Устное народное творчество
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Открытое мероприятие по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc647.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Устное  народное  творчество.»

Цели мероприятия:

1. Создать условия для ознакомления с  понятиями устное  народное  творчество, фольклор, пословица, потешка, прибаутка, загадка, сказка, былина  и  закрепить  их; умение правильно называть  жанр.

2. Создать условия  для развития читательских умений, навыков выразительного чтения, грамотной устной речи учащихся,  творческого воображения, внимания, памяти, умение  инсценировать.

3. Создать  условия для воспитания   обучающегося как читателя, понимающего и любящего книгу,  бережного  отношения  к    наследию  русского  народа.

Формировать УУД:

Познавательные: осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки); понимать нравственное содержание, сравнивать и выделять особенности жанров,

Личностные: развивать эстетические чувства, содействовать осознанию ценности изучаемого материала,

Регулятивные: умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности; планировать учебное сотрудничество.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, воспитывать культуру  общения.

Ход  мероприятия:         -Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычное мероприятие.

На нем подведем мы работы итог.

О жанрах устного народного

Творчества поговорим,

То, что читали, повторим.

Во саду ли, в огороде.

Девица гуляла,

Во саду ли, в огороде

Цветочки поливала.

Один цветочек сорвала

И нам в класс передала.

-Лепестки на нашем цветочке не простые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора! Попробуем, ребята?

Литература – это, то, что написано буквами. «Литера» - буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Произведения устного народного творчества – фольклор – есть у каждого народа. Это его живая память, передавая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В них отразились жизнь и обычаи народа, его взгляд на мир и человека, представления о добре и зле. Фольклор с англ.  языка означает народная мудрость.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы, хитрые загадки, веселые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пресмешные сказки». А.Н. Толстой.

Сегодня мы вспомним их все.

1 жанр: «Смотри дерево в плодах, а человек в делах». – Краткое изречение, поучительный характер. Что это такое? (Пословица). Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. «Пословица  недаром молвится.

Задания по классам: Собери пословицы, назови тему и чему учит.

Сам умирай,                             новых двух.

Старый друг лучше,                а товарища выручай.

Все  за  одного                        и  один  за  всех.

Родина -  мать,                            как  мать  любимую.

Береги  землю родимую,         умей  за  неё  постоять.

На  чужой  стороне                  и  весна  не  красна.  

На  полатях  лежать,                  такие  и  плоды.

Красна  птица  опереньем,        так  и  ломтя  не  видать.

Какие  труды,                              а  человек  уменьем.

При  солнышке  тепло,            детки  ж – и горе.

Детки – радость,                   а  при   матери  добро.

Всякой  матери                     своё  дитя  мило.

На  уроках  математики  вы  познакомились  с  пословицами  в которых  содержатся числа . Давайте  назовём  их  

1- Один в море - не рыбак;

Одна весна на  родине лучше, чем сто вёсен на чужбине;

От одного слова да  навек ссора;

Раз  солгал –навек лгуном  стал;

Трус  умирает сто  раз ,  а  герой - один раз.

Одна  пчела  лучше , чем  рой  мух;

Одна  мудрая голова ста голов стоит.

2 – Скупой платит дважды:

Одна  голова-  хорошо, а  две - лучше;

Лентяй  работает  дважды.

3 –Не  узнавай друга в  три  дня  -узнавай в  три  года .

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три  года, чтобы научиться лени- только  три  дня.

  1. Без  четырёх углов изба  не  рубится.

Конь  о  четырёх ногах, да и  то  спотыкается.

5 –Какая  душа в 5 лет, такая она  и в100 лет.

6- Три  волосинки в 6  рядов уложены.

  1. В  гору  семеро  тащат, а с горы и один столкнёт.

Семь  раз  подумай- один  раз  скажи.

  1. Весна  да осень – на  дню  погод восемь.

 У  сытого  коня восемь  ног.

  1. Девять  человек – всё  равно,  что  десяток.
  2.  Пока до  начальника доберёшься – раз 10  споткнёшься.

Пословица – жанр фольклора, краткое образное изречение с поучительным характером и глубоким смыслом.                      Открываем  лепесток.

 

2 жанр:                                                 Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая;

Ножками: Топ! Топ!

Глазками: Хлоп! Хлоп!

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает.

Веселые, шуточные стишки для маленьких детей. Что это? (Потешки). Выступление  1 «а» класса.

Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками, ножками.   Открываем лепесток

3 жанр: Маленькая сказочка в стихах в форме вопросов и ответов.

- Чей нос?

- Данилов.

- Куда едешь?

- В Киев.

- Что везешь?

- Рожь.

- Что возьмешь?

- Грош.

- Что купишь?

-Калач да блин.

- С кем съешь?

- Один.

- Не ешь, не ешь один!

Что это? (Прибаутка). Выступление  1 «б» класса.

Прибаутка – это маленькая сказка в стихах в вопросно-ответной форме. Откроем  лепесток.

4 жанр:   Быль – это то, что было, правда.

А небылица – это выдумка.

А где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросенок яичко нес

Да на полочку унес.

А полочка обломилась

И яичко разбилось,

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась,

Ох, куда – куда - кудак,

Не бывало у нас так!

 Открываем лепесток.

5 жанр: Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Что это?

Задание:  Каждому классу назвать свои скороговорки. Для чего их придумали? Упражнения для тренировки язычка, чтобы четко и правильно выговаривать звуки – скороговорки. Открываем лепесток.

6 жанр: Песни бывают хороводные и колыбельные. Выступает 3 «б» класс. Русская народная песня «Во поле береза стояла» и колыбельные песни.  Открываем лепесток.

7 жанр:                                      Аты – баты – шли солдаты.

Аты – баты – на базар,

Аты – баты – что купили?

Аты – баты самовар.

Аты – баты – сколько дали?

Аты – баты – три рубля.

- Как называется этот жанр? (Считалка).

 Выступление 2  класса. Лепесток открываем.

8 жанр: Игра. «Я называю имена богатырей и сказочных персонажей, а вы хлопаете в ладоши, если я называю богатырей. Илья Муромец, Мороз Иванович, Алеша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич, Соловей разбойник, Святогор, Иван Царевич, Микула Селянинович. Что это за жанр, в произведениях которого описываются подвиги героев, которые жили в далеком прошлом?  

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Открываем лепесток. 

9 жанр: Литературные произведения выдуманным фантастическим сюжетом. Что это за жанр? На  уроках  рисования  вы  иллюстрировали  русские  народные   сказки. Посмотрите  выставку  наших  работ.

А.С. Пушкин сказал: «Сказка ложь – да в ней намек, добрым молодцам урок».

Выступление 4 класса.Рус.нар. сказка «По щучьему  велению».

Сказка – устный рассказ о чем-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. Открываем лепесток.

10жанр Дразнилки . – это  короткие  насмешливые  стишки.

        Болтун,  болтай  да  меру  знай!

        Болтай, болтай, язык  не  потеряй!   Выступает 3 «а « класс.

11 жанр: В.И. Даль писал: «Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Задание: Кроссворды с загадками. 1 класс.

  1. В магазине не была.

На базаре не была.

А домой пришла –

Молока принесла.

     2. Крашеное коромысло

над рекою повисло.

     3. Что за птица: песен

не поет, гнезда не вьет,

людей и грузы везет?

  1. Прозрачное стекло,

Да не вставишь в окно!

  1. Маленький пискун: летит –

пищит, сядет – замолчит.

  1. В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Что за заяц это?

  1. Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

  1. Белый, как снег,

Сладкий, как мед.

В рот попал,

Сам и пропал.

     9. Какой это мастер

         На стекла нанес

         И листья, и травы,

         И заросли роз?

   10. Ночью на небе один

Серебристый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

2 класс:

  1. В зимний день среди ветвей

стол накрыли для гостей.

  1. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький!

  1. Без языка, а говорит,

Без ног, а бежит!

  1. Черный, проворный,

Кричит «Крак!»,

Червякам враг.

   5. Вот по небу мчится конь –

Из под ног летит огонь!

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи!

  1. На цепи сидит,

Дом хозяйский сторожит.

Для волков – гроза,

Дружбе верен всегда.

  1. Прилетел в родной дворец

Серый маленький певец.

  1. Когда весною талые

Сойдут с болот снега,

Она, как бусы алые,

Усеет берега!

  1. Он на опушке много лет

      Кипит, бурлит, а пару нет

  1. Модница крылатая,

       Платье полосатое

       Ростом хоть и кроха,

       Укусит –

       Будет плохо!

      3 класс:

  1. Чудо – лесенка, какая –

Нас в метро сама катает!

Вверх и вниз людей везет,

Никогда не устает!

  1. Не собака, а с цепью,

Не конь, а с седлом.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем!

     3. Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

4. Кланяется, кланяется,

Придет домой – раскланяется.

   5..Вся дырявая и злая

И кусачая такая.

Только бабушка с ней ладит:

Ей бока и трет, и гладит.

  1.  Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счета

Поднебесные ворота!

7.   Что за дерево стоит?

Ветра нет, а все дрожит!

  8.Из горячего колодца

через нос водица льется.

9. Кто самым первым

входит в дом, а все

за ним идут хвостом?

 10. Отгадать легко и быстро:

          мягкий, пышный и душистый.

          Он и черный, он и белый,

          А бывает подгорелый.

    4 класс:

  1. Не солнце, не огонь, а светит.

   2.Я горячее храню, и холодное

храню, я и печь, и холодильник

вам в походе заменю.

  3. Мой хвост не отличишь от головы.

Меня в земле всегда найдете вы.

  4. Перед тем как в стену лечь, в печь

полез бока обжечь.

  5. Трав копытами касаясь,

ходит по лесу красавец,

ходит смело и легко,

рога, раскинув хорошо.

   6.В том краю, где холода, -

Дом плавучий изо льда.

Населяют этажи

Чайки, нерпы и моржи.

 7.Вот грибки,

Мелки и крепки!

Сидят рядом.

Целым стадом:

Хоть косой коси

Да мешком носи.

8. Вострушка - вертушка

         Уперлась в винт ногой,

         Потерял винт покой.  

9.Стальной конек по белому полю

идет, черный след за собою ведет.

10. В суматохе городской

В летнем парке день-деньской

В бронзовой чашке

Дождик пляшет.

Открываем лепесток. Вот  и  раскрылся  наш  цветок.

Итог  мероприятия: Какие  ключевые  слова  у  вас  получились  в  работах? Устное  народное  творчество- фольклор. Значит,  мы справились  с  работой. Назовите  все  жанры Устного  народного  творчества. Молодцы.

 Вот  и  закончилось  наше  мероприятие, я  желаю  вам  в  свободное  время  не  лениться, а  брать  в  руки  книги  и  читать  их. Вы  станете  умными,  мудрыми,  смекалистыми, добрыми  людьми.

Приложение                

    УВАЖАЕМЫЕ  РЕБЯТА!

Всем, всем  прелагаем  поучаствовать  в  неделе  музыки  и  литературы!  Будет  весело  и  интересно! Но  для  этого  надо  подготовиться и  выполнить  задания:

  1. Вам  надо  решить  кроссворд с загадками и найти  ключевое  слово.
  2. Выучить с классом  скороговорку и  продемонстрировать  своё  умение  перед  ребятами.
  3. На уроке рисования сделать иллюстрации к любимой народной сказке и  ваш  рисунок будет  украшать  школьную  выставку.
  4. На  урок  математики  найти  и  познакомить  ребят  с пословицами, в которых  содержатся числа.
  5. На уроке музыки  послушать  и  выучить  хороводную  песню.
  6. 25 января состоится  мероприятие,  на  которое  мы  приглашаем  Вас,  поучаствовать  и  показать  выступление на  тему :

 1 «б» класс « Прибаутки»

1 «а» класс «Потешки»

2 класс «Считалки»

3 «а» класс  «Былины»

3 «б» класс « Хороводные  песни»

4 класс  «Сказки»

 

Желаем  успехов!

Кроссворд с загадками. 1 класс.

  1. В магазине не была.

         На базаре не была.

         А домой пришла –

         Молока принесла.

    2.  Крашеное коромысло

         Над рекою повисло.

    3.  Что за птица: песен

         Не поет, гнезда не вьет,

         Людей и грузы везет?

    4.  Прозрачное стекло,

         Да не вставишь в окно!

    5.  Маленький пискун: летит –

         Пищит, сядет – замолчит.

  1. В черном поле заяц белый

         Прыгал, бегал, петли делал.

         След за ним был тоже бел

         Что за заяц это?

  1. Вот иголки и булавки

         Выползают из-под лавки.

         На меня они глядят,

         Молока они хотят.

     8. Белый, как снег,

         Сладкий, как мед.

         В рот попал,

         Сам и пропал.

     9. Какой это мастер

         На стекла нанес

         И листья, и травы,

         И заросли роз?

   10. Ночью на небе один

         Серебристый апельсин.

         Миновали две недели,

         Апельсина мы не ели,

         Но осталась в небе только

         Апельсиновая долька.

Задание для 1 класса

Ключевое слово:

У

С

Т

Н

О

Е

5

К

О

10

2

6

М

Е

Л

1

К

О

Р

О

В

А

У

А

Р

Н

4

Л

Ё

Д

А

У

8

Г

7

3

С

А

М

О

Л

Ё

Т

А

Ж

Х

А

9

М

О

Р

О

З

Задание для 1 класса

Ключевое слово:

5

10

2

6

1

4

8

7

3

9

        

Желаю успехов!

Задание для 2 класса

          Ключевое слово:

Н

А

Р

О

Д

Н

О

Е

2

П

10

5

Г

Р

О

З

А

О

Д

С

6

С

О

Б

А

К

А

Н

7

С

К

В

О

Р

Е

Ц

Ж

4

3

Н

8

Г

Р

И

1

К

О

Р

М

У

Ш

К

А

Л

А

Ч

Ю

ч

Е

К

й

В

9

М

У

Р

А

В

Е

Й

Н

И

К

Задание для 2 класса

Ключевое слово:

2

10

5

6

7

4

3

8

1

9

Желаю успехов!
2 класс:

  1. В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

  1. Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький!

  1. Без языка, а говорит,

Без ног, а бежит!

  1. Черный, проворный,

Кричит «Крак!»,

Червякам враг.

   5. Вот по небу мчится конь –

Из под ног летит огонь!

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи!

  1. На цепи сидит,

Дом хозяйский сторожит.

Для волков – гроза,

Дружбе верен всегда.

  1. Прилетел в родной дворец

 Серый маленький певец.

  1. Когда весною талые

 Сойдут с болот снега,

 Она, как бусы алые,

 Усеет берега!

  1. Он на опушке много лет

     Кипит, бурлит, а пару нет

  1. Модница крылатая,

       Платье полосатое

       Ростом хоть и кроха,

       Укусит –

         Будет плохо!

 

3 класс:

1. Чудо – лесенка, какая –

    Нас в метро сама катает!

    Вверх и вниз людей везет,

    Никогда не устает!

2. Не собака, а с цепью,

    Не конь, а с седлом.

    Сядь верхом и мчись на нем,

    Только лучше правь рулем!

             3. Дождик теплый и густой,

    Этот дождик не простой

    Он без туч, без облаков

    Целый день идти готов.

4. Кланяется, кланяется,

    Придет домой – раскланяется.

5..Вся дырявая и злая

    И кусачая такая.

    Только бабушка с ней ладит:

    Ей бока и трет, и гладит.

6. Нет у солнца и дождя

    Ни единого гвоздя,

    А построили в два счета

    Поднебесные ворота!

7. Что за дерево стоит?

    Ветра нет, а все дрожит!

8. Из горячего колодца

    Через нос водица льется.

9. Кто самым первым

    Входит в дом, а все

    За ним идут хвостом?

10. Отгадать легко и быстро:

      Мягкий, пышный и душистый.

      Он и черный, он и белый,

      А бывает подгорелый.

Задание для 3 класса                                

2

4

В

Т

10

Х

Л

Е

Б

7

О

С

И

Н

А

Л

П

О

5

О

1

Э

С

К

А

Л

А

Т

О

Р

8

И

Ё

Ч

П

6

Р

А

Д

У

Г

А

Е

К

Й

3

Д

У

Ш

А

Н

И

Т

В

О

Р

Ч

Е

С

Т

В

О

9

К

Л

Ю

Ч

Ключевое слово

Задание для 3 класса

2

4

10

7

5

1

8

6

3

9

Ключевое слово

    Желаю успехов!

  1. класс:
  1. Не солнце, не огонь, а светит.
  2. Я горячее храню, и холодное

     Храню, я и печь, и холодильник

     Вам в походе заменю.

3.  Мой хвост не отличишь от головы.

     Меня в земле всегда найдете вы.

4.  Перед тем как в стену лечь, в печь

     Полез бока обжечь.

5.  Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув хорошо.

6.  В том краю, где холода, -

Дом плавучий изо льда.

Населяют этажи

Чайки, нерпы и моржи.

7.  Вот грибки,

Мелки и крепки!

Сидят рядом.

Целым стадом:

Хоть косой коси

Да мешком носи.

8. Вострушка - вертушка

    Уперлась в винт ногой,

    Потерял винт покой.  

9. Стальной конек по белому полю

    Идет, черный след за собою ведет.

10. В суматохе городской

      В летнем парке день-деньской

      В бронзовой чашке

      Дождик пляшет.

Задание для 4 класса

        Ключевое слово:

Ф

О

Л

Ь

К

Л

О

Р

3

4

К

И

Р

П

И

Ч

Е

6

А

Й

С

Б

Е

Р

Г

2

В

10

Т

7

Я

Ф

1

С

В

Е

Т

Л

Я

Ч

О

К

О

Р

П

Н

М

Я

9

Т

О

8

О

Т

В

Е

Р

Т

К

А

5

Л

О

С

Ь

А

У

Н

Ч

К

А

Задание для 4 класса

        Ключевое слово:

3

4

6

2

10

7

1

9

8

5

     Желаю  успехов!