Чтение ворона и лиса. Технологическая карта
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Сформировать представление о баснях

Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанном произведении

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_vorona_i_lisa.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Литературное чтение

Технологическая карта

Раздел

Великие русские писатели

Тема

И А Крылов Ворона и лисица.

Цели

Сформировать представление о баснях

Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанном произведении

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы

Термины и понятия

Актуализация знаний об особенностях басни. Изучение содержания басни И А крылова « Ворона и лисица» Проведение исследования басни». Введение алгоритма оформления отзыва о прочитанной басне.

 Аллегория.Вещунья. впрок, льстец, взгромоздясь, дух.. зоб.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать литературные сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена;

— эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

— творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

— понимание успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение слов «Вещунья. впрок, льстец, взгромоздясь, дух.. зоб» и использовать их в активном словаре;

— находить выделять признаки баснии обосновывать своё мнение;

— определять образ героя по его поступкам и обосновывать своё мнение;

— определять черты характера героев и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва о прочитанной сказке.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

 соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

 формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

 договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 Работать с текстом сказки:

— проводить исследование текста сказки;

— составлять описание литературного героя.

 Писать сценарий и инсценировать сказку.

 Писать сказку о предмете.

 Оформлять отзыв о прочитанной сказке.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Форма работы

Русский язык

Тема «Имя существительное».

ИЗО

Тема «Рисуем сказку».

Окружающий мир

Тема «Животные и птицы России».

Информационный материал:

Учебник «Литературное чтение», ч. 2.

Творческая тетрадь.

Демонстрационный материал :  

Портрет писателя, компьютерная презинтация о баснах Крылова

Интерактивный материал:

Памятки-алгоритмы «Работа с текстом и», «Написание сценариядля постановки», «Составление описания героя литературного произведения»; карточки с учебными заданиями.

Фронтальная;

индивидуальная —         ;

парная —        ;

групповая —         .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать на изучение темы.

 Стимулировать желание оформлять инсцениовать басню.

Создание проблемной ситуации.Правильно ли поступила лиса? Дискусия.Школьники высказывали разные версии; дискуссия показала, что они пока не имеют определённых знаний и умений, для того чтобы убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание научиться  инсценировать басню и составлять и оформлять отзыв о прочитанной басне?

Личностные умения:

 проявлять интерес к изучению темы;

— проявлять желание научиться оформлять отзыв..

__проявлять желание инсценировать басню

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Басня Крылова

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к басням;

— эмоционально-ценностное отношение к героямбасни;

— желание оформлять отзыв о прочитанном.

 Актуализировать умения:

— соотносить— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— строить понятные для партнёра высказывания.

 Ввести понятия «»Вещунья. впрок, льстец, взгромоздясь, дух.. зоб., .

 Научить:

— определять главную мысль и обосновывать своё мнение;

— определять смысл героев», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные басни и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной баснеи обосновывать своё мнение;

— рассказывать об известных авторах басен;

— рассказывать алгоритм оформления отзыва о прочитаннойбасне;

-уметь инсцк=енировать басню;

— определять главных героев;

— проводить исследование текста сказки и оформлять результаты в таблице;

— составлять и писать фразу-конструкт;

— оформлять отзыв о прочитанной сказке, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Сообщение учителя Сообщение о баснях Крылова. Его биографические данные.Чтение басни.

Задание 1 (З) Учебник, ч. 2, с. 140

Объясните значение выражения «».

Назовите известных вам авторов басен

Назовите известные вам  басни  

Задание 3 (У) Учебник, с140

Определите героев, используя иллюстрации и фрагменты текста.

Задание 4 (У)

Проведите исследование текста фрагмента с и оформите результаты в таблице.

лиса

ворона

Главная мысль

Дружба помогает преодолевать трудности

Трудолюбие и доброта приносят счастье

Доброе сердце способно победить самые сильные злые чары

По делам и награда

Задание 5 (З) Учебник, с140.

Объясните значение слов Вещунья. впрок, льстец, взгромоздясь, дух.. зоб., .

Назовите главную мысль басни

Назовите главных героев .

Объясните композицию  басни

Назовите языковые особенности произведения , используя текст

Расскажите об отношении автора к героям басни.

Дальнейшая работа с текстом сказки ведётся по алгоритму.

Алгоритм работы с текстом басни

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что главная мысль басни соответствует выражению « Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что Белоснежка ушла из дома благодаря хорошему отношению близких? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что человеческие качества автор скрываетв поведении животныхОбоснуйте своё мнение.

Задание 7 (У) Учебник, с. 140,по группам.

.

Параметры исследования

Басня Ворна и лисица

Автор,

Интонация автора

лиса

Голос лисы:хитрый, льстивый

ворона

Голос вороныи поведение

Задание 8 (У), груповое

Составьте и напишитероли:

Алгоритм оформления отзыва о прочитанной басне

Для того чтобы оформить отзыв о прочитанной сказке, надо:

1. Указать автора и название произведения, определить тему прочитанной сказки.

2. Определить главную мысль.

3. Выразить своё отношение к героям, подтверждая это их поступками.

4. Сформулировать вывод о том, чему учит ээто про-иеа

Задание 9 (З)

Расскажите алгоритм оформления отзыва

Задание 10 (П)

Задание 11 (У)

Составьте сценарий

Диагностические задания:

1. Напишите основные признаки басни

2. Определите и напишите основные черты характера лисыи вороны

лиса

ворона

3. Закончите предложение:эта басня

 учит…

Личностные умения:

 проявлять интерес к

— проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям с;

— проявлять желание оформлять отзыв о прочитанной басне

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятия «собиратели сказок» и использовать его в активном словаре;

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные особенности авторской сказки и обосновывать своё мнение;

— определять условия для оформления отзыва о прочитанной сказке и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя алгоритм, план;

 — выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 строить понятные для партнёра высказывания;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Предметные умения:

— рассказывать об известных собирателях сказок;

— рассказывать алгоритм оформления отзыва о прочитанной басне;

— перечислять известные басни;

— определять главных героев по иллюстрации и фрагменту текста;

— проводить исследование текста и оформлять результаты в таблице;

— составлять и писатьсценарий— оформлять отзыв о прочитанном, используя алгоритм.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Актуализировать умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять задания в соответствии с целью.

 Научить:

— выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

— использовать разные источники информации;

— оформлять отзыв  

— использоать речевые средства для представления результата деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Аня и Ваня получили задание оформить отзыв о прочитанной сказке братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Аня написала: «Сказка братьев Гримм Белоснежка и семь гномов. Главная героиня сказки мне понравилась, потому что она красивая и добрая, помогала гномикам вести хозяйство, никогда не ругалась и заботилась о лесных зверях и птицах». Ваня написал: «Главная мысль сказки братьев Гримм Белоснежка и семь гномов — только добрый, трудолюбивый человек достоин счастья. Эта сказка учит не завидовать людям, быть добрым и трудолюбивым. Мне сказка понравилась».

Профессор Самоваров прочитал отзывы Ани и Вани о сказке «Белоснежка и семь гномов» и предложил их доработать.

Ребята, почему профессор считает отзывы Ани и Вани незаконченными?

Импровизационный вариант

1. Внесите изменения в текст так,  чтобы ворона не потеряла сыр.

Личностные умения:

 проявлять желание оформлять отзыв на прочитанное.

Познавательные умения:

 выбирать вариант выполнения ситуативного задания;

— использовать разные источники информации;

— использовать приобретённые знания для оформления отзыва

Регулятивные умения:

 выполнять задания в соответствии с целью;

— ориентироваться в разных способах выполнения задания.

Коммуникативные умения:

 использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

 оформлять отзыв

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь составлять отзыв

2. Для того чтобы составить отзыв надо…

Самооценка

II. Задание

Закончите предложение:

Я (очень, не очень) доволен(льна) результатом своей работы, которую сделал(а) (сам(а), с помощью товарищей, с помощью учителя).

Личностные умения:

— осознавать успешность при изучении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести результат с поставленной целью.

 Оценить результат учебной деятельности.

Цели:

Сформировать представление о литературной басне

Ввести алгоритм оформления отзыва

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные:

— проявлять творческое отношение

Познавательные:

— использовать приобретённые знания

Регулятивные:

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные:

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные:

Заполняется учителем после освоения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...