Рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс)

Рудько Галина Григорьевна

Литературное чтение 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_v_literaturnoe_chtenie.docx94.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31

с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля»

                                                                                                 

Рабочая программа

по  предмету

«Литературное чтение»

3 «В» класс

                                                                                             Составитель рабочей программы:

                                                                                     Рудько Галина Григорьевна,

                                                                                   учитель начальных классов.

 

г. Нижневартовск, 2019 г.


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века» в 3 классе МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля».

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, предмет «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.        Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2.        Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3.        Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

4.        Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе авторской программы  Л.А.Ефросининой, утвержденной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Планирование обеспечивает выполнение программы по ФГОС второго поколения.

Базисный   учебный   план включает 4 часа  по  литературному чтению и литературному чтению на родном (русском языке). В первом полугодии 4 часа литературного чтения, во втором полугодии 3 часа литературного чтения и 0.5 часов литературного чтения на родном (русском) языке.  Программа рассчитана на 119 часов (119 часов литературное чтение, 17 часов-литературное чтение на родном (русском) языке.

 

Сроки реализации программы: 2019 - 2020 учебный год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

Личностные, метапредметные  и  предметные  результаты освоения учебного предмета.

            Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значи-мости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потреб-ности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с куль-турно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литера-турного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

        Метапредметными результатами обучения в начальной  школе является: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умение высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

        Предметными результатами обучения в начальной  школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами по-нимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Основные требования к знаниям и умениям   к концу обучения в 3 классе

Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 85 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;

- работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

-отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

- пользоваться справочной литературой;

- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также  литературных произведений писателей-классиков;

- знать наизусть не менее        10 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 4 – 6 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 8 пословиц, 1 - 2  крылатых выражения, понимать их смысли объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

Уметь:

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА"ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"  

Основные разделы:

Устное народное творчество

Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»).

Басни: Эзоп. «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».

Произведения А.С. Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А.Н. Майков. «Осень»; АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин. «Русь», «Утро»; И.З. Суриков. «Детство»; С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.Н. Толстого: «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», «Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова: «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова: Рассказы «Степь», «Ванька»; Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения А.И. Куприна: «Барбос и Жулька».

Произведения С.А. Есенина: «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».

Произведения К.Г. Паустовского: «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака: «Урок родного языка», «Ландыш»; В. Субботин. «С Маршаком».

Рассказы Л. Пантелеева: «Честное слово», «Камилл и учитель».

Произведения А.П. Гайдара: «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»; К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения М.М. Пришвина: «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей: III. Перро. «Подарки феи»; Ц. Топелиус. «Солнечный Луч и ноябре»; Дж. Лондон. «Волк»; Э. Сетон-Томпсон. «Чинк» (в сокращении).

Примерная тематика: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношениях друг к другу, о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-эстетических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Народная сказка: идея победы добра над злом, правды над кривдой; реальность и нереальность событий; герои положительные и отрицательные.

Особенности народной сказки: замедленность действия за счёт повторов; включение побасенок и прибауток; наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты; особые концовки.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой; герои сказки, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: тема, смысл, герои, их поступки, мотивы поступков, структура рассказа: вступление, развитие действия, концовка рассказа; изобразительные средства: эпитеты, сравнения, устойчивые выражения, олицетворения.

Рассказы художественные, научно-художественные, научно-познавательные, очерки.

Рассказы-описания: художественные и научно-художественные.

Повествовательные рассказы (автор, рассказчик, рассказчик-автор, рассказчик-герой). Рассказы с включением диалога.

Басни: прозаические и стихотворные; структура басни (вступление, развитие действия, мораль; развитие действия — мораль; мораль — развитие действия), художественные особенности басни: иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор.

Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

  • литература, фольклор, литературное произведение, жанр, сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, быль;
  • присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
  • герой (персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок, отношение автора;
  • стихотворение, рифма, строка, строфа;
  • средства выразительности: тон, логические ударения, пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Изучение произведений одного и того же жанра и произведений одного и того же автора, особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев). Сравнение персонажей разных произведений, анализ их поступков, характеристика персонажей; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Работа с текстом:

  • осознание последовательности и смысла событий;
  • вычленение главной мысли текста;
  • знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка;
  • деление текста на части и их озаглавливание;
  • составление плана под руководством учителя;
  • пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану и самостоятельно;
  • самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Работа с книгой:

• самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

• отбор и самостоятельное чтение книг по теме и жанру, авторской принадлежности;

• знание элементов книги: форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Периодика (газеты и журналы для детей).

Творческая деятельность школьников. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии) загадок, небылиц, забавных историй с героями изученных произведений. Творческая работа по сопоставлению литературных произведений с аналогичными произведениями изобразительного искусства, музыки.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорогами сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конпредметов, утренников, уроков-отчётов.

Региональный компонент.

«Литературное чтение»

Региональный компонент

М-1 « УНТ»

Загадки, поговорки народов ханты, сказки «Мальчик корешок», «Зайчишка».

М-3. Стихи русских поэтов о  Родине и Югре.

«Свиристели» А. Тарханов «Тайга», М. Шульгин. «Маленький каюр» А.Тарханов.

 М-5 « Сказки зарубежных писателей».

Сказки: «Три мудрых слова», «Белый гусь».        

М-6   Стихи русских поэтов И. Никитин, И. Суриков, С. Дрожжин, С.А. Есенин.

Стихотворение «Здравствуй, край мансийский милый» Ю. Шесталова

М-8 «Читаем о детях и для детей» (произведения С.Я.Маршака, Л.Пантелеева, А.П.Гайдара).

Сказка: «Три сына».

М-9 «О братьях наших меньших» (произведения М.М.Пришвина, ДЖ.Лондона, Э.Сетон-Томпсона).

Рассказы о животных народов ханты-манси  «волк», «сорока», Е.Айпин «Журавли», Г.Слинкина «Мышонок и медведь»

Предмет «Литературное чтение» изучается совместно с учебным предметом «Язык и литература коренных народов Севера».  

В системе общего образования учебный предмет «Язык и литература коренных народов Севера» рассматривается как основная форма возрождения и сохранения исчезающих языков и передачи от поколения к поколению накопленных народом духовных и эстетических ценностей, культурных традиций. В соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования знакомство с родным  языком  коренных народов Севера должно быть направлено на формирование предметных и универсальных учебных действий с учетом специфики учебного предмета.

ГРАФ-СХЕМА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 КЛАСС,

АВТОР Л.А. ЕФРОСИНИНА, 119 Ч.

модуля

Кол. часов

модуля

Название модуля

Этапы/количество часов

У-М

С-П

К-С

А-П

С-О

К-Р

№1

18

УНТ.

1

6

1

4

5

1

№2

9

Произведения

А.С. Пушкина

1

4

1

1

1

1

№3

10

  Русские поэт ы и писатели  о Родине  .  

1

3

1

2

2

1

№4

16

Произведения

 Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

1

1

1

4

7

2

№5

11

Сказки зарубежных писателей.

1

3

1

2

2

2

№6

9

Стихи русских поэтов И. Никитин, И. Суриков, С. Дрожжин,

 С.А. Есенин.

1

2

1

2

2

1

№7

6

Произведения

 Д.М. Мамина-Сибиряка,

 А.И. Куприна,

 К.Г. Паустовского.

1

1

1

1

1

1

№8

19

Читаем о детях и для детей (произведения С.Я. Маршака,

 Л. Пантелеева,

 А.П. Гайдара).

1

8

2

4

2

2

№9

21

О братьях наших меньших.

1

4

1

5

6

4

Итого

119

 

Календарно - тематическое планирование

 

Модуль: № 1

Тема: Устное народное творчество.

Кол-во часов: 18

Цель: развивать выразительность чтения и речи; формировать способность к полноценному восприятию литературного текста, навык орфоэпически правильного чтения; воспитание культуры общения через произведения УНТ.

Предметные ЗУН:

Знать:  понятия «УНТ», «загадка», «скороговорка», «потешка», «пословица», «сказка»,  «басня», «мораль», «олицетворение», «былина», «былинный герой».

Уметь: сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, определять от какого лица ведется повествование, словесно рисовать прочитанное. Называть произведения и выделять их особенности; определять тему и жанр произведения,  сравнивать сказки (былины, басни) разных народов; самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация; работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией  правильно называть басни, былины из круга детского чтения.

Метапредметные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться; самостоятельно организовывать свое рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п/п

 дата

Кол-во часов

Тема .

Виды деятельности

№1

У – М

1

Что такое фольклор? Загадка-сказка.

В. Даль. «Старик-годовик». Загадки народов ханты.

Актуализация опорных знаний. Понятие о загадке.  Виды загадок. Выразительное чтение загадок .

с/оц участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№2  

С – П

1

Пословицы.

Какие бывают

пословицы. Пословицы народов ханты.

Пословица, темы пословиц. Особенности  построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц»

в/оц умения подбирать пословицы по темам.

№3  

С – П

1

Русская народная сказка «Самое дорогое».

Выделение языковых средств художественной выразительность

с/оц умения  давать хар-ку главному герою, выделять элементы сказки

№4  

С-П

1

Хантыйская сказка «Зайчишка».  

Чукотская сказка «Девушка и месяц».

Присказка, зачин,концовка.

пересказывать от лица одного из героев

№5  

С – П

1

Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую».

Выявление характера героев,  поступков и их мотивов. Организация работы в паре. Литературный диктант.

в/оц умения  давать хар-ку главному герою, выделять элементы сказки, чтение по ролям.

№6  

С – П

1

Русская народная сказка «Дочь-семилетка». Хантыйская сказка «Мальчик корешок».

 Выделение особенностей сказок с загадками.  Сравнение героев.  Деление сказки на части, выразительное чтение по частям, пересказ.

в/оц умения делить текст на части, выразительно читать, пересказывать.

№7    

С – П

1

Волшебные

сказки. «Царевич Нехитёр - Немудёр»

Выделение особенностей волшебных сказок.

Сод/оц учителем умения рассказывать сказку, присказку.

№8  

К – С

1

О присказках.  Проверка техники чтения.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Сод/оц учителем умения осмысленного чтения

 №9    

А – П

1

Скороговорки.

Повторение:

малые жанры

фольклора.

Понятие о скороговорке. Особенности их построения и чтения.  Конпредмет «Скороговорщик класса». «Проверь себя»раб.тетр.стр.25-27

в/оц умения читать скороговорки.

№10

А – П

1

Былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Добрыня и Змей».  

Работа по содержанию былины, словесное рисование прочитанного, выразительное чтение.

в/оц умения давать оценочные суждения героям, выразительно читать.

№11

А – П

1

Былина «Илья Муромец и Соловей -разбойник».

Ответы на вопросы  по произведению

с/оц умения давать четкий и правильный ответ на вопрос

№12 А-П

1

Первый бой Ильи Муромца.

Краткий пересказ былины., словесное рисование прочитанного, краткий пересказ, с/оц умения краткого пересказа

№13    С-О

1

Былина «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич». Ответы на вопросы.

Осмысленное , выразительное чтение, ответы на вопросы, в/оц  давать хар-ку главному герою, выразит. читать.

№14

С- О

1

Былина «Вольга и Микула».

Осмысленно, выразительное чтение, ответы на вопросы, в/оц умения читать выразит сравнивать былины.

№15  С-О

1

Проверьте себя по теме «Былины».

Сравнение былин. Тест в рабочей тетради.

сравнивать былины

№16  С-О

1

Басни. Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград».

Работа над понятиями басня и мораль. Сравнение басен Эзопа и Крылова.  Выраз. чтение басен.

в/оц умения давать оценочные суждения героям, сравнивать, выраз. Читать, учить по выбору.

№17

С-О

1

И.А. Крылов.

«Ворона и Лисица».  Эзоп «Ворон и Лисица»

Работа над понятиями басня и мораль. Ответы на вопросы. Объяснение смысла непонятных слов. Выраз.  чтение басни наизусть , литературный диктант, в/оц умения читать наизусть .

№18 К-Р

1

Урок-обобщение

по разделу УНТ.

Проект «Книга народных мудростей».

Тест по УНТ в рабочей тетради стр.25,36,45. Мини – проект (коллективный)

Сод/оц учителем

Модуль:№ 2

Тема: Произведения А.С. Пушкина.

Кол-во часов: 9

Цель: обогащение читательского опыта, культуры общения посредством накопления литературных впечатлений; разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,  практическое обеспечение элементарных литературных понятий; совершенствование у детей навыка чтения; воспитывать любовь к литературным произведениям А.С.Пушкина.

Предметные ЗУН:

Знать:  литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, поэма,  стихотворная строка, рифма, ритм.

Уметь:  выразительно, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог;  находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения); ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста; находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи.

Метапредметные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п/п

дата

Кол-во часов

Тема

 Виды деятельности

№19  

У – М

 

1

Отрывки из поэмы «Руслан и Людмила», «У лукоморья

дуб зелёный...», «Бой Руслана с головой»

Актуализация опорных знаний. Работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном  чтении:  определение задачи чтения, наблюдения за употреблением  знаков препинания,    выбор   тона и темпа чтения. Самооценка имеющихся знаний участия в учебном диалоге,  выполнении заданий и умения готовить свое рабочее место.

№20   С – П

1

«Сказка о царе Салтане…»  

Ответы на вопросы.  Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение.

в/оц умения читать выразительно наизусть.

№21      С-П

1

«Сказка о царе Салтане…»  

№22   С – П

1

«Сказка о царе Салтане…». Сравнение сказки с русской  народной сказкой  «Царевич

Нехитёр-Немудёр»

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, озаглавливание частей с/оц умения озаглавливать части

№23  С-П

1

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  

хар-ка главного героя с/оц умения давать хар-ку главному герою.

№24      К-С

1

  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  

 Сравнение  текстов: схожесть сюжетов, героев, чудес  и   превращений.   Наблюдение  за изменением   описания состояния    моря, движения кораблика и изменением настроения автора. в/оц умения сравнивать.

№25  А-П

1

К. Г. Паустовский. «Сказки Пушкина», Э.Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны»

   Навык чтения и работы с литературной статьей..

С/оц умения  осознанно  читать

№26   С-О

1

«Вот север, тучи

нагоняя...». «Зимний вечер». Выразительное чтение.

Выделение в стихотворении: автор, жанр, тема, заглавие,  наблюдение за построением строф и рифмой. Упражнение в выразительном чтении.  

в/оц умения читать выразительно наизусть.

№27    К-Р

1

«Няне». Тест «Проверьте себя»

Тон и темп стихотворения.

Отношение поэта к няне. «Проверь себя» в раб. тетради. (стр. 62, учебник стр.121)

Сод/оц учителем

Модуль: № 3

Тема:   Русские поэт ы и писатели  о Родине .

Кол-во часов: 10

Цель: обогащение читательского опыта, культуры общения посредством накопления литературных впечатлений; разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,  практическое обеспечение элементарных литературных понятий; совершенствование у детей навыка чтения; воспитывать из литературного произведения любовь к Родине.

Предметные ЗУН:

Знать: имена, отчества и фамилии поэтов; тематику произведения; литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм, эпитет, сравнение, олицетворение, лирический герой сказочный и  реальный.

Уметь:  выразительно, сознательно, правильно и бегло читать; вести диалог, находить слова, выражающие чувства и мысли поэта; понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта); самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения, читать стихотворение (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); давать оценку своему чтению.

Метапредметные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п/п

дата

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

№28   У-М

1

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени

первоначальной...». Стихотворение «Здравствуй, край мансийский милый» Ю. Шесталова.

Актуализация знаний по теме. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении.

Самооценка  доли участия в беседе, выразительном чтении наизусть.

№29    С – П

1

 И.С. Тургенев «Лес и степь».   «Тайга» М.Шульгин.

Постановка проблем вопроса. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении.  

в/оц умения выраз. читать

№30  С-П

1

А. Майков  «Осень».    «Свиристели» А.Тарханов.

Конпредмет чтецов Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении.  

Сод/оц выраз. Чтения наизусть.

№31  С-П

1

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

Сравнение  стихотворений А. Фета, выделение эпитетов, сравнений.   Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов. Заучивание одного из стихотворений наизусть

с/оц умения сравнивать, читать выразительно.

№32  К-С

1

Дополнительное чтение. И.А.Бунин «Листопад».

Определение темы чтения, содержание стихотворения (раб.тетр.стр.71).Упражнение в выразительном чтении. «Проверь себя» ( раб. тетр. стр.72-74)

с/оц умения четко и правильно отвечать на вопросы, выразительно читать.

№33    А-П

1

Н. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок). «Мужичок с ноготок» (отрывок).  «Маленький каюр»А.Тарханов.

Чтение  и  сравнение двух отрывков.

Выделение эпитетов. Упражнение в выразительном чтение   наизусть  одного  отрывка. Проверка начитанности и читательских умений.

Сод/оц учителем умения сравнивать, читать выразительно наизусть.

№34   А-П

1

Некрасов «Зеленый шум»

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

Выделение эпитетов. Упражнение в выразительном чтение   наизусть  одного  отрывка. Сод/оц учителем умения сравнивать, читать выразительно наизусть.

№35    С-О

1

Н. Некрасов  «Саша» , «Славная осень...».    

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Выразительное чтение стихотворения наизусть.

в/оц умения анализировать, выразит. читать наизусть.

№36   С – О

1

 Тургенев «Воробей». «Деревня»

Создание словесного образа Мороза-воеводы.  Сравнение описаний героев стихотворений (сказочный герой и герой реальный), их чувств, поведения. Выразительное чтение стихотворения.

в/оц умения читать выразительно наизусть, сравнивать.

№37    К-Р

1

К.И.Чуковский

«О стихах Н.А. Некрасова».

Выполнение заданий в учебнике и тетради. Раб. тетр. стр.98-100 «Проверьте себя» учебник стр.160-161

Сод/оц учителем

Модуль: № 4

Тема: Произведения Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Кол-во часов: 16

Цель: обучение практическим умениям преобразовывать текст, определять главное и второстепенное, находить опорные слова, выделять смысловые части, составлять план; развивать выразительность чтения и речи; формировать способность к полноценному восприятию литературного текста; воспитывать любовь к природе, умение сопереживать ,видеть прекрасное через произведения Л.Н.Толстого , А.П.Чехова.

 Предметные ЗУН:

Знать: жанры произведений: литературная сказка, басня, художественный рассказ, научно-познавательный рассказ, былина, очерк. Понятия « сюжет», « герой»; произведения Л. Н. Толстого разных жанров, произведения А. П. Чехова (в рамках программы); имя, отчество и фамилию писателей.

Уметь: различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы; работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания); называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания; понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль; делить текст на композиционные части; участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение; рассказывать и пересказывать по готовому плану; уметь представлять прочитанную книгу; работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование; находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа, понимать главную мысль, объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль); участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному; передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности; читать выразительно подготовленное произведение или эпизод; пользоваться предисловием и послесловием в книгах.

Метапредметные умения: самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими.

Личностные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п/п

дата

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

№38  

У – М  

1

Л. Н. Толстой Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк».

Актуализация опорных знаний Сравнение жанров произведений и выделение особенностей.  Чтение басни по ролям.  

№39  

С – П  

1

Научно - познава-

тельные и художественные рассказы. Л. Н. Толстой

«Лебеди», «Зайцы».

Выделение фактов из рассказа «Зайцы», «Лебеди» и их описание. Упражнение в выразительном  чтении   рассказов.  в/оц умения анализировать, сравнивать, работа в паре.

№40  К-С

1

Л. Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы». Осмысленное чтение

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, выделение описания отдельных эпизодов, определение отношения автора

№41  А-П

1

Л. Н. Толстой. «Прыжок». Деление текста на части.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, деление текста на части. Навык чтения молча.

в/оц умения делить текст на части, пересказывать.

№42   А-П

1

«Как Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»  

 №43   А-П

1

Л. Н. Толстой. Былина «Как боролся русский богатырь».

Ответы на вопросы.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, сравнение с народной былиной.

в/оц умения сравнивать   былины .

№44   А-П

1

Тест по произведениям Л.Н. Толстого.

Осмысленное  ответы на вопросы

сод/ оц учителем ЗУН по теме

№45    С-О

1

А. П. Чехов «Степь» (отрывок из повести). Выделение олицетворений.

Выделение олицетворений. Словесное описание луны, грозы, ветра, дождя.  Чтение наизусть отрывка.

с/оц умения   читать прозу наизусть.

 №46   С-О

1

А. П. Чехов «Ванька».Деление на части.

Аналитическое чтение, выделение    эпизодов    описаний героя, его жизни. Выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка.

с/оц умения анализировать, обобщать, высказывать свое мнение.

№47  С-О

1

А. П. Чехов «Ванька». Аналитическое чтение.

№48  С-О

1

А. П. Чехов «Ванька». Краткий пересказ по плану.

Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения.

в/оц умения пересказывать, выделять главное.

№49  С-О

1

Самостоятельное чтение. А.П.Чехов «Белолобый»

Краткий пересказ.

в/оц умения пересказывать, выделять главное.

№ 50  С-О

1

Литературное слушание. А.П. Чехов «Каштанка»

№51  С-О

1

Н.С. Шер.

«О рассказах

А. П. Чехова».

Осмысленные ответы на вопросы

с/оц работы

№52  К-Р

1

Проверьте себя.

Тест по произведениям А.П.Чехова.

Выполнение самостоятельной работы.

сод/оц учителем

№53  К- Р

1

Библиотечный урок.

Л.Н.Андреев «Кусака»

Участие в групповой работе в/ оц участия в групповой работе

Модуль:№ 5

Тема: Сказки зарубежных писателей.

Кол-во часов: 11

Цель: обучение практическим умениям преобразовывать текст, определять главное и второстепенное, находить опорные слова, выделять смысловые части, составлять план; развивать выразительность чтения и речи; формировать способность к полноценному восприятию литературного текста; воспитывать культуру общения через сказки зарубежных писателей.

Предметные ЗУН:

Знать: имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).

Уметь: выявлять смысловой и эмоциональный подтекст произведения; сознательно, правильно, бегло, выразительно читать, давать хар-ку героям, делить текст на части, озаглавливать части произведения, составлять план текста,  различать сказки народные и литературные, определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к ним, передавать сюжет сказки,  читать по ролям, сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей.

Метапредметные умения: самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 

№ п/п

дата

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

№54  У– М

1

Ш. Перро  «Подарки Феи».

Актуализация опорных знаний.

Самооценка имеющихся знаний

№55   С – П  

1

Хантыйская сказка «Три мудрых слова».

Характеристика героев (выборочное чтение).  с/оц умения работать с текстом.

№56   С-П

1

Ц. Топелиус «Солне

чный луч в ноябре».

Выявление особенностей

сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка.

№57  С-П

1

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».  

 Деление текста на части составление плана.

Сравнение сказок Ц. Топелиуса

в/оц умения озаглавливать части и сравнивать сказки.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы. Сравнение сказок Ц. Топелиуса

в/оц умения ориентироваться в тексте, сравнивать.

№58  К-С

1

 Ц. Топелиус «Зимняя сказка». 

№59   А-П

1

Хантыйская сказка «Белый гусь».

Осмысленное чтение, ответы на вопросы.

в/оц умения ориентироваться в тексте, сравнивать

№60  А-П

1

 X. -К. Андерсен

«Снеговик».

Выявление особенностей

сказок. Выразительное чтение по ролям отрывка. в/оц умения сравнивать, читать по ролям.

№61   С-О  

1

Братья Гримм

«Умная дочь

крестьянская».

Выявление особенностей сказок.

в/оц умения сравнивать, читать по ролям.

№62   С-О 

1

Урок-утренник

«В мире сказок».

Литературная игра «Назови сказку»,   парад  сказочных   героев, инсценирование эпизодов сказок.  сод/оц учителем работы в группе.

№63      К-р

1

Литературный диктант по произведениям зарубежных писателей.

Литературный диктант

сод/оц учителем ЗУН по теме

№ 64   К- Р

1

Проверка техники чтения.

сод/оц учителем чтения

Модуль:№ 6

Тема: Стихи русских поэтов: И. Никитин, И. Суриков, С. Дрожжин, С.А. Есенин.

Кол-во часов: 9

Цель: обогащение читательского опыта, культуры общения посредством накопления литературных впечатлений; разнообразных по эмоциональной окраске, тематике,  практическое обеспечение элементарных литературных понятий; развитие образного мышления, речи и эстетических чувств через красоту и поэтичность русского слова; воспитывать из литературного произведения любовь к своему краю, природе, Родине.

Предметные ЗУН:

Знать: имена русских поэтов и их произведения; тематику произведения; литературоведческие понятия: стих, стихотворная строка, рифма, ритм, эпитет, сравнение, олицетворение;

Уметь:  определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора); находить языковые средства художественной выразительности; передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение;  самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения, читать стихотворение; (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности); давать оценку своему чтению;

Метапредметные умения: самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п/п

Этапы

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

№65  

У – М

1

И. Никитин «Русь»          

Актуализация опорных знаний. Определение темы. Упражнения  в выразительном чтении.

№66    С-П

1

И. Никитин «Утро».  

Выявление главной мысли и содержания стихотворения. Описание картин природы (пейзаж), выделение эпитетов и олицетворений.  

№67    С-П

1

И. Суриков «Детство».  

Выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение.

№68   К-С

1

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день».  

Сравнение тем стихотворений.    в/оц умения сравнивать, читать выразительно наизусть .  

№69   А-П

1

Есенин. Стихи о Родине  

«Я покинул

родимый дом...».

Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.  Выразительное чтение одного из отрывков.  с/оц умения работать с содержанием, выразит. читать.

№70   А-П

1

С. Есенин. Стихи о природе «Нивы сжаты, рощи голы...».

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.   Заучивание наизусть.

с/оц умения анализировать, читать выразительно наизусть.

 №71    С-О

1

С. Есенин «Берёза».  

 Стихи о берёзе (отрывки).

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.  , читать выразительно наизусть.

№72    С-О

1

С. Есенин «Бабушкины сказки».  

 Работа над содержанием стихотворения. Сравнение стихотворений в паре И.З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня...» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки».

в/оц умения сравнивать, делать вывод, читать выразительно.

№73    К-Р

1

Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов».

Оформить страничку «Мой любимый поэт» для книжки – самоделки «Родные поэты»  сод/оц учителем сам. работы.

Модуль: № 7

Тема: Произведения Д.М. Мамин – Сибиряк, А.И. Куприна, К.Г. Паустовского.

Кол-во часов: 6

Цель: обучение практическим умениям преобразовывать текст, определять главное и второстепенное, находить опорные слова, выделять смысловые части, составлять план; развивать выразительность чтения и речи; формировать способность к полноценному восприятию литературного текста; воспитывать из литературного произведения любовь к природе, культуру общения, умения сопереживать.

Предметные ЗУН:

Знать: Жанры произведений: сказка, рассказ о животных, юмористический рассказ, рассказ-описание, рассказ-повествование, сюжет, герой, сравнение, персонаж. Фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. произведения А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы), произведения К. Г. Паустовского разных жанров (в рамках программы)

Уметь: выразительно, красиво, правильно и быстро читать;  читать по ролям, составлять план текста, определять от какого лица ведется повествование, работать с сюжетом и планом, пересказывать по плану подробно и кратко; рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи; самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль); различать рассказ-повествование, рассказ-описание, юмористический рассказ; работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания); выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках; различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);

Метапредметные умения: самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п/п

Этап

Кол-во часов

Дата

 Тема

Виды деятельности

№ 74      С-П

1

Рассказы о животных. А.И.  Куприн «Барбос и Жулька».

Аналитическое чтение, ответы на вопросы, деление текста на части, озаглавливание, характеристика героев.

№ 75   С-П

1

Рассказы о животных. А. И. Куприн «Барбос и Жулька».  

Осмысленное чтение, высказывание собственного мнения о произведении. Работа над образами героев. Работа с планом. Краткий пересказ.

№ 76 С-П

1

Произведения о животных. А.И. Куприн «Собачье счастье».

Чтение. Выявление главной мысли, деление текста на смысловые части, составление плана

№ 77

А-П

1

Рассказы о животных. К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

Работа над сюжетом (развитие событий). Образ кота ((внешний вид, поступки).

№ 78

А-П

1

Рассказы о животных. К. Г. Паустовский. «Кот-ворюга».

Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь»

№ 79 К-Р

1

Произведения К. Г. Паустовского и А.И.Куприна. Тест  

Обобщение по разделу.

Модуль: № 8

Тема: Читаем о детях и для детей (произведения С.А Маршака, Л. Пантелеева, А.П. Гайдара)

Кол-во часов: 19

Цель: обучение практическим умениям преобразовывать текст, определять главное и второстепенное, находить опорные слова, выделять смысловые части, составлять план; развивать выразительность чтения и речи; формировать способность к полноценному восприятию литературного текста; воспитывать культуру общения через произведения о детях и для детей.

Предметные ЗУН:

Знать:  рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); произведения А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения, произведения С.Я. Маршака, понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, исторический рассказ, юмористический рассказ.

Уметь: понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

 выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам); давать оценку своему чтению, различать исторические и фантастические рассказы;

 выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

 рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения; определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения; читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно; составлять отзыв о прочитанном, работать с сюжетом и планом.

Метапредметные умения: самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№  п\п

Этап

дата

Кол-во часов

Тема

 

Виды деятельности

№80

У-М

1

С. Маршак. «Урок родного языка».

  Работа над содержанием стихотворения, выделение эпитетов и сравнений. Заучивание стихотворения наизусть . 

№81

С – П

1

С.Маршак «Ландыш»,

В.Субботин «С Маршаком».

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Упражнение в выразительном чтении, определение отношение автора. в/оц умения читать выраз. стихи

№82

С – П

1

  С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Кошкин дом».

 . Хар-ка героев. Выразительное чтение,

инсценирование. в/оц умения работать в группе по инсценировке.

№83 С-П

1

Л. Пантелеев

«Честное слово».  

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, определение темы, деление текста на части, составление плана. Навык чтения молча.

с/оц умения делить текст на части, ориентироваться в тексте.

№84

С-П

1

Л. Пантелеев

«Честное слово».

№85

С-П

1

Л. Пантелеев

«Честное слово».  

   Работа над образами героев.  Работа с планом, пересказ. с/оц умения ориентироваться в тексте, пересказывать.

№86  С-П

1

Л. Пантелеев

«Камилл и учитель».  

  Чтение, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. с/оц умения делить текст на части, ориентироваться в тексте.

№87  С-П

1

Л. Пантелеев

 «Камилл и учитель».  

  Работа над образами героев.    Работа с планом, пересказ. с/оц умения ориентироваться в тексте, пересказывать.

№88   С-П

1

Л. Пантелеев

 «Камилл и учитель».

Сравнение рассказов «Честное слово» и «Камилл и учитель» в/оц умения сравнивать.

№89  К-С

1

  Л. Пантелеев «Новенькая».

  выявление главной мысли, деление на смысловые части, составл плана. в/оц умения работать в группе

№90 К-С

1

Литературный диктант по произведениям Л. Пантелеева.

Осмысленное  ответы на вопросы с/оц работы

№91  А-П

1

А. Гайдар «Горячий камень».  

  определение темы, деление текста на части, составление плана. с/оц умения делить текст на части, ориен-ся в тексте.

№92  А-П

1

А. Гайдар «Горячий камень»

  высказывание собственного мнения о произведении. Работа над образами героев.    Сравнение  героев рассказа.  

в/оц умения ориентир.  в тексте, пересказывать.

№93  А-П

1

А. Гайдар

Повесть «Тимур

и его команда»

(отдельные главы).

  определение темы, деление текста на части,  составление плана.

с/оц умения делить текст на части,  читать по ролям.

№94  А-П

1

А. Гайдар

Повесть «Тимур и его команда» (отдельные главы).

  высказывание собственного мнения о произведении. Работа над образами героев.   Рассказ о дружбе ребят (по выбору).

в/оц умения ориентир. в тексте, пересказывать.

№95  С- О

1

 С. В. Михалков.

«Аркадий Гайдар»; К. Г. Паустовский. «Об А. П. Гайдаре».

Выявление главной мысли и содержания стихотворения.  Выразительное чтение наизусть.

в/оц умения читать выраз. наизусть

№96  С-О

1

Хантыйская сказка «Три сына».

Выполнение заданий в учебнике и в тетради

с/оц работы

№97    К-Р

1

«Читаем о детях и для детей».

Сопоставление произведений о детях.

сод/оц учителем

№98  К-Р

1

Библиотечный  час.

Сопоставление произведений о детях

сод/оц учителем

Модуль: № 9

Тема: О братьях наших меньших.

Кол-во часов: 21

Цель:  развивать выразительность чтения и речи; воспитывать из литературного произведения любовь к природе и животным; совершенствовать у детей навык чтения.

Предметные ЗУН:

Знать: произведения М. Пришвина разных жанров; произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди). Понятия: рассказчик, сюжет, герой рассказа, сравнение, эпитет.

Уметь: различать художественные и научно-познавательные рассказы; находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний; определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;  называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения, сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей, работать с текстом произведения (делить на смысловые части, выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план), правильно, бегло и осознанно читать текст, самостоятельно выбирать книгу по заданной теме, уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного), писать отзыв о прочитанной книге.

Метапредметные умения: самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной, монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Личностные умения: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения; освоение личностного смысла учения, желания учиться.

№ п\п

Этап

Кол-во часов

Тема

Виды деятельности

№99 У-М

1

М. Пришвин

Очерк «Моя Родина».

  «Двойной след».

Актуализация опорных знаний. Осмысленное чтение, ответы на вопросы, определение темы. Развитие сюжета в рассказе «Двойной след», комментирование заглавия, художественный рассказ о тетёрке (обучение).  с/оц  имеющихся знаний.

№100 С-П

1

М. Пришвин

«Выскочка». Составление плана.

Аналитическое чтение, составление    плана,   определение отношений  автора  к  Выскочке

Осмысленное чтение, ответы на вопросы

с/оц умения делить текст на части,

№101 С–П

1

Рассказы о животных народов ханты и манси Е.Айпин «Журавли»,«Сорока».

ориентироваться в тексте.

№102

С –П

1

М.Пришвин «Жаркий час».

Выразительное чтение.

в/оц умения читать выразительно.

№103 С-П

1

В. Чалмаев.

«Воспоминания

о М.М. Пришвине»

Осмысленное чтение, ответы на вопросы сод/оц учителем

№104   С-П

1

Г. Слинкина «Мышонок и медведь»

Работа над сюжетом в/оц умения работать в группах

№105

 А-П

1

Литературный диктант по произведениям  о животных.

Осмысленное ответы на вопросы  сод/оц учителем

№106 А-П

1

Дж. Лондон «Бурый волк». 1-2 части. Осмысленное чтение.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, определение темы, деление текста на части,    составление плана. с/оц умения делить текст на части, ориентироваться в тексте.

№107   А-П

1

Дж. Лондон «Бурый волк». 3-4 части. Работа над сюжетом.

Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Работа над сюжетом, образом волка.

с/оц умения ориентироваться в тексте.

№108  А-П

1

Дж. Лондон «Бурый волк» .5-6 части. Описание и характеристика героя.

Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна

в/оц умения сравнивать, выделять главное.

№109  А-П

1

Дж. Лондон «Бурый волк». План пересказа понравившейся части.

Заучивание наизусть описание волка.

сод/оц учителем

№110 А-П

1

Рассказы о животных народов ханты-манси «Волк».

Сопоставление описаний волка. в/оц умения сравнивать, выделять главное

№111 А-П

1

Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Осмысленное чтение.

Осмысленное чтение, ответы на вопросы, определение темы, деление текста на части,    составление плана.  с/оц умения делить текст на части, ориентироваться в тексте.

№112А-П

1

Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Сюжет    рассказа.

 Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер). Сюжет  рассказа, герой, описание кульминационного момента. Пересказ одной части. в/оц умения ориентироваться в тексте, пересказывать.

№ 113

К – Р

1

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна в/оц умения сравнивать, делать вывод.

№114  С-О

1

 Комплексная работа по итогам 2019-2020 уч.года.

Комплексная работа

в/оц умения сравнивать, делать вывод.

№115 С-О

1

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна с\о умения ориентироваться в прочитанных произведениях

№116  С-О

1

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна с\о умения ориентироваться в прочитанных произведениях

№117 С-О

1

Дополнительное чтение. Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

Сравнение рассказа «Чинк» с рассказами русских писателей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна с\о умения ориентироваться в прочитанных произведениях

№ 118 К-Р

1

Тест по теме «О братьях наших меньших».

Тест по теме «О братьях наших меньших».

№119К-Р

1

Библиотечный час «Летнее чтение».

Библиотечный час «Летнее чтение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...