Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс)

Солгалова Ольга Александровна

Рабочая программа по литературному чтению для  класса составлена на основе авторской программы   Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. «Литературное чтение», учебно-методического комплекта «Школа России». Учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. М., Просвещение. (УМК «Школа России»). Ссодержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;

       Данная рабочая программа рассчитана на 4 учебных часа в неделю, что составляет   136 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ktp_chtenie_21-22_g.docx38.93 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для  класса составлена на основе авторской программы   Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. «Литературное чтение», учебно-методического комплекта «Школа России». Учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой. М., Просвещение. (УМК «Школа России»). Ссодержание УМК соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. Предметное содержание УМК соответствует возрасту обучающихся и отражает круг интересов школьников;

       Данная рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю, что составляет   102 часа в год.

Планируемые результаты

         Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-праздники, уроки- конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини- группе, паре;
  • читать в соответствии с целью чтения ( в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выбранный группой сверстников, предлагать свой индивидуальный план работы;
  • принимать замечания. Конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой с помощью значков “+”,  “  -”, “  ?”, накопительной системы баллов).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпритировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать ее из одного вида в другой;
  • владеть приемами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения;
  • находить в литературных произведениях сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом или  мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, урока;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для  русской и мировой литературы;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров  (летописи, былины, жития, сказки, рассказы, фантастического рассказа, лирического произведения).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения  в тексте, выражая свое отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, трудолюбия,справедливости); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы;  подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы  (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;  соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст, пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки); пересказывать текст от 3-его лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений;
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, ученых;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские.

Литературная пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основеавторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного предмета

Знакомство с учебником по литературному чтению (1 ч.)

Летописи, былины, сказания, жития (9ч.)

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».   Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»,    «И вспомнил Олег коня своего»,    «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы,  Проект: «Создание календаря исторических событий».

 «Чудесный мир классики» (18 ч.)

   А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. А.С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча», «Унылая пора! Очей очарование…»,   «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Ашик-Кериб» Турецкая сказка. «Дары Терека». Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. «Детство». А.П. Чехов. Жизнь и творчество. «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (7 ч.)

К. Ушинский. Четыре желания. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…», А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А. Баратынский «Весна, весна!Как воздух чист!..»,  «Где сладкий шёпот…». И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...». Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...». И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А.Бунина.

Литературные сказки (15 ч)

Типы текстов  Как работать с текстом. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час (8 ч)

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки». В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел». Сочиняем рассказ.

Страна детства (10 часов)

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».  К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками».  М.М. Зощенко «Елка».  М.И. Цветаева «Наши царства», «Бежит тропинка с бугорка».  С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Работа с текстом.

Природа и мы (8 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». С. Есенин «Лебёдушка». М.М. Пришвин «Выскочка». А.И. Куприн«Барбос и Жулька». В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Работа с текстом.

Родина (4 ч)

Книги о России. И.С. Никитин«Русь». С.Д. Дрожжин«Родине», А.В. Жигулин «О, Родина!» Песня защитников Бретской крепости. Проект-презентация «Родина»

Страна Фантазия ( 8ч)

Е. С. Велтистов«Приключения Электроника». Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Работа с текстом.

Зарубежная литература (14 ч)

Д. Свифт«Путешествие Гулливера».  Г. Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». Работа с текстом.

Календарно – тематическое планирование

Литературное чтение 4 класс (102 ч)  

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

1

Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению.

Летописи, былины, сказания, жития (9ч.)

2

Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки».              

3

«Три поездки Ильи Муромца»

4

«Три поездки Ильи Муромца»

5

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

6

«И вспомнил Олег коня своего»

7

«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы

8

Житие Сергия Радонежского.

9

Проект: «Создание календаря исторических событий».

10

 Входная контрольная работа. Обобщение по разделу» Летописи. Былины. Жития».

«Чудесный мир классики» (18 ч.)

11

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

12

А.С. Пушкин. Стихи. «Няне». «Туча», «Унылая пора! Очей очарование…»  

13

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

14

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

15

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

16

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

17

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

18

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Турецкая сказка.

19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Турецкая сказка.

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» Турецкая сказка.

21

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

22

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.

23

Л.Н. Толстой. «Детство».

24

Л.Н. Толстой. «Детство».

25

А.П. Чехов. Жизнь и творчество.

26

А.П. Чехов. «Мальчики».

27

А.П. Чехов. «Мальчики».

28

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

«Поэтическая тетрадь» (7 ч.)

29

К. Ушинский. Четыре желания. Как составить рассказ по картине.

30

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»

31

А.А. Фет   «Бабочка».

32

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

33

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

34

Н.А. Некрасов  «В зимние сумерки нянины сказки»

35

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. Проверим себя.

«Литературная сказка» (15 ч.)

36

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

37

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Как работать с текстом.

39

Типы текстов. Как работать с текстом.

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

43

 Полугодовая  контрольная работа. Работа с текстом

44

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

45

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

46

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

47

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

48

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

49

Работа с текстом. Проверим себя.

50

Работа с текстом. Проверим себя.

«Делу время – потехе час» (8 ч.)

51

Е.Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени».

52

Е.Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени».

53

Е.Л. Шварц  «Сказка о потерянном времени».

54

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

55

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

56

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

57

В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел».

58

Обобщение по разделу «Делу время - потехе час». Сочиняем рассказ.

«Страна детства» (10 ч.)

59

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

60

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

61

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

62

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

63

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

 64

М.М. Зощенко «Елка».

 65

М.М. Зощенко «Елка».

66

М.И. Цветаева «Наши царства». «Бежит тропинка с бугорка»

67

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

68

Обобщение по разделу «Страна детства». Работа с текстом.

«Природа и мы» (8 ч.)

69

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

70

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш».

71

С. Есенин «Лебёдушка»

72

М.М. Пришвин «Выскочка».

73

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

74

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

76

Обобщение по разделу «Природа и мы». Работа с текстом.

«Родина» (4 ч.)

77

Книги о России

78

И.С. Никитин «Русь».

79

С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина!». Песня защитников Бретской крепости

80

Проект-презентация «Родина»

«Страна Фантазия» (8 ч.)

81

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

82

Е.С. Велтистов«Приключения Электроника».

83

Е.С. Велтистов«Приключения Электроника».

84

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

85

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

86

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

87

Обобщение по разделу «Страна фантазия».

88

Работа с текстом. Промежуточная аттестация.

Зарубежная литература (14 ч)

89

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

90

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

91

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

92

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

93

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

94

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

96

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

97

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

98

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

99

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

100

Парад сказок

101

Проверим себя

102

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Литературное чтение"

программа "Гармония", автор О.В. Кубасова, 2 класс...

Рабочая программа. Литературное чтение для 2 класса. "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению расчитана на 3 часа в неделю (регион Татарстан). Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс

По системе Занкова Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»  для1 класса  составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс.

Автор программы Р.Н.Бунеев. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Литературное чтение 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе:- Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния (2009 ...

Рабочая программа Литературное чтение 1 класс Школа 2100

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа 2100 (обучение грамоте + лит.чтение)...

Рабочая программа "Литературное чтение" 1 класс

Рабочая программа на 2012-2013 уч.год по Литературному чтению. УМК "Школа России"Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание курса, требования к уровню подготовки о...