Осеева "Волшебное слово"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

2 класс  разработка урока с элементами критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_slovo.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       УРОК  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ с элементами критического мышления ПО ТЕМЕ:

«В.А.Осеева  «Волшебное слово»

Учитель:Таланова-Шелейко Ю.Г.

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: литературное чтение

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.

Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: 1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой,  учить детей решать проблему, формировать представление  о добре и отзывчивости;

2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;

3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения и формирования УУД:

Познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать  своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: мультимедийная презентация, учебник «литературное чтение» часть 2,  карточки, цветочки –раскраски для детей, портреты писателей, выставка книг.

Структура (план) урока:

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

3. Актуализация опорных знаний.

4.Определение темы и цели урока.

5. Этап усвоения новых знаний и способов действия.

6. Этап первичной проверки понимания изученного.

7. Физкультминутка.

8. Этап закрепления новых знаний.

9. Подведение итога урока.

10. Рефлексия.

11. Информация о домашнем задании.

           

  Ход урока.  

Этап урока

Деятельность учителя

Виды деятельности учащихся

Организационный момент

 Эмоциональный настрой: Здравствуйте,  дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем всех. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья. В мире существует много форм различных приветствий, например, жители Европы  здороваясь приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон, в Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них, японцы рукопожатиям предпочитают поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы. Что ещё, кроме приветствия помогает человеку прибывать в хорошем настроении, что нужно делать каждый день(утром обязательно) зарядку. Мы сегодня наш урок тоже начнём с зарядки, только для губ, язычка и зубов.

Личностные, коммуникативные.

Речевая разминка

- Прочтите чистоговорки: (слайд 1)

Ча-ча-ча - горит в комнате свеча

Чу-чу-чу - молоточком я стучу

Оч-оч-оч - наступила ночь

Су-су-су - было холодно в лесу

Усь-усь-усь - на лугу пасётся гусь

- Скороговорка. (слайд 2)

 Гроздья рябины на солнце горят.

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Сказать быстро, медленно, радостно, грустно.

-Шуточное стихотворение(слайд3)

-Пам-па-па!-труба играет,

Всех на праздник созывает.

-Бум,бум,БАМ!- вторит барабан-

-Пам-па-па.

Бум-бум –ба-

К нам скорее детвора!!!!

-Какое у вас настроение?

Личностные

Актуализация опорных знаний

-  Подготовка к восприятию.

-Какие смешные слова мы прочитали?

-А какие бывают слова:добрые,злые.

Обсудите друг с другом, назовите слова добрые,хорошие .

(Работа в группах)

 - Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете, зачем они нужны людям? А бывают ли слова волшебными? Почему волшебные? А вы хотите узнать, почему они волшебные?

 

 Личностные,

коммуникативные.

Определение темы и цели урока

О чем сегодня  мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса? В конце урока мы ответим на этот вопрос. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом. А поможет нам в этом автор. Посмотрите на доску: кого вы узнаёте? Что читали? А чей портрет остался без нашего внимания? Вы хотите узнать кто это?

-У вас на партах тексты биографии автора рассказа, который будем сегодня читать. (слайд 4)

- Что вы узнали о Валентине  Александровне Осеевой? Дополнительная информация об авторе от учителя.

 

Регулятивные

Дети узнают и называют знакомых авторов. По авторам группируют названия рассказов, картинки с иллюстрациями книг. Работа с карточками у доски.

Читают жужжащим чтением, по цепочке.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

-   Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово».

-Как вы думаете, о чём может быть рассказ с таким названием?

-Я предлагаю девизом нашего урока взять такие слова:»Волшебное слово помочь всегда готово»

-А в конце занятия проверим, действительно ли это так и волшебное слово всегда готово прийти нам на помощь.

 Физ.минутка


- Я  предлагаю  вам  послушать  рассказ  В.А. Осеевой . Возможно, он  поможет  вам  ответить на этот вопрос.

 - Словарная работа (слайд 5)

-  Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте (слайд презентации)

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпала - готовила  пищу.

Противень - тонкий металлический лист с загнутыми краями.

-  Первичное чтение учителем и детьми.

- Послушайте рассказ и затем ответьте на  вопрос: о каком волшебном слове идет речь в рассказе?   Чтение с остановками.

Познавательные: общеучебные - работа с информацией; логические - анализ, сравнение.

Отдыхают, вместе выполняют упражнения.

Этап первичной проверки понимания изученного

4)Проверка восприятия

-Назовите главного героя рассказа.

-Понравился вам мальчик? Почему?

Почему  сестра, бабушка, брат не хотели выполнять  просьбы Павлика в начале рассказа?

-Кто помог мальчику?

-Какое волшебное слово старик открыл, подарил и как говорил его  мальчику?

-Какая проблема была у Павлика?Какое слово ему помогло? Можно ли его назвать волшебным?

Верен ли наш девиз?

Познавательные,

коммуникативные, личностные, регулятивные.

Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка для глаз.

 ( слайд 6)

Регулятивные, личностные

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Работа с карточками(красного цвета)

Составление алгоритма волшебного заклинания . Распределить по пунктам, правильно, как его нужно произносить. (слайд 7) 

Познавательные: общеучебные, логические; регулятивные.

 Дети работают в парах, оценивают друг друга

Подведение итогов

- Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом  «Волшебное слово».

-  Соберите пословицы и определите  главную мысль рассказа, обьясните их значение (слова перепутаны)

- «Добрый человек добру и учит».

-« Вежливость украшает человека».

- « На добрый привет-добрый ответ».

-«Вежливость ничего не стоит, но много приносит»

Регулятивные,

Личностные

Дети работают в группах

Оценивают себя

Рефлексия

- Ребята,  наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам создать свои цветы волшебных слов, которые вы дарите людям. Напишите на лепестках цветов  волшебные слова, которые вы слышите от своих родных и близких, волшебные слова, которые произносите сами. ( цветы вывешиваются на доску)

  Давайте оценим свою работу на уроке(слайд 8)

-я уважителен и доброжелателен к людям-зелёная карточка;

- Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.- синяя

- Мне трудно быть уважительным и вежливым- красная карточка

Регулятивные,

Личностные

Работают самостоятельно, творчески.

Подготовленные дети читают стихи про волшебные слова.

Информация о домашнем задании

-Выразительно читать рассказ «Волшебное слово»

-составить синквейн о волшебном слове

-кроссворд из 5 –ти волшебных слов(на выбор)

Познавательные, личностные

Список использованной литературы:

   1. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская,

       М.В.   Бойкина  Литературное чтение часть 2. - М.: Просвещение, 2012.

   2. Занимательное азбуковедение. Авторы-составители Г.И.Попова,

       Волгоград: Учитель, 2005.  

   3. Н.Ф. Дик. Начальная школа от А до Я: Практическое руководство для

        учителя.    Ростов  н / Д: Феникс, 2006. – 320 с.

Приложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее  класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого - учебник, тетрадь, карточки, задания - выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн...

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр...

: Знакомство с разными группами слов. Слова - названия предметов. Слова - признаки. Слова - действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов - названия предметов, признаки предметов, действия предметов....