Д. Н. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Стебакова Анна Иосифовна

Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения
УМК: «Школа России», 3 класс

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

                                               

Тема урока: Д. Н. Мамин Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель урока: создание благоприятных условий для воспитания истинной храбрости у обучающихся  через содержание произведения  Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Задачи:

Образовательные:  способствовать продуктивному осуществлению познавательной  деятельности через знакомство обучающихся с произведением Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; обобщению и активизации уже имеющихся знаний; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы со сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию  нравственного сознания истинной храбрости, умению отличать истинную храбрость от хвастовства, чувства коллективизма;  воспитанию любви к природе, доброго отношения ко всему живому, интереса к окружающему миру, любознательности; воспитанию читательского интереса к произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка. 

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания;  к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планировать и организовывать работу в группе.

Метапредметные:

 Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

 Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами;  участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные образовательные ресурсы урока: УМК Школа России «Литературное чтение» 3 класс Климанова Л.Ф., учебник, раздаточный материал, компьютер и проектор, мультимедийная презентация.

Содержательный компонент урока:

Ход урока

I. Организация начала урока.  

1) Приветствие

У: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Анна Иосифовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

У: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку:  учебник, дневник, пенал. Молодцы! Я вижу, что все готовы начать урок.

3) Мотивация к учебной деятельности

 

У: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

Кто готов помогать друг другу? Поднимите руки.

Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.

Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.

II. Актуализация  умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания

Какое было домашнее задание?

(Проверяем)

2) Анализ и оценка работы учащихся (отметочная или безотметочная система оценивания, комментарий)

У: - Молодцы! Я вижу, что прошлую тему урока вы освоили хорошо.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Для того, чтобы определить произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам посмотреть на слайд и разгадать ребус (СКАЗКА)

i

У: Какие бывают сказки?

О: Литературные и народные.

У: Что вы знаете о народной и литературной (авторской) сказке?

Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Великий писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: “Русские сказки – без сомнения заслуживают большого внимания: они – память нашего давно минувшего, они – хранилище русской народности”.

У авторских  сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная.

Викторина

Учитель зачитывает отрывки из сказок и демонстрирует иллюстрацию к ней, дети отгадывают названия сказок:

  • Колобок
  • Лиса и заяц
  • Теремок

а) - Я, Мышка-норушка!

 - Я, Лягушка-квакушка!

- Я, Зайчик-побегайчик!

 б)  Я от дедушки ушёл,

 Я от бабушки ушёл,

А от тебя, заяц, и подавно, уйду!

в) Иду-иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи,

Ступай, лиса, с печи!

У: - Что общего у всех этих произведений?

О: Они все народные.

У: Какой персонаж есть во всех этих сказках?

О: Заяц.

У: Как в русских сказках называют зайца?

О: Трусишка, зайка-побегайка, зайка-попрыгайка, косой, лопоухий.

У: Какой характер у зайчика в русских народных сказках?

У: Как вы думаете, со сказкой о каком животном мы с вами сегодня познакомимся?

О: О зайце.

У: Правильно, сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой про зайца, автором которой является великий русский писатель-сказочник Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

У: Что вам о нем известно?

У: Какие его произведения вы читали?

У: В чем особенность фамилии автора?

У: Прежде чем мы более подробно вспомним биографию Дмитрия Наркисовича  Мамина-Сибиряка,  попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники» »: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

      1) Подготовительная работа

      а) Краткие биографические сведения об авторе

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился в Петербургском университете. Однако из-за болезни получить законченное образование так и не смог.

Печататься начал с 1875 года. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

Перед вами целый сборник, который называется очень поэтично “Алёнушкины сказки”. Автор этого сборника Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Сегодня мы будем читать сказку из этого сборника. 

Кто нам расскажет, почему Дмитрий Наркисович дал своему сборнику такое необычное название?

       Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей – “Алёнушкины сказки” - было написано для его дочери Елены. Мать девочки умерла при родах, ребёнок рос слабенький и болезненный. Огромную любовь, нежность и заботу, желание поддержать дочь и вдохнуть в неё жизненные силы, вложил писатель в свои сказочные истории, вроде бы незатейливые, но мудрые и поэтичные. Сам писатель отзывается о нём так: “Это моя любимая книжка – её писала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное”.

А начинаются “Алёнушкины сказки” с присказки.

У: - Что такое присказка?

О: Присказка – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.

V. Физ.минутка.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

б) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение)

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо.

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком.

Язык у хвастуна точно примёрз - не смог говорить.

Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не

осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью.

Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим,

преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

Гонится по пятам – бежит след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться)

2) Речевая разминка

У: - Чтение начнем с речевой разминки:

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне был смешон!

Читаем шёпотом

Немного громче

А теперь читаем громко и внятно

Читаем скоро и быстро (3-4 человека выборочно)

3) Первичное чтение сказки   (комбинированное чтение, «цепочкой»), анализ первичного восприятия содержания

У: Читаем сказку «цепочкой» по 2-3 предложения.

У: Понравилась ли вам сказка? Чем?

У: Кто является главным героем сказки?

О: Заяц.

У: - Сегодня вы будете работать в группах. На столах лежат листочки с вопросами, на которые нужно ответить после вторичного чтения произведения.

4) Вторичное чтение сказки, анализ содержания.

1 группа – ответьте на вопросы от лица Зайца.

  • Каким я был в начале сказки?
  • Что я делал, когда меня увидел волк?
  • Какое было настроение?
  • Что меня напугало?
  • Где я смог укрыться от волка?
  • Почему меня стали называть храбрым?

2 группа – ответьте на вопросы от лица Волка.

  • Как я наткнулся на заячью поляну?
  • Почему я захотел съесть зайца?
  • Какое у меня было настроение?
  • Что меня напугало?
  • Как косому удалось удрать от меня?
  • Что я чувствовал в этот момент?

3 группа - ответьте на вопросы от лица зайцев.

Почему нас заинтересовал Заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост?

  • Что нас рассмешило?
  • Почему мы не увидели волка?
  • Какие чувства были у нас при встрече с волком?
  • Где мы нашли Зайца?
  • Почему Зайца мы стали называть храбрым?

4 группа – Заяц глазами обучающихся.

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2. Тест на понимание содержания.

  1. Что говорил Заяц про волка?

        а) что он от волка убежит;

        б) что волк его не найдёт;

        в) что он волка сам съест.

  1. Что сделал волк, услышав зайцев?

        а) бросился к ним;

        б) испугался и убежал;

        в) начал подкрадываться.

3. Какого зайца начал выглядывать волк?

        а) самого большого;

        б) самого жирного;

        в) самого хвастливого.

4.Что сделал Заяц, когда увидел волка?

        а) потерял сознание;

        Б) сразу бросился бежать;

        в) он подпрыгнул кверху и упал на волчий лоб.

5. До каких пор бежал Заяц?

        а) пока не добежал до лесной чащи;

        б) пока не упал без сил;

        в) пока ему не стало стыдно за свою трусость.

VIII. Рефлексия.

У: С помощью «слов – помощников» подведите итоги урока:

- сегодня мы познакомились…

- сегодня мы узнали…

У: Кому было интересно на уроке? Поднимите руки.

VIIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

У: - Дома прочитайте сказку.

Проиллюстрируйте один из понравившихся вас эпизодов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Сказка о животных. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Цель: сравнение  литературной (авторской) сказки с народной; осознанное восприятие  содержания текста, оценка его характера.Задачи: развивать навыки осознанного, правильного, выразитель...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Литературное чтение (3 класс) , Д.Н. Мамин–Сибиряк «СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО ЗАЙЦА, ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе "Школа России"Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца... "...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Анализ сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Урок литературного чтения в 3 классе. Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным....