Технологическая карта урока литературного чтения "Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Дмитриенко Карина Евгеньевна

Технологическая карта урока литературного чтения "Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто" (2 класс) по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Заветинская средняя общеобразовательная школа №1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения

2 класс

Тема: Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто.

Учитель: Дмитриенко К.Е.

МБОУ Заветинская СОШ №1

Технологическая карта урока открытия нового знания.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Агнии Львовны Барто.

Учебные задачи

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  5. Формирование широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
  6. Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
  7. Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
  8. Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
  9. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
  10. Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).

Направленные на достижение предметных результатов:

  1. Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).

Оснащение урока:

Материалы для учащегося: карточки с действиями алгоритма

Зрительный ряд: презентация, портрет А.Л. Барто.

Музыкальный ряд: музыкальная физминутка.

Задание для учащихся: стр. 39, стр. 40-42 (стих)

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (2 мин)

- Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя.

КУУД: умение выражать свои мысли.

ЛУУД: смыслообразование.

ПУУД: подведение под понятие, выведение следствий.

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия (5 мин)

- Ребята, чтобы читать правильно и красиво, нужно произносить слова отчетливо и грамотно, а поможет нам в этом речевая разминка.

[Слайд 2]

Речевая разминка.

Котик.

Котя, котенька, коток,

Котя – крохотный клубок,

Колобком катается,

Крутится, кусаетя…

Д. Гончарова

1) Прочитайте с веселой интонацией.

2) Прочитайте с грустной интонацией.

3) Чтение хором.

- Мы продолжаем знакомиться с зарубежными писателями.

- У каждого народа своя культура, своя манера одеваться, встречать гостей, праздновать, готовить кушать. Но у каждого народа есть свой фольклор.

- Что такое фольклор?

- Произведения фольклора разные, но есть и что-то общее. Хочу предложить вам пословицы:

  • Похожи, как две капли воды. (Русская)
  • Похожи, как две горошины. (Датская)

- Какая пословица вам ближе? Почему?

- А почему во 2 пословице говорится о горошинах? Они разве все будут одинаковые?

- А вспомним теперь героев сказок. Есть ли у них что-то общее?

- В какой сказке говорится о том, кто самый маленький помог и от его усилий зависел весь успех работы?

- Кто помнит сказку «Кот, петух и лиса»?

- Это народная сказка. А вот всеми любимый кот в сапогах живет во французской сказке, написанной Шарлем Перро.

Исполняют речевую разминку.

Читают речевую разминку с разной интонацией.

- Произведения устного народного творчества.

- Первая. Потому что две капли будут совершенно одинаковые.

- Вторая пословица будет ближе датчанам, т.к. культура «горох» у них очень распространена.

- Мышонок и сказке «Репка».

Ответы детей.

РУУД: планирование своей деятельности.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин)

[Слайд 3]

- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным зарубежным писателем Шарлем Перро.

- Мы попросили его рассказать о себе и ответить на вопросы.

Слайд.

- Вы помните, где вы родились?

- Вы помните свое детство?

- Почему вы начали писать сказки?

- Какие из ваших произведений запомнились и особо чтятся французами?

- Когда вышла ваша первая книга?

- А почему вы не подписали свою книгу своим именем?

- Вспоминая вашу замечательную сказку «Кот в сапогах», становится очень интересно, почему же именно кота вы сделали героем произведения?

- Я родился 12 января 1628г. в Париже, в богатой семье судьи Парижского парламента Пьера Перро.

- Когда я родился, моя семья на тот момент уже была известна. Я был младшим из пяти братьев. В 9 лет меня отправили учиться в колледж. Все время обучения я был примерным учеником и по поведению, и по отметкам, но всё равно колледж, в котором учился, бросил и занялся самообразованием.

- Моя душа никогда не лежала к моей профессии юриста, и проработал им я не долго. К тому времени я успел уже написать несколько произведений. К счастью, они принесли ему успех. Карьера начала стремиться в гору, меня даже допустили до Людовика 14 с моими поэмами.

- Это «Сказки матушки Гусыни, или истории и сказки былых времен». Французы ее считают одним из лучших произведений, передающих национальный дух.

- Впервые книга вышла в 1697 году, когда мне было уже 69 лет. Это первое издание моих сказок. Но эта книга была подписана именем моего одиннадцатилетнего сына – Пьер дэ Арманкур.

- В то время считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойно государственного человека. Однако, к третьему изданию моей книги, обнаружилось, что ее автор – я.

- У меня очень долго жил кот, которого я очень сильно любил. Я считаю, что коты очень умные, сообразительные, ловкие, быстрые, хитрые и т.д. Их положительные качества можно перечислять бесконечно. К тому же, мне кажется, что после прочтения этой сказки вы это и сами поймете и найдете ответ на свой вопрос.

ПУУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

#1069;тап целеполагания и построения проектов коррекции выявленных затруднений (2мин)

- Ребята, ну что ж, значит ответ на наш вопрос «Почему же все же кот – главный герой» мы будем искать в самой сказке.

- Кто же они – герои этой сказки?

Слайд

- Каким вы представляете себе Кота в сапогах?

- В учебнике у вас тоже представлен рисунок Кота в сапогах. Давайте его рассмотрим. Откройте стр. 183. Опишите кота.

- Ребята, а кто такой мельник?

Слайд.

- А этот мальчик – мельник похож на русского мальчика?

- Почему вы так думаете?

- Сам худой, а морда большая. Лапы широко расставил. Одна лапа у него важно подпирает бок. Исходя из того, что он высоко поднял другую лапу и открыл рот, можно сказать, что он разговаривает с мальчиком - мельником.

-

- Нет.

-

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

ПУУД: - структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин)

- Посмотрите на следующую страницу: какие-то шарики, игрушки. Кто вспомнит эти строки Агнии Барто?

- Ой, бедный мишка! Ребята, а что же с ним случилось?

- А что же зайчик? Что с ним случилось?

- А лошадка? Что с ней?

- На этой странице живут герои только 3 стихов. Но ведь их намного больше.

- А у меня в руках книга Агнии Львовны Барто. И на какой бы странице я не открыла эту книгу, то я знаю, что меня ждут добрые герои. Ну, вот, например, это стихотворение.

Зачитываю стихотворение.

Ответы детей.

- Ему оторвали лапки и уронили на пол.

- Его оставили мокнуть под дождем.

- Девочка ее причесывала.

Слушают стихотворение.

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин)

[Слайд 5]

Агния Львовна Барто – русская писательница. Родилась в семье ветеринарного врача. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. Первая книжка молодой поэтессы вышла в свет в 1925 г.

В стихотворениях Агния Барто часто изображала детские портреты. Не идеализируя детей, она безгранично верила в их «человечность». Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:

- Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

- Почему ты решил, что это про тебя?

- Так в классе говорят.

- А тебе сколько лет?

- Десять.

- А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было…

Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но стихи ее читают, любят, а в героях узнают себя или своих друзей.

Слушают рассказ учителя и участвуют в диалоге с ним.

ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка и формулирование проблемы.

РУУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Физминутка (2 мин)

- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного подвигаться.

[Слайд 6]

Физминутка.

Выполняют физминутку.

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

- А теперь вернемся к теме нашего урока. Открываем учебники на странице 40. Автор учебника предлагает нам познакомиться со стихотворением «Веревочка». Как вы можете предположить, о чем это стихотворение?

- Так как же нам узнать, о чем это стихотворение?

- Верно.

Читаю стихотворение.

- Вам понравилось стихотворение?

- Ребята, а какое настроение стихотворения?

- Перечитаем начало стихотворения. В каких словах звучит весеннее настроение?

- Какая же она, весенняя Москва?

- Ребята, давайте рассмотрим, как художник проиллюстрировал это стихотворение. Давайте посмотрим в левый верхний угол: тут нарисована поющая птичка. А как понять, что она поет?

- Вот если вернуться к этим трем первым четверостишьям, какими словами передается атмосфера Москвы?

- А где мы слышим этот шум в стихотворении?

- Раз стало тепло, дети выбежали на улицу. Весной дети вспоминают свои игры. А о какой игре говорит поэт в 4 четверостишье?

- А сколько это: 10 раз по 10? Это много? А это возможно столько раз прыгать?

- А как называет автор детей в 5 четверостишье?

- А раз чемпионы, то они скачут не только много, но и по-разному.

- Среди чемпионов всегда есть тот, кто делает лучше всех. А каково имя чемпионки в нашем стихотворении?

- А что, вот так вот можно скакать целых пол часа?

- Вот так Лидочка! А кто-нибудь из вас смог бы посоревноваться с Лидочкой? Желающие, выходите. Представьте, что у вас в руках скакалка.

- А покажите, как это прямо, боком и с прискоком.

- Отлично! Целая команда!

- Ребята, а какие есть еще весенние игры?

[Слайд 7] Салочки

[Слайд 8] Лапта

[Слайд 9] Мяч

[Слайд 10] Игры

- Это старинные русские игры. В них играли не только ваши бабушки, но и бабушки ваших бабушек. Я предлагаю вам с приходом весны выйти на улицу и поиграть в эти веселые и подвижные игры.

Открывают учебник на странице 40.

Ответы детей.

- Прочитать стихотворение.

- Веселое, весеннее, задорное, радостное и т.д.

- В слове деньки.

- Шумная.

- У нее раскрыт клювик.

- Шум.

Ответы детей.

- Прыжки на скакалке, «веревочка».

- Это 100 раз. Да, возможно.

- Чемпионы, мастера.

- Лида.

- Да, можно.

- Да, мы можем посоревноваться с ней!

Дети выходят к доске.

Дети демонстрируют прыжки.

- Салки, догонялки, лапта, мяч и т.д

ПУУД: - осознанное и произвоьное построение речевого высказывания в устной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

РУУД: - контроль в форме сверения с работами одноклассников;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в работу в случае с расхождением с истиной.

КУУД: - учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин)

- Ребята, посмотрите на Лиду такой, как изобразил ее автор. Вы такой себе ее представляете? А она похожа на кого-нибудь, кого вы знаете?

- Ребята, на рисунке есть одна деталь, которая указывает на то, что она много и долго прыгала. Что это? Найдете?

- И вот на страницы стихотворения врывается весна. Ученики идут с книжками, тетрадками. А им не скучно?

- Какими словами заканчивается стихотворение?

- Конечно же им не скучно! Ведь на улице весна и всем на душе радостно.

- Вот такое вот стихотворение «Веревочка». Но ведь здесь нам автор рассказывает и про весну, тогда почему его автор назвал «Веревочка»?

[Слайд 11]

- Эту картину весны, наверное, подсмотрела сама Агния Барто, когда проходила мимо. Мимо шли люди, усталые, с работы и с магазина. И одна пожилая женщина остановилась рядом с Агнией Барто и о чем-то задумалась. Подумайте в парах, о чем задумалась эта женщина?

- А что делают ласточки на страницах стихотворения, ведь в самом стихотворении не говорится о ласточках?

- Зачем поэтесса написала это стихотворение? У нее ведь есть и так много добрых и веселых стихотворений.

Ответы детей.

- Красные щеки.

- Нет.

- «Сколько хочешь радуйся, Скачи на все лады».

Ответы детей.

Работа детей в парах.

Ответы детей.

Ласточки – это символ весны. Художник хотел показать, что время года в стихотворении – весна.

Ответы детей.

ПУУД: - структурирование знаний;

- осознанное построение речевого высказывания.

РУУД: - контроль;

- коррекция в случае расхождения с истиной;

- оценка деятельности.

КУУД: умение выражать свои мысли.

9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин)

[Слайд 12]

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию).

[Слайд 13]

Рефлексия

Выберете и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

Записывают домашнее задание.

Проводят рефлексию своей работы на уроке.

ЛУУД: определение личной значимости урока.

РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»

Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...

Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс

Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).

Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками)....