Тематическое планирование
рабочая программа по чтению (1 класс)

Рабданова Цыбегмит Бальжинимаевна

Тематическое планирование по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_cht_1_kl_2020.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по литературному чтению.

№ п/п

Тема урока

Урочные часы

Внеурочные часы

Внеурочная форма

Книги твои друзья (6ч.)

1

Что такое книга. Кто в книгах живет

2

Где книги живут. Читатель. Книги о твоей жизни

3

Портрет поэта. К. Чуковский или Д. Хармс.

Я - Знайка

4

Отличие чтения от литературы. Рождение книги Твой день. Здоровье в порядке, спасибо  зарядке

5

Отличие литературы от науки.  Проверь себя.

 В.Лунин «Я видела чудо»

6

Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Портрет писателя.

Урок конкурс

Путешествие в мир литературы (6ч)

7

Загадка как «секретный» поэтический текст

8

Игра фантазии в художественном тексте

9

Твой день. Здоровье в порядке-спасибо зарядке

Библиотечный урок

10

Персонажи рассказа, главный герой и его характер

                                              4 четверть

11

 Отличия художественного описания от научного  

Урок игра

Долина рассказов: тайна за тайной (5 ч)

13

Персонажи рассказа , писатель  и его любимый герой.
Е. Чарушин. Рассказы. Писатель и его любимый герой. Е. Чарушин «Томка»,

В. Работнова «Дрессировка».

15

Средства выражения авторского отношения к герою. Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», м. Горький «Воробьишко» (отрывок), Г.Остер «Середина сосиски»

16

Понятие о сюжете рассказа. Л. Толстой «Косточка»

17

Отличие позиции автора от позиции героя .Различие фольклора и авторской литературы.Ю Коваль «Воробьиное озеро». Пивоварова, Л. Друскин.

Урок выставка

18

Прибаутка, побасенка. Н Ламм «Червяк», Н Рубцов «Воробей»

Сады поэзии: из чего растут стихи (8 ч)

19

Поэт во всем видит тайну, угадывает душу. На поэтическую чуткость способен не только поэт. В. Драгунский «Друг детства».

20

На поэтическую чуткость способен не только поэт. (В. Драгунский)

21

Твоя игрушка – живая. Посмотри на мир глазами поэта

22

Оживляем все на свете. (Дж. Родари)

23

Учимся поэзии у загадок. Ищем сравнения

Урок игра

24

Что нельзя увидеть глазами,
а только сердцем

                              Итого                                                                                                                                                          26

20

   

Пояснительная записка

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Настоящая программа включает следующие разделы:

  1. пояснительная записка;
  2. планируемые результаты освоения учебного предмета;
  3. содержание учебного предмета;
  4. тематическое планирование.

            Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно правовых  документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании» (с изменениями от 31.03.2015);

2.Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (от 31.12.2015г. №1576);

3.Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта  2014 №253 (с изменениями на 26.01.2016);

4.Примерной ООП НОО утвержденной Министерством образования и науки РФ, протокол 08.04.2015 г. №1/15;

5.СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189, с изменениями от  29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);

6. УМК по программе развивающего обучения Л В Занкова

7. Основная образовательная программа НОО МОУ «Сахюртинская СОШ»;

8. Положение о Рабочей программе МОУ «Сахюртинская СОШ» (протокол №18 от 18.05.2017 г.).

Целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношений, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
  2. развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
  3. создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
  4. воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
  5. развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Свиридова В.Ю. Литературное чтение, 1 класс.– Самара: Издательство « Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2020 год.. 
  2. Рабочие тетради

3. Методические рекомендация. – Самара: Корпорация «Федоров»

        Обеспеченность УМК  100%.

         Программа предусматривает на изучение предмета 2 часа в неделю, всего - 24 часа. Оснащенность УМК – 100%

                                                                          Планируемые результаты

                                                                       Развитие речи

Обучающийся научится:

  • первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • понимать небольшой текст при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать заголовок текста из ряда данных;
  • узнавать литературные произведения малых жанров;

-        составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений,

Система языка
 Фонетика

Обучающийся научится:

  • различать звуки речи;
  • устанавливать число и последовательность звуков в слове;
  • сравнивать значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения;
  • определять место ударения в двусложных словах;
  • делить слова на слоги;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа крот, соль, ёлка;
  • использовать небуквенное графическое средство - пробел между словами.

Обучающийся получит возможность научиться:        

- различать гласные и согласные звуки; гласные ударные
и безударные; согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

   - определять звонкие и глухие непарные согласные звуки;

  • определять непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ);
  • определять указатели мягкости-твердости согласных звуков;
  • обозначать на письме звук [й].

Графика
Обучающийся научится:

  • различать звуки и буквы;
  • определять функцию ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать буквы гласных как показатели твердости-мягкости согласных звуков;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава в двусложных словах (при орфоэпическом чтении слов учителем);
  • соотносить схему слова с названием предмета, записывать слова под диктовку схемами;
  • определять функции букв е, ё, ю, я.

Чтение
Обучающийся научится:

  • читать осознанно и правильно вслух небольшой текст плавным слоговым чтением и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;
  • отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • читать с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • орфоэпическому чтению (при чтении целыми словами);
  • безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для чтения.

Письмо
Обучающийся научится:

-        ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски;

  • писать письменные прописные (заглавные) и строчные вы и их соединения, различать сходные по начертанию зы;
  • писать буквосочетания, слоги, слова, предложения;
  • писать разборчиво и аккуратно;
  • приемам правильного списывания слов, предложений, :тов, записанных письменным и печатным шрифтом;
  • письму под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с их произношением;
  • орфографическому чтению (проговариванию) как сред-:тву самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Обучающийся лолучит возможность научиться:

  • соблюдать гигиенические требования при письме;
  • позиционному (с ориентацией на следующую букву) способу письма;
  • безошибочно выполнять задания, нацеленные на развитие психофизиологических функций, необходимых для письма.

Слово и предложение

Обучающийся научится:

  • различать предметы, явления и слова, их называющие;
  • соотносить название нарисованного предмета со схемой слова;
  • различать предложение и слово;
  • различать на слух границы слов и предложений;
  • соотносить нарисованное предложение (пиктограмму) с его схемой;
  • записывать слова и предложения самостоятельно и под диктовку схемами, подбирать несколько слов (предложений), соответствующих одной схеме;
  • голосом показывать цель высказывания (правильно интонировать несложные предложения).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать вывод о происхождении слова (на примере мотивированных названий), устанавливать значение многозначных слов;
  • классифицировать и объединять в группы слова по их лексическому значению;
  • объединять слова в предложения; выделять предложе ния из текста;
  • сравнивать смысл предложений при изменении форя отдельных слов, служебных слов, интонации, порядка слов.

Орфография

Обучающийся научится:

  • определять сильную и слабую позиции гласных в слове;
  • применять правила правописания: раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания (.?!) в конце предложения;

~ безошибочно списывать слова, предложения, тексты, предложенные в Тетради по письму.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • применять правила правописания: написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением), прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных;
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Содержание учебного предмета.

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение 

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

 Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

 Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными и научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 Описание материально-технического

обеспечения образовательного процесса

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Хрестоматия по литературному чтению. 1, 2, 3, 4 кл. / Автор-составитель В.Ю.Свиридова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение», 1, 2, 3, 4 кл. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • иллюстрации к литературным произведениям;
  • портреты писателей;
  • репродукции произведений живописи;
  • интерактивная доска (по возможности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....