Технологическая карта урока литературного чтения "Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения "Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто" (2 класс) по ФГОС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заветинская средняя общеобразовательная школа №1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературного чтения
2 класс
Тема: Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто.
Учитель: Дмитриенко К.Е.
МБОУ Заветинская СОШ №1
Технологическая карта урока открытия нового знания.
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: Жизнь и творчество Агнии Львовны Барто.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Агнии Львовны Барто.
Учебные задачи
Направленные на достижение личностных результатов:
- Принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Формирование широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире;
- Формирование установки в поведении на принятые моральные нормы;
- Формирование осознанного понимания чувств одноклассников, стремления прийти им на помощь;
- Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозировать предстоящую работу (составлять план), осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в текст: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
- Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе (Коммуникативные УУД).
Направленные на достижение предметных результатов:
- Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию).
Оснащение урока:
Материалы для учащегося: карточки с действиями алгоритма
Зрительный ряд: презентация, портрет А.Л. Барто.
Музыкальный ряд: музыкальная физминутка.
Задание для учащихся: стр. 39, стр. 40-42 (стих)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| ||
- Здравствуйте, ребята! | Приветствуют учителя. | КУУД: умение выражать свои мысли. ЛУУД: смыслообразование. ПУУД: подведение под понятие, выведение следствий. |
| ||
- Ребята, чтобы читать правильно и красиво, нужно произносить слова отчетливо и грамотно, а поможет нам в этом речевая разминка. [Слайд 2] Речевая разминка. Котик. Котя, котенька, коток, Котя – крохотный клубок, Колобком катается, Крутится, кусаетя… Д. Гончарова 1) Прочитайте с веселой интонацией. 2) Прочитайте с грустной интонацией. 3) Чтение хором. - Мы продолжаем знакомиться с зарубежными писателями. - У каждого народа своя культура, своя манера одеваться, встречать гостей, праздновать, готовить кушать. Но у каждого народа есть свой фольклор. - Что такое фольклор? - Произведения фольклора разные, но есть и что-то общее. Хочу предложить вам пословицы:
- Какая пословица вам ближе? Почему? - А почему во 2 пословице говорится о горошинах? Они разве все будут одинаковые? - А вспомним теперь героев сказок. Есть ли у них что-то общее? - В какой сказке говорится о том, кто самый маленький помог и от его усилий зависел весь успех работы? - Кто помнит сказку «Кот, петух и лиса»? - Это народная сказка. А вот всеми любимый кот в сапогах живет во французской сказке, написанной Шарлем Перро. | Исполняют речевую разминку. Читают речевую разминку с разной интонацией. - Произведения устного народного творчества. - Первая. Потому что две капли будут совершенно одинаковые. - Вторая пословица будет ближе датчанам, т.к. культура «горох» у них очень распространена. - Мышонок и сказке «Репка». Ответы детей. | РУУД: планирование своей деятельности. ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений (2 мин) | ||
[Слайд 3] - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным зарубежным писателем Шарлем Перро. - Мы попросили его рассказать о себе и ответить на вопросы. Слайд. - Вы помните, где вы родились? - Вы помните свое детство? - Почему вы начали писать сказки? - Какие из ваших произведений запомнились и особо чтятся французами? - Когда вышла ваша первая книга? - А почему вы не подписали свою книгу своим именем? - Вспоминая вашу замечательную сказку «Кот в сапогах», становится очень интересно, почему же именно кота вы сделали героем произведения? | - Я родился 12 января 1628г. в Париже, в богатой семье судьи Парижского парламента Пьера Перро. - Когда я родился, моя семья на тот момент уже была известна. Я был младшим из пяти братьев. В 9 лет меня отправили учиться в колледж. Все время обучения я был примерным учеником и по поведению, и по отметкам, но всё равно колледж, в котором учился, бросил и занялся самообразованием. - Моя душа никогда не лежала к моей профессии юриста, и проработал им я не долго. К тому времени я успел уже написать несколько произведений. К счастью, они принесли ему успех. Карьера начала стремиться в гору, меня даже допустили до Людовика 14 с моими поэмами. - Это «Сказки матушки Гусыни, или истории и сказки былых времен». Французы ее считают одним из лучших произведений, передающих национальный дух. - Впервые книга вышла в 1697 году, когда мне было уже 69 лет. Это первое издание моих сказок. Но эта книга была подписана именем моего одиннадцатилетнего сына – Пьер дэ Арманкур. - В то время считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойно государственного человека. Однако, к третьему изданию моей книги, обнаружилось, что ее автор – я. - У меня очень долго жил кот, которого я очень сильно любил. Я считаю, что коты очень умные, сообразительные, ловкие, быстрые, хитрые и т.д. Их положительные качества можно перечислять бесконечно. К тому же, мне кажется, что после прочтения этой сказки вы это и сами поймете и найдете ответ на свой вопрос. | ПУУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. РУУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. КУУД: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
#1069;тап целеполагания и построения проектов коррекции выявленных затруднений (2мин) | ||
- Ребята, ну что ж, значит ответ на наш вопрос «Почему же все же кот – главный герой» мы будем искать в самой сказке. - Кто же они – герои этой сказки? Слайд - Каким вы представляете себе Кота в сапогах? - В учебнике у вас тоже представлен рисунок Кота в сапогах. Давайте его рассмотрим. Откройте стр. 183. Опишите кота. - Ребята, а кто такой мельник? Слайд. - А этот мальчик – мельник похож на русского мальчика? - Почему вы так думаете? | - Сам худой, а морда большая. Лапы широко расставил. Одна лапа у него важно подпирает бок. Исходя из того, что он высоко поднял другую лапу и открыл рот, можно сказать, что он разговаривает с мальчиком - мельником. - - Нет. - | РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. ПУУД: - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. КУУД: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. |
5. Этап реализации построенного проекта (8 мин) | ||
- Посмотрите на следующую страницу: какие-то шарики, игрушки. Кто вспомнит эти строки Агнии Барто? - Ой, бедный мишка! Ребята, а что же с ним случилось? - А что же зайчик? Что с ним случилось? - А лошадка? Что с ней? - На этой странице живут герои только 3 стихов. Но ведь их намного больше. - А у меня в руках книга Агнии Львовны Барто. И на какой бы странице я не открыла эту книгу, то я знаю, что меня ждут добрые герои. Ну, вот, например, это стихотворение. Зачитываю стихотворение. | Ответы детей. - Ему оторвали лапки и уронили на пол. - Его оставили мокнуть под дождем. - Девочка ее причесывала. Слушают стихотворение. | ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации; - выдвижение гипотез и их обоснование. РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (2 мин) | ||
[Слайд 5] Агния Львовна Барто – русская писательница. Родилась в семье ветеринарного врача. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. Первая книжка молодой поэтессы вышла в свет в 1925 г. В стихотворениях Агния Барто часто изображала детские портреты. Не идеализируя детей, она безгранично верила в их «человечность». Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой: - Зачем вы про меня написали? Это все неправда! - Почему ты решил, что это про тебя? - Так в классе говорят. - А тебе сколько лет? - Десять. - А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было… Годы идут. Нет уже с нами Агнии Львовны Барто. Но стихи ее читают, любят, а в героях узнают себя или своих друзей. | Слушают рассказ учителя и участвуют в диалоге с ним. | ПУУД: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - постановка и формулирование проблемы. РУУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. КУУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
Физминутка (2 мин) | ||
- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного подвигаться. [Слайд 6] Физминутка. | Выполняют физминутку. | |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | ||
- А теперь вернемся к теме нашего урока. Открываем учебники на странице 40. Автор учебника предлагает нам познакомиться со стихотворением «Веревочка». Как вы можете предположить, о чем это стихотворение? - Так как же нам узнать, о чем это стихотворение? - Верно. Читаю стихотворение. - Вам понравилось стихотворение? - Ребята, а какое настроение стихотворения? - Перечитаем начало стихотворения. В каких словах звучит весеннее настроение? - Какая же она, весенняя Москва? - Ребята, давайте рассмотрим, как художник проиллюстрировал это стихотворение. Давайте посмотрим в левый верхний угол: тут нарисована поющая птичка. А как понять, что она поет? - Вот если вернуться к этим трем первым четверостишьям, какими словами передается атмосфера Москвы? - А где мы слышим этот шум в стихотворении? - Раз стало тепло, дети выбежали на улицу. Весной дети вспоминают свои игры. А о какой игре говорит поэт в 4 четверостишье? - А сколько это: 10 раз по 10? Это много? А это возможно столько раз прыгать? - А как называет автор детей в 5 четверостишье? - А раз чемпионы, то они скачут не только много, но и по-разному. - Среди чемпионов всегда есть тот, кто делает лучше всех. А каково имя чемпионки в нашем стихотворении? - А что, вот так вот можно скакать целых пол часа? - Вот так Лидочка! А кто-нибудь из вас смог бы посоревноваться с Лидочкой? Желающие, выходите. Представьте, что у вас в руках скакалка. - А покажите, как это прямо, боком и с прискоком. - Отлично! Целая команда! - Ребята, а какие есть еще весенние игры? [Слайд 7] Салочки [Слайд 8] Лапта [Слайд 9] Мяч [Слайд 10] Игры - Это старинные русские игры. В них играли не только ваши бабушки, но и бабушки ваших бабушек. Я предлагаю вам с приходом весны выйти на улицу и поиграть в эти веселые и подвижные игры. | Открывают учебник на странице 40. Ответы детей. - Прочитать стихотворение. - Веселое, весеннее, задорное, радостное и т.д. - В слове деньки. - Шумная. - У нее раскрыт клювик. - Шум. Ответы детей. - Прыжки на скакалке, «веревочка». - Это 100 раз. Да, возможно. - Чемпионы, мастера. - Лида. - Да, можно. - Да, мы можем посоревноваться с ней! Дети выходят к доске. Дети демонстрируют прыжки. - Салки, догонялки, лапта, мяч и т.д | ПУУД: - осознанное и произвоьное построение речевого высказывания в устной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности. РУУД: - контроль в форме сверения с работами одноклассников; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в работу в случае с расхождением с истиной. КУУД: - учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения (9 мин) | ||
- Ребята, посмотрите на Лиду такой, как изобразил ее автор. Вы такой себе ее представляете? А она похожа на кого-нибудь, кого вы знаете? - Ребята, на рисунке есть одна деталь, которая указывает на то, что она много и долго прыгала. Что это? Найдете? - И вот на страницы стихотворения врывается весна. Ученики идут с книжками, тетрадками. А им не скучно? - Какими словами заканчивается стихотворение? - Конечно же им не скучно! Ведь на улице весна и всем на душе радостно. - Вот такое вот стихотворение «Веревочка». Но ведь здесь нам автор рассказывает и про весну, тогда почему его автор назвал «Веревочка»? [Слайд 11] - Эту картину весны, наверное, подсмотрела сама Агния Барто, когда проходила мимо. Мимо шли люди, усталые, с работы и с магазина. И одна пожилая женщина остановилась рядом с Агнией Барто и о чем-то задумалась. Подумайте в парах, о чем задумалась эта женщина? - А что делают ласточки на страницах стихотворения, ведь в самом стихотворении не говорится о ласточках? - Зачем поэтесса написала это стихотворение? У нее ведь есть и так много добрых и веселых стихотворений. | Ответы детей. - Красные щеки. - Нет. - «Сколько хочешь радуйся, Скачи на все лады». Ответы детей. Работа детей в парах. Ответы детей. Ласточки – это символ весны. Художник хотел показать, что время года в стихотворении – весна. Ответы детей. | ПУУД: - структурирование знаний; - осознанное построение речевого высказывания. РУУД: - контроль; - коррекция в случае расхождения с истиной; - оценка деятельности. КУУД: умение выражать свои мысли. |
9. Этап рефлексии учебной деятельности (6 мин) | ||
[Слайд 12] Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (по желанию). [Слайд 13] Рефлексия Выберете и продолжите любое предложение.
| Записывают домашнее задание. Проводят рефлексию своей работы на уроке. | ЛУУД: определение личной значимости урока. РУУД: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературного чтения В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс УМК «Гармония»
Урок литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Волшебное слово"...
Технологическая карта урока литературного чтения С. Михалков «Сила воли» 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: С. И. Михалков «Сила воли» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; воспитывать положительные качеств...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.Дуров «Наша Жучка» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.Дуров «Наша Жучка»Цели урока: - Воспитание нравственных качеств учащихся, любви к живому пробуждение сострадания и милосердия к братьям нашим меньш...

Технологическая карта урока литературного чтения «С. А.Есенин «Черемуха» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «С. А.Есенин «Черемуха»Цели урока: - Учить детей представлять в своём воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;Предметные:учить ...

Технологическая карта урока литературного чтения "У страха глаза велики" 2 класс
Данный материал для урока литературного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок" (3 класс).
Урок проведен с использованием технологии продуктивного чтения (прием чтение с остановками)....
