Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа
Тайшетского района
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема: «К. Бальмонт «Осень»
Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Учитель начальных классов
Дмитриева Ирина Анатольевна
Учитель: Дмитриева Ирина Анатольевна
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2«г» класс
Тема урока: К. Бальмонт «Осень»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: познакомить детей со стихотворением К.Д. Бальмонта «Осень»; формирование первичных исследовательских умений младших школьников при работе с художественным произведением.
Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста, учить наблюдать за развитием чувств и переживаний лирического героя, формировать навыки чтения, слушания, рассказывания.
Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем ,воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта, наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснить интересные выражения в лирическом тексте, слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, представлять картины осенней природы.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения:
Основные :
Литературное чтение 1 ч. авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.
Смысловое чтение Бойкина М.В., Бубнова И.А. рабочая тетрадь
Дополнительные :
Презентация
Листочки
Цветные карандаши
Толковые словари Ожегова С.И.
Используемая технология: приемы технологии продуктивного чтения.
Этапы урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время | Формирование УУД |
Органи-зационный момент. | #1050;онцентрация внимания.
2 Проверка готовности к уроку.
| .- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада всех вас видеть. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. -Посмотрите все ли у вас готово к уроку. - Мы начинаем с вами урок литературного чтения. | Приветствуют учителя.
Проверяют готовность урока.
| 1 мин. | Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем, соблюдение правил поведения. Регулятивные : Умения организовать свою учебную деятельность. |
Актуали-зация знаний | Речевая разминка | - Прочитайте пословицу жужжащим способом (на слайде) - Как вы ее понимаете?
| Читают. Дети объясняют смысл пословицы. Далее – четкое проговаривание, чтение скороговорки. | 2 мин. | Познавательные УУД: произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Развитие познавательной активности. |
I этап до чтения | #1055;рогнозирование темы урока. Прием «Подбери рифму» | - Ребята, хотели бы вы побывать у Феи в гостях? Это будет интересное приключение, полное трудностей. Прежде чем определить наши цели и задачи, я предлагаю вам испытать себя в подборе рифм. Пускала пузырики В соломинку Фея.(Таня, Валя) Придворные лирики Жужжали ей, рея: — О,чудо-пузырики,(шарики, цветочки) О, дивная Фея! (Таня, Галя) Пурпурные, синие,
Нежнее, чем в сказке. Какие в них линии, Какие в них краски! (Сказки, цвета) Зелёные, синие, Как детские глазки. (сказки, краски) (На экране – стихотворение с пропущенными словами.Нужно подобрать слова по смыслу и в рифму, дается по 3 варианта на выделенное слово) Это стихотворение «Забавы Феи» написал очень известный поэт 19-20 веков Бальмонт Константин Дмитриевич. -Попробуйте определить тему нашего урока. -Какие задачи будем решать на уроке? | Подбирают рифмы.
Выдвигают предположение о теме урока. С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель, определяют задачи.
| 4 мин. | Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение выражать мысли. Познавательные УУД: умения формулировать тему и учебную задачу..
|
| #1047;накомство с поэтом
| Слово учителя (сопровождается слайдами) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Он очень любил свою малую родину. А.Блок назвал Бальмонта «поэтом с утренней душой», которому «никто… не равен в его певучей силе». Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, - так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты». В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочери. В этом сборнике и было помещено стихотворение “Осень”, с которым мы познакомимся на уроке. | Ученики слушают учителя. Смотрят на слайды.
| 3 мин. | Познавательные УУД. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу
|
II этап. Работа с текстом во время чтения | #1055;ервичное прослушивание текста. Приём «Вопрос- ответ».
| Учитель включает аудиозапись стихотворения К. Бальмонта «Осень» Беседа. - Какие чувства вызывает это стихотворение? -Если испытываешь затруднения, выбери подходящие по смыслу слова. ( слайд) Печальное, восхищение, радостное, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие. - Назовите слова, которые отражают настроение стихотворения? -Как вы считаете, название стихотворения «Осень» отображает его тему? -А настроение? -На уроке мы будем учиться определять настроение стихотворения. Откройте учебники и прочитайте вполголоса стихотворение “Осень», в учебниках это стихотворение дано без названия. | Слушают аудиозапись.
Отвечают на вопросы учителя.
Ответы детей.
Открывают учебник на стр.69. читают.
| 5 мин. | Регулятивные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
| 2. Словарная работа.
| -Какие слова оказались непонятными при чтении стихотворения? Благовонья, разноцветном , спросонья, прочь. (на слайде) -Попробуйте сами объяснить эти слова. Кому трудно, можно воспользоваться «Толковым словарем» Ожегова С.И. | .Ответы детей. Используют «Толковый словарь» Ожегова С.И.
| 5 мин. | Предметные УУД: Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор |
| 3. Физминутка (на слайде) |
| Выполняют физминутку. | 1 мин. |
|
| 4. Приём «Тетрадь с печатной основой» | Учитель просит открыть рабочие тетради на стр.30 Работа в парах задание 5. Объясни смысл выражений. -Улетают прочь. –Солнце реже смеётся… -Определи, о каком времени пишет автор: о конце лета, о переходе лета к осени, о поздней осени? - Подумай, как можно назвать это стихотворение? (Слайд) | Выполняют задание в тетрадях. Взаимопроверка. Ответы детей.
| 3 Мин. | Предметные УУД: Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя. Коммуникативные УУД.: умение договариваться с товарищем, находить общее решение. |
| #1051;итературные приемы. | Что необычного в изображении осени у автора? Почему написано с большой буквы слово Осень? Что делает девушка Осень? Прочитайте. Какие явления природы поэт еще одушевляет? Прочитайте эти строки. Как называется такой литературный прием? (на слайде) Назовите свои примеры олицетворения в осенней природе. | Ответы учеников.
| 4 мин. |
III этап Работа с текстом после чтения
| #1041;еседа.
Приём «Чтение в кружок» | #1063;то вы можете сказать о Бальмонте, как о человеке? Как он относится к своей родине, природе? 2. Какой темп чтения нужно выбрать? 3. Какие слова нужно подчеркнуть, чтобы выделить их голосом? -Начинаем по очереди читать стихотворение по строфе. Задача слушающих – задавать чтецу вопросы по прочитанному. | Ответы учеников
Подчёркивают нужные слова.
Ученики читают по очереди, задают вопросы читающему. | 5 мин. |
|
| #1058;ворческая работа. | Какое настроение стихотворения? Учитель раздает листочки. - Попробуйте передать настроение цветом. Выберите подходящие цветные карандаши и создайте палитру настроения. - После окончания работы, поднимите вверх. | Ученики получают листочки и выполняют задание. Выполнив задание, поднимают листочки вверх | 4 мин. | Регулятивные УУД: Учатся выражать настроение стихотворения при помощи цвета. Познавательные УУД: Развитие творческого воображения. |
| 3. Подведение итогов. | -- С каким поэтом познакомились на уроке? - Какое произведение изучали? | Ответы детей | 1 мин. | Коммуникативные УУД: Учатся оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД. Умения сохранять учебную задачу |
| 4. Рефлексия. | -Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. | Дети рисуют смайлики. | 2 мин. |
Используемая литература:
1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс; пособие для учителя/ С.В. Кутятина- М.: ВАКО, 2021.
3.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
4. «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
Используемые Интернет – ресурсы:
#1055;ортрет
#1057;лайд-фильм Жакулиной И. В. ;tmpl=Thread&BoardId=5028&ThreadId=286457
#1040;втор шаблона Ранько Е. А.
4. #1055;оспевает%20брусника.%20Бальмонт.
5. конспект урока
Приложение 1.
![]()