Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Шабанова Валентина Александровна

Рабочая программа по литературному чтению. 4 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

учебного курса «Литература. 4 класс»

Класс: 4 А

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы    2021/ 2022 гг.

Количество часов по учебному плану:

всего – 102 ч/год; 3ч/неделю

Программа рассчитана на базовый уровень обучения.

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальное общее образование, /[сост. Л.Ф.Климановой, «Литературное чтение» в 2-х частях], УМК «Школа России» М. «Просвещение» 2018 г.,(  авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой  :«Просвещение», 2018 ).

Учебник  Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Ф.Климановой, и др.; Под редакцией  Л.Ф.Климановой  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.

Рабочую программу составила Ф.И.О учителя

Шабанова Валентина Александровна,

высшая квалификационная категория.

 

                                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год разработана Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года,  авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ в соответствии  с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Обеспечена:

  1. Литературное чтение: учеб. Для 4 кл. нач. шк. в 2-х ч./[сост. Л.Ф.Климанова и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
  2. Аудиприложение на электронном носителе

2. Структура документа.     

 Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание  с  распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества контрольных работ, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки  обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

3.Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени.

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

4.Основные содержательные линии

Цели и задачи

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях  направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи:

- формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;

- развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;

Место предмета в учебном плане.

     Рабочая  программа  составлена  из расчета 3 часа в неделю, 102 часа за год.  

Формы занятий

Тип урока: комбинированный

Характерные  группы уроков

1.  Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок- эстафета,  урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).

2.  Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок - мозговая атака).

3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).

4. Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз).

5. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-диспут, урок-выставка).

8. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

РАЗДЕЛ II.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Раздел программы

Всего часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Летописи, былины, сказания, жития

8 час.

Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Герои произведения,

восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать жанр «летопись», «былина»,  произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

2

Чудесный мир классики

18 час.

Различные виды чтения. Выразительное

чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герой произведения, иллюстрация и ее роль

в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова,  Л.Толстого; название и основное содержание изученного произведения

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

3

Поэтическая тетрадь

15 час.

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с

музыкой и живописью. Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.  Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Декламация стихотворных произведений. Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н. Некрасова, И.Никитина, И. Бунина; названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках..

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст.

4

Литературные сказки

11 час.

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры:  народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.  Сравнение и сопоставление, различение жанров произведений.  Выразительное чтение, использование интонаций. Способ чтения: целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать творчество В.Одоевского, П.Бажова, С.Аксакова, названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.

Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему;  выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.

5

Делу время – потехе час

7 час.

Литературная сказка. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению. Выразительное чтение, использование интонаций. Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова.

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.

6

Страна детства

6 час.

Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.  Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг. Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывать доступный по объему текст.

7

Природа

и

мы

11 час.

Декламация стихотворных произведений.

Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале.

8

Родина

6 час.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных. Выражение личностного отношения к прослушанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод).

Знать: основное содержание текста.

Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;  делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию

9

Страна «Фантазия»

6 час

Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.

10

Литература зарубежных

стран.

14 час.

Произведения писателей зарубежных стран. Сходство русского фольклора с английским, американским, французским. Реальность и фантастика в сказках. Юмор в стихах. Выражение личного отношения к прочитанному. Аргументация своей позиции с привлечением текста прочитанному произведении.

Знать: творчество и произведения писателей зарубежных стран.

Уметь:  читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям;  различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.

Итого

102

час.

РАЗДЕЛ III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

В  программе представлено пять основных содержательных линий:

  1. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе.

Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

  1.  Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.).

1 полугодие - сознательное, правильное, достаточно беглое чтение целыми словами с использованием интонации, понимание смысла прочитанного. Темп чтения вслух – 80-90 слов.  Осознанное чтение про себя.

2 полугодие – беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдений всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи.  Темп чтения вслух – 90 слов.    Темп чтения про себя -140 слов (ориентировочно)

  1. Первоначальное литературное образование – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе.

Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

  1. Формирование умений читательской деятельности – характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

  1. Виды речевой деятельности – обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии.

Слушание (аудирование)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.

Чтение

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов, искажения окончаний, искажения ударений. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).

Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).

Говорение

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.). Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.

Письмо 

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера)

РАЗДЕЛ IV.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1)  формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2)  формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4)  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5)  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6)  овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;

7)  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10)  наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)  освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)  использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6)  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7)  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

8)  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

и составления текстов в устной и письменной формах;

9)  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10)  готовность слушать собеседника и вести  диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11)  умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4)  использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5)  умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6)  умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7)  умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности

научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8)  развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Планируемые результаты

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

В конце 4 класса обучающиеся должны знать:

• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).

 Обучающиеся должны уметь:

• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

•  передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;

•  использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);

  • составлять план к прочитанному;

• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

• определять тему и главную мысль произведения;

• озаглавливать иллюстрации и тексты;

• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

•  выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;  

• ставить вопросы к прочитанному;

• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

  Обучающиеся должны:

• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);

• принимать участие в конкурсах чтецов;

• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;

• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.  

Результаты обучения литературе в начальной школе представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  • уметь:
  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Формы контроля

  • устный выборочный опрос учащихся с целью проверки усвоения или учебного мастерства;
  • фронтальный опрос;
  • письменная проверка знаний и умение учеников всего класса;
  • тестирование

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета, критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самок

                                                                     

                                                                                         

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве 3 урока в неделю, всего 102 урока.

При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 102 уроков.

Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ТК

Тематический  контроль

ТС

Тестирование

КР

Контрольная работа

ИК

Итоговый контроль

ПР

Предварительный контроль

Тк

Текущий контроль

п/п

Дата

Тема урока

Количество часов

Вид контроля

План

Факт

Летописи, былины, сказания, жития 8 часов

1(1)

01.09

Знакомство с разделом «Летописи. Былины. Жития.»

с.4-5

1

ПР

2(2)

02.09

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»

с.6-9

1

Тк

3(3)

03.09

Поэтический текст былины в пересказе И. Карнауховой.

с. 9-11

1

Тк

4* (4)

08.09

Особенности построения летописи.Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»с.14-15

Урок- презентация

1

Тк

5(5)

19.09

Сравнение текста летописи и исторических источников

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» с.16-17

1

Тк

6(6)

10.09

Особенности житийной литературы Житие Сергия Радонежскогос.18-22

1

Тк

7(7)

15.09

Образ Сергия Радонежского с.23-25

Урок - погружение

1

Тк

8*(8)

16.09

Закрепление и систематизация знаний по разделу «Летописи. Былины.Жития»

1

Тк

Чудесный мир классики – 19 часов

9(1)

17.09

Знакомство с разделом «Чудесный мир классики»

1

Тк

10(2)

22.09

Знакомство с биографией А.С. Пушкина Отношение автора к герою. А. С. Пушкин «Няне» с.34-35

1

Тк

11(3)

23.09

Картины природы в произведениях А.С. Пушкина с.36-38

1

Тк

12(4)

24.09

Сравнение героев сказки. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.39-44

1

Тк

13(5)

29.09

Качества характера героев в сказке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

С.45-50

1

Тк

14 (6)

30.09

Отличие авторской сказки от народной. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.51-57

1

ТК

15 (7)

01.10

Нравственный смысл сказки «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» с.39 -57

1

Тс

16*(8)

06.10

Библиотечный урок по сказкам А.С. Пушкина Урок-путешествие

1

Тк

17 (9)

07.10

Знакомство с биографией  М.Ю.Лермонтова.с.60

1

Тк

18 (10)

08.10

Сравнение мотивов русской и турецкой сказок М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».  с.61-65

1

Тк

19*(11)

13.10

Характеристика героев произведения М. Ю. Лермонтова «Ашик – Кериб»с.67-71урок-викторина

1

Тк

20(12)

14.10

Знакомство с биографией Л.Н. Толстого   с.74

1

Тк

21*(13)

15.10

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого Л. Н.Толстой «Детство»Урок- путешествиес.75-77

1

Тк

22(14)

20.10

Основная мысль в произведенииЛ. Н.Толстой «Детство»с.78-81

1

Тк

23(15)

21.10

Знакомство с биографией А.П.Чеховас.84

1

Тк

24 (16)

22.10

Сравнение поступков героев в рассказеА.П.Чехова «Мальчики» с.85-88

1

ТР

25(17)

27.10

Отношение к героям произведения А.П.Чехова «Мальчики»с.89-93

1

ПР

26 (18)

28.10

Наедине с книгой

По книгам писателей раздела .

1

Тк

27 (19)

29.10

Закрепление и систематизация знаний по разделу «Чудесный мир классики»

с.94-96

1

Тк

Поэтическая тетрадь10 часов

28(1)

Страницы русской классики. Знакомство с названием раздела.

с.98-99

1

ТС

29*(2)

Сравнение картин природы, созданных художниками и писателями К.Д. Ушинский «Четыре желания» Литературная гостиная с.100-103

1

Тк

30(3)

Средства художественной выразительности в стихотворениях Ф.И.Тютчева с.104-105

1

Тк

31(4)

Художественные приемы в произведениях А.А. Фета с.106-107

1

ПР

32 (5)

Настроение в стихотворениях Е.А.Баратынского

с.108-109

1

Тк

33 (6)

Красота и выразительность в стихотворении И.С. Никитина «В синем небе плывут над полями…»с.110

1

Тк

34(7)

Настроение стихотворения Некрасов Н.А. «Саша»

с.111

1

Тк

35 (8)

Образ природы в стихотворении. И.А.Бунин «Листопад»с.112--113

1

Тк

36*(9)

Библиотечный урок по стихотворениям авторов раздела урок - презентация

1

Тк

37 (10)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Поэтическая тетрадь»

1

ТС

Литературные сказки – 11 часов

38(1)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Составление плана сказки.В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».С.118-122

1

Тк

39(2)

Художественные особенности сказкиВ.Ф.Одоевского«Городок в табакерке».с.122-127

1

Тк

40(3)

Основная мысль в произведенииВ.Ф.Одоевского«Городок в табакерке».с.118-127

1

Тк

41*(4)

Отношение автора к героям сказки.

П.Бажов «Серебряное копытце» Урок – сказкас.128-132

1

ТС

42(5)

Мотивы народных сказок в авторском тексте

П.Бажов «Серебряное копытце»с.133-137

1

ПР

43 (6)

Нравственный смысл сказки.

П.Бажов «Серебряное копытце»с.128-132

1

Тк

44(7)

Особенности волшебной сказки.

С.Аксаков «Аленький цветочек»

1

Тк

45(8)

Характер героев произведения

С.Аксаков «Аленький цветочек»

1

Тк

46*(9)

Деление текста на части.

Урок-презентация

1

Тк

47(10)

Проверочная контрольная работа по итогам I полугодия

1

Кр

48*(11)

Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по разделу «Литературные сказки»Урок- викторина

1

ТК

Делу время – потехе час - 7  часов (2 часть)

49(1)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» с.4-10

1

Тк

50(2)

Особенности юмористической составляющей произведенияЕ. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»с.11-15

1

Тк

51(3)

Нравственный смысл сказки Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»с.4-15

1

ТК

52(4)

Отношение автора к герою в произведении В.Драгунского «Главные реки»с.16-21

1

ТК

53 (5)

Смысл названия произведения В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».С.22-27

1

Тк

54 (6)

Инсценирование произведения

В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». С.22-27

1

Тк

55* (7)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Делу время – потехе час» с.28 Урок- презентация

1

Тк

Страна детства – 9 часов

56 (1)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.С. Житков «Как я ловил человечков».с.32-38

1

Тк

57(2)

Поступки героев произведенияБ.С. Житков «Как я ловил человечков».С.32-38

1

Тк

58*(3)

Тема и главная мысль произведения.

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»с.с.39-42 Урок-практикум

1

Тк

59(4)

Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»с.42-48

1

Тк

60*(5)

Составление плана произведения М.М. Зощенко «Ёлка»с.49-53урок-презентация

1

Тк

61(6)

Образ героя в стихотворении М.Цветаевой «Наши царства»с. 54

1

Тк

62(7)

Главная мысль в стихотворении М.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»

С.55

1

ТК

63*(8)

Отношение автора к героям произведенияС. А. Есенин «Бабушкины сказки». Урок- путешествие

1

ТС

64(9)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страна детства»

1

ПР

Природа и мы – 11 часов

65(1)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»с.62-67

1

Тк

66 (2)

Сравнение художественного и научно-познавательного произведения

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»с.67-68

1

Тк

67(3)

Средства художественной выразительности в стихотворении

С.Есенина «Лебедушка»с.70-71

1

Тк

68 (4)

Сравнение авторского стихотворения с фольклорными произведениямиС.Есенин «Лебедушка»с.72-73

1

КР

69*(5)

Отношение автора к герою произведения С.Есенин «Лебедушка» с.72-73

1

Тк

70(6)

Характеристика героя на основании поступка М.М. Пришвин «Выскочка».с.74-76

1

Тк

71* (7)

Поступок как характеристика героя произведения А. И. Куприн «Барбос и Жулька».С.77-81

1

Тк

72(8)

Главная мысль произведения

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».С.77-81

1

ПР

73*(9)

Образы героев  рассказа В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».урок-практикумс.с.82-88

1

Тк

74(10)

Нравственные ценности в произведении

В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»с.89

1

Тк

75*(11)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Природа и мы» Литературный марафон

1

Тк

Родина – 7 часов

76(1)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Образ Родины в поэтическом текстеИ.С. Никитин «Русь».С.94-96

1

Тк

77(2)

Сравнение стихотворения с былиной. Образ Родины в поэтическом текстеИ.С. Никитин «Русь».с.94-97

1

Тк

78(3)

Отношение автора к Родине. Средства художественной выразительности.С.Д.Дрожжин «Родине»

1

Тк

79*(4)

Тема произведения А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» Урок - наблюдение

1

Тк

80(5)

Качества характера защитников Брестской крепости. Проект «Родина» с.101-103

1

Тк

81 *(6)

Наедине с книгой. Литературный марафон

1

Тк

82 (7)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Родина»

1

Тк

Страна Фантазия – 6 часов

83*(1)

Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов «Приключение Электроника»урок-путешествие с.108-113

1

ПР

84 (2)

Особенности научно-фантастического рассказа Е. С. Велтистов «Приключение Электроника» с.108-113

1

Тк

85(3)

Сравнение фантастической литературы со сказкой. К.Булычев «Путешествие Алисы» с.114-119

1

Тк

86 (4)

Сравнение героев рассказов фантастического жанраК.Булычев «Путешествие Алисы» с.114-119

1

Тк

87*(5)

Путешествие по Стране Фантазии урок-путешествие

1

Тк

88 (6)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Страна Фантазия»с.120

1

Тк

Зарубежная литература – 14 часов

89* (1)

Знакомство с названием раздела. Учимся составлять список литературы. Урок –практикумс.122-123

1

Тк

90 (2)

Средства художественной выразительности в произведении Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». С.124-129

1

Тк

91 (3)

Герои приключенческой литературы.Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».С.128-129

1

ПР

92(4)

Поступки главного героя сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

93(5)

Отношение автора к героине сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

94(6)

Составление плана сказки Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

95* (7)

Нравственная проблематика сказки Урок-путешествие

1

Тк

96 (8)

Написание отзыва по сказке Г.Х.Андерсен «Русалочка»

1

Тк

97 (9)

Проверочная контрольная работа по итогам года

1

КР

98*(10)

Сравнение героев, их поступки. М.Твен «Приключения Тома Сойера» с.150-155 Урок-презентация

1

Тк

99(11)

Составление отзыва по книге М.Твена«Приключения Тома Сойера»

1

Тк

100(12)

Обобщающий урок «Зарубежная литература»

1

Тк

101(13)

Итоговое повторение

1

Тк

102(14)

Обобщение и систематизация изученного материала за 4 класс

1

ТК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....