Конспект урока по литературному чтению для 1 класса "Звук [й'], буква й"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шибанова Ольга Сергеевна

Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификации прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. На мой взгляд, наиболее адекватно этой цели отвечают нетрадиционные уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_y_bukva_y._1.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

                              Тема урока: «Звук [й’], буква й».

Цели урока:

образовательные:

 - создание условий для формирования умения выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’];

- способствовать формированию навыка чтения слогов, слов с буквой й;

развивающие:

- способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, расширению кругозора;

- оказывать содействие в развитии ассоциативного мышления учащихся, зрительной и эмоциональной памяти;

воспитательные:

- создать условия для более эффективного способа получения знаний, обеспечивающего активно - деятельностный подход, характерный для системы Л.В.Занкова;

- воспитывать любознательность, любовь к родному языку.

Оборудование: телевизор, DVD, схемы слов, магнитная доска, иллюстрации сказочных героев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Планируемые результаты:

Дети умеют:

- выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’];

- читать слоги и слова с буквой й;

- составлять схемы слов;

- ставить контрольный вопрос урока;

- формулировать проблему;

- работать над этимологией слов;

- давать самооценку своей работе.

                                                     Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологическая поддержка.

  (Учитель произносит слова шепотом. Учащиеся повторяют их вслух).

             Мы - умные!

             Мы – дружные!

             Мы – внимательные!

             Мы – старательные!

             Мы отлично учимся!

             Все у нас получится!

  (Учащиеся рассаживаются по местам).

Учитель. Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?  

             Это план сегодняшнего урока. С чего мы начнем урок? (С артикуляционной разминки).

  1. Артикуляционная разминка.

- Переходим ко второму этапу урока: «Артикуляционная разминка».

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

1) Упражнения на дыхание.

«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку (2 раза)

«Теплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот теплым воздухом со звуком «ха-а», будто                  согревая руки (2 раза).

«Задуваем свечу». Вдох через нос, выдох порциями через рот (2 раза).

«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот (2 раза).

 

      2) Речевая разминка.

                   .  . .  .  .

А             а а а а а    

                                 

                  .   .  .  .   .

О           о о о о о        

   - Вот теперь мы подготовились к работе на уроке.

  1. Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока.

   - Переходим к следующему, основному этапу урока.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым звуком и новой буквой. Контрольный вопрос, на     который мы должны ответить в конце урока:

 

  ? Какой мягкий согласный звук в слове «йогурт» (картинка)? Какой буквой он обозначается?

      -  Ребята, сегодня мы побываем с вами в городе Звучном, где живут звуки.

   -  А что вы знаете о звуке? На какие две группы делятся звуки? Что вы знаете о гласных звуках?              О согласных звуках?          

   - А знаете ли вы, почему дома в этом городке покрашены в три цвета? (В красном домике живут   гласные, в синем – твердые согласные, а в зеленом – мягкие согласные звуки).

   - Давайте расселим звуки по своим домикам. У вас на партах красные, синие, зеленые квадраты. Я буду называть звуки. Если звук гласный, вы показываете красный, если твердый согласный – синий, если мягкий согласный – зеленый квадраты. Приготовились: [у], [р], [м’], [о], [и], [л], [н’].

   - Молодцы, хорошо справились с заданием, правильно расселили все звуки по домам.

   -  А сейчас вы познакомитесь с новым звуком, дадите ему характеристику и поселите его в свой домик.

                                            Доскажи  словечко.

                                          Что пекли мы, угадай?

                                           Кара… (вай).

                                                 Что нам пели, угадай?

                                                  Баю… (бай).

                                           Что за месяц, угадай?

                                            Месяц… (май).

                                                  Что в стакане, угадай?

                                                   Сладкий… (чай).

  - Что общего в словах? Назовите новый для вас звук, имеющийся в словах: каравай, баю-бай, май, чай. (Звук [й’]).

           4. Работа над новой темой.   

    -  Произнесите звук [й’].

    - Дайте характеристику звуку [й’]. ( Согласный, всегда мягкий звук).

    -  Сегодня в городе Звучном гости – сказочные герои. В их именах есть новый звук [й’]. Угадайте их.                                                                           

                                          Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит

Это доктор… (Айболит).

Неумейкой он слывет,

Кто его нам назовет?   (Незнайка)

Он великий умывальник,

Умывальников начальник.

Он мочалок командир,

Знаменитый… (Мойдодыр).

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.   (Дюймовочка)

  - Подумайте, как образовались имена: Айболит, Незнайка, Мойдодыр, Дюймовочка? (Больной жалуется на сильную боль: «Ай, болит!». Любимая фраза умывальников: «Мой до дыр!»).            

 

   - А теперь давайте догадаемся:

                  Что больше всего любит Айболит: кисель или йогурт?

                  Какой месяц в году у Незнайки самый любимый: май или апрель?

                  Самый любимый напиток Мойдодыра: кофе или чай?

                  Из каких фруктов Дюймовочка больше любит варенье: из айвы или яблок?            

  - А какой же буквой обозначается звук [й’]? Сейчас узнаете. Я буду перелистывать книгу, на каждой странице которой изображена та или иная буква. Если мы уже познакомились с этой буквой, то вы называете ее. Если встретится незнакомая буква, хлопаете в ладоши. (Дети хлопают в ладоши при виде буквы й).

  - Вот вы и поприветствовали новую букву. Эта буква называется «и краткое».

  - Название этой буквы пришло к нам из 18 века. Составлена буква й была из буквы и, над которой писали значок, называемый «кратка».

Это буква не простая,

                                          Голос краток и сердит,

                                          Потому что запятая

                                          На ее плечах сидит.

                                         

Букву й зовут «и кратким».

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и,

Сверху галочку пиши.

    - Впишите букву й в схемы имен сказочных героев.

А

й

о

л

и

 

Н

н

а

й

а

М

о

й

о

ы

р

 Д  

й

м

о

о

а

5. Разгадывание шарады.

    - Сказочные герои пришли не с пустыми руками. Они хотят проверить, какие вы сообразительные. Они принесли для вас загадку – шараду.

а

й

а

    -Это схема слова. Подберите к схеме слова. А я вам помогу. Я вам буду читать подсказки.

С З скачу в лесу по травке.

С М – рубашка-безрукавка.

С Ч летаю над волною.

С Л не дам волкам покою.

 - В названиях этих предметов встречается мягкий согласный звук [й’].

 - Зайка, майка, чайка, лайка – можно ли сказать, что я сейчас произнесла предложения? Почему? (Мысль не закончена).

 - Я просто назвала предметы, но ничего о них не сообщила. Хочется спросить:  «Что зайка?», «Что майка?» и т.д.

 - Составьте предложение со словом  зайка.

 - Составьте схему предложения. Проанализируйте предложение.

 - Поднимите руку, кто так составил схему предложения.

  1. Физкультминутка.

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок.

Он деревья раскачал,

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше.

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи –

Ни один не видно лучик.

  1. Чтение слогов и слов с буквой й. Составление схемы слова.

 - Ребята, посмотрите, какая туча нависла над нами. А туча-то не простая, она со слогами и словами. Если мы их прочитаем, то дождь закончится и солнышко выглянет опять.

                           эй         ий          ай              ой

                                                      рай            рой

                                                      май            мой            

                                                      лай            умой

 - Составьте схему слова май.

 - Сделайте звуковой анализ слова. Поднимите руку, кто так составил схему слова.

         8.  Этимология слов.

 - Вот и закончился дождь. Над нашим городом опять засветило солнышко и поднялась радуга.

 - А знаете ли вы, сколько в радуге цветов?

 - В какой последовательности они располагаются? Какое предложение нам помогает запомнить последовательность цветов в радуге?

 - Произнесем названия цветов хором.

 - Какой звук встречается в названиях всех цветов?

 - Спектр цветов разнообразен.

 - Мы сейчас с вами попробуем объяснить, как произошли названия некоторых цветов.

 - Вот перед вами предметы и цвета. Подумайте и соотнесите цвет и предмет, от которого произошло название цвета. (Оранжевым назвали цвет по цветку  апельсина, который по-французски произносится «оранж»).

                                         розовый                         малина 

                                            малиновый                   лилия

                                            оранжевый                    вишня

                                            лиловый                         роза

                                            вишневый                     апельсин

 - Произнесите названия цветов.

- Какой звук встречается во всех названиях цветов? Какай он?

- Ребята, вас я приглашаю посмотреть мультипликационный урок про букву й.

9. Просмотр фрагмента мультипликационного урока.

10. Итог урока. Рефлексия.

 - Давайте ответим на контрольный вопрос урока.

 - Оцените свою работу на уроке. Поднимите соответствующую ладошку.

                             

                               Методические рекомендации

                  к уроку обучения грамоте «Звук [й’], буква й»

                                                                              Сделать серьезные занятия для ребенка  

                                                                              занимательными – ват задача первоначального

                                                                              обучения.

                                                                                                    К.Д. Ушинский.

   Цели урока:

образовательные:

 - создание условий для формирования умения выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’];

- способствовать формированию навыка чтения слогов, слов с буквой й;

развивающие:

- способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, расширению кругозора;

- оказывать содействие в развитии ассоциативного мышления учащихся, зрительной и эмоциональной памяти;

воспитательные:

- создать условия для более эффективного способа получения знаний;

- деятельностный подход;

- воспитывать любознательность, любовь к родному языку.

   Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объемом информации, интенсификации прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. Дидактическая цель моей работы: совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность, самостоятельность. На мой взгляд, более адекватно этой цели отвечают нетрадиционные уроки. Предложенный мною урок является уроком-путешествием в город Звучный, где живут звуки. Ведущим приемом урока является ситуация игры, поиска, исследования. Современные педагогические технологии, используемые на таких уроках: игровой метод обучения, проблемное и развивающее обучение. Я считаю, что практиковать такие уроки следует, хотя отношение учителей к ним неоднозначно.  

   Единство интеллектуального и эмоционального решается на данном уроке в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу. Ведь мотивы учебной деятельности первоклассников прямо связаны с характером их эмоций, с их душевным состоянием на уроке, с их уровнем подготовки к школе.

   По опыту своей работы знаю, насколько важно в системе выявлять и отслеживать следующие показатели: наблюдательность, отвлеченное мышление, практические действия, готовности самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Поэтому данным показателям на уроке уделяется большое внимание.

    Начинается урок с психологической поддержки, для того чтобы настроить детей на урок, вселить с них уверенность в свои возможности, знания, силы.

   Затем необходимы артикуляционная разминка, которая включает в себя упражнения на дыхание и речевую разминку, для подготовки артикуляционного аппарата к дальнейшей работе на уроке.

   Важное место на уроке занимает постановка контрольного вопроса и формулирование проблемы. Создание учителем условий для возникновения вопроса представляет собой не что иное, как создание проблемной ситуации.

    На уроке используются схемы, в которые необходимо восстановить слова, отгадывая загадки и шарады. Детям интересно отгадывать, прочитывать, а затем анализировать полученные слова. Подобные упражнения развивают внимание, логическое мышление учащегося, вызывают повышенный интерес при обучении чтению в период обучения грамоте. Именно в период первых трудностей при обучении чтению, когда дети начинают терять веру в свои силы, не желают читать, эти задания помогают ребенку.

   На уроке важно не забыть здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик  часто испытывает колоссальные психоэмоциональные  и психические перегрузки в процессе обучения. Физкультминутка неотъемлемая часть любого урока. В данном случае она связана с сюжетом игры.

   В период обучения грамоте основной единицей речи выступает слово. Вслушиваясь в смысл слова, дети устанавливают его зависимость от звукового и буквенного состава, от смысла высказывания. Поэтому на данном уроке большое внимание уделяется этимологи слов.

   На уроке применяются информационные технологии: телевизор и DVD для просмотра мультипликационного урока.

   В конце урока необходимо ответить на контрольный вопрос и провести рефлексию.

   Данный урок полностью соответствует современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе. "Звук и буква Д,д"

 Урок литературного чтения 1 класс. Тема: «Звук и буква Д, д». Цель урока: Знакомство с буквой Д, звуком [д ]. УМК «Начальная школа 21 века» авт. Н. Ф. Виноградова. Класс в 2010 году является участник...

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....

Конспект урока по литературному чтению: «Звуки [х], [х\'], буквы Х х.» (1 класс)

Цель деятельности учителя:создавать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выдели звуки [x], [x’], и познакомить с буквами Х,х; способствовать формированию ...

Конспект урока по литературному чтению "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление" 1 класс

Методическая разработка урока по литературному чтению  в 1 классе на тему "Звуки [с, с,]. Буквы С, с. Закрепление"....

Конспект урока по литературному чтению В. Драгунский "Заколдованная буква"

Цели урока: продолжить работу над произведением В. Драгунского;развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся;развивать умение правильно и грамотно читать;воспитывать убежденность в хороших качест...