своих ощущениях

- при произнесении звуков [н] и [н,] слышится голос

На доске схематичные вопросы-загадки

Карточки со звуковыми схемами для работы в парах и на доске.

Презентация

Учебник АЗБУКА, стр 41

Вопрос-провокация. Дети должны объяснить, что в односложных словах допускается не ставить ударение, так как единственный гласный является ударным.

Чудо – прописи В.А. Илюхина

Стр 24

Презентация

Презентация

Развитие умений – применение знания.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Работа с учебником 

Расскажите о букве Н,  используя схемы учебника.

Охарактеризуйте последние звуки в словах БАРАБАН

 КОНЬ.

В схеме слова  КОНЬ случайно забыли поставить ударение. Давайте поставим!

Чтение слогов, слов.

Чтение слогов по учебнику, затем с опорой на доску. Выделение слога, где Н обозначает мягкий звук.

Чтение подписи под картинкой.

Что записано?

Какие признаки помогли вам определить, что это предложение?

Спасибо! Первые тайны буквы Н разгаданы. Можно немного отдохнуть.

Закройте учебники. Встаньте,  пожалуйста.

Физминутку проводит  …

Знакомство с письменной буквой   н.  

Работа в тетради  «Чудо-прописи» стр24.

Пальчиковая гимнастика (слайд)

Подготовка к письму – положение тетради, посадка.

Анализ письменной строчной буквы н

Из каких элементов состоит строчная буква н?

В написании каких букв есть такие же элементы?

Образец на доске с комментированием.

-Ставим ручку на верхнюю линию рабочей строки, опускаемся по наклонной линии, поднимаемся по наклонной до середины,

выполняем «узелок», уходим вправо вверх и выписываем «секрет», по «секрету» — наклонная вниз, «качалочка», крючок до середины

Какое слово потеряло букву н?

Впишем потерявшуюся  букву и  проанализируем звуковую схему слова.

 Посадка при письме

Вписываем буквы.

Сколько букв Н  мы вписали?

Какие звуки они обозначают,  нам поможет узнать звуковая схема слова.

Проведёт фонетический анализ….

Произнесите слово по схеме. Сравните произнесение и написание.

Что мы заметили? Обозначьте жёлтым карандашом букву, обозначающую безударный гласный звук.

Письмо слогов

- Прочитайте слоги.  Прочитать слоги с твердой согласной.

Игра «Слоговой аукцион»

-Дополните до целого слова слоги на, но, ни, ны, ну

- Допишите слоги на строках, обратите внимание на соединение букв.

Физминутка

Буква Н обозначает согласный, звонкий звук. Звук может быть твердый и мягкий.

Согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначается буквой Н

Согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначается буквой Н

Предложение

Большая буква в начале и восклицательный знак в конце.

Дети пишут буквы в прописи

Учащиеся раскрашивают звуковую схему слова  в прописи

Ребята читают слоги в прописи, выполняют их письменно

Комментированное письмо.

ИТОГ Рефлексия

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Тайны  какой буквы мы сегодня разгадывали?

- Расскажите об этой букве.

- Буква Н довольна вашей работой. А вы?

- Что получилось? Над чем надо ещё поработать?

Как вы считаете, мы разгадали все тайны буквы Н?

Тогда до встречи на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....