В.Д. Берестов "Хитрые грибы"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Бадакина Ольга Сергеевна

Конспект урока литературного чтения по теме "В.Д. Берестов "Хитрые грибы" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_hitrye_griby.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:       В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

  - познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание;

Тема:       В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

  - познакомить учащихся со стихотворением  В. Берестова «Хитрые грибы» и  научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

 - учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

 - отрабатывать навыки выразительного чтения;

 - расширить знания о  грибах;

- учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

-  развивать память, речь, внимание;

-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование:  магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

        - Прозвенел  звонок весёлый,

          Он позвал ребят всех в класс.

         Скажем дружно: «Здравствуй, школа!

          Урок чтения у нас!

II. Проверка домашнего задания

 -Произведения какого  раздела учебника  мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения мы читали?

- Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и сейчас прочитают нам свои стихотворения ( 2-3 человека)

III. Речевая разминка

-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)

         Жёлтое солнце на землю глядит.

         Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .

         Жёлтые груши на ветках ….   .

        Жёлтые листья с деревьев … .

(следит,висят,летят)

-Прочитаем  медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает  с увеличением громкости

- 3 ряд читает  с ускорением

- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

- Один листочек упал с дерева ко мне.

-  А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Один листочек упал с дерева ко мне.

-  А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

- А тут ещё загадка для нас:

        И на горке, и под горкой,

        Под березой и под елкой,

        Хороводами и в ряд

        В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на  уроке чтения?

 (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

V. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

1) Первичное чтение,(с.77)

 (  читает подготовленный ученик)

2) Беседа

 – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

 – Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)

- Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

 – Кто знает, что такое энциклопедия?

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

 - Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

- Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов.

5. Сообщения учащихся (заранее приготовлены) 

- Некоторые ребята уже поработали дома с энциклопедией и приготовили небольшие сообщения о грибах (2-3 человека отвечают)

 Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.

Под землёй у гриба находится грибница- тонкие белые нити- грибница.а на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка. На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба-крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян.

 

- Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

- Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?

 

-Белый гриб, боровик (ученик рассказывает о грибе)

- А какие вы знаете необычные грибы?

Рассказ ученика о плазмодии(Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается ,перекатываясь с боку на бок.)

VI.Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

VII.Продолжение работы по теме урока

1.- Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).

- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»

- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.

-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).

-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.

- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные).

2.Работа в парах 

( у учащихся карточка, разрезанная на несколько частей, ученики складывают карточку, читают загадку, картинку располагают в нужную группу)

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

- Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?

 - На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

  1. Серые шляпки.

            Рябые ножки.

            Под березою растут.

            Как их зовут? (Подберезовик)

  1.   А этот красавец на белой ножке,

             Он в красной шляпке,

             На шляпке горошки. (Мухомор)

-  А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

3.   После дождика подружки

      Поселились на опушке.

      Шляпы разноцветные

     Самые заметные. (Сыроежки).

   

-   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

  1. На пеньке сидят братишки.

      Все - в веснушках шалунишки. 
     Эти дружные ребята называются ... 
(опята)

      5. Средь молодых сосенок

         В блестящей темной шапочке

         Растет грибок... (Масленок)

-   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

6. В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна! (Поганка)

7. В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

8 Ходят в рыженьких беретах,

осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... 
(лисички)

9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... 
(подосиновик)

10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... 
(волнушки)

11.Грозный, стройный пан-

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют …. (груздь)

- Назовите  съдобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

б) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

-  

-  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

 –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  

« хитрыми »?

 2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

3.Беседа.

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

-Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

5. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

6. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

 

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? 

VIII. Гимнастика для глаз

-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?

- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь:

1) Вращение – вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки;

2) Вертикали-горизонтали – не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами:

вверх-вниз (10 раз);

вправо-влево (10 раз);

3) Косые глаза – поднесите палец к переносице, посмотрите на него; теперь медленно отводите палец вдаль, продолжая следить за ним глазами;

4) расслабление – плотно закройте глаза, расслабьте лоб и подумайте о чем-нибудь приятном.

 8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)

-Прочтите выразительно это предложение.

в) Сравнение художественного текста и научного.

 – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а  какой-поэт?

Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

 – А чем они отличаются?

 (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

 Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

 – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

 Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение «  Хитрые   грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

 В. Берестов«Хитрые грибы»                                           «Грибы» (из энциклопедии)

 стихотворение   (есть  рифма)                                            проза

 художественное произведение                                          научный текст

 поэт                                                                                       учёный

 чувства, настроение                                                           факты, события

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

 

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

(выбирают грибок определённого цвета:

жёлтый -  у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;

зелёный -  я не  совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего  не получилось, было трудно.)

- (дети  выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.

- Я бы тоже оценила вашу работу высоко ( показывает смайлик), молодцы . Особенно активно работали: … .

- Урок окончен. Спасибо за работу.


-  воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование:  магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

        - Прозвенел  звонок весёлый,

          Он позвал ребят всех в класс.

         Скажем дружно: «Здравствуй, школа!

          Урок чтения у нас!

II. Проверка домашнего задания

 -Произведения какого  раздела учебника  мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

- Какие произведения мы читали?

- Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и сейчас прочитают нам свои стихотворения ( 2-3 человека)

III. Речевая разминка

-Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним текст стихотворения  недостающими словами

- Какие мы должны вставить слова? (такие, чтобы получилась рифма)

         Жёлтое солнце на землю глядит.

         Жёлтый подсолнух за солнцем ….   .

         Жёлтые груши на ветках ….   .

        Жёлтые листья с деревьев … .

(следит,висят,летят)

-Прочитаем  медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает  с увеличением громкости

- 3 ряд читает  с ускорением

- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

- Один листочек упал с дерева ко мне.

-  А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

IV.Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Один листочек упал с дерева ко мне.

-  А на нём вопрос: «О каком осеннем явлении природы говорится в последней строке стихотворения? (листопад)

- Чем ещё хороша осень?(созревают овощи, фрукты, в лесу много грибов)

- А тут ещё загадка для нас:

        И на горке, и под горкой,

        Под березой и под елкой,

        Хороводами и в ряд

        В шапках молодцы стоят. (Грибы)

- Как вы думаете,  о чём пойдёт речь сегодня  на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и чему будем учиться на  уроке чтения?

 (Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, делать выводы)

V. Изучение нового материала

а) Работа с текстом «Грибы», с.77

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в учебнике на с. 77

1) Первичное чтение,(с.77)

 (  читает подготовленный ученик)

2) Беседа

 – Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос? ( Грибы – это не растения и не животные.)

 – Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы, которое так и называется грибы.)

3) Повторное чтение текста вслух (по цепочке)

- Прочитаем текст ещё раз по цепочке. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

О каких грибах говорится в этом тексте? (В тексте говорится о подберезовиках, подосиновиках, белом грибе, мухоморе.)

Дети, а кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

 – Кто знает, что такое энциклопедия?

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

 - Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

- В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

- Какая маленькая энциклопедия  помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

- Попробуйте сейчас быстро найти в нём материал о каком-то из грибов.

5. Сообщения учащихся (заранее приготовлены) 

- Некоторые ребята уже поработали дома с энциклопедией и приготовили небольшие сообщения о грибах (2-3 человека отвечают)

 Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева- тоже представитель грибного царства.

Под землёй у гриба находится грибница- тонкие белые нити- грибница.а на поверхности земли «плодовое тело»- шляпка и ножка. На шляпке у одних грибов слой трубочек. А у других пластинки. В трубочках созревают споры гриба-крошечные «живые пылинки». Они у грибов вместо семян.

 

- Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

- Какой гриб среди всех остальных считают королём грибов?

 

-Белый гриб, боровик (ученик рассказывает о грибе)

- А какие вы знаете необычные грибы?

Рассказ ученика о плазмодии(Гриб, напоминающий медузу, полупрозрачный. По лесу передвигается ,перекатываясь с боку на бок.)

VI.Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

VII.Продолжение работы по теме урока

1.- Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная – «+»).

- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»

- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к съедобным грибам.

-Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).

-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться несъедобными, ядовитыми.

- Незнакомые грибы не надо сбивать ногами (ими могут лечиться животные).

2.Работа в парах 

( у учащихся карточка, разрезанная на несколько частей, ученики складывают карточку, читают загадку, картинку располагают в нужную группу)

-  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в грибах.

- Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?

 - На какие две группы можно разделить грибы? (съедобные и несъедобные)

  1. Серые шляпки.

            Рябые ножки.

            Под березою растут.

            Как их зовут? (Подберезовик)

  1.   А этот красавец на белой ножке,

             Он в красной шляпке,

             На шляпке горошки. (Мухомор)

-  А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

3.   После дождика подружки

      Поселились на опушке.

      Шляпы разноцветные

     Самые заметные. (Сыроежки).

   

-   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

-   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

  1. На пеньке сидят братишки.

      Все - в веснушках шалунишки. 
     Эти дружные ребята называются ... 
(опята)

      5. Средь молодых сосенок

         В блестящей темной шапочке

         Растет грибок... (Масленок)

-   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

6. В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна! (Поганка)

7. В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

8 Ходят в рыженьких беретах,

осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ... 
(лисички)

9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. 
Меня увидишь за версту - зовусь я – ... 
(подосиновик)

10. В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
В день осенний на опушке как красивы, вы ... 
(волнушки)

11.Грозный, стройный пан-

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют …. (груздь)

- Назовите  съдобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

б) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

-  

-  Кто из вас любит собирать грибы?

-  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

 –А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем  Берестовым , отправившимся в лес за  грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название стихотворения В.  Берестова , которое мы будем читать.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом стихотворении, почему автор называет  грибы  

« хитрыми »?

 2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

3.Беседа.

- Верны ли были ваши предположения?  Почему автор назвал  грибы  « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

-Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

5. Чтение вслух

- Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

6. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

 

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной? 

VIII. Гимнастика для глаз

-Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?

- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь:

1) Вращение – вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а потом против часовой стрелки;

2) Вертикали-горизонтали – не поворачивая головы, интенсивно двигайте глазами:

вверх-вниз (10 раз);

вправо-влево (10 раз);

3) Косые глаза – поднесите палец к переносице, посмотрите на него; теперь медленно отводите палец вдаль, продолжая следить за ним глазами;

4) расслабление – плотно закройте глаза, расслабьте лоб и подумайте о чем-нибудь приятном.

 8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-то)

-Прочтите выразительно это предложение.

в) Сравнение художественного текста и научного.

 – Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а  какой-поэт?

Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

 – А чем они отличаются?

 (Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

 Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

 – Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

 Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение «  Хитрые   грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

 В. Берестов«Хитрые грибы»                                           «Грибы» (из энциклопедии)

 стихотворение   (есть  рифма)                                            проза

 художественное произведение                                          научный текст

 поэт                                                                                       учёный

 чувства, настроение                                                           факты, события

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

 

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

- Чему был посвящён наш урок?

- Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

(выбирают грибок определённого цвета:

жёлтый -  у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен;

зелёный -  я не  совсем понял материал, иногда испытывал трудности, читал не очень хорошо;

красный- у меня ничего  не получилось, было трудно.)

- (дети  выбирают и приклеивают к корзине свои грибки)

- Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим , какой урожай грибов набрали.

- Я бы тоже оценила вашу работу высоко ( показывает смайлик), молодцы . Особенно активно работали: … .

- Урок окончен. Спасибо за работу.


Урок 26 – на 08 октября 2018 г.

Тема: Что такое синонимы?

УМК: «Школа России»

Класс: 2 «б»

Цели: познакомить с термином синоним; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать оттенки значений синонимов; аргументирован но отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: «О чём говорят синонимы», «Определение синонимов», «Роль синонимов» раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся

Друзья мои, я очень рада
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?

Девиз: Не страшны нам любые испытания,

Вперёд друзья откроем новые знания!

Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы будем …… работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

Желаю вам на уроке удачи.

- А тему урока мы сформулируем немного позже.

II. Актуализация знаний

1. Каллиграфическая минутка

- Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,

Покрутили, покружили

Потянули, потянули (вверх) И открыли!

- Сегодня мы пишем буквы И, и

И и

- Назовите элементы букв.

- Пропишите половину сроки заглавную букву, на второй половине – строчную букву.

- Дайте характеристику звука, которая обозначается буквой и.

- Когда при письме мы используем заглавную букву И, когда строчную и?

2. Орфографическая минутка

(работа по индивидуальным карточкам)

Пришла поздняя осень в лесу стало скучно и холодно птицы улетели в тёплые страны.

Определите, сколько предложений в тексте. Исправьте в тексте ошибки, правильно оформляя начало и конец предложений.

— В предложениях подчеркните основу.

Какое слово употреблено здесь в переносном значении? (Пришла.)

III. Самоопределение к деятельности

Прочитайте еще раз первое предложение.

- Каким словом можно заменить слово пришла? (Наступила, настала, началась.)

- Как вы думаете, а у подобранных вами слов наступила, началась, пришла близкие значения?

- Может быть кто-нибудь слышал или знает, как называются близкие по значению слова?

- Какова же тема урока?

- Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкие лексические значения.

Прочитайте слово и узнаете, как же называются такие слова.

ЫМИНОНИС (синонимы)

IV. Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 52, прочитайте тему урока.

- Прочитайте сообщение Мудрой совы и узнаете, что такое синонимы?

- Кто уже может ответить на этот вопрос? (Синонимы — это слова с близким лексическим значением.)

Упр. 66 (с. 52).

— Прочитайте. Какие слова обозначают одно и то же? (Родник, ключ.)

Одинаково или по-разному они произносятся? (По-разному.)

Запишите слова ключ, родник, источник.

- Эти слова разные по написанию? А по значению? (по написанию разные, но близкие по смыслу)

- Как называются такие слова? (синонимами).

- Так какие слова мы записали? (Мы записали синонимы).

Повторите это слово хором. Посмотрите, как записать его грамотно. (карточка со словом синонимы)

В русском языке существует словарь синонимов. (Учитель показывает словарь.)

У нас в учебнике словарь синонимов есть на с. 141. Откройте его, посмотрите, какие слова в нем записаны.

V. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Повернулись, ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать и читать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка

VI. Закрепление изученного материала

Упр. 67 (с. 53).

— Объясните значение выделенных слов. (Родина место, где человек родился; мир — отсутствие войны; ловкий обладающий физической сноровкой; разговаривать общаться с кем-либо.)

— Выполните письменное задание. (Дети списывают любую группу слов.)

Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

Упр. 68 (с. 53).

— Являются ли слова каждой пары синонимами? (Да. Это слова разные по написанию, но близкие по смыслу.)

Синонимы близки по смыслу, но все же немного отличаются друг от друга по значению. Назовите отличия в лексическом значении слов каждой пары. (Рисунок — это то, что нарисовали; узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней; мчаться — очень быстро бежать; алый — ярко-красный цвет.)

Упр. 69 (с. 53).

Отгадав загадку, узнаете, с каким словарным словом мы познакомимся.

Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

— Прочитайте стихотворение. Какой вы представили себе осинку? (Мерзнущую, ей очень холодно.)

— Как автор это показал? (Он использовал синонимы зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

— Прочитайте стихотворение еще раз и представьте картину, описанную Ириной Токмаковой.

Почему осину автор называет осинкой? (Это ласковое слово, автор жалеет её.)

Кто видел, как осинка дрожит на ветру? (У осинки длинный черенок у листа, и от небольшого ветра она дрожит, трепещет.)

— Какие слова говорят о том, что она сильно мерзнет? (Стынет на солнышке и в жару.)

— Прочитайте стихотворение так, как оно записано, — орфографически.

Какие знакомые орфограммы встретились?

Проговорите стихотворение соседу и послушайте его.

А теперь проговорим стихотворение хором.

Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните синонимы. (Проверка. Взаимопроверка.)

Оцените товарища при помощи кружков разного цвета:

«зелёный кружок» — молодец, все написал правильно.

«синий кружок» — есть перестановка слов или 1—2 ошибки.

«красный кружок» — много ошибок, будь внимательнее.

VII. Рефлексия Карточка

1.Найди пары синонимов. Поставь

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый

2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой - _____________; косолапый - _________________;

серый - _____________; сохатый - ___________________.

3. Допиши предложения:

Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются______________________.

(Самопроверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью разноцветных кружков)

VIII. Подведение итогов урока

- Какой новый термин узнали на уроке? (Синонимы.)

- Какие слова называют синонимами? (Разные по написанию и близкие по смыслу.)

- Для чего нужно знать и употреблять в речи синонимы? (Речь становится более точной, эмоциональной.)

Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

Выставление и аргументация отметок за урок

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

- Спасибо за урок.

Домашнее задание

Упр. 70 (с. 54), с. 54 – выучить правило.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

Конспект урока: "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов.

Конспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий в образовании:  «Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные...

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.

Презентация к уроку "Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы" в 3 классе по окружающему миру....

Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме: "Грибы. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы" УМК "Начальная школа 21 века"

Данный урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения. В нём используются проблемные вопросы, ситуации, побуждающий диалог. Проблемно-диалогическое обучение является средством для фор...