Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Никитенко Нина Сергеевна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx67.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, ООП НОО МБОУ Березовской СОШ №1, с учётом авторской программы по литературному чтению для 1-4 классов (авторы: Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова) по УМК «Школа России».

В учебном плане МБОУ Березовской СОШ №1 на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1 классе отводится 4 часа в неделю - 132 часа в год (33 учебные недели), во 2-4 классах по 4 часа в неделю соответственно (34 учебные недели), всего 540 часов.

 Контроль достижения планируемых результатов обучения по учебному предмету «Литературное чтение» будет осуществляться в рамках текущей и промежуточной аттестации обучающихся. Форма промежуточной аттестации контрольная работа, будут использованы контрольно – измерительные материалы согласно Приложения1.

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»:

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
  • домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
  • находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.

По окончании 3 класса учащиеся должны:

  • — бегло, выразительно читать текст;
  • — выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70 слов в минуту);
  • — улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • — составлять план прочитанного произведения и краткий пересказ его содержания;
  • — устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • — описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
  • — самостоятельно знакомиться с книгой, опираясь на фамилию автора, название книги и иллюстрации к ней;
  • — научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку.
  • — уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чём продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • — давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

№ п/п

Наименование раздела/темы

Содержание

Основные виды учебной

деятельности

1

Вводный урок по курсу литературного чтения - 1ч

Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

2

Устное народное творчество. (17ч)

Докучные        сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Интонировать предложения на основе знаков препинания. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства

 Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Пересказывать произведение кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий) Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения

3

Поэтическая тетрадь 1  -  10 ч

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»;

2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

4

Великие русские писатели — 27 ч

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Выразительное чтение стихотворения, заучивание наизусть

5

Литературные сказки. (10 ч)

1. Д. Н. Мамин - Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»;

3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Творческий пересказ

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

6

Были-небылицы. (11 ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»;

2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»;

3. А. И. Куприн. «Слон».

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

7

Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)

. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»;

2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;

3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

8

Люби всё живое. (17 ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»;

2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»;

3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;

4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»;

5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»;

6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»;

7. В. П. Астафьев. «Капалуха»;

8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

9

Поэтическая тетрадь 3 (10 ч)

. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;

2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»;

3. С. В. Михалков. «Если...»;

4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

- определять последовательность действий для решения предметной задачи;

-        осуществлять простейшее планирование своей работы;

-        создавать текст-описание проведенных наблюдений

10

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (16 ч)

. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;

2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»;

3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»;

4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»;

5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения.

11

Зарубежная литература. (8 ч)

«Храбрый

Персей»
 Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно.

Формы организации учебных занятий

       Основной формой учебных занятий на уроках математики является урок. В рамках учебного предмета будут проводится: урок открытия новых знаний, урок рефлексия, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля, самостоятельные работы, контрольные работы, проектная деятельность.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Количество часов

Дата

Вводный урок по курсу литературного чтения - 1ч

Введение. Знакомство с учебником.

1

                Устное народное творчество. (17ч)

Знакомство с названием раздела.

1

В мире книг.

1

Русские народные песни.

1

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

1

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».

1

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».

1

Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк».

1

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

Русская народная сказка «Сивка – Бурка».

1

Внеклассное чтение. В гостях у русской народной сказки.

1

Проект: Сочиняем волшебную сказку.

1

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1

Проверочная работа по разделу «Устное народное творчество».

1

Поэтическая тетрадь 1  -  10 ч

Знакомство с названием раздела. Как научиться читать стихи.

1

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение — миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...».

1

И.С. Никитин «Встреча зимы».

1

И.З. Суриков «Детство».

1

И.З. Суриков «Детство».

1

И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над морем…».

1

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

Контрольный тест по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

1

Великие русские писатели — 27 ч

Знакомство с названием раздела. А.С. Пушкин – великий русский писатель.

1

А.С. Пушкин. Отрывки из романа «Евгений Онегин».

1

А. С. Пушкин «Зимнее утро».

1

А.С. Пушкин «Зимний вечер».

1

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

И. А. Крылов – великий русский баснописец.

1

Басня как жанр литературы.

1

И.А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки».

1

И.А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица».

1

М.Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт.

1

М. Ю. Лермонтов «Утес».

1

М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1

Л.Н. Толстой – великий русский писатель. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя).

1

«Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя).

1

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой «Котёнок», «Два товарища».

1

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» (текст-описание).

1

Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» (текст-рассуждение).

1

Л.Н.  Толстой «Акула».

1

Л.Н.  Толстой «Акула».  Обучение пересказу: подробному и выборочному.

1

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

Внеклассное чтение. Страницами сказок А.С. Пушкина.

1

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».  Проверка техники осмысленного чтения.

1

Контрольный тест по разделу «Великие русские  писатели».

1

        Литературные сказки. (10 ч)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

1

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».     

1

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».    

1

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Тест.

1

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

Проверка техники чтения.

1

Были-небылицы. (11 ч)

Знакомство с названием раздела.  В мире книг.

1

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

А. И. Куприн «Слон».

1

А. И. Куприн «Слон».

1

А. И. Куприн «Слон».

1

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы».

1

Контрольный тест по разделу «Были-небылицы».

1

Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)

Знакомство с названием раздела.  В мире книг. Как выучить стихотворение наизусть.

1

Саша Черный «Воробей», «Что ты тискаешь утенка?».

1

Саша Черный «Слон».

1

 А.А. Блок «Сны».

1

А.А. Блок «Ворона».

1

М.Пришвин «Моя Родина».

1

С.А. Есенин «Черёмуха».

1

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 2».

1

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

Люби всё живое. (17 ч)

 Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…».

1

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится…».

1

Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…».

1

В.П. Астафьев «Капалуха».

1

В.П. Астафьев «Капалуха».

1

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

Б. С. Житков «Про обезьянку».

1

Внеклассное чтение. В.В. Бианки «Кто чем поёт?», «Мышонок Пик» .

1

Урок-конференция «Земля – наш дом родной» (по разделу «Люби живое»).

1

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

1

Проверочная работа по разделу «Люби живое».

1

Поэтическая тетрадь 3 (10 ч)

Знакомство с названием раздела. В мире книг. Проект «Праздник поэзии».

1

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...».

1

А. Л. Барто «Разлука».

1

А. Л. Барто «В театре».

1

С. В. Михалков «Если».       

1

М.Дружинина «Мамочка-мамуля!...», Т.Бокова «Родина – слово большое, большое!...».

1

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 3».

1

Контрольный тест по разделу «Поэтическая тетрадь 3».

1

Проект «Праздник поэзии».

1

          Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (16 ч)

Знакомство с названием раздела.  В мире книг.

1

Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

1

Б. Шергин «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок».

1

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

Н.Н. Носов «Телефон».

1

Внеклассное чтение. Н.Н.Носов «Заплатка», «Затейники», «Витя Малеев в школе и дома».

1

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1

А. П. Платонов «Цветок на земле».

1

Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью.

1

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

Контрольный тест по разделу.

1

Промежуточная аттестация в форме проверки читательской грамотности.

1

Зарубежная литература. (8 ч)

Знакомство с названием раздела. В мире книг.

1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Внеклассное чтение.  Г.Х Андерсен «Дюймовочка».

1

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». «Брейн-ринг» .

1

Проверка техники чтения.

1

Итоговый урок.

1


        

Приложение 1

СПЕЦИФИКАЦИЯ

промежуточной итоговой аттестации

по литературному чтению 3 класс

          Содержание и структура проверочной работы определяются на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования  и содержания учебников «Литературное чтение» 3 класс, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.

         Цель работы: определение уровня осознанности чтения у учащихся в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий

         Форма работы: итоговая контрольная работа

        Время выполнения: 40 минут.

        Структура и содержание работы:

Итоговая контрольная работа  по литературному чтению представлена двумя вариантами.

Каждый вариант  работы состоит из 13 заданий.

Задания с 1 по 10- базового уровня; 11, 12 и 13 задания - повышенного уровня.

В данной работе используются задания:

- задания с выбором одного верного ответа из нескольких предложенных

- задания на установление соответствия

Используются следующие условные обозначения:

Уровни сложности заданий: Б – базовый, П – повышенный.

Проверяемые требования

(умения)

Блоки НОО

выпускник научится/

получит возможность научиться

Уровень

сложности

(базовый

повышенный)

Макси–

мальный

балл за

выполнение

задания

Примерное

время

выполнения

задания

учащимся

(в минутах)

Оценивается скорость чтения текста «про себя» или шёпотом.

10 минут

1.

Умение определять тему и подтемы (микротемы) текста

Виды речевой и читательской деятельности

(выделять не только главную, но и избыточную информацию; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; оформлять свою мысль в речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос)

Б

1

1 минута

2.

Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

Б

1

1 минута

3.

Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

Б

1

2 минуты

4.

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую

Б

1

2 минуты

5.

Умение пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас

Б

1

2 минуты

6.

Умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Б

1

2 минуты

7.

Умение формулировать простые выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод

Б

1

2 минуты

8.

Умение сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров

Литературоведческая пропедевтика(сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий и средств художественной выразительности ;

создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Б

1

2 минуты

9.

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую

Виды речевой и читательской деятельности

(выделять не только главную, но и избыточную информацию; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение; определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам; оформлять свою мысль в речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос)

Б

1

2 минуты

10.

Умение отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде)

Б

1

3 минуты

11.*

Умение делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план

П

2

3 минуты

12.*

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде, устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую

П

1

3 минуты

13.*

Умение создавать текст на основе интерпретации художественного произведения

Творческая деятельность

(создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).

П

2

5 минут

                                                                Ключ ответов

Номер задания

Правильный ответ В-1

Правильный ответ В-2

Базовый уровень

1

2

2

2

4

4

3

3

4

4

2

3

5

2

2

6

1

3

7

3

2

8

2

3

9

... кормил её сытно

до самой смерти

... а там увидим, что

с ним делать.-

10

Я привяжу её тебе за хвост,

так ты полегоньку и стащишь её

в свою пещеру и преспокойно

там уберёшь

Маленький медвежонок погибнет,

если не найдётся кто-то, кто по-

заботится о нём

Повышенный уровень

11

4312

3412

12

Свободный ответ

Свободный ответ

13

Свободный ответ

Свободный ответ

Критерии оценивания:

13-15 баллов – «5»       9 -12 баллов – «4»     6 - 8 баллов – «3»        5 и менее баллов – «2»

Ф.И.О.______________________________________________________________

1 вариант

Лис и лошадь

У одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел её больше кормить и сказал: «Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя ещё настолько сильной, что приведёшь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни», —и выгнал её в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды. Тут повстречался с нею лис и сказал: «Чего ты так голову повесила да бродишь тут одинёшенька?» — «Ах, — отвечала лошадь, — на свете так ведётся, что скупость и верность не могут ужиться в одном доме: мой господин забыл, сколько я ему услуг оказывала в течение моей долгой службы, и вот из-за того, что я теперь не могу так же хорошо пахать, как прежде, он мне и корму давать не хочет и выгнал меня из стойла». — «Даже ничем и не утешил?» — спросил лис. «Плохое было утешение: он сказал, что если хватит у меня силы к нему льва привести, так он меня держать не прочь, да ведь он же знает, что я этого не могу сделать». — «Ну, так я же тебе берусь помочь, — сказал лис. — Ложись здесь, вытянись и не шевелись, словно бы мёртвая».

Лошадь выполнила всё, что ей лис приказал, а тот отправился к пещере льва недалеко оттуда и сказал: «Тут неподалёку лежит дохлая лошадь, пойдём-ка вместе — тебе там есть чем полакомиться».

Лев пошёл с ним, и когда они подошли к лошади, лис стал говорить льву: «Здесь тебе кушать её не так удобно будет. Знаешь ли что? Я привяжу её к тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру и преспокойно там уберёшь». Льву совет понравился; он и дал к себе привязать лошадь. А лис крепко-накрепко связал льву задние ноги хвостом лошади, так что их никак и отцепить было невозможно.

Закончив это дело, лис похлопал лошадь по загривку и сказал: «Ну, тащи. Саврасый, тащи!»

Тут лошадь разом вскочила на ноги и поволокла за собою льва. Лев стал рычать так, что птицы изо всего леса улетели, но лошадь, не обращая на это внимания, тащила да тащила его через поле к дому своего господина. Увидев это, хозяин и одумался, и сказал лошади: «Оставайся у меня», — и кормил её сытно до самой смерти.

(Братья Гримм, пер. П. Н. Полевого)

1. Назови главных героев.

1) лев                                 2) лошадь и лис                

3) хозяин                           4) лис

2. Почему хозяин выгнал лошадь?

1) лошадь стала некрасивой                       2) ему было жалко еды для лошади

3) хозяин решил завести новую лошадь   4) лошадь стала старой

3. Зачем лошадь пошла в лес?

1) искать питание                                        2) жить в лесу

3) искать защиты от непогоды                   4) искать помощи у лиса

4. Что предложил лис лошади?

1) обмануть льва                                         2) притвориться мёртвой

3) обмануть хозяина                                   4) не переживать

5. Что означает выделенное слово в предложении?

Я привяжу её к тебе за хвост, так ты полегоньку и стащишь её в свою пещеру и преспокойно там уберёшь.

1) закопаешь         2) спрячешь         3) съешь   4) разделаешь

6. Каким описан лев в произведении?

1) доверчивым               2) беззаботным

 3) злым                          4) жадным

7. Какая черта характера толкнула хозяина на такой поступок?

1) злость        2) неряшливость         3) скупость          4) нелюбовь к животным

8. К какому жанру относится это произведение?

1) басня          2) рассказ     3) сказка             4) быль

9. Продолжи предложение:

Увидев это, хозяин и одумался, и сказал лошади: «Оставайся у меня», — и ________________________________________________________________

10. Выпиши предложение, в котором сказано о том, как лис предложил льву перевезти лошадь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.* Восстанови последовательность событий в тексте.

1) хитрая задумка лиса

2) возвращение лошади в хозяйский дом

3) встреча лошади с лисом

4) разговор хозяина с лошадью

_________________________________

12.* Объясни, почему это произведение нельзя назвать рассказом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.* Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3 предложения).

Понравилась ли тебе эта сказка? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф. И.________________________________________________________________

2 вариант

                                                       Медведко.

                                                      (отрывок)

— Барин, хотите вы взять медвежонка? — предлагал мне мой кучер Андрей.

— А где он?

— Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

— Зачем же соседи отдают, если он славный?

— Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать.

Сказано — сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки. За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью.

(Д. Н. Мамин-Сибиряк)



1. Сколько персонажей в произведении?

1) один                2) три    

3) четыре            4) два

2. Кто предложил автору взять медвежонка?

1) соседи              2) ребятишки                 3) охотники         4) Андрей

3. Где происходили описанные автором события?

1) в Сибири           2) на Кавказе

3) в Москве           4) на Урале

4.Почему автор решил взять медвежонка?

1) автор изучал жизнь медведей             2) автор любил медведей

3) квартира была большая                       4) медвежонок был не больше рукавицы

5. Что обозначает выделенное в предложении слово?

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей.

1) носили поочерёдно                              2) принесли много всего

3) взяли без спросу                                   4) еле принесли

6. Из того, что автор взял медвежонка, следует, что он:

1) безразличен к нему                              2) хочет отдать его в зоопарк

3) заинтересован в его судьбе, хочет помочь выжить 4) хочет отдать его в цирк

7. О чём этот отрывок?

1) о гимназистах                2) о судьбе медвежонка

3) о природе                       4) об охотниках

8. К какому жанру можно отнести это произведение?

1) быль                               2) сказка

3) рассказ                           4) басня

9. Продолжи предложение:

Пусть поживёт, ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Запиши, какова главная мысль текста.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. * Восстанови план к тексту.

1) Как у себя дома.

2) Комичный медвежонок.

3) Интересное предложение Андрея.

4) Необычный новосёл.

____________________________________________

12.* Какие произведения о животных ты уже читал?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.* Сформулируй и запиши ответ на вопрос (3 предложения).

Как ты думаешь, почему соседи так быстро передарили медвежонка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....