Рабочая программа по литературному чтению Школа России
рабочая программа по чтению

Железняк Елена Петровна

Рабочая программа политературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_-_4.docx119.98 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Лицей № 5»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

 «Литературное чтение»

в 1 – 4 классах

 

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативных и рекомендательных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №

273-ФЗ  от 29 декабря 2012 года с изменениями 2021 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г № 373).
  • Приказ Минобрнауки России от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования http://fgosreestr.ru/
  • Рабочие программы. 1 – 4 классы. Под редакцией Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений
  • семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;:

  • собирать материал для проведения заочных .экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

Находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся;

находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его

поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести при- мер...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать во-
  • вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе

нравственных норм, принятых в        обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра,

мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания

(природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать  материалы  для  проекта,  записывать  пословицы,

поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их,

переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

        создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.)

  • Литературоведческая  пропедевтика

Учащиеся научатся:

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся

и формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,

правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в

тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с различными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси

  • начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение (с помощью учителя) особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивов поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нравственно-этических норм. Осмысление понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем

  • героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воcпроизведение (по вопросам учителя) эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске,

характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательность событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его

содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,

отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые

  • волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, прозой Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедические, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств художественной выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклорные  и  авторские  художественные  произведения  (их

различие).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня: общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) Интерпретация текста литературного произведения в творческой

деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными

способами работы с деформированным текстом  и

использование  их

(установление

причинно-следственных связей,

последовательности

событий, изложение с элемента- ми сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии),

репродукций

картин

художников,  по

серии

иллюстраций

к

произведению

или

на  основе  личного

опыта).

Развитие  умения

различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Ниже представлено тематическое планирование по учебникам «Литературное чтение» (авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.

В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина).

Обучение грамоте.

1 класс

№ п /п

Содержание программного материала

Кол-во

часов

1.

Добукварный период

14 ч

2.

Букварный период

58 ч.

3.

Послебукварный период

20ч

Тематическое планирование

Обучение грамоте

1 класс

Тема урока

Кол – во часов

п/п

по обучению грамоте

Добукварный период

14 ч

1.

Речь устная и письменная.

1 ч

(с.4-5)

2.

Слово и предложение.(с.6-7)

1 ч

3.

Люби всё живое. Слово и слог.

1 ч

(с.8-9)

4.

Слог. Ударение.(с.10-11)

1 ч

5.

Звуки в окружающем мире.(с.12-13)

1 ч

6.

Гласные и согласные звуки.

1 ч

(с.14-15)

7.

Как образуется слог? Слог-слияние.(с.16-17)

1 ч

8.

Повторение – мать учения.

1 ч

(с.18-19)

9.

Гласный звук [а], буквы А, а. (с.20-21)

1 ч

10.

Гласный звук [а], буквы А, а.

1 ч

(с 22-23)

11.

Гласный звук [о], буквы О, о.(с.24-27)

1 ч

12.

Гласный звук [и], буквы И, и. (с.28-31)

1 ч

13.

Гласный звук [ы], буква ы. (с.32-35)

1 ч

14.

Гласный звук [у], буквы У, у.

1 ч

(с.36-39)

Букварный период

58ч.

15.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н.(с.40-41)

1 ч

16.

Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. (закрепление)

1 ч

(с.42-43)

17.

Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с.(с.44-47)

1 ч

18.

Согласные звуки [к], [к’], буквы К, к. (с.48-51)

1 ч

19.

Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т.(с.52-54)

1 ч

20.

Согласные звуки [т], [т′], буквы Т, т.(с.55-57)

1 ч

21.

Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л.(с.58-63)

1 ч

22.

Согласные звуки [л], [л′], буквы Л, л.(закрепление)

1 ч

23.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. (с.64-67)

1 ч

24.

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.(закрепление)

1 ч

25.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.(с.68-71)

1 ч

26.

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в.(закрепление)

1 ч

27.

Звуки [й’э][‘э]. Буквы Е, е. (с.72-77)

1 ч

28.

Звуки [й’э][‘э]. Буквы Е, е. (закрепление)

1 ч

29.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п.(с.78-83)

1 ч

30.

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. (закрепление)

1 ч

31.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.(с.84-87)

1 ч

32.

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.(с.88-89)

1 ч

33.

О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з’],

1 ч

буквы З, з. (с.90-93)

34.

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з. (с.94-95)

1 ч

35.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. (с.96-98)

1 ч

36.

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б. Закрепление

1 ч

знаний.(с.98-100)

37.

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.(с.100-

1 ч

103)

38.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. (с.104-106)

1 ч

39.

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. (с.107-109)

1 ч

40.

Звуки [й’а][‘а]. Буквы Я, я.(с.110-112)

1 ч

41.

Чтение текстов с буквой Я.(с.113-115)

1 ч

42.

Чтение текстов с изученными буквами.(с.116-117)

1 ч

43.

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. (с.118-120)

1 ч

44.

Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь

1 ч

слов в предложении.(с.121-123)

45.

Итоговый урок по I части «Азбуки» (с.124-127).

1 ч

46.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1 ч

Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. (с.4-5,7 «Азбука»

ч.2)

47.

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

1 ч

(закрепление). (с.5-9)

48.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих

1 ч

согласных звуков. (с.10-13)

49.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих

1 ч

согласных звуков. (с.13-15)

50.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. (с.16-19)

1 ч

51.

Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание

1 ч

ши.

(с.20-23)

52.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. (с.24-27)

1 ч

53.

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

1 ч

Сопоставление звуков [ж] и [ш]. Сочетания жи-

ши.(с.27-29)

54.

Звуки [й’о], [‘о]. Гласные буквы Ё, ё.(с.30-33)

1 ч

55.

Звук [j’], буквы Й, й. (с.34-37)

1 ч

56.

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х.(с.38-39, 42)

1 ч

57.

Закрепление знаний о звуках [х], [х’], буквах Х, х.

1 ч

(с.40, 43-44)

58.

Обобщающий урок. Чтение текстов морально-

1 ч

этического характера. Согласные звуки [х], [х’],

буквы Х, х.(с.40-41, 43, 45)

59.

Гласные звуки [й’у], [‘у], буквы Ю, ю.

1 ч

(с.46-47)

60.

Гласные буквы Ю, ю (закрепление). (с.48-49)

1 ч

61.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.(с.50-52)

1 ч

62.

Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц

1 ч

(закрепление). (с.53-55)

63.

Гласный звук [э], буквы Э, э (закрепление).(с.56-58)

1 ч

(с.59-61)

64.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ.

1 ч

Правописание сочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. (с.62-63)

65.

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ,

1 ч

щ.(закрепление)(с.64-69)

66.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.(с.70-73)

1 ч

67.

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.(закрепление)

1 ч

68.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. (с.74-78)

1 ч

69.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

1 ч

(закрепление) (с.74-78)

70.

Русский алфавит. (с.79-84)

1 ч

71.

Резерв

1 ч

72.

Резерв

1 ч

Послебукварный период

20 ч

73.

Как хорошо уметь читать.

1 ч

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить

букву "р"». Герои произведения. Чтение по ролям.

74.

Одна у человека мать – одна и родина.

1 ч

К. Ушинский «Наше Отечество».

75.

История славянской азбуки. В. Крупин

1 ч

«Первоучители словенские»

76.

История первого русского букваря.

1 ч

В. Крупин «Первый букварь».

77.

А.С. Пушкин «Сказки».

1 ч

78.

А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг.

1 ч

79.

Л.Н. Толстой «Рассказы для детей». Нравственный

1 ч

смысл поступка.

80.

К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные

1 ч

рассказы для детей

81.

К.Д. Ушинский «Рассказы для детей». Поучительные

1 ч

рассказы для детей

82.

К.И. Чуковский «Телефон». Инсценирование

1 ч

стихотворения. Выставка книг К. Чуковского для

детей.

83.

К.И. Чуковский. «Путаница», «Небылица».

1 ч

84.

В.В. Бианки «Первая охота».

1 ч

85.

С.Я. Маршак «Угомон»,

1 ч

«Дважды два».

86.

М.М. Пришвин «Предмайское утро».

1 ч

87.

Стихи А.Л. Барто

1 ч

88.

Стихи С.В. Михалкова

1 ч

89.

Веселые стихи Б. Заходера

90.

Стихи В.Д. Берестова

1 ч

91.

Проект «Живая Азбука».

1 ч

92.

Наши достижения

1 ч

Итого

92 часов

Учебно – тематический план

Литературное чтение

1 класс

Содержание программного материала

Кол-во часов

п/п

1.

Жили-были буквы

7 ч

2.

Сказки, загадки, небылицы

7 ч

3.

Апрель, апрель. Звенит капель!

5 ч

4.

И в шутку и всерьёз

6 ч

5.

Я и мои друзья

5 ч

6.

О братьях наших меньших

6 ч

7.

Резервные уроки. Повторение.

4 ч

Тематическое планирование

1 класс

Тема урока

Кол-во часов

п/п

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1 ч

Словарь.

Жили

-были буквы

7 ч

2

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака.

1 ч

3

Заголовок. Характер героев.

1 ч

4

Проектная деятельность «Создаём город букв»,

1 ч

«Буквы — герои сказок».

5

Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

1

ч

6

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И.

1

ч

Гамазковой, Е. Григорьевой.

7

Главная мысль произведения. Конкурс чтецов

1 ч

Сказки

, загадки, небылицы

7 ч

8

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба».

1 ч

«Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

9

Сказки А. С. Пушкина. Выразительное чтение

1 ч

диалогов .

10

Сказки К. Ушинского и Л. Толстого.

1 ч

11

Сравнение народной и литературной сказок.

1 ч

12

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

1 ч

13

Русские народные песенки. Английские народные

1 ч

песенки.

14

Потешки. Небылицы.

1 ч

Апрель

, апрель. Звенит капель!

5 ч

15

Лирические стихотворения А. Майкова, А.

1 ч

Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение.

16

Развитие воображения, средства художественной

1 ч

выразительности: сравнение.

17

Литературная загадка. Сочинение загадок.

1 ч

18

Наблюдение за ритмическим рисунком

1 ч

стихотворного текста.

19

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему

1 ч

И в шутку и всерьёз

6 ч

20

стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К.

1 ч

Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

21

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н.

1 ч

Артюховой,М. Пляцковского.

22

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н.

1 ч

Артюховой,М. Пляцковского.

23

Рассказывание. Сравнение произведений на одну

1 ч

тему: сходство и различия

24

Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор

1 ч

другого заголовка.

25

Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям.

1 ч

Я и мои друзья

5 ч

26

Знакомство с названием раздела. Рассказы о детях

1 ч

Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. План рассказа.

27

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С.

1 ч

Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой,

Я. Акима, Ю. Энтина.

28

Комплексная контрольная работа

1 ч

39

Сравнение рассказа и стихотворения.

1 ч

30

Проект «Наш класс — дружная семья».

1 ч

О братьях наших меньших

6 ч

31

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа,

1 ч

И. Токмаковой

32

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа,

1 ч

И. Токмаковой.

33

Рассказы В. Осеевой.

1 ч

34

Сказки-несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

1 ч

35

Сравнение художественного и научно-популярного

1 ч

текстов.

36

Пересказ на основе иллюстрации.

1 ч

Резервные уроки. Повторение.

4 ч

37

Повторение пройденного материала.

1 ч

38

Повторение пройденного материала.

1 ч

39

Повторение пройденного материала.

1 ч

40

Повторение пройденного материала.

1 ч

Учебно – тематический план

2 класс

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1.

Самое великое чудо на свете

2 ч

2.

Устное народное творчество

13 ч

3.

Люблю природу русскую!

5 ч

4.

Русские писатели

5.

О братьях наших меньших

9 ч

6.

Из детских журналов

6 ч

7.

Люблю природу русскую! Зима

7 ч

8.

Писатели – детям

12 ч

9.

Я и мои друзья

10 ч

10.

Люблю природу русскую! Весна

9 ч

11.

И в шутку , и всерьёз

10 ч

12.

Литература зарубежных стран

11ч

Итого

Тематическое планирование

2 класс

Тема урока

Кол-во часов

п/п

Самое великое чудо на свете.

2 ч

1.

Введение. Знакомство с учебником.

1 ч

2.

Наши проекты. «О чем может рассказать школьная

1 ч

библиотека». Р.С. Сеф «Читателю».

Устное народное творчество

13 ч

3.

Устное народное творчество. Вводная

1 ч

диагностическая

работа.

4.

Русские народные песни. Образ деревьев в русских

1 ч

народных песнях. Рифма.

5.

Потешки и прибаутки, считалки и небылицы.

1 ч

6.

Загадки, пословицы, поговорки.

1 ч

В. Даль – собиратель пословиц русского народа.

7.

Сказки.

1 ч

Ю. Коваль. Юнна Мориц. «Сказка по лесу идёт…»

8.

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».

1 ч

9.

Сказка «У страха глаза велики».

1 ч

10.

Сказка «Лиса и тетерев».

1 ч

11.

Сказка «Лиса и журавль».

1 ч

12.

Русская народная сказка «Каша из топора».

1 ч

13.

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

1 ч

14.

Разноцветные страницы. А. А. Шибаев «Вспомни

1 ч

сказку».

15.

Викторина по сказкам.

1 ч

Проверим себя и оценим свои достижения по

разделу Устное народное творчество. Тест № 1.

Люблю природу русскую!

5 ч

16.

Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф. Тютчев

1 ч

«Есть в осени первоначальной…»,

К. Бальмонт «Поспевает брусника…»

17.

А. Плещеев «Осень наступила …» А. Фет «Ласточки

1 ч

пропали…»

18.

«Осенние листья» - тема для поэтов. А. Толстой

1 ч

«Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая»,

В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова

«Опустел скворечник».

19.

В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из

1 ч

энциклопедии). М.М. Пришвин «Осеннее утро». И.

Бунин «Сегодня так светло кругом…»

20.

Разноцветные страницы. Г. Сапгир «Считалочка».

1 ч

Тест № 2. Обобщение по разделу «Люблю природу

русскую. Осень».

Русские писатели

21.

А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

1 ч

22.

Стихи А. Пушкина о зиме. «Вот север, тучи

1 ч

нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…»

23.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1 ч

24.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

1 ч

25.

И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука». Стрекоза и

1 ч

муравей».

26.

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». «Филиппок».

1 ч

27.

Л. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок».

1 ч

28.

Разноцветные страницы. И. Токмакова «Десять

1 ч

птичек - стайка», Ю. Могутин «Над речушкою…».

Обобщающий урок по теме «Русские писатели».

Контрольная работа № 1.

О братьях наших меньших

9 ч

29.

О братьях наших меньших. Н. Сладков «Они и мы»,

1 ч

А. Шибаев «Кто кем становится?»

30.

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.

1 ч

Пивоварова «Жила-была собака…» В. Берестов

«Кошкин Щенок».

31.

М. Пришвин «Ребята и утята.

1 ч

32.

Е. Чарушин «Страшный рассказ».

1 ч

33.

Б.С. Житков «Храбрый утёнок»

1 ч

34.

В.В. Бианки «Музыкант».

1 ч

35.

Виталий Бианки «Сова».

1 ч

36.

Разноцветные страницы. Стихи С. Брезкуна,

1 ч

М. Бородицкой. Домашние животные. Сказка «Как

собака друга искала».

37.

Обобщающий урок по теме «О братьях наших

1 ч

меньших». Контрольная работа № 2.

Из

детских журналов

6 ч

38.

Знакомство с детскими журналами. Д. Хармс «Игра».

1 ч

39.

Д. Хармс «Вы знаете?»

1 ч

40.

Д. Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи». «Что это

1 ч

было?»

41.

Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1 ч

Ю.Д. Владимиров «Чудаки».

42.

А. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1 ч

Разноцветные страницы. Д. Хармс «Весёлый

старичок».

43.

Защита проекта «Мой любимый детский журнал».

1 ч

Обобщающий урок по теме «Из детских журналов».

Контрольная работа № 3.

Люблю природу русскую! Зима

7 ч

44.

Нравится ли вам зима? Зимние загадки. Стихи о

1 ч

первом снеге. И. Бунин «Зимним холодом

пахнуло…», К. Бальмонт «Светло-пушистая…».

45.

Я. Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф. И.

1 ч

Тютчев «Чародейкою Зимою…»

46.

С. А. Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза».

1 ч

47.

Русская народная сказка «Два Мороза».

1 ч

48.

С. В. Михалков «Новогодняя быль».

1 ч

49.

А. Л. Барто «Дело было в январе …», С. Дрожжин

1 ч

«Улицей гуляет». Разноцветные страницы. Стихи С.

Погореловского, А. Прокофьева.

50.

Обобщающий урок по теме «Люблю природу

1 ч

русскую! Зима» Игра «Поле чудес». Тест №3.

Писатели – детям

12 ч

51.

Писатели – детям. К.И. Чуковский. Биография.

1 ч

«Путаница».

52.

К. И. Чуковский «Радость».

1 ч

53.

К. И. Чуковский «Федорино горе».

1 ч

54.

С. Я. Маршак «Кот и лодыри».

1 ч

55.

С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1 ч

56.

С. В. Михалков «Мой щенок».

1 ч

57.

А. Л. Барто «Верёвочка». «Мы не заметили жука»,

1 ч

«В школу»..

58.

А. Л. Барто «Вовка – добрая душа».

1 ч

59.

Н.Н. Носов «Затейники».

1 ч

60.

Н. Н. Носов «Живая шляпа».

1 ч

61.

Н. Н. Носов «На горке».

1 ч

62.

Разноцветные страницы. Скороговорки. Обобщение

1 ч

по разделу «Писатели – детям». Тест №4.

Я и

мои друзья

10 ч

63.

Я и мои друзья. Стихи о дружбе и обидах.

1 ч

64.

В. В. Лунин «Я и Вовка».

1 ч

65.

Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

1 ч

66.

Ю. И. Ермолаев «Два пирожных».

1 ч

67.

В. А. Осеева «Волшебное слово».

1 ч

68.

В. А. Осеева «Хорошее».

1 ч

69.

В. А. Осеева «Почему?»

1 ч

70.

В. А. Осеева «Почему?»

1 ч

71.

Разноцветные страницы. Е. Благинина

1 ч

«Простокваша»,

В. Н. Орлов «На печи». Тест №5.

72.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

1 ч

Люблю природу русскую! Весна

9 ч

73.

Нравится ли вам весна? Весенние загадки.

1 ч

Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая».

74.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние

1 ч

воды».

75.

А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

1 ч

76.

А. А. Блок «На лугу».

1 ч

77.

С. Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» И. А.

1 ч

Бунин «Матери»..

78.

А. Н. Плещеев «В бурю».

1 ч

79.

Е. Благинина «Посидим в тишине», Э. Мошковская

1 ч

«Я маму мою обидел». С. Васильев «Белая берёза».

80.

Защита проекта – газеты «День Победы – 9 мая».

1 ч

81.

Разноцветные страницы. И. Пивоварова.

1 ч

«Здравствуй…». Проверим себя и оценим свои

достижения. Тест №6.

И

в шутку , и всерьёз

10 ч

82.

Знакомство с названием раздела. «Мозговая атака».

1 ч

83.

Б. В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей

1 ч

всего?»

84.

Б. В. Заходер. Песенки Винни – Пуха.

1 ч

85.

Э. Н. Успенский «Чебурашка».

1 ч

86.

Стихи Э. Успенского. «Если был бы я девчонкой»,

1 ч

«Над нашей квартирой», «Память».

87.

В. Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники»,

1 ч

«Кисточка». Стихи И. Токмаковой «Плим», «В

чудной стране».

88.

Г. Б. Остер «Будем знакомы».

1 ч

89.

В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

1 ч

90.

Разноцветные страницы. Ю. Тувим «Про пана

1 ч

Трулялинского». Тест № 7.

91.

Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьёз».

1 ч

Проверка техники чтения.

Литература зарубежных стран

11ч

92.

Литература зарубежных стран. Подготовка к проекту

1 ч

«Мой любимый писатель-сказочник».

93.

Американская («Бульдог по кличке Дог») и

1 ч

английские («Перчатки», «Храбрецы») народные

песенки.

94.

Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк»,

1 ч

немецкая народная песенка «Знают мамы, знают

дети».

95.

Ш. Перро «Кот в сапогах».

1 ч

96.

Ш. Перро. «Красная Шапочка».

1 ч

97.

Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

1 ч

98.

Эни Хогарт «Мафин и паук».

1 ч

99.

Э. Хогарт «Мафин и паук».

1 ч

100.

Сказки братьев Гримм. Итоговая диагностическая

1 ч

работа.

101.

Разноцветные страницы. К. Чуковский

1 ч

«Котауси и Мауси».Обобщение по разделу

«Литература зарубежных стран».

102.

КВН «Цветик - семицветик».

1 ч

Учебно – тематический план

3 класс

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

1

Самое великое чудо на свете

3

2.

Устное народное творчество

10

3.

Поэтическая тетрадь 1

5

4.

Великие русские писатели

18

5.

Поэтическая тетрадь 2

5

6.

Литературные сказки

7

7.

Были и небылицы

6

8.

Поэтическая тетрадь 3

5

9.

Люби живое

13

10.

Поэтическая тетрадь 4

5

11.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

11

12.

По страницам детских журналов

8

13.

Зарубежная литература

6

Итого

102 часа

Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Самое великое чудо на свете – 3 ч

1.

Знакомство  с  учебником.  Рукописные  книги

1 ч

Древней Руси.

2.

Первопечатник Иван Федоров.

1 ч

3.

Урок-путешествие в прошлое. Проверим себя и

1 ч

оценим достижения.

Устное народное творчество

10 ч

4.

Русские народные песни. Шуточные народные

1 ч

песенки.

5.

Небылицы.  Докучные  сказки.  Произведения

1 ч

прикладного искусства.

6.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

1 ч

7.

Сестрица   Аленушка   и   братец   Иванушка.

1 ч

Пересказ по плану.

8.

Иван-Царевич и Серый волк.

1 ч

9.

Иван-Царевич и Серый волк. Описание главного

1 ч

героя.

10.

Сивка-бурка. Составление плана.

1 ч

11.

Сивка-бурка. Пересказ по плану.

1 ч

12.

Обобщение  по  разделу  «Устное  народное

1 ч

творчество».  Проверим  себя  и  оценим  свои

достижения.

13.

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1 ч

Поэтическая тетрадь 1

5 ч

14.

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи»

1 ч

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

15.

А.А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», «Зреет

1 ч

рожь над жаркой нивой».

16.

И.С.  Никитин  «Полно,  степь  моя»,  «Встреча

1 ч

зимы».

17.

И.З. Суриков «Детство», «Зима».

1 ч

18.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1 ч

Проверим себя и оценим свои достижения.

Великие русские писатели

18 ч

19.

А.С. Пушкин «За весной, красой природы», «Уж

1 ч

небо осенью дышало».

20.

А.С. Пушкин «В этот год осенняя погода…»,

1 ч

«Опрятней модного паркета…».

21.

А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».

1 ч

22.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1 ч

23.

А.С.  Пушкин  «Сказка  о  царе  Салтане…».

1 ч

Характеристика героев.

24.

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1 ч

25.

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1 ч

26.

И.А. Крылов «Ворона и лисица».

1 ч

27.

В. Воскобойников «О М. Ю. Лермонтове»

1 ч

28.

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере

1 ч

диком…».

29.

М.Ю. Лермонтов «Утес», «Осень».

1 ч

30.

Детство А.Н. Толстого.

1 ч

31.

А.Н. Толстой «Акула».

1 ч

32.

А.Н. Толстой «Акула». Пересказ по плану.

1 ч

33.

А.Н. Толстой «Прыжок».

1 ч

34.

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1 ч

35.

Л.Н.

Толстой  «Какая

бывает роса

на

траве»,

1 ч

«Куда девается вода из моря?»

36.

Обобщение  по  разделу  «Великие  русские

1 ч

писатели».  Проверим  себя  и  оценим  свои

достижения.

Поэтическая тетрадь 2

5 ч

37.

А.Н.  Некрасов  «Славная  осень»,  «Не  ветер

1 ч

бушует под бором…»

38.

А.Н Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1 ч

39.

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1 ч

40.

И.А.

Бунин  «Детство».  «Полевые

цветы».

1 ч

«Густой ельник у дороги».

41.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1 ч

Литературные сказки

7 ч

42.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».

1 ч

43.

«Сказка про храброго зайца - Длинные уши».

1 ч

44.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1 ч

45.

В.М.   Гаршин   «Лягушка-путешественница».

1 ч

Характеристика героев.

46.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1 ч

47.

В.Ф.

Одоевский

«Мороз

Иванович».

1 ч

Иллюстрация сказки.

48.

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1 ч

Проверим себя и оценим свои достижения.

Были

и небылицы

6 ч

49.

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1 ч

50.

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1 ч

51.

К.Г.  Паустовский  «Растрепанный  воробей».

1 ч

Составление плана.

52.

А.И. Куприн «Слон».

1 ч

53.

А.И.  Куприн  «Слон».  Составление  плана.

1 ч

Пересказ по плану.

54.

Обобщение  по  разделу  «Были  и  небылицы».

1 ч

Проверим себя и оценим свои достижения.

Поэтическая тетрадь 3

5 ч

55.

Саша Черный. Стихи о животных. «Воробей»,

1 ч

«Слон»

56.

А.А. Блок «Ветхая избушка»

1 ч

57.

А.А. Блок «Ворона». «Сны».

1 ч

58.

С.А. Есенин «Черемуха».

1 ч

59.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 3»

1 ч

Люби живое

13 ч

60.

М.М. Пришвин «Моя Родина».

1 ч

61.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1 ч

62.

И.С.

Соколов-Микитов

«Листопадничек».

1 ч

Составление плана.

63.

В.И. Белов «Малька провинилась».

1 ч

64.

В.И. Белов «Еще про Мальку».

1 ч

65.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1 ч

66.

В.В. Бианки «Мышонок Пик». Характеристика

1 ч

поступков героев.

67.

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1 ч

68.

Б.С.  Житков  «Про  обезьянку».  Высказывание

1 ч

впечатлений о прочитанном произведении.

69.

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

1 ч

70.

В.П. Астафьев «Капалуха».

1 ч

71.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1 ч

72.

Обобщение по разделу «Люби живое». Проверим

1 ч

себя и оценим свои достижения».

Поэтическая тетрадь 4 – 5 ч

73.

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой

1 ч

поляной»

74.

А.Л. Барто «Разлука», «В театре».

1 ч

75.

С.В. Михалков «Если».

1 ч

76.

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок».

1 ч

77.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 4».

1 ч

Проект «Праздник поэзии»

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

11 ч

78.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь

1 ч

кузовок».

79.

А.П. Платонов «Цветок на земле».

1 ч

80.

А.П. Платонов «Ещё мама».

1 ч

81.

А.П. Платонов «Ещё мама». Пересказ от другого

1 ч

лица.

82.

М.М. Зощенко «Золотые слова».

1 ч

83.

М.М.  Зощенко  «Золотые  слова».  Чтение  по

1 ч

ролям.

84.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1 ч

85.

Н.Н. Носов «Федина задача».

1 ч

86.

Н.Н. Носов «Телефон».

1 ч

87.

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1 ч

88.

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке –

1 ч

наберешь кузовок».

По

страницам детских журналов

8 ч

89.

Отметки Риммы Лебедевой.

1 ч

90.

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1 ч

91.

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

1 ч

92.

Г.Б. Остер «Вредные советы».

1 ч

93.

Г.Б. Остер «Как получаются легенды».

1 ч

94.

Р. Сеф «Веселые стихи».

1 ч

95.

Обобщение по разделу «По страницам детских

1 ч

журналов».

96.

Итоговая комплексная контрольная работа.

1 ч

Зарубежная литература

6 ч

97.

Мифы и легенды Древней Греции.

1 ч

98.

Храбрый Персей. Древнегреческий миф.

1 ч

99.

Храбрый Персей. Древнегреческий миф

1 ч

100.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1 ч

101.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок».

1 ч

102.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1 ч

Проверим себя и оценим свои достижения.

Учебно – тематический план

4 класс

Содержание программного материала

Кол-во часов

п/п

1

Введение

1

2

Былины. Летописи. Жития.

8

3

Из русской классической литературы

16

4

Поэтическая тетрадь

9

5

Литературные сказки

12

6

Делу время – потехе час

6

7

Страна далёкого детства

6

8

Поэтическая тетрадь

4

9

Природа и мы

9

10

Поэтическая тетрадь

6

11

Родина

6

12

Страна « Фантазия»

5

13

Зарубежная литература

14

Итого 102

часа

Тематическое планирование

4 класс

Кол-во

Тема урока

часов

п/п

1

Введение. Знакомство с учебником.

1 ч

Былины. Летописи. Жития.

1 ч

2

Летописи. « И повесил Олег щит свой на вратах

1 ч

Царьграда».

3

Летописи. «И вспомнил Олег коня своего…».

1 ч

4

Былины. «Ильины три поездочки».

1 ч

5

Былины. «Ильины три поездочки».

1 ч

6

Отрывок из «Жития Сергия Радонежского».

1 ч

7

«Житие Сергия Радонежского». Рассказ о битве по

1 ч

опорным словам.

8

Наши проекты.

1 ч

9

Обобщение по разделу.

1 ч

Из русской классической литературы

16 ч

10

Творчество П. П. Ершова.

1 ч

11

П. П. Ершов «Конёк-горбунок».

1 ч

12

П. П. Ершова «Конёк-горбунок». Характеристика

1 ч

героев.

13

Диагностическая работа.

1 ч

14

А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»... Няне.

1 ч

15

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи

1 ч

богатырях».

16

А. С. Пушкина. «Сказке о мёртвой царевне и о семи

1 ч

богатырях» Деление сказки на части.

17

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». Детские годы

1 ч

поэта.

18

Сказка М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб».

1 ч

19

М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Пересказ по

1 ч

плану.

20

Л.Н.Толстой. «Детство».

1 ч

21

Л.Н.Толстой. Басня «Как мужик убрал камень».

1 ч

22

Творчество А.П.Чехова.

1 ч

23

А.П.Чехов. «Мальчики».

1 ч

24

А.П.Чехов. «Мальчики». Постановка вопросов по

1 ч

содержанию.

25

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1 ч

Поэтическая тетрадь

9 ч

26

Ф.И.Тютчев. «Ещё земли печален вид…», «Как

1 ч

неожиданно и ярко…».

27

А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка».

1 ч

28

Е.А.Баратынский. «Весна, весна!», «Где воздух

1 ч

чист…».

29

А.Н.Плещеев. «Дети и птичка».

1 ч

30

И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»

1 ч

31

Н.А.Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки

1 ч

нянины сказки…».

32

Н.А.Некрасов. «В зимние сумерки нянины

1 ч

сказки…».

33

И.А.Бунин. «Листопад».

1 ч

34

Обобщение по разделу.

1 ч

Литературные сказки

12 ч

35

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке».

1 ч

36

В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Составление

1 ч

плана

37

В.М.Гаршина. «Сказкой о жабе и розе»

1 ч

38

В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». Анализ

1 ч

поступков героев.

39

Контрольная работа «Чудесный мир классики»

1 ч

40

П.П.Бажов. «Серебряное копытце».

1 ч

41

П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Составление

1 ч

плана

42

П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Пересказ по

1 ч

плану

43

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек ».

1 ч

44

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек ». Работа с

1 ч

толковым словарем

45

С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек ».

1 ч

Характеристика героев.

46

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1 ч

Делу время – потехе час

6 ч

47

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

1 ч

48

Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени».

1 ч

Характеристика героев

49

В.Ю.Драгунский. «Главные реки».

1 ч

50

В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка».

1 ч

51

В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

1 ч

52

Обобщающий урок по разделу «Делу время - потехе

1 ч

час».

Страна далёкого детства

6 ч

53

Знакомство с произведением Б.С.Житкова. «Как я

1 ч

ловил человечков».

54

Б.С.Житков. «Как я ловил человечков».

1 ч

Характеристика героев.

55

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»

1 ч

56

К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1 ч

План рассказа

57

М.М.Зощенко. «Ёлка».

1 ч

58

Обобщение по разделу «Страна детства».

1 ч

Поэтическая тетрадь

4 ч

59

В.Я.Брюсов. «Опять сон», «Детская».

1 ч

60

С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»

1 ч

61

М.И.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка…»,

1 ч

«Наши царства».

62

Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь».

1 ч

Природа и мы

9 ч

63

Знакомство с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка.

1 ч

«Приёмыш».

64

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Выборочный

1 ч

пересказ

65

А.И.Куприн. «Барбос и Жулька».

1 ч

66

М.М.Пришвин. «Выскочка».

1 ч

67

Е.И.Чарушин. «Кабан».

1 ч

68

В.П.Астафьева. «Стрижонок Скрип».

1 ч

69

В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». Деление текста

1 ч

на части.

70

Контрольная работа с текстом.

1 ч

71

Обобщение по разделу.

1 ч

Поэтическая тетрадь

6 ч

72

Б.Л.Пастернак. «Золотая осень».

1 ч

73

С.А.Клычков. « Весна в лесу».

1 ч

74

Д.Б.Кедрин. «Бабье лето».

1 ч

75

Н.М.Рубцов. «Сентябрь».

1 ч

76

С.А.Есенин. «Лебёдушка»

1 ч

77

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1 ч

Родина

6 ч

78

И.С.Никитин. «Русь» ».

1 ч

79

С.Д.Дрожжин. «Родине».

1 ч

80

В.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…».

1 ч

81

Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане».

1 ч

82

Наши проекты «Родина»

1 ч

83

Обобщающий урок по теме «Родина».

1 ч

Страна « Фантазия»

5 ч

84

Е.С.Велтистова. «Приключения Электроника».

1 ч

85

Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника».

1 ч

Характеристика героев.

86

Кир Булычёва. «Путешествие Алисы».

1 ч

87

Кир Булычёв. «Путешествие Алисы». Ответы на

1 ч

вопросы.

88

Обобщающий урок-путешествие по «Стране

1 ч

Фантазии».

Зарубежная литература

14ч

89

Д. Свифта. «Путешествие Гулливера».

1 ч

90

Д. Свифт. «Путешествие Гулливера». Пересказ от

1 ч

лица героя.

91

Г.Х.Андерсена. «Русалочка».

1 ч

92

Г.Х.Андерсена. «Русалочка».

1 ч

93

Г.Х.Андерсен. «Русалочка».

1 ч

94

Комплексная контрольная работа

1 ч

95

М.Твен. «Приключения Тома Сойера».

1 ч

96

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»

1 ч

Характеристика поступков героев.

97

С. Лагерлёф. «Святая ночь».

1 ч

98

С. Лагерлёф. «Святая ночь».  Понимание

1 ч

содержания прочитанного.

99

С. Лагерлёф «В Назарете».

1 ч

100

С. Лагерлёф «В Назарете». Работа с иллюстрациями.

1 ч

101

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная

1 ч

литература» ».

102

Обобщающий урок за курс «Литературное чтение»

1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....