Конспект урока по литературному чтению для 3 класса. И. С. Никитин "Утро".
методическая разработка по чтению (3 класс)

Работа со стихотворением "Утро" И. С. Никитина в 3 классе на уроке литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikitin_utro.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное  чтение

Учитель: Плахова Ирина Станиславовна

УМК «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: И. С. Никитин «Утро»

3 класс

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Дидактическая цель: Познакомить учащихся с творчеством  И.С. Никитина.

УУД:

Предметные: Познакомить с биографией и творческим путем поэта Никитина И. С., раскрыть смысл стихотворения, познакомить с литературными терминами, учить анализировать поэтическое произведение.

Метапредметные:

Регулятивные: Формировать умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; подводить итог; формирование умения высказывать своё мнение;

Личностные:    Формировать умение анализировать прочитанное; чувствовать настроение лирического произведения и эмоции автора, развивать воображение путем создания яркой динамичной картины природы, воспитывать эстетические чувства, чувство уважения к культурному наследию русского народа, любовь к русскому языку, патриотизм.

Познавательные: Формировать умение ориентироваться в тексте, искать смысл слова, фразы, текста; познакомить с основными элементами интонации и помочь осознать важность интонационной стороны речи; развивать умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении (эпитеты, метафоры, и т. д., звукопись).

Коммуникативные: Формировать умение выразительно читать стихотворения; слушать и понимать речь других учеников.

Оборудование урока:  

- мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация;

- учебник.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Используемые образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления, проблемно-поисковая, ИКТ.

Ход урока

                         

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

I. Организацион-ный момент

Цель - проверка готовности к уроку, приветствие.

II. Мотивирование к учебной деятельности

Цель – мобилизация, настрой на работу, целеполагание, мотивация к учебной деятельности.

На доске записана тема урока. Попробуйте определить его цель.

- Познакомиться с творчеством и биографией

И. С. Никитина;

- Научиться читать выразительно.

Умение самостоятельно ставить цель и прогнозировать этапы ее достижения.

Слайд 1.

III. Актуализация

Цель – выявить первичные представления учащихся о создании произведений различных видов искусства, создать творческое настроение.

- Красоту родной природы мы можем увидеть в произведениях композиторов и художников.

(Прослушивание музыкального произведения Э. Грига «Утро»)

- Какую картину вы представляли себе, слушая это произведение? Какое настроение оно создает? Как бы вы его назвали?

- Давайте посмотрим, как передали красоту утра известные русские художники.

Слайды картин:

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Н. П. Крымов «Утро».

В. Литвинов «Утро в Рябово».

И. И. Шишкин «Туманное утро» и др.

- Что общего у всех картин? Какое настроение создают? Какие краски используют художники? Почему?

- Какие инструменты использовали художники и музыканты, чтобы передать увиденное, настроение произведения? Чем отличаются созданные ими произведения?

- А как поэту или писателю передать красоту природу в своем произведении, в лирическом стихотворении? Какие средства используют они?

- А каким должно быть слово, чтобы мы смогли как можно ярче и точно представить себе то, что хочет передать поэт в своем произведении?

-Послушайте как описывает утро И. Тургенев в рассказе «Бежин луг».

Учитель зачитывает отрывок произведения.

-Удивительно прекрасное время суток – утро. Что-то есть в нём волшебное, таинственное. И счастлив тот, кому хотя бы раз посчастливилось встретить его на природе. Ведь самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день. В небе вспыхивает первый луч солнца – ночная тьма потихоньку прячется в ущелье гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окроплённой росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой – точно говорят мягким теням ночи. А приходилось ли вам встречать утро, рассвет? Что вы чувствовали? Что слышали?

 -Легко ли рисовать «словами»? Каким должен быть сам поэт? Должен ли он любить природу?

Прослушивание музыкального произведения.

Анализ

музыкального произведения

Анализ художественных произведений

(Художники – краски и кисти, холст, музыкант – музыкальный инструмент, звук. Картина – статична, мы можем ею любоваться, музыкальное произведение мы слушаем).

Поэт использует слово, а мы – воображение.

Прослушивании отрывка из рассказа.

Дети делятся своими наблюдениями и впечатлениями, выслушивают друг друга, дополняют.

 

Умение слушать музыкальное произведение.

Умение выражать мысли с достаточной полнотой и точностью, строить суждения на основе жизненного опыта.

Умение анализировать, находить сходство и отличия, точно и доказательно выражать свои мысли, умение описывать картину.

Умение формулировать свои мысли на основе жизненного опыта, передавать чувства и настроение. Умение слушать, дополнять.

Аудиозапись произведения Э. Грига «Утро»

Слайды 2-6.

IV.

Открытие нового знания

Зрительная гимнастика

Цель – учиться анализировать художественное произведения, опираясь на вопросы учителя.

Слайд – портрет И. С. Никитина.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта Иван Савича Никитина. Посмотрите на его портрет. Что можно сказать об этом человеке? Каким он был?

Рассказ учителя. Подготовка к первичному восприятию произведения.

- Каким же человеком был Никитин? Как он относился к русскому народу?

- О чем в основном его стихи? Почему писал именно о природе?

Первичное восприятие.

- Закройте глаза и постарайтесь представить себе чудесную картину раннего утра, когда природа только просыпается, оживает, постарайтесь услышать звуки пробуждающейся природы.

Аудиозапись прочтения стихотворения.

Проверка читательского восприятия.

- Какие картины вы представили, слушая стихотворение, какие чувства оно у вас вызвало?

- Какими чувствами проникнуто стихотворение?        

- Понравилось ли вам, как диктор читал стихотворение? Что именно понравилось в его чтении?

- Что значит читать выразительно? Что делает чтение выразительным?        

- Сегодня мы научимся читать это стихотворение выразительно и посмотрим, как с помощью выразительного чтения можно понять и передать чувства автора и пробуждение природы.

- Как поэт относится к природе?

Этот прием называется олицетворение.

-Как вы поняли, что такое «олицетворение»?

- Зачем поэт много слов и выражений употребил в переносном смысле?

Гимнастика для глаз – «Рисование картины»

Повторное чтение стихотворения учащимися, поиск олицетворения.

Работа над содержанием. Подготовка к выразительному чтению.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и карандашом отметьте те слова, которые вам непонятны.

Слайд: словарная работа (фронтально).

- Как мы должны читать это стихотворение?

- Как нарастает сила утра?

- Когда оживает природа?

- Где наибольший подъем, сила?

- Какие краски преобладают? Почему?

- Какие слова в тексте указывают на это?

- Какой цвет называют алым?

- Почему “кудри лозняка”?

- Что за белый пар по лугам расстилается?

- Почему автор называет воду зеркальной?

- С какой интонацией тогда мы должны прочитать эти строки?  Какие слова выделим?

- Почему камыш чуткий?

- Что такое безлюдье? Как вы понимаете вопрос?

- Что на тропинке? На траве?  Какой автор рисует траву? Росу?.)

- С какой интонацией мы должны прочитать эти строки? Тихо или громко?

Перечитайте первые восемь строчек. Опишите картину природы.

- Прочитайте следующие две строчки. Что изменилось в природе?

- Мы можем представить себе картину с пробуждающейся природой, а можем ли мы услышать звуки природы, которые сопровождают её пробуждение? Как? С помощью чего автор передает их?

- Найдите слова, позволяющие услышать звуки природы. Прочитайте их, что слышим?

- Прочитайте следующие четыре строчки, О чем они? Что происходит? Докажите.

- Что за колокольчик звенит?  Что это значит? Что ещё изменилось?

- Почему восток? Что значит горит – разгорается?

- Как мы должны прочитать эти слова?

- Какие слова выделим интонацией?

- Прочитайте следующие две строчки.

- Почему лес улыбается? Какое настроение возникает? Почему?

- Удалось ли передать тишину?

- Как изменилась природа?

- Прочитайте следующие четыре строчки. Как автор описывает восход солнца?

- Что значит “золотыми потоками хлынуло”?

- Какая будет интонация?

- Какой эпитет, определение подбирает автор?

- Почему золотой, а не желтый?

- Прочитайте следующие четыре строчки. Что представили?

- Пахарь? Какая у него работа?

- Почему же он поет? Какое у него настроение? Чему он радуется?

- Какие слова выделим интонацией?

- Прочитайте последние две строчки выразительно. Какие знаки стоят? Почему?

- Почему душа болит? Чему радуется пахарь?

 - Почему стихотворение заканчивается восклицательным предложением?

- Как выделим интонацией восклицательный знак? Прочитайте.

-  Почему так природа ждёт утра? Солнца? Всё живое и неживое в ожидании.

- С одинаковой ли интонацией надо читать начало и конец? Чем она будет отличаться?

 -  Нужно ли читать стихотворение громко. Перед рассветом стихает даже ветерок.

Самостоятельное прочтение.

Учитель дает задание подготовиться к выразительному чтению вслух.

Знакомство с биографией и творчеством

И. С. Никитина.

Прослушивание аудиозаписи.

Ответы детей.

Ответы детей

(Интонация, паузы, темп, громкость голоса, логические ударения)

Ответы детей. (Для поэта в стихотворении все живое: и ветер, и лес, и солнце. Все имеет душу, живет, дышит.)

- Перенесение свойства одушевленных предметов на неодушевлённые

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Работа в группах (дети находят олицетворения)

Перечитывают стихотворение, находят незнакомые слова.

Выясняют значение непонятных слов.

Ответы детей (Сначала спокойно, а потом торжественно, с восхищением, любуясь природой. По мере восхода солнца – усиливается голос.

С первыми лучами солнца начинается движение в природе. «Вот и солнце встает», «Золотыми потоками хлынуло».)

 

Перечитывают, делятся своими представлениями.

(- Тишина, восход солнца, природа пробуждается.)

Работа с текстом, нахождение звукописи. (- [C], [Ш] – шум, звон: бры[з]нут, [з]венит, ра[з]горается, [з]олотыми, [л]: колокольчик, хлынуло)

Читают несколько строчек.

Отвечают на вопросы.

Читают несколько строчек.

Отвечают на вопросы.

Читают несколько строчек.

Отвечают на вопросы.

Солнце – это жизнь, источник всех радостей, надежда на завтрашний день. Всё радуется солнцу.

(Два ученика читают стихотворение выразительно)

Не хотелось нарушать тишину, гармонию, т.к. человек – это частичка природы.

Умение составлять портрет писателя (поэта) на основании анализа его творчества и биографии.

Умение слушать, пользуясь воображением, представлять услышанное, прочитанное.

Умение отвечать на вопросы, выражать свои мысли и чувства, делиться опытом.

Умение расслабиться, отдохнуть.

Умение работать с текстом, добывать информацию. Умение сотрудничать.

Умение пользоваться толковым словарем.

Умение понимать метафоры, пользоваться воображением для их трактовки.

Умение использовать приемы выразительного чтения (интонацию, силу голоса, паузы и др.)

Умение работать с текстом, находить нужную информацию.

Слайд 7.

Слайд 8.

Аудиозапись прочтения  стихотворения.

Слайд 9.

V.

Первичное закрепление и  применение изученного

- Кому лучше удалось передать настроение, динамичность картины?

- Что не получилось? А что наоборот удалось?

- Можно ли сказать, что это стихи о Родине?

-  Представьте себя на месте поэта. Хотелось бы вам закричать во весь голос, запеть громко.

Можно попробовать дать прочитать стихотворение  под музыку хорошо подготовленному ученику.

Умение давать оценку деятельности товарища, доказательно строить свою речь. Коррекция , внесение необходимых дополнений.

Рефлексия учебной деятельности

-какие задачи ставили на урок?

-удалось решить поставленные задачи?

- с каким стихотворением сегодня познакомились?

-как поэт относится к своей Родине?

-какое настроение вызвало у вас стихотворение?

-что такое олицетворение? Для чего используется этот прием?

-где можно будет применить новые знания?

Ученики оценивают свою деятельность на уроке

Умение оценивать свою деятельность и результаты. Осознание качества и уровня освоения, соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом.

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения. Создание  иллюстрации к наиболее понравившейся части.

Иван Саввич Никитин

Утро

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается. 
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь - Безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. 
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая. 
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися. 
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися, 
Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...
А восток все горит-разгорается. 
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается. 
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло, 
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло. 
Едет пахарь с сохой, едет - песню поет;
По плечу молодцу все тяжелое... 
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!

16 ноября 1854, январь 1855

 

«Утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Всё стало видно, хотя смутно видно кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошёл бродить и порхать над землёю.

Уже полились вокруг по широкому мокрому лугу, по зазеленевшимся холмам, по длинной пыльной дороге, по сверкающим обагрённым кустам, по реке, стыдливо синевшей из-под редеющего тумана, - полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света. Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы: чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола.

И утро, казалось, начало от этого разгораться быстрее. Уже была видна нежнейшая алая гряда небольших облаков, что висела с ночи над всем лесным краем. Соловьиный гром нарастал. Заря открыла свои смутные дали. Тогда казалось, что на востоке, за частоколом лесных вершин лежит тихая и лучезарная страна, которой нет названия…Утро наступило.»                                  И. Тургенев «Бежин луг».

Лозняк – ивовый куст.

Ракита – ивовое дерево, растет по берегам рек.

Пахарь – человек, который пашет землю.

Соха – орудие труда, которым пашут землю.

Меркнут – гаснут.

Поток – движущаяся масса (масса солнечного света).

Шест – длинная палка.

В огне облака – красные от яркого света.

Белый пар – туман.

Зеркальная вода – чистая, прозрачная.

Дремлет камыш – не качается.

Кудри – густые ветки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...