ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Колбасина Елена Сергеевна

Воспитание юного читателя – одна из основных педагогических  задач учителя начальной школы. В современном обществе, перенасыщенном информационными технологиями (Интернет, социальные сети, виртуальное пространство в компьютерах, планшетах, айфонах), наблюдается резкое снижение интереса к  чтению книг. Вследствие этого происходит снижение уровня интеллекта, отсутствие общей культуры. Учителям начальной школы необходимо заинтересовать ребенка книгой, очаровать автором. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_chitatelskoy_kultury_sovremennyh_detey.docx18.75 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

Воспитание юного читателя – одна из основных педагогических  задач учителя начальной школы. В современном обществе, перенасыщенном информационными технологиями (Интернет, социальные сети, виртуальное пространство в компьютерах, планшетах, айфонах), наблюдается резкое снижение интереса к  чтению книг. Вследствие этого происходит снижение уровня интеллекта, отсутствие общей культуры. Учителям начальной школы необходимо заинтересовать ребенка книгой, очаровать автором; научить детей «работать» с текстом: запоминать его, пересказывать, искать в нем соответствующие заданию элементы. При этом у детей отрабатываются не только технические навыки работы с текстом, но и должно происходить живое, эмоциональное восприятие произведения. В возрасте 7-9 лет ребенок из слушателя, зрителя превращается в читателя. В «Примерной программе начального общего образования по литературному чтению» указывается на необходимость «овладения осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности» Смысл уроков литературного чтения, их традиционное назначение – воспитывать квалифицированного, вдумчивого ученика-читателя. Таким образом, «квалифицированный читатель – это читатель, владеющий типом правильной читательской деятельности, т.е. осознающий мотив чтения, знающий книги и владеющий читательскими умениями, которые помогают выбрать нужную книгу и уяснить ее смысл» Эти три компонента правильной читательской деятельности, их

Читая художественные тексты, учащиеся могут:

• связывать детали текста для понимания общих идей автора;

 • анализировать события и действия героев для понимания их чувств, мотивов, целей и особенностей характера;

Читая информационные тексты, учащиеся могут:

• распознавать и интерпретировать сложную информацию из разных частей текста и обосновывать свои интерпретации, основываясь на сообщениях всего текста;

• связывать единицы информации из всего текста для того, чтобы объяснить значение сообщения текста и выстроить последовательность описанных в тексте сообщений;

• оценить и объяснить значение визуальных и вербальных элементов для понимания сообщений текста.

Я предлагаю следующие этапы для  организации работы по воспитанию читательской культуры младшего школьника:

 1.Создание классной библиотеки.

Ребята приносят в класс уже прочитанные  интересные книги, презентуют их, рассказывая самые запоминающиеся эпизоды  для того, чтобы одноклассники могли прочитать  эти произведения. Книги выставляются на общедоступную полочку.

2. Ведение читательского дневника

Сначала помогают заполнить дневник родители, затем полностью заполняют сами ученики. Это позволяет отслеживать динамику развития читательской культуры, читательских интересов. В читательском дневнике записывается то, что ребенок читает в условиях домашнего чтения, по желанию делаются рисунки, выписываются новые слова, украшают аппликацией и др.

3. Участие в акции « Каникулы- хорошее время читать!».

Учитель сообщает какую книгу будет читать весь класс на каникулах. Можно после провести викторину, составить кроссворд, сделать рисунок, , продолжить рассказ, изменить концовку. Выполнение творческой работы на основе литературного произведения требует от младших школьников знания текста: они должны ориентироваться в нем, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе . В акции обязательны разнообразные призы для участников. Особенно тщательно нужно подбирать произведения, которые учитель предлагает детям.

 В 7 – 8 лет интерес к  книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».

 В 9 – 10 лет учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.

 В 10– 11 лет для учеников  характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.

4. Младшие школьники могут участвовать в различных литературных конкурсах и олимпиадах, предлагаемых через Интернет на различных детских сайтах.

5.Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

6. Библиотечные уроки: основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. Библиотечные уроки учат добру, вежливости, делают учащихся воспитанными, а главное, прививают навык чтения.

7. Встречи с детскими писателями и поэтами.

Современные технологии позволяют организовать и провести видеоконференцию с современными российскими писателями и поэтами. Многие авторы имеют активные персональные страницы, отслеживают комментарии читателей, общаются, принимают приглашения на встречи.

По мнению А.В.Воронцова, читающие люди отличаются от нечитающих тем, что:

1) способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения;

2) имеют большой объем памяти и активное творческое воображение;

3) лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов;

4) точнее формулируют и свободнее пишут;

5) легче вступают в контакты и приятны в общении;

 6) обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении [1]. Речь идет уже не о начитанности и образованности, а об интеллектуальности, не о знаниях, но о схемах мышления, что имеет сегодня особую актуальность.

Формирование читательской культуры – процесс длительный, но увлекательный. Цель достигнута тогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений. Каждый учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату.

Список использованной литературы:

1. Воронцов А.В. Чтение как социально-экономическая проблема// Электронный источник. Режим доступа: http://www.terrahumana.ru/arhiv/09_04/09_04_06.pdf

2 Емельянова, М.Н. Методические аспекты воспитания у детей интереса к художественной литературе (Рекомендации для родителей) [Текст] / М.Н. Емельянова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 3. – С. 11-16.

3. Налимова, Т.А. Организация работы с дополнительными источниками информации на уроках литературного чтения [Текст] / Т.А. Налимова // Начальная школа, 2016.– № 8. – С. 28-32.

4. Посашкова, Е.В. Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» [Электронный ресурс] / Е.В. Посашкова. – Режим доступа:

 http://www.lit-studia.ru/method/19.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание читательских качеств у детей

Что нужно воспитывать в детях при  общении с книгой, какие качества вырабатывать, на что обращать внимание....

Проблемы воспитания правовой культуры у детей на разных возрастных этапах

Описаны нравственные ценности и проблемы связанные с ними, на различных возрастных этапах: дошкольников, школьников (младшее звено, среднее звено), подростков....

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ

Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Н...

Статья на тему " Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста" ....

Программа воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Цель программы: повышение уровня развития экологической культуры детей через расширение взаимодействия с объектами окружающего мира.Задачи программы:   1.     Повысить ур...

Беседа для родителей приёмной семьи: «Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»

Беседа для родителей приёмной семьи:«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения детей»...