Л.Толстой "Два брата"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

конспект урока по литературному чтению по теме Л.Толстой "Два брата" с применением технологии развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 класс

Программа «Школа 2100»

Тема урока: Лев Толстой. Сказка «Два брата»

Технология ТРКМ (технология развития критического мышления)

Приемы:

-«Ключевые слова»,

- «Чтение с остановками»,

- «Вопросы/Ромашка Блума».

Форма работы: индивидуально - групповая

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со сказкой Л. Н. Толстого «Два брата»;
  2. Стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.

Задачи :

1. Образовательные:

  • работать над приёмами понимания текста;
  • работать над лексико-грамматическим строем языка;
  • работать над формированием умений и навыков владения видами речевой деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать интерес к книге;
  • развивать основные психические процессы.

3. Воспитывающие:

  • создание комфортных условий на уроке;
  • воспитывать любовь к книге;
  • воспитывать самостоятельного читателя;
  • воспитывать духовную и душевную потребность в чтении.

Оборудование:

1.текст  для самостоятельного чтения,

2. « ключевые слова»,

3.презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Урок литературного чтения. Проверьте вашу готовность к уроку.

 II. Стадия вызова.

1.Вопросы для обсуждения:

- Что такое сказка?

- Чем сказка отличается от рассказа?

- Объясните смысл высказывания: «Сказка - ложь, да в ней намек...»

-Приведите примеры.

2.Следующее задание нам предстоит выполнить в группах.

 - Составьте сказку по ключевым словам:

- два брата,

- путешествовать,

-камень,

- река,

- медведица с медвежатами,

- дом,

-счастье.

Учащиеся, используя ключевые слова, собственный опыт в группах или в парах придумывают свою сказку.

Например:

Жили-были два брата. Надоело им дома сидеть и пошли они путешествовать по свету. На развилке дорог увидели большой камень, где было написано: «Если хочешь счастье найти, выбери одну из двух дорог: направо пойдешь - глубокая река встретится, налево - медведица с медвежатами». Заспорили братья, куда идти. Младший говорит: «Я хорошо плаваю, мне никакая река нипочем, ничто меня не остановит на пути к счастью». Старший отвечает: «А я всегда силой славился; если медведица встретится, обязательно справлюсь с ней и счастье свое найду».

Разошлись братья в разные стороны. Встретилась на пути младшего брата бурная река, стал он искать на берегу лодку, чтобы переплыть, но не нашел и бросился в бурную реку. Долго боролся он с течением, наконец, обессилевший, мысленно попрощался со своим братом и приготовился умирать. Но вдруг мелькнул в воде большой рыбий хвост, ухватился младший брат за него изо всех сил, рыба взмахнула хвостом и выбросила юношу на берег. Поблагодарил он рыбу за спасение, а та выбросилась на берег и превратилась в прекрасную девушку. Понял младший брат, что нашел свое счастье.

А старший брат пошел по другой дорожке, которая его в лес привела. Встретилась ему на пути разъяренная медведица. Хотел было старший брат убить медведицу, но медвежат пожалел. Подумал он, что не будет счастья, если маленькие медвежата без матери останутся, и повернул назад. Вернулся он в родительский дом, женился и был счастлив в своей семье.

Затем учащиеся представляют свои сказки.

- Как вы назовете свою сказку? Почему?

III. Объявление темы урока.

Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой «Два брата», которую написал  Л.Н.Толстой.

- Что вам известно об этом писателе?

- Возьмите из синей папки текст для самостоятельного чтения и прочитайте  его. Расскажите, о ком вы прочитали?

-  Какую новую информацию о писателе вы узнали?

        IV.Стадия осмысления

«Хотите узнать, о чем сказка «Два брата», которую написал Лев Толстой?»

Прочитайте первую часть сказки.

1-я часть

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали - подле них лежит камень, и на камне что-то написано. Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдет тот камень, тот пускай идет прямо в лес на восход солнца. К лесу придет  река: пускай плывет через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом и в доме том найдешь счастье».

  • Есть ли общее в вашей сказке и сказке великого писателя?
  • О чем говорит надпись на камне?
  • Что необычного в этой надписи?
  • Попробуйте предположить, что произойдет дальше.

2-я часть

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

- Давай переплывем эту реку. Пойдем вместе. Может быть, мы донесем медвежат до дому и вместе найдем счастье.

Тогда старший сказал:

- Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не советую. Первое дело: никто не знает - правда ли написана на этом камне: может быть, все это написано на смех. Да, может быть, мы и не так разобрали. Второе: если и правда написана — пойдем мы в лес, придет ночь, мы не попадем на реку и заблудимся. Да если и найдем реку, как мы переплывем ее? Может быть, она быстра и широка? Третье: если и переплывем реку  разве легкое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерет, и мы вместо счастья пропадем ни за что. Четвертое дело: если нам и удастся унести медвежат, мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: какое счастье мы найдем в этом доме? Может быть, нас там ждет такое счастье, какого нам вовсе не нужно.

  • Согласны ли вы с предположениями старшего брата? Почему?
  • Чего опасается старший брат?
  • Может ли быть «ненужное счастье»?
  • Что может ответить младший брат?
  • Как вы думаете, какова главная идея этой сказки?

3-я часть:

А меньшой сказал:

- По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И все написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся.

Второе дело: если мы не пойдем, кто-нибудь другой прочтет надпись на камне и найдет счастье, а мы останемся ни причем. Третье дело: не потрудиться да не поработать - ничто в свете не радует. Четвертое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

Тогда старший сказал:

- И пословица говорит: искать большего счастья - малое потерять. Да еще: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

- А я слыхал: волков бояться, в лес не ходить. Да еще: под лежачий камень вода не потечет. По мне, надо идти.

  • Оправдался ли ваш прогноз?
  • Как вы объясните смысл пословиц?
  • Что произойдет с героями дальше?

4-я часть

Меньшой брат пошел, а старший остался.

Как только меньшой брат вошел в лес, он напал на реку, переплыл ее и тут же на берегу увидел медведицу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на ropy. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли карету, повезли в город и сделали царем.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришел на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его. Тогда меньшой брат пошел опять странствовать и пришел к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато, ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

  • Сбылись ли ваши предположения?
  • Нашел младший брат свое счастье или нет?
  • Был ли счастлив старший брат?
  • Что могут сказать братья друг другу при встрече?

5-я часть

Старший брат и говорит:

- Вот и вышла моя правда: я все время жил тихо и хорошо, а ты хоть и был царем, зато много горя видел.

А меньшой сказал:

- Я не тужу, что пошел тогда в лес на гору: хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

  • В чем мудрость этой сказки, ее главная мысль (главный урок)?
  • Как вы думаете, кто из двух братьев прав?
  • В чем, по-вашему, счастье? Почему вы так считаете?

V.Стадия рефлексии

Попробуйте написать синквейн на тему «Счастье».

VI. Итог урока.

-Чему учились на уроке?

- Что нового вы узнали?

-Что понравилось на уроке?

-  Какое задание было сложно выполнить?

- Оцените работу вашей группы.

VII. Организованное окончание урока.

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

- Урок окончен.

Синквейн  на тему «Счастье»:

Счастье.

Разное, долгожданное.

Ожидаешь, ищешь, находишь.

Почему ты так быстротечно?

Мираж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Л. Н. Толстой "Два брата"

Урок литературного чтения (4 класс). Тема урока: Л.Н. Толстой "Два брата"(сказка).Представлена подробная разработка материала урока литературного чтения....

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения. Братья Гримм. "Бременские музыканты" (с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века". На изучение произведения отводится 2 часа. Это первый урок - знакомство с биографией авторов и сказкой....

Урок - обобщение по теме "О братьях наших меньших"

Урок - обобщение  по  теме  "О братьях  наших  меньших"  Презентация  к  уроку    литературного  чтения  во  2  классе. Обоб...

"Братья наши меньшие"

Классный час о собаках....

Дорогой сказок братьев Гримм

Презентация для начальных классов даёт представление о Братьях Гримм и их творчестве....

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Братья Гримм Сказка "Три брата"

Техннологическая карта урока с использованием ИКТ включает планируемые УУД, деятельность на уроке учителя и учеников (ФГОС)...