Конспект урока литературы в 10 классе по теме : "Обломов-главный герой романа: его сущность, характер, судьба"
план-конспект урока

Конспект урока литературы в 10 классе по теме : "Обломов-главный герой романа: его сущность, характер, судьба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4b79ab6dec369ae68af07bbf552f70f3.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обломов – главный герой романа: его сущность, характер, судьба».

Цели урока:

  1. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.
  2. Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Задачи урока: выявить причины мотивы жизненной апатии героя и сопоставить развитие образа, черт характера Обломова с известными в русской литературе типами.

Форма урока – работа в группах (я выбрала данный прием интерактивного обучения, так как он способствует качественному усвоению материала, дает возможность учащимся делиться мнениями и выслушивать позиции своих одноклассников. Так же хочется отметить, что данный прием повышает интерес учеников к произведению и мотивирует их более детально изучать сюжет и его особенности)

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.

Ход урока: группам раздаются карточки для работы в 2 частях.

Первая часть работы

Так как характер и особенности героя раскрываются в разных ситуациях и сферах, ребятам предлагается несколько тем, которые помогут раскрыть сущность героя более детально.

Темы : 
1.Особенности характера Обломова(портрет)
2.Философия жизни(интерьер)

3.Образ жизни

Задание:

  1. Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.
  2. Оформите работу своей группы в виде сообщения.


Групповой функционал:

  • Руководитель группы
  • Мыслители
  • Работающий с текстом
  • Секретарь
  • Спикер

*Каждая группа делает сообщение по своему вопросу. Формулируем общий вывод об особенностях характера главного героя из всех обозначенных нами составляющих, вывод записываем в тетрадь.

Вторая часть работы

Опорный вопрос: «На что мог бы поменять Обломов сложившийся образ жизни?»

Светская жизнь-Карьера

«Творчество»-«Безликость»

Учащиеся формулируют ответ на вопрос .

Волков, Судьбинский, Пенкин ,Алексеев

Вопросы для работы групп:

  1. Для чего автор вводит этих героев?
  2. Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
  3. Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
  4. Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

«Обрисовка» характера Обломова. Осознает ли он реальное положение своих дел и своей натуры (соотнесите с эпиграфом урока)? «Мечта» Обломова – что она для него?

Рефлексия:

Проводится беседа о жизни Обломова, в форме диалога, выявляем такие аспекты как: цель жизни, принципы, восприятие, отношения с окружающими, дружба, любовь, страхи.

Примерный ответ учащихся :

Жизнь Обломова.

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие
: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

  • Включенность в работу всех участников группы.
  • Качество подготовленного сообщения: полнота раскрытия вопроса, аргументированность, внимание к детали (умение работать с текстом), конкретика и точность ответа.
  • Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Вывод по теме урока: Обломов первоначально полностью раскрывается через быт, печальны ассоциации, наблюдения автора «все запылилось…». Весь день Обломов не только не покидает своей комнаты, но и практически не встаёт с кровати. Однако же и в стенах своей комнаты он не берётся за решение своих проблем. Он только размышляет, думает, и то одна мысль в его голове сменяется другой. По пыльным страницам раскрытой книги, по прошлогоднему номеру газеты на его столе видно, что герой не только не пытается решить свои проблемы, его не интересует окружающий его мир, он живёт в своём мире, который ограничивается его комнатой, больше сказать – его диваном, на котором он проводит все дни. Однако, Гончаров в его портрете описывает сначала лицо – глаза – а в них – душу, сияющую. Автор показывает нам возможную разницу в восприятии двойственность в понимании этого персонажа – отталкивающая читателя от него лень и привлекающая нас грация, открытая душа, мягкость как внешняя так и внутренняя. Внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За «внешним» человеком обнаруживается человек «внутренний».

- О чём мы сегодня с вами говорили на уроке?

(об одном дне из жизни Обломова)

- Какое место в романе занимает описание одного дня героя, композиционно?

(Всю первую часть)

+ к выводам урока! Первая часть как экспозиция романа: Многие критики считают, что первая часть романа – это своеобразная экспозиция всего действия. Гончаров определял его как «введение в роман». Вся жизнь героя – и внешняя и внутренняя, его прошлое (Сон Обломова) и будущее как будто уже раскрываются в этой части. Однако, это не совсем так. Автор провокационно подсказывает нам выводы об Обломове в начале книги, на самом деле он маскирует свою более сложную точку зрения на Илью Ильича. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначный взгляд на толкование романа.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 3 классе по теме: "Молоко и молочные продукты"

Разработка урока по теме "Молоко и молочные продукты"...

Конспект урока в 4 классе по теме "Хобби"

Урок составлен к учебнику И.Н. Верещагиной “English4”, раздел "Увлечения". Урок носит коммуникативный характер, нацелен на формирование навыков говорния, аудирования и чтения. В процессе подготов...

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....

Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"

разработка урока  по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...