Сказки
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Монгуш Азиана Арсеньевна

Сказки по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_kolobok.docx21.1 КБ
Файл skazka_zayushkina_izbushka.docx15.65 КБ
Файл skazka_repka.docx16.96 КБ
Файл skazka_teremok.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

Тема: Русская народная сказка «Колобок».

Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».

Задачи:

- учить правильно, произносить слова и предложения из сказки;

- развивать воображение, речь;

- расширять кругозор учащихся;

- воспитывать интерес к чтению сказок.

Ход  урока.

  1. Орг. момент

- Вот и прозвенел звонок

  Начинается урок.

  Очень  тихо вы садитесь,

  И работать не ленитесь.

- Сейчас у нас урок чтения.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой и даже попробуем себя в роли актёров.

-Но сначала скажите мне, какое у вас настроение сегодня? (хорошее)

-Давайте улыбнёмся друг другу.

- И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.

- А сейчас вспомним правила поведения на уроке.

- Как нужно сидеть за партой?

- Как отвечаем на уроке?

- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.

  1. Работа с календарём.

- Скажите, какое сейчас время года? (осень)

-Какие признаки осени вы знаете? (солнце светит мало, греет слабо, становится прохладно,небо серое, хмурое, часто идут дождиптицы улетают на юг, листья желтеют, краснеют и опадают)

А кто мне скажет какой сейчас месяц? (сентябрь)

- Да, сегодня 17 сентября. (повтори …)

- А какая погода сегодня, посмотрите в окно. (повтори …)

  1. Актуализация  знаний.

- Ребята, а вы любите сказки?

- А вам мамы читают сказки дома?

Вот сейчас я и проверю, каких героев сказок вы знаете. Я буду читать вам загадки про героев сказок, а вы их угадывать.

-загадки    (отгадки повторяем хором)

1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

(Емеля)

2. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит)

3.

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …

(царевна-лягушка)

4. Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? —...БУРАТИНО

5. Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.

(золотая рыбка)

6. Был он сделан из полена,
И в каморке с папой жил.
А вот нос его, наверно,
Самым длинным в мире был.
(Буратино)

- Молодцы, вы много знаете сказок и их героев.

- Сегодня  мы с вами вспомним ещё одну сказку, а вот какую угадайте.

загадка

-Хоть он был без рук и ног,
Но сбежать из дома смог.
Волк и заяц, и медведь
Не смогли за ним поспеть.
Но лисичка знает дело -
Быстро "Ам" его и съела

  1. Новый материал. (чтение сказки)

-Я сейчас расскажу вам сказку, но в сказке встретятся незнакомые вам слова:

«по амбару помети» - АМБАР – это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно помещение для хранения мешков с продуктами.

«по сусекам поскреби» - СУСЕК - это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно ящик для хранения муки.

- Итак, я вам расскажу сказку, а вы внимательно слушаете и потом мне скажите, кого встретил Колобок по дороге?

Чтение сказки, вывешивание картинок.

- Вам понравилась сказка?

- Кого встретил Колобок по дороге?

- Смог Колобок убежать от лисы? Почему? (она его съела)

- А как вы думаете, Колобок был послушным? (нет)

- Почему? (он сбежал от бабушки и дедушки)

Как вы думаете, что было бы, если бы Колобок не сбежал от них?

- Чему учит нас эта сказка?(быть послушными и всегда слушаться взрослых)

  1. Физминутка.

- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?

- А что делают в театре? (смотрят спектакли)

- А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?

- Давайте представим, что вы актёры и сейчас мы покажем спектакль.

- У меня есть теремок, в котором живут герои сказки «Колобок».

- Угадайте кто это?

(достаю героев, называем их, раздаю героев)

Инсценировка сказки.

- А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.

- Вам понравилось быть актёрами?

- У нас будут ещё уроки, на которых мы попробуем сыграть и другие роли героев сказок.

  1. Итог урока.

- Какую сказку мы сегодня с вами повторили?

- Кто главный герой этой сказки?

- Кого первого встретил Колобок по дороге? Кого потом? И т.д.

- Чему учит нас эта сказка?

- Сегодня вы все молодцы, хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы.

- Вам понравился урок?

- Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь такое настроение у вас останется до конца дня.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

СКАЗКА «ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА».

Цель: сформировать у детей наглядно-образное представление о целостном содержании (тексте) сказки и отдельных ее частях; упражнять учащихся в слушании и непроизвольном запоминании текста сказки, воспроизведении (пересказе и выборочном пересказе) и озаглавливании ее частей.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение ранее изученного.

- Какую роль играли рисунки у древних людей?

  1. Работа по учебнику.

- Посмотрите рисунки на развороте страниц. О чем они нам расскажут? Конечно, вы вспомнили сказку «Заюшкина избушка».

- Да вы правильно сказали, что у зайчика была лубяная избушка. (Лубяная избушка – то есть избушка, сделанная из лубков. Лубок – это кора липы). Видно, зайчик был хозяйственный и трудолюбивый.

- Какая цель была у лисы?

- Как она ее достигла?

- И что же случилось дальше? (Дети пересказывают сказку с опорой на иллюстрации).

  1. Физкультминутка.
  2. Инсценировка сказки.

Работа по группам. Каждая группа инсценирует один выбранный рисунок.

- Рассмотрите внимательно выбранный вами рисунок?

- Что нам нужно передать, разыгрывая сценку?

- Как это сделать? (Выражение лица, интонация голоса).

  1. Физкультминутка.
  2. Итог урока.

Понравился ли вам наш сегодняшний урок?

Какую сказку мы вспоминали сегодня на уроке?

- Что мы делали на уроке?



Предварительный просмотр:

Тема: «Кумулятивная сказка «Репка».

Цели:

Познакомить школьников с композиционными особенностями кумулятивной сказки (построенной по принципу накопляемости  персонажей или эпизодов), называя ее сказкой-цепочкой.

Развивать речь детей, память.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение», печатная тетрадь, маршрут  (лента), картинки растений, клубок ниток, маски к сказке «Теремок».

Ход урока:

1. Организация учащихся на урок.

                Начинается урок,

                Он пойдет ребятам впрок.

                Постарайтесь все понять,

                Сказки новые узнать,

                Но сначала почитать.

2. Речевая разминка.

- откройте тетрадь на странице 24, задание 1. Будем работать в парах.

Первую строчку читает один, вторую строчку сосед. Теперь поменяйтесь.

Хором прочитайте еще раз.

3. Актуализация знаний.

-Ребята, скажите, куда отправились Маша с Мишей?

-Кто помогает им идти в волшебный лес?

- Давайте посмотрим, какой путь уже преодолели Маша с Мишей с нашей помощью.(Открываю карту-маршрут).

- Невероятно, с огородов Бабы-яги исчезли растения, пропала даже пещера Эхо. Надо вернуть все на свои места. Для этого вы должны сказать, какое у каждого из растений любимое занятие и потешить его, кроме того мы должны вернуть на место пещеру Эхо. Чтобы ее вернуть, надо сказать ее секрет. (Ребята называют растение, ее любимое занятие, рассказывают  что оно любит и возвращают на огород).

- Ну вот, все в порядке, растения вернулись на огород, пещера снова на месте, а мы можем продолжить начатое путешествие.

4. Работа по теме:

        1) Чтение интриги стр. 35.

- Откройте учебник на стр. 36. Мы начинаем изучение новой главы. Прочитаем ее название: «На пути в волшебный лес».

        2) Объявление темы урока:

- Сегодня мы познакомимся еще с одним видом сказок:  Сказки-цепочки (запись на доске). Какую сказку предлагает вспомнить кот?

- Расскажите ее, передавая друг другу клубочек.

-Почему кот называет такую сказку цепочкой?

( Отдельные части текста нанизываются, словно бусинки. Они похожи друг на друга, меняются только звери, которых встречает на своем пути Колобок. Все остальное остается без изменений. Такие части текста можно сравнить со звеньями цепочки.)

        3. Чтение сказки «Репка» учителем.

-А теперь послушайте еще одну сказку-цепочку.

- Как она называется?

        4. Чтение вопроса Кота стр. 37

( Потому что она состоит из отдельных законченных  частей, звеньев. К первому звену присоединяется 2, ко 2 – третье и так далее )

        5. Чтение сказки «Репка» учащимися. Работа в группе.

-Прочитаем сказку по цепочке, пользуясь цветными полосками.

5. Динамический момент.

-  Ребята, давайте составим на доске сказку-цепочку «Репка». Внимательно посмотрите вокруг, найдите звенья сказки-цепочки «Репка» и расположите их по порядку.

( Репка + дедка + бабка + внучка +Жучка + Мурка + мышка )

6. Работа в печатной тетради:

- Откройте тетрадь, найдите задание №2 на стр. 24.

- Прочитайте задание.

- Назовите первую сказку. («Заячья избушка»). Давайте запишем название этой сказки, но сначала скажите, как мы должны начать писать?

-Почему?

-Назовите вторую сказку. («Лиса и волк»).  Запись.

-Назовите третью сказку. ( «Теремок»). Запись.

-Какие из этих сказок сказки-цепочки? Почему?

7. Пересказ сказки «Теремок».

- Ребята, давайте попробуем рассказать сказку «Теремок», используя маски. (Мышка, Лягушка, Ежик, Заяц, Лиса, Медведь)

- Скажите. Как называют такую сказку?

- Почему вы так решили?

( Потому что повторяются события, меняются только звери.)

8. Итог урока:

- О чем новом узнали Маша с Мишей?

-Если вам было интересно на уроке, вы получили новые знания, прикрепите на доску солнышко, а если было скучно и неинтересно – тучку.

- Молодцы!  Вы сегодня активно работали на уроке, старались узнать новое, поэтому посмотрите, сколько на доске солнышек. Они  осветили наш класс и радуются вашим успехам.


Предварительный просмотр: